![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь ![]() Мы поможем в написании ваших работ! КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные теории классической школы ХIХ века.
Великим экономистом классической школы был Джон Стюарт Милль (1806–1873), создавший монументальное произведение «Основы политической экономии» (1848). В своем трактате он хотел наметить пути как экономического, так и социального развития европейского общества, создать теоретическую основу для программы социальных реформ. Шумпетер рассматривал Милля как систематизатора и классификатора классического направления. Стиглер и Роббинс подчеркивают научную оригинальность Милля в решении ряда проблем, в первую очередь связанных с теорией ценности: Милль, сам того не сознавая, подорвал логические основания теории трудовой ценности классиков и тем самым проложил дорогу «маржиналистской революции» в политэкономии. Композиция «Основ политической экономии» такова. Три первые книги посвящены соответственно производству, распределению и обмену. В своей совокупности эти книги представляют собой очерк статики капиталистического производства. Четвертая книга посвящена рассмотрению влияния прогресса на производство и распределение. Эта книга содержит первое последовательное изложение взглядов классической школы на проблему экономического роста и его пределов. Пятая книга рассматривает традиционный для классической школы вопрос о роли государства в экономике. Основные идеи книги «Основы политической экономии» Милля. 1. Рассмотрена проблема производительного и непроизводительного труда. Производительный труд как таковой запечатлевает себя в материальных благах. Вводится критерий производительности. Лишь тот труд производителен, который служит производству благ, способных в дальнейшем стать элементами капитала. 2. Проанализированы деление доходов на сберегаемую и потребляемую части, капитализация сберегаемой прибыли для развития производства. 3. Изучена проблема распределения производственного богатства с позиции собственности – центрального понятия системы отношений общественных классов. Историческому изменению института частной собственности соответствуют и изменения основных принципов распределения. Теория ренты, прибыли и заработной платы связывается с наемным трудом. 4. Милль по существу порывает с теорией трудовой стоимости и переходит на теорию издержек производства. Он анализирует спрос и предложение и показывает, что цена равновесия – это такая цена, которая уравнивает спрос и предложение. В целях объяснения относительных цен Милль разделяет блага на три группы: 1) с совершенно неэластичным предложением; 2) с совершенно эластичным; 3) с относительно эластичным предложением. 5. Милль анализирует состояние статики и динамики капиталистической экономики. Теорию равновесия он дополняет теорией движения. Рассмотрены природные и технические аспекты экономической динамики в неразрывной связи с социальным развитием общества. Наибольшую угрозу развитию представляет, по Миллю, исчерпание стимулов накопления капитала. Это связано с тенденцией прибыли к понижению, что определяется воздействием растущего населения и законом понижения отдачи на капитал в земледелии. 6. При рассмотрении социальных проблем капитализма Милль на передний план выдвигает рабочий вопрос. Основные надежды он связывал с социальной трансформацией капитализма. Социальную революцию он не принимал, а надежды связывал с профсоюзным движением, экономической борьбой. Большое внимание уделял развитию акционерных обществ, которые давали огромный прыжок в концентрации капитала и росте производительности труда. Это, по мнению Милля, ускорит решение социальных вопросов. 7. Милль – последователь смитовского либерализма, но расширяет роль государства в манипуляции налогами и дополнении рынка деятельностью государства в разнообразных областях. «Правительство, – пишет он, – должно на себя брать все то, выполнение чего желательно для общих интересов человечества и грядущих поколений или для текущих интересов членов общества, которые нуждаются в помощи со стороны...». Предсказана необходимость развития системы социального обеспечения. Милль указывает на многие конкретные сферы деятельности государства: образование, науку и т.