Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные теории классической школы хiх века.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Великим экономистом классической школы был Джон Стюарт Милль (1806–1873), создавший монументальное произведение «Основы политической экономии» (1848). В своем трактате он хотел наметить пути как экономического, так и социального развития европейского общества, создать теоретическую основу для программы социальных реформ. Шумпетер рассматривал Милля как систематизатора и классификатора классического направления. Стиглер и Роббинс подчеркивают научную оригинальность Милля в решении ряда проблем, в первую очередь связанных с теорией ценности: Милль, сам того не сознавая, подорвал логические основания теории трудовой ценности классиков и тем самым проложил дорогу «маржиналистской революции» в политэкономии. Композиция «Основ политической экономии» такова. Три первые книги посвящены соответственно производству, распределению и обмену. В своей совокупности эти книги представляют собой очерк статики капиталистического производства. Четвертая книга посвящена рассмотрению влияния прогресса на производство и распределение. Эта книга содержит первое последовательное изложение взглядов классической школы на проблему экономического роста и его пределов. Пятая книга рассматривает традиционный для классической школы вопрос о роли государства в экономике. Основные идеи книги «Основы политической экономии» Милля. 1. Рассмотрена проблема производительного и непроизводительного труда. Производительный труд как таковой запечатлевает себя в материальных благах. Вводится критерий производительности. Лишь тот труд производителен, который служит производству благ, способных в дальнейшем стать элементами капитала. 2. Проанализированы деление доходов на сберегаемую и потребляемую части, капитализация сберегаемой прибыли для развития производства. 3. Изучена проблема распределения производственного богатства с позиции собственности – центрального понятия системы отношений общественных классов. Историческому изменению института частной собственности соответствуют и изменения основных принципов распределения. Теория ренты, прибыли и заработной платы связывается с наемным трудом. 4. Милль по существу порывает с теорией трудовой стоимости и переходит на теорию издержек производства. Он анализирует спрос и предложение и показывает, что цена равновесия – это такая цена, которая уравнивает спрос и предложение. В целях объяснения относительных цен Милль разделяет блага на три группы: 1) с совершенно неэластичным предложением; 2) с совершенно эластичным; 3) с относительно эластичным предложением. 5. Милль анализирует состояние статики и динамики капиталистической экономики. Теорию равновесия он дополняет теорией движения. Рассмотрены природные и технические аспекты экономической динамики в неразрывной связи с социальным развитием общества. Наибольшую угрозу развитию представляет, по Миллю, исчерпание стимулов накопления капитала. Это связано с тенденцией прибыли к понижению, что определяется воздействием растущего населения и законом понижения отдачи на капитал в земледелии. 6. При рассмотрении социальных проблем капитализма Милль на передний план выдвигает рабочий вопрос. Основные надежды он связывал с социальной трансформацией капитализма. Социальную революцию он не принимал, а надежды связывал с профсоюзным движением, экономической борьбой. Большое внимание уделял развитию акционерных обществ, которые давали огромный прыжок в концентрации капитала и росте производительности труда. Это, по мнению Милля, ускорит решение социальных вопросов. 7. Милль – последователь смитовского либерализма, но расширяет роль государства в манипуляции налогами и дополнении рынка деятельностью государства в разнообразных областях. «Правительство, – пишет он, – должно на себя брать все то, выполнение чего желательно для общих интересов человечества и грядущих поколений или для текущих интересов членов общества, которые нуждаются в помощи со стороны...». Предсказана необходимость развития системы социального обеспечения. Милль указывает на многие конкретные сферы деятельности государства: образование, науку и т.