Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 14. Эпистемология (Гносеология) и философия науки↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Познание как социально-опосредованное, исторически развивающееся отношение человека к миру. Духовно-практическое освоение мира как интегральное явление, направленное на извлечение сущностных сил человекк и их опредмечивание в действительности. Многообразие форм духовно-практического освопения мира: мифологическое, языковое сознание, искусство, а также познание как получение истинного знания. Индивидуальная познавательная деятельность субъекта. Рассудок и разум, соотношение рационального и иррационального в познании и деятельности. Объектное осмысление действительности. Специфика познания ненаблюдаемого объекта. Роль субъект-объектных отношений (общения, коммуникации в познании. Система ценностных ориентаций в познании. Многобразные формы познания: эмпирическое и теоретическое, научное и вненаучное. Системность, обоснованность и универсальность научных знаний. Идеалы и критерии научности. Наука как вид духовного производства. Знание и вера. Укоренненность веры в социальном опыте, традициях, повседневном мышлении. Вера как конструктивный компонент познания. Соотношение веры и сомнения. Вера в понимании - условие «бытия среди людей». Специфика социального (гуманитарного) познания. Основные пути постижения истины. Религия, мораль, философия, наука. Скептицизм как абсолютизация бездеятельности. Релятивизм, субъективизм, догматизм. Вербальная и невербальная истина. Истина в праве и в следствии. Критерии истины в обыденном сознании. Привычка, время, обычай, ощущения, польза и др. Основные концепции истины. Корреспондентская теория истины, прагматическая теория истины, когерентная теория истины. Культурно-исторический аспект истины. Особенности понимания истины в различных культурах. Соборный характер истины в русской культуре. Истина в науке. Парадигмы научной рациональности. Критический рационализм К. Поппера. Концепция научных революций Т. Куна. Зарождение науки и основные этапы ее становления. Сущность и основные черты научного познания. Изменение научной картины мира в процессе исторического развития науки. Наука как особая форма познания и как социальный институт. Система науки. Понятие научного метода и методология науки. Методы и формы современного научного познания. Общенаучные методы, междисциплинарные и конкретно-научные методы. Роль философии в развитии методологии науки. Естественно-научное и гуманитарное познание. Две ступени научного познания - теоретическая и эмпирическая. Теоретические и эмпирические методы исследования. Проблема редукции теоретических терминов. Методы элиминации в современной логике и ме тодологии науки (метод Рамсея, прагматические методы и др.). Научная теория как основная форма организации научного знания. Объяснение и предсказание как основные функции научной теории. Объект и предмет теории. Основные требования, предъявляемые к научным теориям: адекватность, полнота, непротиворечивость теории. Проблема интерпретации. Фрагмент действительности как модель теории.
Основная литература: Философия. Учебник под ред. Губина В.Д и Сидориной Т.Ю. Часть 2. Гл. 2. Эпистемология. Философское учение о знании. Любое издание. (http://www.philosophy.ru/edu/ref/gubin/00.html)
Дополнительная литература: Пирс Ч.С. Как сделать наши идеи ясными // Пирс Ч.С. Избранные произведения. М.: Логос, 2000. С. 266-296
Тема 15. Этика. Предмет и задачи этики. Этика повседневной жизни. Принципы классификации этических теорий. Классические теории в этике. Платонизм. Этика Аристотеля. Гедонизм. Кинизм. Стоицизм. Христианская этика. Исламская этика. Консеквенциализм и деонтология. Современная этика. Особенности современной этической теории. Субъективизм и объективизм (моральный реализм). Натурализм и эмотивизм. Прикладная этика. Добро как наиболее общее нравственное требование. Природа добра. Различные концепции добра. Проблема объективности добра. Природа социального зла. Возможность сопротивления злу. Идея непротивления злу и идея противостояния злу силою. Концепция справедливой войны. Принципы морали. Гуманизм. Патриотизм. Абстрактный характер моральных принципов. Нормы морали как конкретное требование. Моральное действие и моральное сознание. Соотношение норм морали и норм права.