д. Если классическая школа стремилась утвердить общую и универсальную теорию, используя абстрактный и дедуктивный методы, то историческая школа, сформировавшаяся в середине ХIХ в. в Германии использовала конкретный индуктивный метод, метод историцизма. Общей теории классиков она противопоставляет особенную теорию развития национальной экономики. Предшественниками исторической школы были А. Мюллер (1779–1829) и Фридрих Лист (1798–1846). Их работы выразили реакцию на классическую теорию. Они считали, что каждая нация – особый организм со своими жизненными принципами и своей индивидуальностью, на этой основе формируется ее историческое существование. Увлечение универсальными схемами нередко сопровождается игнорированием национальных особенностей, многообразия условий развития отдельных стран. Подвергается критике принцип неограниченной свободы в международной торговле. Вместо этого выдвигается принцип «промышленного воспитания нации». Нация в своем развитии проходит ряд стадий. Старая историческая школа представлена Вильгельмом Рошером (1817–1894), Карлом Книсом (1821–1898) и Бруно Гильдебрантом В 70-х гг. ХIХ в. более молодое поколение немецких ученых во главе с Густавом Шмоллером (1838–1917) образовало так называемую новую историческую школу. К ней относились Луйо Брентано Третье поколение (третья немецкая волна) исторической школы более всего известно такими именами, как Вернер Зомбарт (1863–1941) и Макс Вебер (1864–1920). Зомбарт проделал эволюцию от марксизма к фашизму. М. Вебер был разносторонним мыслителем, соединившим в себе философа, историка, социолога и экономиста. Он полагал, что развитие экономической жизни народов и их культуры определяется некими общими законами. Он выдвинул концепцию идеальных типов, которые представляют собой определенные схемы, модели, позволяющие разобраться в море фактов, находить закономерности и делать обобщения. В итоге выяснилось, что «исторический метод» не устраняет, а дополняет английскую школу политической экономии. «Исторический метод» был распространен и в других странах. В России он был представлен И.И. Кауфманом (1848–1916), А.И. Савиным (1873–1923), М.И. Туган-Барановским (1865-1919), И.М. Кулишером (1878–1934) и др. Русская историческая школа выгодно отличалась от немецкой: она была свободной от национал-шовинистических настроений и не противопоставляла «исторический метод» экономической теории. Гордостью русской экономической науки является Иосиф Михайлович Кулишер – представитель второго поколения русской исторической школы. Его труды: «Очерки по истории таможенной политики» (1903), «Эволюция прибыли с капитала в связи с развитием промышленности и торговли в Западной Европе» (1906–1908), «Очерки финансовой науки», (1919–1920), «Очерк экономической истории Древней Греции» (1925), «История русского народного хозяйства с древнейших времен до XVII века» (1925–1926), «Лекции по истории экономического быта Западной Европы» (1916–1917). Самостоятельная работа 1. Написать эссе на тему (по выбору студента): 1. Значение экономического наследия физиократизма 2. Идеи Адама Смита и современная рыночная экономика. 3. «Как государство богатеет….» 2. Составить конспекты: Аникин А.В. Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей - экономистов до Маркса. Изд. 2-е, доп. и перераб. М., Политиздат, 1975. гл. 3-4, 8-9, 10-14. 3. Выполните задание: верно или неверно высказывание? · Классики рассматривали проблемы сферы обращения и сферы производства в единстве · Политика либерализма предусматривает активное государственное регулирование · Категория «цена» - признавалась исходной категорией экономического анализа · Петти считал, что величина стоимости товара изменяется обратно пропорционально изменению производительности труда · По Петти рента – это изменение стоимости над издержками производства · Физиократы считали, что чистый продукт – это рента · Физиократы считали, что налог должны платить только арендаторы земли · Первоначальные авансы по Кенэ – это капитальные вложения · Экономическая таблица Кенэ – это схема расширенного воспроизводства · Смит считал, что потребительная и меновая стоимость совпадают · Смит считал, что когда страна богатеет, норма прибыли повышается · Смит аналогично физиократам считал, что налоги должны платить земельные собственники · По Мальтусу низкий уровень жизни рабочих определяется биологическими законами, а не социальными проблемами · Сэй считал, что труд является единственным источником богатства · Социальные проблемы общества Милль связывал с наличием частной собственности 4. Написать реферат на тему (по выбору студента) 1. Адам Смит и русская экономическая мысль. 