д. Если классическая школа стремилась утвердить общую и универсальную теорию, используя абстрактный и дедуктивный методы, то историческая школа, сформировавшаяся в середине ХIХ в. в Германии использовала конкретный индуктивный метод, метод историцизма. Общей теории классиков она противопоставляет особенную теорию развития национальной экономики. Предшественниками исторической школы были А. Мюллер (1779–1829) и Фридрих Лист (1798–1846). Их работы выразили реакцию на классическую теорию. Они считали, что каждая нация – особый организм со своими жизненными принципами и своей индивидуальностью, на этой основе формируется ее историческое существование. Увлечение универсальными схемами нередко сопровождается игнорированием национальных особенностей, многообразия условий развития отдельных стран. Подвергается критике принцип неограниченной свободы в международной торговле. Вместо этого выдвигается принцип «промышленного воспитания нации». Нация в своем развитии проходит ряд стадий. Старая историческая школа представлена Вильгельмом Рошером (1817–1894), Карлом Книсом (1821–1898) и Бруно Гильдебрантом В 70-х гг. ХIХ в. более молодое поколение немецких ученых во главе с Густавом Шмоллером (1838–1917) образовало так называемую новую историческую школу. К ней относились Луйо Брентано Третье поколение (третья немецкая волна) исторической школы более всего известно такими именами, как Вернер Зомбарт (1863–1941) и Макс Вебер (1864–1920). Зомбарт проделал эволюцию от марксизма к фашизму. М. Вебер был разносторонним мыслителем, соединившим в себе философа, историка, социолога и экономиста. Он полагал, что развитие экономической жизни народов и их культуры определяется некими общими законами. Он выдвинул концепцию идеальных типов, которые представляют собой определенные схемы, модели, позволяющие разобраться в море фактов, находить закономерности и делать обобщения. В итоге выяснилось, что «исторический метод» не устраняет, а дополняет английскую школу политической экономии. «Исторический метод» был распространен и в других странах. В России он был представлен И.И. Кауфманом (1848–1916), А.И. Савиным (1873–1923), М.И. Туган-Барановским (1865-1919), И.М. Кулишером (1878–1934) и др. Русская историческая школа выгодно отличалась от немецкой: она была свободной от национал-шовинистических настроений и не противопоставляла «исторический метод» экономической теории. Гордостью русской экономической науки является Иосиф Михайлович Кулишер – представитель второго поколения русской исторической школы. Его труды: «Очерки по истории таможенной политики» (1903), «Эволюция прибыли с капитала в связи с развитием промышленности и торговли в Западной Европе» (1906–1908), «Очерки финансовой науки», (1919–1920), «Очерк экономической истории Древней Греции» (1925), «История русского народного хозяйства с древнейших времен до XVII века» (1925–1926), «Лекции по истории экономического быта Западной Европы» (1916–1917). Самостоятельная работа 1. Написать эссе на тему (по выбору студента): 1. Значение экономического наследия физиократизма 2. Идеи Адама Смита и современная рыночная экономика. 3. «Как государство богатеет….» 2. Составить конспекты: Аникин А.В. Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей - экономистов до Маркса. Изд. 2-е, доп. и перераб. М., Политиздат, 1975. гл. 3-4, 8-9, 10-14. 3. Выполните задание: верно или неверно высказывание? · Классики рассматривали проблемы сферы обращения и сферы производства в единстве · Политика либерализма предусматривает активное государственное регулирование · Категория «цена» - признавалась исходной категорией экономического анализа · Петти считал, что величина стоимости товара изменяется обратно пропорционально изменению производительности труда · По Петти рента – это изменение стоимости над издержками производства · Физиократы считали, что чистый продукт – это рента · Физиократы считали, что налог должны платить только арендаторы земли · Первоначальные авансы по Кенэ – это капитальные вложения · Экономическая таблица Кенэ – это схема расширенного воспроизводства · Смит считал, что потребительная и меновая стоимость совпадают · Смит считал, что когда страна богатеет, норма прибыли повышается · Смит аналогично физиократам считал, что налоги должны платить земельные собственники · По Мальтусу низкий уровень жизни рабочих определяется биологическими законами, а не социальными проблемами · Сэй считал, что труд является единственным источником богатства · Социальные проблемы общества Милль связывал с наличием частной собственности 4. Написать реферат на тему (по выбору студента) 1. Адам Смит и русская экономическая мысль. 