Основная литература: Гусейнов А.А. Этика и мораль в современном мире. Этическая мысль. Ежегодник. М.: ИФ РАН, 2000. http://ethics.iph.ras.ru/em/em1/1.html
Дополнительная литература: Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия. Любое издание. http://www.vehi.net/soloviev/index.html Ильин И.С. О сопротивлению злу силою. Любое издание. http://www.philosophy.ru/library/il/01/00.html Аврелий Марк. Наедине с собой. Любое издание. http://www.philosophy.ru/library/avr/0.html Кант И. Основы метафизики нравственности. Любое издание. http://www.philosophy.ru/library/kant/omn.html Милл Дж. О свободе. Любое издание. http://ethicscenter.ru/biblio/mill_fr.htm
Тема 16. Политическая философия. Права и обязанности человека в обществе. Основные концепции прав человека. Виды прав. Негативные и позитивные права. Социальные права. Обязанности человека. Теория политических обязанностей и политического долга. Обязанность в отношении общества и государства. Обязанность выполнять законы. Противоречие прав и обязанностей. Смысл и значение справедливости. Воздающая справедливость и распределяющая справедливость. Сферы распределительной справедливости. Социальная справедливость статусного общества. Социальная справедливость в современном демократическом и эгалитарном обществе Утилитарная модель социальной справедливости. Либерально-эгалитарная модель социальной справедливости. Либертарная модель социальной справедливости. Коммунитарная модель социальной справедливости. Феминистская модель социальной справедливости. Социальная справедливость и ее состояние в России. Теория политической свободы. Теория демократии. Модели демократии. Либеральная модель. Элитарная модель. Теория справедливости международных отношений и справедливой войны
Основная литература: Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. С. 19-34. http://ethicscenter.ru/biblio/b1.html
Дополнительная литература: Кимлика У. Современная политическая философия. Введение. М.: Издательский дом Государственного университета – Высшей школы экономики, 2010 Нозик Р. Анархия, государство и утопия. М.: ИРИСЭН, 2008 Нравственные ограничения войны: Проблемы и примеры / Под ред. Б. Коппитерса, Н. Фоушина, Р. Апресяна. М.: Гардарики, 2002 Макинтайр А. После добродетели. М.: Академический Проект Деловая книга, 2000
Литература ко всем темам.
Основная: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия — М,: Проспект, 2009 Гуревич П.С. Основы философии. М.: Гардарики, 2000. Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов — М.: Инфра-М, 2009. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Философия — М.: Высшее образование, 2009. Марков Б.В. Философия — СПб.: Питер, 2009 Налетов И.З. Философия. — М.: Инфра-М, 2007. Новая философская энциклопедия, в 4-х т. — М. 2000-2001 Основы современной философии. Изд. 3-е, доп. СПб., Лань, 2001. Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной — М.: Гардарики, 2008 Философия: учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина — М,: Проспект, 2009 Философия: учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко — М.: Юристъ, 2008 Философия: энциклопедический словарь /под. ред. А.А. Ивина — М.: Гардарики, 2009. Философия: хрестоматия — М.: РАГС, 2006. Хрестоматия по истории философии. Т. 1-3. М., Владос, 2001. Философия. Справочник студента. М.: Слово, ACT, 2000. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Ред. и сост. А.А. Радугина. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Сост. П.В. Алексеев, А.В.
