ТОП 10:

Тема 5. Философия о развитии бытия



(занятие с элементами групповой исследовательской работы)

План

1. Понятия «движение», «развитие», «прогресс», «регресс».

2. Ф. Энгельс о двух концепциях развития – диалектике и метафизике. Исторические формы диалектики. Диалектика Г. Гегеля и ее оценка Ф. Энгельсом.

3. Ф. Энгельс об основных законах диалектики:

а) закон единства и борьбы противоположностей

б) закон взаимосвязи количественных и качественных изменений

в) закон отрицания отрицания

Рекомендации по подготовке семинарского занятия

Для успешного выполнения тестового задания и получения оценки «удовлетворительно» необходимо воспользоваться материалом учебных пособий и получить общее представление о содержании основных понятий, включенных в формулировки вопросов плана, о содержании законов диалектики.

Для подготовки развернутых ответов, обеспечивающих получение оценок «хорошо» и «отлично», необходимо познакомиться с текстом работы Ф. Энгельса. Каждой из трех групп, сформированных на занятии, необходимо будет изложить суть выбранного закона и проиллюстрировать действие диалектического закона на примерах, которые приводит Ф. Энгельс, а также приготовить для обсуждения собственные примеры.

Источники

Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. Введение. Общие замечания. Отдел первый. Гл. 9, 12, 13

Основная литература

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник [Текст] / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 608 с.

2. Спиркин, А.Г. Философия: учебник для студентов вузов [Текст] / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2007. – 735 с.*

3. Торгашев, Г.А. Основы философии: Курс лекций [Текст] / Г.А. Торгашев. – М.: РАП, 2007. – 377 с.*

Дополнительная литература

1. Андерсон П. Размышления о западном марксизме. М., 1991

2. История диалектики. Немецкая классическая философия. М., 1978

3. Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. – 1995. - № 1

Тема 6. Гносеология – учение о познании

План

1. Проблема метода в философии Нового времени.

2. Эмпиризм Френсиса Бэкона.

А. Критическая часть: учение об «идолах»

Б. Конструктивная часть: учение об индукции.

3. Рационализм Р. Декарта

А. Правила рационалистического метода.

Б. «Мыслю, следовательно, существую» как первый принцип философии.

Рекомендации по подготовке семинарского занятия

Для успешного выполнения тестового задания необходимо подготовить общую характеристику философии Нового времени, а также эмпиризма и рационализма как направлений в гносеологии с помощью материала учебных пособий.

Второй и третий вопросы предполагают знакомство с источниками. Опираясь на текст философских трудов Ф. Бэкона и Р. Декарта, реконструируйте основные положения их гносеологических учений. Дайте определение терминов «индукция», «элиминативная индукция», «эмпиризм», «интеллектуальная интуиция», «рационализм», «дедукция».

Будьте готовы интерпретировать высказывание Ф. Энгельса, который назвал труды Ф. Бэкона «манифестом индустриального века». Объясните, почему Г. Гегель назвал Р. Декарта «отцом всей современной философии».

Источники

1. Бэкон, Ф. Новый Органон // Соч. - В 2х тт. - Т. 2. - М., 1977 (или любое другое издание) – XXXVIII – LXV, LXVIII

2. Декарт, Р. Рассуждение о методе // Избранные произведения. М., 1950 (или любое другое издание). – Части II, III, IV

Основная литература

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник [Текст] / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 608 с.

2. Спиркин, А.Г. Философия: учебник для студентов вузов [Текст] / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2007. – 735 с.*

3. Торгашев, Г.А. Основы философии: Курс лекций [Текст] / Г.А. Торгашев. – М.: РАП, 2007. – 377 с.*

Дополнительная литература

1. Нарский И.С. Западноевропейская философия 17 века. - М., 1974

2. Соколов В.В. Европейская философия 15-17 вв. - М., 1984

3. Гайденко П.А. История новоевропейской философии в ее связи с наукой.- М., СПб., 2000

 

Тема 7. Научное познание

План

1. Значение метода в познавательной деятельности.

2. Формы научного познания.

3. Методы научного познания.

4. Структура научных знаний.

Рекомендации по подготовке к семинару

С помощью учебной и дополнительной литературы дайте определение метода, выделите существенные и отличительные характеристики научного метода, сформулируйте аксиоматику научной методологии. Дайте краткую характеристику основных форм научного знания. Опишите эмпирические и теоретические методы научного познания, различите эмпирический и теоретический уровни в науке.

Основная литература

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник [Текст] / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 608 с.

2. Спиркин, А.Г. Философия: учебник для студентов вузов [Текст] / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2007. – 735 с.*

3. Торгашев, Г.А. Основы философии: Курс лекций [Текст] / Г.А. Торгашев. – М.: РАП, 2007. – 377 с.*

Дополнительная литература

1. Дубнищева, Т.Я. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов / Т.Я. Дубнищева. – М.: Академия, 2006. – 607 с.

2. Лихин, А.Ф. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / А.Ф. Лихин. – М.: Проспект, 2007. – 262 с.

3. Найдыш, В. М. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов по гуманитарным специальностям / В.М. Найдыш. – М.: Инфра-М: Альфа-М, 2007. – 704 с

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.234.140 (0.005 с.)