2. Теории внешней торговли Смита и Рикардо 3. Классическая школа и её отличие от неоклассической. 4. Мальтузианство и современность. 5. Теория факторов производства и её использование в экономическом анализе 5. Выполните задание: установите соответствие
6. Выполните тестовые задания 1. Согласно классической политической экономии заработная плата как доход рабочего тяготеет: 1) к физиологическому минимуму; 2) к прожиточному минимуму; 3) к максимально возможному уровню. 2. Категорию «деньги» У. Пегги рассматривает как сторонник: 1) номиналистической теории денег; 2) металлической теории денег; 3) количественной теории денег. 3. У. Петти и П. Буагильбер — родоначальники теории стоимости, определяемой: 1) затратами труда (трудовая теория); 2) производственными издержками (теория издержек); 3) предельной полезностью. 4. Ф. Кенэ считал: 1) труд – главный источник богатства; 2) источник богатства – земля и труд, а не внешняя торговля; 3) истинное богатство состоит в деньгах; 4)богатство – это не только деньги, но и земля, труд, железо, лес, зерно. 5. По предложенной Ф. Кенэ классификации фермеры представляют: 1) производительный класс; 2) класс собственников земли; 3) бесплодный класс 6. А. Тюрго единственным источником всякого богатства считает труд: 1) торговца; 2) земледельца (фермера); 3) ремесленника; 4) ростовщика; 5) купца. 7. В соответствии с классической политической экономией деньги — это: 1) искусственное изобретение людей; 2) важнейший фактор экономического роста; 3) техническое орудие, вещь, облегчающая обмен. 8. «Экономический человек» А. Смита – это: 1) люди, которые, оказывая услуги друг другу, руководствуются личной выгодой; 2)Фермер в сельскохозяйственных угодьях; 3) предприниматель; 4) ученый-экономист. 9. А. Смит считает труд производительным, если он приложен: 1) в сельскохозяйственном производстве; 2) в любой отрасли материального производства; 3) в отраслях материального и нематериального производства. 10. По мысли А. Смита, гораздо большую стоимость к действительному богатству и доходу добавляет капитал, вкладываемый: 1) в торговлю; 2)в земледелие; 3) в промышленность. 11. В структуре торговли на первое место А. Смитом поставлена: 1) внутренняя торговля; 2) внешняя торговля; 3) транзитная торговля. 12.Согласно А. Смиту, в каждом развитом обществе стоимость товаров обусловлена: 1) затратами труда; 2) затратами труда и капитала; 3) суммой доходов. 13. В структуре капитала А. Смит выделяет следующие части: 1) первоначальные и ежегодные авансы; 2) основной и оборотный капитал; 3) постоянный и переменный капитал. 14. Категорию «рента» Д. Рикардо трактует в следующих вариантах: 1) как доход с земли; 2) так же, как и прибыль фермера; 3) так же, как и прибыль в промышленной сфере; 4) как дополнительный доход фермера сверх уровня средней прибыли в сфере его деятельности; 5) как «свободный дар земли»; 15. Тенденцию нормы прибыли к понижению, согласно Д. Рикардо, порождают следующие причины: 1) перелив капитала из одного занятия в другое; 2) снижение относительного уровня «рыночной цены труда»; 3) рост относительного уровня «рыночной цены труда»; 4) рост дороговизны продуктов земли из-за постоянного снижения ее плодородия; 5)снижение темпов народонаселения; 6) повышение темпов народонаселения. 16. Основными постулатами «закона рынков» Ж.Б. Сэя являются: 1)спрос создает соответствующий ему уровень предложения; 2) предложение создает соответствующий ему спрос; 3) деньги как важнейший самостоятельный фактор воспроизводственного процесса; 4) деньги нейтральны; 5) цены, заработная плата и процентная ставка совершенно гибки, подвижны; 6) допускается вмешательство государства в экономику; 7) экономические кризисы невозможны либо их проявление имеет всегда временный и преходящий характер. 