Дополнительная Ивин А.А. Философия истории. М., Гардарики, 2000. История философии: Запад - Россия - Восток. Т. 1-4. Под ред. Н. В. Мотрошиловой и А. М. Камю А. Миф о Сизифе // Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. Клягин Н.В. Человек в истории. М., ИФРАН, 1999. Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология. Учебник. М., Ключ-С, 1998. Козловский П. Общество и государство: неизбежный дуализм. М., Республика, 1998. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., УРСС, 2001. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. Историко-философские очерки и портреты. М., Политиздат, 1991. Наука в культуре. Под ред. В.Н. Поруса. М., УРСС, 1998. Основы теории познания: Учебное пособие. Под ред. Б.И. Липского. СПб.: СПбГУ, 2000. Перспективы метафизики: Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков. Под ред. Г.Л. Тульчинского, М.С. Уварова. СПб., Алетейя, 2001. Порус В. Н. «Конец субъекта» или пострелигиозная эпоха // Разум и экзистенция. Анализ научных и вненаучных форм мышления. СПб., РХГИ, 1999. С. 93-113. Порус В. Н. Наука как культура и наука как цивилизация // Наука в культуре. М.,УРСС, 1998. С. 5-33. Порус В. Н. Парадоксальная рациональность. Очерки о научной рациональ Путь в философию. Антология. Университетская книга, Per Se, M., 2001. Реале Дж., Антисери Д.. Западная философия от истоков до наших дней. Т. Романенко Ю.М. Бытие и естество: Онтология и метафизика как типы философского знания. СПб: Изд-во СПбГУ, 1999. Русская философия: Энциклопедия. Под общ. ред. М.А. Маслина. — М.: Алгоритм, 2007. Трубецкой Е. Смысл жизни // Смысл жизни. Антология. М., Издательская Тузова Т.М. Специфика философской рефлексии. Минск, Право и экономика, 2001. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования. Учебник. М., ИН- Хрестоматия по западной философии. Античность, Средние века. Возрождение — М..: АСТ, 2008. Человек: философско-энциклопедический словарь. М., Наука, 2000. Яковлев Е.Г. Эстетика. Учебник для ВУЗов. М, Гардарики, 2002.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/ Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/ Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/ Интернет библиотека Максима Мошкова: http://lib.ru/ Интернет библиотека Якова Кротова: http://krotov.info/ Библиотека сайта philosophy.ru: http://www.philosophy.ru/ Библиотека философского факультета МГУ: http://philos.msu.ru/
Персоналии
Аристотель (384-322 до н. э.) — ученик Платон. Древнегреческий философ. Спектр интересов античного мыслителя весьма разнообразен — формальная логика, космология, человек, общество и т.п. В своих социально-политических взглядах отстаивал приоритет индивидуального над общественным, то есть полагал, что государство должно служить интересам индивидов, а не наоборот.
Августин (354-430) – средневековый христианский мыслитель, отец церкви. Теологическая теория происхождения государства.
Бекон Френсис (1561-1626) – английский философ. Родоначальник эмпиризма. Знание опирается на факты (знание - сила).
Бердяев Николай (1874-1948) русский философ. Особенности России и русского характера. Огромные просторы, могучее государство подавляло собственный народ, страмление русского человека к крайностям.
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831) — немецкий философ, создатель оригинальной философской системы, основанной на диалектике. Многие из его работ посвящены вопросам всемирной истории, права, морали, теории государства. Историческое развитие – прогресс разума и свободы. Сторонник правового государства.
Гесиод (предположительно VIII-VII вв. до н. э.) древнегреческий поэт. В главной его работе «Труды и дни» Гесиод уже в те давние времена размышлял о социальном неравенстве, роли бедных и богатых в общео венной жизни.
Гоббс Томас (1588-1679) - английский философ, государственный деятель. Считал, что первоначально люди жили без государства в естественном состоянии: война всех против всех. В своих социально-политических воззрениях выступал как сторонник договорной концепции происхождения государства, полагал, что общество в своей сущности подобно биологическому организму.
Декарт Рене (1596—1650) — французский философ, математик и естествоиспытатель. Убежденный сторонник независимости и могущества человеческого разума. В основе познания лежат разум и идеи. Из них с помощью логического вывода (дедукции) можно получить более детальное знание. «Я мыслю, следовательно я существую.»