2. Теории внешней торговли Смита и Рикардо 3. Классическая школа и её отличие от неоклассической. 4. Мальтузианство и современность. 5. Теория факторов производства и её использование в экономическом анализе 5. Выполните задание: установите соответствие
6. Выполните тестовые задания 1. Согласно классической политической экономии заработная плата как доход рабочего тяготеет: 1) к физиологическому минимуму; 2) к прожиточному минимуму; 3) к максимально возможному уровню. 2. Категорию «деньги» У. Пегги рассматривает как сторонник: 1) номиналистической теории денег; 2) металлической теории денег; 3) количественной теории денег. 3. У. Петти и П. Буагильбер — родоначальники теории стоимости, определяемой: 1) затратами труда (трудовая теория); 2) производственными издержками (теория издержек); 3) предельной полезностью. 4. Ф. Кенэ считал: 1) труд – главный источник богатства; 2) источник богатства – земля и труд, а не внешняя торговля; 3) истинное богатство состоит в деньгах; 4)богатство – это не только деньги, но и земля, труд, железо, лес, зерно. 5. По предложенной Ф. Кенэ классификации фермеры представляют: 1) производительный класс; 2) класс собственников земли; 3) бесплодный класс 6. А. Тюрго единственным источником всякого богатства считает труд: 1) торговца; 2) земледельца (фермера); 3) ремесленника; 4) ростовщика; 5) купца. 7. В соответствии с классической политической экономией деньги — это: 1) искусственное изобретение людей; 2) важнейший фактор экономического роста; 3) техническое орудие, вещь, облегчающая обмен. 8. «Экономический человек» А. Смита – это: 1) люди, которые, оказывая услуги друг другу, руководствуются личной выгодой; 2)Фермер в сельскохозяйственных угодьях; 3) предприниматель; 4) ученый-экономист. 9. А. Смит считает труд производительным, если он приложен: 1) в сельскохозяйственном производстве; 2) в любой отрасли материального производства; 3) в отраслях материального и нематериального производства. 10. По мысли А. Смита, гораздо большую стоимость к действительному богатству и доходу добавляет капитал, вкладываемый: 1) в торговлю; 2)в земледелие; 3) в промышленность. 11. В структуре торговли на первое место А. Смитом поставлена: 1) внутренняя торговля; 2) внешняя торговля; 3) транзитная торговля. 12.Согласно А. Смиту, в каждом развитом обществе стоимость товаров обусловлена: 1) затратами труда; 2) затратами труда и капитала; 3) суммой доходов. 13. В структуре капитала А. Смит выделяет следующие части: 1) первоначальные и ежегодные авансы; 2) основной и оборотный капитал; 3) постоянный и переменный капитал. 14. Категорию «рента» Д. Рикардо трактует в следующих вариантах: 1) как доход с земли; 2) так же, как и прибыль фермера; 3) так же, как и прибыль в промышленной сфере; 4) как дополнительный доход фермера сверх уровня средней прибыли в сфере его деятельности; 5) как «свободный дар земли»; 15. Тенденцию нормы прибыли к понижению, согласно Д. Рикардо, порождают следующие причины: 1) перелив капитала из одного занятия в другое; 2) снижение относительного уровня «рыночной цены труда»; 3) рост относительного уровня «рыночной цены труда»; 4) рост дороговизны продуктов земли из-за постоянного снижения ее плодородия; 5)снижение темпов народонаселения; 6) повышение темпов народонаселения. 16. Основными постулатами «закона рынков» Ж.Б. Сэя являются: 1)спрос создает соответствующий ему уровень предложения; 2) предложение создает соответствующий ему спрос; 3) деньги как важнейший самостоятельный фактор воспроизводственного процесса; 4) деньги нейтральны; 5) цены, заработная плата и процентная ставка совершенно гибки, подвижны; 6) допускается вмешательство государства в экономику; 7) экономические кризисы невозможны либо их проявление имеет всегда временный и преходящий характер. 