Основные теории классической школы ХIХ века.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные теории классической школы ХIХ века.



Великим экономистом классической школы был Джон Стюарт Милль (1806–1873), создавший монументальное произведение «Основы политической экономии» (1848).

В своем трактате он хотел наметить пути как экономического, так и социального развития европейского общества, создать теоретическую основу для программы социальных реформ.

Шумпетер рассматривал Милля как систематиза­тора и классификатора классического направления. Стиглер и Роббинс подчеркивают научную ориги­наль­ность Милля в решении ряда проблем, в первую очередь связанных с теорией ценности: Милль, сам того не сознавая, подорвал логические основания теории трудовой ценности классиков и тем самым проложил дорогу «маржиналистской революции» в политэкономии.

Композиция «Основ политической экономии» такова. Три первые книги посвящены соответственно производству, распределению и обмену. В своей совокупности эти книги представляют собой очерк статики капиталистического производства. Четвертая книга посвящена рассмотре­нию влияния прогресса на производство и распределение. Эта книга содержит первое последовательное изложение взглядов классической школы на проблему экономического роста и его пределов. Пятая книга рассматривает традиционный для классической школы вопрос о роли государства в экономике.

Основные идеи книги «Основы политической экономии» Милля.

1. Рассмотрена проблема производительного и непроизводитель­ного труда. Производительный труд как таковой запечатлевает себя в материальных благах. Вводится критерий производительности. Лишь тот труд производителен, который служит производству благ, способных в дальнейшем стать элементами капитала.

2. Проанализированы деление доходов на сберегаемую и потребляемую части, капитализация сберегаемой прибыли для развития производства.

3. Изучена проблема распределения производственного богатства с позиции собственности – центрального понятия системы отношений общественных классов. Историческому изменению института частной собственности соответствуют и изменения основных принципов распределения. Теория ренты, прибыли и заработной платы связывается с наемным трудом.

4. Милль по существу порывает с теорией трудовой стоимости и переходит на теорию издержек производства. Он анализирует спрос и предложение и показывает, что цена равновесия – это такая цена, которая уравнивает спрос и предложение.

В целях объяснения относительных цен Милль разделяет блага на три группы: 1) с совершенно неэластичным предложением; 2) с совершенно эластичным; 3) с относительно эластичным предложением.

5. Милль анализирует состояние статики и динамики капиталистической экономики. Теорию равновесия он дополняет теорией движения. Рассмотрены природные и технические аспекты экономической динамики в неразрывной связи с социальным развитием общества. Наибольшую угрозу развитию представляет, по Миллю, исчерпание стимулов накопления капитала. Это связано с тенденцией прибыли к понижению, что определяется воздействием растущего населения и законом понижения отдачи на капитал в земледелии.

6. При рассмотрении социальных проблем капитализма Милль на передний план выдвигает рабочий вопрос. Основные надежды он связывал с социальной трансформацией капитализма. Социальную революцию он не принимал, а надежды связывал с профсоюзным движением, экономической борьбой.

Большое внимание уделял развитию акционерных обществ, которые давали огромный прыжок в концентрации капитала и росте производительности труда. Это, по мнению Милля, ускорит решение социальных вопросов.

7. Милль – последователь смитовского либерализма, но расширяет роль государства в манипуляции налогами и дополнении рынка деятельностью государства в разнообразных областях.

«Правительство, – пишет он, – должно на себя брать все то, выполнение чего желательно для общих интересов человечества и грядущих поколений или для текущих интересов членов общества, которые нуждаются в помощи со стороны...».

Предсказана необходимость развития системы социального обеспечения.

Милль указывает на многие конкретные сферы деятельности государства: образование, науку и т.д.

Если классическая школа стремилась утвердить общую и универсальную теорию, используя абстрактный и дедуктивный методы, то историческая школа, сформировавшаяся в середине ХIХ в. в Германии использовала конкретный индуктивный метод, метод историцизма. Общей теории классиков она противопоставляет особенную теорию развития национальной экономики.