Демокрит (460—371 до н. э.) — древнегреческий философ. Известен как основоположник учения об атомах. В его представлении атомы — это мельчайшие, непроницаемые и неделимые частицы, из которых состоят все вещи.
Кант Иммануил (1724-1804) Великий немецкий философ. Три вопроса философии Что мы можем знать? (теория познания) Что мы должны делать (этика) На что мы можем надеяться (религия) Все сводится к главному вопросу – Что такое человек? Чувственный опыт должен соединяться с рациональным мышлением (познание). Категорический императив. Поступай в соответствии с такой максимой, которую ты мог бы желать в качестве всеобщего закона (мораль). Сторонник правового государства на основе гражданского общества
Конт Огюст (1798-1857) французский философ, родоначальник социологии. Закон трех стадий исторического развития. Разум проходит этапы теологического, метафизического (господствует военная и церковная элита) и позитивного (наука, индустриальное общество, промышленники, инженеры), мыление.
Локк Джон (1632-1704) — английский философ, психолог, педагог. Один из основоположников либеральной идеологии, сторонник договорной теории происхождения государства. Люди должны предавать государству лишь те права, которые нужны для обеспечения естественных прав личности (на жизнь, свободу, собственность). Один из первых теоретиков правового государства (принцип разделения властей).
Маркс Карл (1818—1883) — немецкий философ, социолог, основоположник диалектико-материалистической философии. Разработал собственную теоретическую социальную доктрину, имевшую широкую популярность. Яркий сторонник коммунистической идеологии, один из ее видных теоретиков. Теория развития общества как закономерного процесса смены общественно-экономических формаций. Государство является орудием господствующего класса, которое служит для подавления воли эксплуатируемого класса. Вся история – постоянный конфликт класса, который закончится в социалистической революцией и исчезновением классов.
Платон (наст. имя Аристокл, 427—347 до н. э.) — ученик Сократа. Древнегреческий философ, систематизатор всего предшествовавшего философского античного наследия. Разрабатывал концепцию идеального государственного устройства. Работа «Государство», модель идеального государства, где людей нужно делить на 3 сословия. По внутреннему состоянию души: чувственно-телесная (крестьяне, ремесленники, торговцы), воля (воины, стражи), разум с обучением (правители, философы).
Руссо Жан-Жак (1712—1778) — французский писатель и философ. В своем творчестве высказывал, что прогресс культуры неминуемо ведет к упадку нравственности, в связи с чем выдвинул лозунг «Назад к природе!». «Общественный договор» объединяет людей в государство.
Сократ (469-399 до н.э.) – великий античный философ. «Познай самого себя». Первым открыл мир человеческого сознания. Главная проблема – мораль, добро и зло. Был приговорен к смертной казни через принятие яда.
Спиноза Бенедикт (религиозное имя — Барух, 1632—1677) — голландский философ. В своих социально-философских взглядах придерживался мнения, что общественная жизнь людей обусловлена их разумностью и | как следствие — желанием общаться друг с другом. Тард Габриель (1843-1904) — французский кримиии лист и социолог. Отличительной особенностью его со циологических взглядов является психологизация общест венной жизни, то есть объяснение социальных явлений психологическими мотивами и склонностями людей.
Фалес (6 в до н.э) – первый древнегреческий философ. Все происходит из воды как первооснова.
Фома Аквинский (Thomas Aquinas, 1225—1274) — средневековый религиозный философ, богослов. Известен как основоположник официальной католической философии, получившей в дальнейшем название «томизм» (по имени мыслителя — Thomas).
Фрейд Зигмунд (1856—1939) — австрийский психиатр, психолог, основоположник психоанализа. Его концепция психики человека исходит из того, что важнейшим фактором, определяющим человеческое поведение, выступают бессознательные влечения и инстинкты. Построил трехуровневую картину человеческой личности. Верхний – сверхсознания (сверх Я). Навязанные индивиду обществом правила поведения и социальные нормы. Средний – сознание (Я) сфера осознанных процессов. Нижний – бессознательное (Оно) – неосознанные инстинкты и половые влечения.