17. По мысли Т. Мальтуса, «третьи лица» в воспроизводственном процессе — это: 1)производительная часть общества; 2) непроизводительная часть общества; 3)фактор, содействующий созданию и реализации общественного продукта; 4) фактор, сдерживающий полное использование капитала; 5) фактор, предотвращающий общее перепроизводство. 18. В концепции реформ Дж.С. Милля рекомендуется: 1) изменить законы производства; 2) изменить законы распределения; 3) ограничить право наследования; 4) уничтожить наемный труд при помощи кооперативной производительной ассоциации; 5) ниспровергнуть систему частной собственности; 6) социализировать земельную ренту при помощи земельного налога; 7) улучшить систему частной собственности ради участия в приносимых ею доходах каждого члена общества. 19. Первой моделью макроэкономического движения общественного продукта, послужившей импульсом для последующих разработок является: 1) теория «чистого продукта»; 2) экономическая таблица Ф. Кенэ; 3) «политическая арифметика» У. Петти; 4) «исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смита.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Бартенев С. Л. История экономических учений. – М.: Юрист, 2001.Гл. 4-5. 2. Белоусов В.М., Ершова Т.В. История экономических учений: Учебное пособие. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999.Тема 3-4. 3. История экономических учений. Учебное пособие. Под ред. В.Автономова, О.Ананьина, Н.Макашевой. М.: ИНФРА-М, 2006. Гл. 3-5. 4. Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Владос, 1997 г. Лекции 7 -10 5. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. -4-е изд, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006.Гл. 5-10. Источники: 1. Буагилъбер П. Рассуждения о природе богатства, денег и налогов. — Горький, Горьк. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского, 1973. 2. МилльДж. С. Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии. В 3-х томах: Пер. с англ; Общ. ред. А. Г. Милейковского. — М.: Прогресс, 1980. 3. Маркс К. Капитал. Т. II, гл. 10, 19, - Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е, т. 24. 4. Маркс К. Теории прибавочной стоимости (IV том "Капитала"). — Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е, т. 26, ч. 1., гл. 2, 3, 4, 6, приложения 2, 3, 4, 5, 8, 12; ч. 2, гл. 8, § 9, гл. 9, § 1 - 6, гл. 10 - 17. 5. Петти В. Трактат о налогах и сборах. — В кн.: Антология экономической классики. В 2-х томах. Т. 1. Предисловие И. А. Столярова. — М.: МП "Эконов", 1991, с. 5 - 78. 6. Кенэ Ф. Избранные экономические произведения. — М.: 1960. 7. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Соцэкгиз, 1962. 8. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов (отдельные главы). — В кн.: Антология экономической классики. В 2-х томах. Т. 1. Предисловие И. А. Столярова. - М.: МП "ЭКОНОВ", 1991, с. 79 - 396. 9. Тюрго А. Р. Ж. Избранные экономические произведения. — М.: Соцэкгиз, 1961. 10. Тюрго А. Р. Ж. Размышления о создании и распределении богатства. Ценности и деньги. — Юрьев, 1905. 11. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. — В кн.: Рикардо Д. Сочинения в 3-х т., Т. 1, — М.: Госполитиздат, 1955. 12. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения (отдельные главы). — В кн.: Антология экономической классики. В 2-х томах. Т. 1. Предисловие И. А. Столярова. - М.: МП "ЭКОНОВ", 1991, с. 397 - 473. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Адам Смит и современная политическая экономия /Под ред. Н. А. Цаголова. — М.: Изд-во Моск. у-та, 1979. 2. Аникин А. В., Аникин В. А. Уильям Петти. — М.: Экономика, 1986. 3.Бодриков М. Критика неорикардианской теории стоимости и распределения // Вопр.экономики. 2007. № 5 . 4. Дроздов В. В. Франсуа Кенэ. — М.: Экономика, 1988. — (Из истории экон. мысли). 5. Ильин В. Кто научил Смита говорить по-русски? / ЭКО, 1990, № 10, с. 133 - 136. 6. Майбурд Е. М. Богатство народов / ЭКО, 1990, № 10, с. 121 - 133. Тема 4. Экономические аспекты социалистических учений.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.178.91 (0.024 с.) |