17. По мысли Т. Мальтуса, «третьи лица» в воспроизводственном процессе — это: 1)производительная часть общества; 2) непроизводительная часть общества; 3)фактор, содействующий созданию и реализации общественного продукта; 4) фактор, сдерживающий полное использование капитала; 5) фактор, предотвращающий общее перепроизводство. 18. В концепции реформ Дж.С. Милля рекомендуется: 1) изменить законы производства; 2) изменить законы распределения; 3) ограничить право наследования; 4) уничтожить наемный труд при помощи кооперативной производительной ассоциации; 5) ниспровергнуть систему частной собственности; 6) социализировать земельную ренту при помощи земельного налога; 7) улучшить систему частной собственности ради участия в приносимых ею доходах каждого члена общества. 19. Первой моделью макроэкономического движения общественного продукта, послужившей импульсом для последующих разработок является: 1) теория «чистого продукта»; 2) экономическая таблица Ф. Кенэ; 3) «политическая арифметика» У. Петти; 4) «исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смита.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Бартенев С. Л. История экономических учений. – М.: Юрист, 2001.Гл. 4-5. 2. Белоусов В.М., Ершова Т.В. История экономических учений: Учебное пособие. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999.Тема 3-4. 3. История экономических учений. Учебное пособие. Под ред. В.Автономова, О.Ананьина, Н.Макашевой. М.: ИНФРА-М, 2006. Гл. 3-5. 4. Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Владос, 1997 г. Лекции 7 -10 5. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. -4-е изд, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006.Гл. 5-10. Источники: 1. Буагилъбер П. Рассуждения о природе богатства, денег и налогов. — Горький, Горьк. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского, 1973. 2. МилльДж. С. Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии. В 3-х томах: Пер. с англ; Общ. ред. А. Г. Милейковского. — М.: Прогресс, 1980. 3. Маркс К. Капитал. Т. II, гл. 10, 19, - Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е, т. 24. 4. Маркс К. Теории прибавочной стоимости (IV том "Капитала"). — Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е, т. 26, ч. 1., гл. 2, 3, 4, 6, приложения 2, 3, 4, 5, 8, 12; ч. 2, гл. 8, § 9, гл. 9, § 1 - 6, гл. 10 - 17. 5. Петти В. Трактат о налогах и сборах. — В кн.: Антология экономической классики. В 2-х томах. Т. 1. Предисловие И. А. Столярова. — М.: МП "Эконов", 1991, с. 5 - 78. 6. Кенэ Ф. Избранные экономические произведения. — М.: 1960. 7. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Соцэкгиз, 1962. 8. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов (отдельные главы). — В кн.: Антология экономической классики. В 2-х томах. Т. 1. Предисловие И. А. Столярова. - М.: МП "ЭКОНОВ", 1991, с. 79 - 396. 9. Тюрго А. Р. Ж. Избранные экономические произведения. — М.: Соцэкгиз, 1961. 10. Тюрго А. Р. Ж. Размышления о создании и распределении богатства. Ценности и деньги. — Юрьев, 1905. 11. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. — В кн.: Рикардо Д. Сочинения в 3-х т., Т. 1, — М.: Госполитиздат, 1955. 12. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения (отдельные главы). — В кн.: Антология экономической классики. В 2-х томах. Т. 1. Предисловие И. А. Столярова. - М.: МП "ЭКОНОВ", 1991, с. 397 - 473. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Адам Смит и современная политическая экономия /Под ред. Н. А. Цаголова. — М.: Изд-во Моск. у-та, 1979. 2. Аникин А. В., Аникин В. А. Уильям Петти. — М.: Экономика, 1986. 3.Бодриков М. Критика неорикардианской теории стоимости и распределения // Вопр.экономики. 2007. № 5. 4. Дроздов В. В. Франсуа Кенэ. — М.: Экономика, 1988. — (Из истории экон. мысли). 5. Ильин В. Кто научил Смита говорить по-русски? / ЭКО, 1990, № 10, с. 133 - 136. 6. Майбурд Е. М. Богатство народов / ЭКО, 1990, № 10, с. 121 - 133. Тема 4. Экономические аспекты социалистических учений.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.65 (0.009 с.) |