Контрольные вопросы. Тема 1 1. Философия и мировоззрение. 2. Основные проблемы и направления философии. 3. Основные функции философии. 4. Проблема определения философии 5. Сущность философии. Природа философского знания 6. Философия и наука 7. Философия и ценности Тема 2 8. Условия возникновения философии и первые философские школы в древней Греции 9. Милетская школа и ее влияние на последующую философию 10. Школа Демокрита и дальнейшее развитие материализма и атомизма 11. Элейская школа и ее влияние на развитие философии 12. Философия софистов и идеи субъективизма, релятивизма и скептицизма. Их современный смысл 13. Школа Гераклита и идея развития в философии 14. Школа Пифагора и развитие философского идеализма Тема 3 15. Философские идеи Сократа. Начало практической философии 16. Теория идей Платона. Ее практический смысл и влияние на последующую философию 17. Теория познания Платона. Ее связь с последующими теориями гносеологии 18. Метафизика Платона. Ее современный смысл 19. Теория государства Платона. Ее социальный и практический смысл Тема 4 20. Критика Аристотелем философии Платона 21. Метафизика Аристотеля. Ее современный смысл 22. Телеология Аристотеля и ее влияние на современные системы ценностей 23. Этика Аристотеля. Этика добродетелей и ее экономический смысл Тема 5 24. Теория познания в философии Августина. Ее смысл для критики скептицизма и последующей теории познания 25. Основные идеи философии Августина. Их современный смысл 26. Этика и политическая философия Августина 27. Проблема доказательства бытия Бога в средневековой философии 28. Проблема соотношения универсалий и реалий в средневековой философии. Современный смысл основных концепций 29. Доказательства бытия Бога и их смысл для современного знания 30. Фома Аквинский как систематизатор средневековой схоластики. Св. Фома и концепция естественного права. Ее значение для экономики и права Тема 6 31. Философия британского эмпиризма. Д.Юм. Истоки и смысл скептицизма Д.Юма 32. Философия британского эмпиризма. Дж. Беркли. Смысл субъективизма и его влияние на последующую философию 33. Философия британского эмпиризма. Д. Локк. Теория первичных и вторичных качеств 34. Теория общественного договора и ее современный смысл Тема 7 35. Философия континентального рационализма. Р. Декарт. Метод познания 36. Философский рационализм Г.Лейбница. Метафизика Г.Лейбница 37. Философский рационализм Б.Спинозы. Этика и метафизика Б.Спинозы Тема 8 38. Смысл критической философии И.Канта 39. Этика И. Канта. Ее значение для современной экономики и политики 40. Теория познания И.Канта. Проблема гносеологических оснований Тема 9 41. Философская система абсолютного идеализма Гегеля. Философия и идеология 42. Основные идеи марксистской философии. Влияние философии Маркса на современную экономику и политику Тема 10 43. Философия А. Шопенгауэра. Абсолютная воля и ее значение в философии 44. Философия жизни Ф.Ницше. Смысл нигилизма Ф Ницше для современной морали и идеологии 45. Философия прагматизма. Смысл веры и действия. Критерий истины. Прагматизм в современной экономике и политике Тема 11 46. Философия экзистенциализма. Идея гуманизма и ее смысл для современной общественной жизни 47. Философия неопозитивизма. Идея разделения фактов и ценностей. 48. Аналитическая философия. Метод аналитической философии. Основные представители. Универсальный метод решения социальных проблем Тема 12 49. Предмет и задачи этики. 50. Основные концепции нормативной этики и возможность их практического применения. 51. Теоретическая этика. Ее основные направления и школы 52. Основные виды и смысл социальной справедливости в современном мире 53. Современные теории справедливости. 54. Либеральная теория справедливости Дж. Ролза 55. Утилитаризм как этическая концепция. Концепция «экономического человека» 56. Категорический императив И.Канта. Его современный смысл для обоснования прав человека и морали 57. Добро как наиболее общее нравственное требование. Добро и зло в современном мире 58. Сущность морали. Мораль, право, обычай Тема 13 59. Проблема происхождения и сущности мира. Дух и материя. 60. Философский смысл проблемы бытия. Концепции реальности 61. Понятие развития. Философские признаки и критерии развития 62. Теории истины 63. Многообразные формы познания. 64. Основные пути постижения истины. Религия, мораль, наука и философия. 65. Истина в науке. Парадигмы научной рациональности 66. Зарождение науки и основные этапы ее становления 67. Понятие научного метода и методологии 68. Научная теория, гипотеза и факты Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
¨ Примерный перечень тестов к письменному тесту по всему курсу.
1. Как называется тип мировоззрения, отличительной особенностью которого является разработка теоретической картины мира: a. обыденное b.научное (+) c. религиозное d. субъективное e. математическое f. философское 2. Как называется тип мировоззрения, отличительной особенностью которого является понятийно-рационалистическая разработка предельно общих оснований исторической практики человечества: a. обыденное b.научное c. религиозное d. субъективное e. математическое f. философское(+) 3. Философское знание включает в себя: a. этика, диалектика, герменевтика, логика, метафизика b.метафизика, этика. эпистемология (гносеология), логика, эстетика (+) c. эстетика, метафизика, кинеология, эсхатология, этика d. эпистемология (гносеология), логика, феноменология, эстетика, космология e. этика, диалектика, маэвтика, логика, метафизика 4. Как называется философская теория познания: a. гносеология (+) b.агностицизм c. физика d. математика e. логика 5. В чем сходны между собой философия и наука: a. они сходны по методу решения своих проблем (рационально-теоретический) (+) b.они стремятся к одной и той же цели – создание целостной картины мира c. они создаются людьми рационалистического склада ума d. они основываются на общих ценностных установках e. они одинаково противостоят религиозному мировоззрению 6. Метафизика — это область философского знания: a. на которую опирается фундаментальная физика b.выступающая теоретическим основанием для естественной науки c. о сверхчувственных принципах и началах бытия и мышления (+) d. о ценностных аспектах бытия e. о проблемах доказательства бытия Бога 7. В отличие от мифологии и религии философия, зародившаяся в Древней Греции основана на: a. поиске ответа на вопросы о происхождении мира и человека b.рациональном, теоретическом осмыслении мира (+) c. вере в сверхъестественные способности человека d. вере в существования надприродных сил e. поэтическом, образном описании мира 8. Главное направление усилий философов милетской школы a. Поиск первоначала (+) b.доказательство атомистической теории c. доказательство основных положений философии элеатов d. рационализация мифологической картины мира e. обоснование религиозного мировоззрения 9. Идеи (для Платона) — это a. мельчайшие неделимые телесные фигуры, лишенные чувственных качеств b.нематериальные, вечные и неизменные умопостигаемые сущности, прообразы единичных вещей физического мира (+) c. разумный закон, управляющий всем мирозданием d. структурные бесконечно делимые элементы бытия, у которых каждая часть подобна другой части и одновременно целом у e. фантазии и образы, природа которых необъяснима для разума 10. Основное отличие философии Аристотеля от философии Платона: a. Аристотель не признает существования абсолютных ценностей b.Аристотель не признает существования «мира идей» (+) c. Аристотель верит в причинную обусловленность d. Аристотель предполагает существование первоматерии e. Аристотель признает существование бога 11. Принципиальное отличие Сократа от софистов, пожалуй, в том что: a. Сократ признавал существование объективных ценностей (+) b.Сократ предложил особую технику рассуждения c. Сократ создал философскую систему d. Сократ был натурфилософом e. Сократ предложил новый метод познания 12. Смысл апорий Зенона: a. критика Парменида b.доказательство атомистической теории c. доказательство основных положений философии элеатов (+) d. рационализация мифологической картины мира e. обоснование религиозного мировоззрения 13. Существо скептицизма заключается: a. в воздержании от суждения, атараксии (+) b.в учении о непознаваемости мира c. в прагматическом отношении к истине d. в учении о принципиальной ограниченности разума e. в учении о приоритете веры 14. Достижение наслаждения, понимаемого как отсутствие телесных тревог и страданий, составляет цель этики: a. Сократа b.Эпикура (+) c. Платона d. Ницше e. Канта 15. Средневековый реализм это: a. Учение о реальности Бога b.Концепция реальности пространства и времени c. рационализация мифологической картины мира d. обоснование религиозного мировоззрения e. один из способов решения проблемы общих понятий (+) 16. Средневековый номинализм это: a. Учение о номинальности Бога b.Концепция номинальности пространства и времени c. рационализация мифологической картины мира d. обоснование религиозного мировоззрения e. один из способов решения проблемы общих понятий (+) 17. Утверждение «Нет ничего в разуме, чего не было бы в ощущениях» отражает позицию: a. рационализма b.эмпиризма (+) c. критицизма d. агностицизма e. экзистенциализма 18. Рационализм в качестве основного критерия истины полагает: a. ощущения b.восприятия c. разум (+) d. опыт e. веру 19. Согласно Декарту, существуют: a. две субстанции: мыслительная субстанция (душа) и протяженная субстанция (материя) (+) b.одна субстанция — Бог c. бесчисленное количество субстанций d. одна субстанция - материя e. одна субстанция - природа 20. Отличие философии Спинозы от философии Декарта это ее a. панлогизм b.монизм c. дуализм (+) d. идеализм e. материализм 21. Почему возможна чистая математика как наука с точки зрения Канта: a. по причине универсального характера законов математики b.в результате принципиальной координации «Я» и среды c. благодаря свободной воле d. посредством «категорического императива» e. благодаря наличию у нас трансцендентальных форм чувственного восприятия (пространство и время) (+) 22. И. Кант называл свою философскую систему: a. объективным идеализмом b.историческим материализмом c. трансцендентальным идеализмом (+) d. субъективным идеализмом e. агностицизмом 23. Укажите автора т.н. “категорического императива”: “Поступай так, чтобы максима твоего поступка в любой момент могла считаться в то же время и принципом всеобщего законодательства: a. Беркли b.Кант (+) c. Локк d. Маркс e. Сартр 24. Смысл «вилки Юма» это: a. принцип классификации суждений (+) b.контрадикторность парадигм апперцепции c. указание на несовместимость эмпиризма и рационализма d. Бог и природа суть одно и тоже e. доказательство несостоятельности разума 25. Представители классического эмпиризма: a. Сартр, Камю, Ясперсй b.Пирс, Джемс, Дьюи c. Локк, Беркли, Юм (+) d. Фалес, Анаксиман, Анаксимандр e. Августин, Фома, Росцеллин 26. Согласно Гегелю, диалектика – это: a. высшее философское искусство различать многое в едином и видеть единство во многом b.техника обоснования вероятного знания c. учение о развитии через борьбу и синтез противоположностей и соответствующий этому процессу метод мышления (+) d. иллюзорное знание о вещах самих по себе, не опирающееся на опыт e. метод доказательства 27. Основатель феноменологии: a. Сартр b.Эпикур c. Гуссерль (+) d. Аристотель e. Хайдеггер 28. Основатель философии обыденного языка: a. Айер b.Айдукевич c. Тарский d. Шлик e. Витгенштейн (+) 29. Представители прагматизма: a. Хайдеггер, Гуссерль, Сартр b.Джемс, Дьюи, Пирс (+) c. Шлик, Карнап, Айер d. Фуко, Бодрияр, Бошляр e. Фалес, Анаксимен, Анаксимандр 30. Иррациональная воля составляет существо человека согласно: a. Платону b.Сенеке c. Шопенгауэру (+) d. Декарту e. Аристотелю 31. Согласно Шопенгауэру миром управляет a. разум b.чувства c. Бог d. воля (+) e. рассудок 32. Главное произведение Ф.Ницше a. «Мир как воля и представление» b.«Так говорил «Заратустра» (+) c. «Материализм и эмпириокритицизм» d. «Максимы» e. «Исповедь» 33. «Человек обречен на свободу». Это тезис характерен для философии: a. экзистенциализма (+) b.материализма c. идеализма d. деизма e. скептицизма 34. Укажите философов-экзистенциалистов a. Платон, Аристотель b.Декарт, Юм, Гегель c. Сарт, Хайдеггер, Кьеркегор (+) d. Фуко, Барт, Делёз e. Пирс, Джемс, Дьюи
35.
Варианты ответов:
a. 1-b, 2-с, 3-а, 4-a, 5-d (+) b.1-с, 2-е, 3-а, 4-d, 5-b c. 1-b, 2-а, З-d, 4-е, 5-e d. l-b, 2-d, 3-е, 4-а, 5-e e. 1-a, 2-d, 3-e, 4-c, 5-b
36.
Варианты ответов:
a. 1-c, 2-a, 3-b, 4-е, 5-f (+) b.1-с, 2-е, 3-а, 4-d, 5-b c. 1-b, 2-а, З-d, 4-f, 5-e d. l-b, 2-d, 3-е, 4-а, 5-e e. 1-a, 2-d, 3-e, 4-c, 5-b 37. Этика Канта это: a. деонтология (+) b.утилитаризм c. имморализм d. гедонизм e. натурализм 38. Что означает принцип «золотой середины» Аристотеля: a. Воздержание от суждений b.Равенство c. Любовь к ближним d. Избегание крайностей (+) e. Успех 39. Эмпиризм в качестве основного критерия истинного знания полагает: a. разум b.опытные данные (+) c. чувства d. логику e. веру 40. Что такое умозаключение: a. рассуждение, в ходе которого из посылок выводится следствие (+) b.рассуждение, обосновывающее истинность или ложность какого-либо утверждения c. мысль, отражающая предметы или явления в их общих или существенных признаках d. специфический познавательный процесс, непосредственно приводящий к новому знанию e. система обобщенного, достоверного знания о том или ином фрагменте действительности 41. Релятивизм – принцип, утверждающий: a. разум в качестве основы познания и критерия истины b.относительность всякого знания (+) c. сводимость всего знания к чувственному восприятию d. недоступность для разума познания сущности бытия e. приоритет веры над разумом 42. Научное знание, в отличие от обыденного, основано на: a. теоретическом обобщении достоверных фактов (+) b.здравом смысле c. принципах морали d. повседневном опыте e. опыте веры 43. Что такое наука: a. особая система знаний b.система специфических организаций и учреждений c. особый вид деятельности d. одна из форм освоения действительности e. верно все вышеперечисленное (+) 44. Какие истины открывает наука: a. абсолютные b.относительные (+) c. математические d. этические e. философские 45. Агностицизм – принцип, утверждающий: a. возможность познания закономерных связей между явлениями b.единство и борьбу противоположностей c. познаваемость мира d. непознаваемость мира (+) e. атараксию 46. Наука о законах мышления называется: a. физика b.логика (+) c. кибернетика d. геометрия e. математика 47. Образцом дедуктивной научной теории является геометрия Евклида, которая базируется на: a. наблюдении, опыте и эксперименте b.на аксиомах и постулатах, истинность которых не требует доказательств (+) c. на врожденных идеях, свойственных познающему разуму d. на пространстве и времени, свойственных человеческому восприятию мира e. воле и представлении 48.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.171.131 (0.012 с.) |