Предшественниками исторической школы были А. Мюллер (1779–1829) и Фридрих Лист (1798–1846). Их работы выразили реакцию на классическую теорию. Они считали, что каждая нация – особый организм со своими жизненными принципами и своей индивидуальностью, на этой основе формируется ее историческое существование. Увлечение универсальными схемами нередко сопровождается игнорированием национальных особенностей, многообразия условий развития отдельных стран. Подвергается критике принцип неограниченной свободы в международной торговле. Вместо этого выдвигается принцип «промышленного воспитания нации». Нация в своем развитии проходит ряд стадий.

Старая историческая школа представлена Вильгельмом Рошером (1817–1894), Карлом Книсом (1821–1898) и Бруно Гильдебрантом
(1812–1878). Они продолжили критику классической школы и выработали «исторический метод в политической экономии», суть которого состояла в том, чтобы исследовать и сравнивать экономические явления и процессы у всех народов; стараться выяснить, каким образом и почему целесообраз­ное часто превращается в нелепое, а благодеяния оборачиваются бедствиями.

В 70-х гг. ХIХ в. более молодое поколение немецких ученых во главе с Густавом Шмоллером (1838–1917) образовало так называемую новую историческую школу. К ней относились Луйо Брентано
(1844–1931), Карл Бюхер (1847–1930), Адольф Вагнер (1835–1917) и др. Они являлись приверженцами изучения экономической истории, смогли привлечь огромный массив исторических фактов. Выделяли связи между экономикой и правом, экономикой и нравственностью, экономикой и политикой, отмечали повышенную значимость государства, сочувствовали социализму.

Третье поколение (третья немецкая волна) исторической школы более всего известно такими именами, как Вернер Зомбарт (1863–1941) и Макс Вебер (1864–1920).

Зомбарт проделал эволюцию от марксизма к фашизму. М. Вебер был разносторонним мыслителем, соединившим в себе философа, историка, социолога и экономиста. Он полагал, что развитие экономической жизни народов и их культуры определяется некими общими законами. Он выдвинул концепцию идеальных типов, которые представляют собой определенные схемы, модели, позволяющие разобраться в море фактов, находить закономерности и делать обобщения. В итоге выяснилось, что «исторический метод» не устраняет, а дополняет английскую школу политической экономии.

«Исторический метод» был распространен и в других странах. В России он был представлен И.И. Кауфманом (1848–1916), А.И. Савиным (1873–1923), М.И. Туган-Барановским (1865-1919), И.М. Кулишером (1878–1934) и др.

Русская историческая школа выгодно отличалась от немецкой: она была свободной от национал-шовинистических настроений и не противопоставляла «исторический метод» экономической теории. Гордостью русской экономической науки является Иосиф Михайлович Кулишер – представитель второго поколения русской исторической школы. Его труды: «Очерки по истории таможенной политики» (1903), «Эволюция прибыли с капитала в связи с развитием промышленности и торговли в Западной Европе» (1906–1908), «Очерки финансовой науки», (1919–1920), «Очерк экономической истории Древней Греции» (1925), «История русского народного хозяйства с древнейших времен до XVII века» (1925–1926), «Лекции по истории экономического быта Западной Европы» (1916–1917).

Самостоятельная работа

1. Написать эссе на тему (по выбору студента):

1. Значение экономического наследия физиократизма

2. Идеи Адама Смита и современная рыночная экономика.

3. «Как государство богатеет….»

2. Составить конспекты:

Аникин А.В. Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей - экономистов до Маркса. Изд. 2-е, доп. и перераб. М., Политиздат, 1975. гл. 3-4, 8-9, 10-14.

3. Выполните задание: верно или неверно высказывание?

· Классики рассматривали проблемы сферы обращения и сферы производства в единстве

· Политика либерализма предусматривает активное государственное регулирование

· Категория «цена» - признавалась исходной категорией экономического анализа

· Петти считал, что величина стоимости товара изменяется обратно пропорционально изменению производительности труда

· По Петти рента – это изменение стоимости над издержками производства

· Физиократы считали, что чистый продукт – это рента

· Физиократы считали, что налог должны платить только арендаторы земли

· Первоначальные авансы по Кенэ – это капитальные вложения

· Экономическая таблица Кенэ – это схема расширенного воспроизводства

· Смит считал, что потребительная и меновая стоимость совпадают

· Смит считал, что когда страна богатеет, норма прибыли повышается

· Смит аналогично физиократам считал, что налоги должны платить земельные собственники

· По Мальтусу низкий уровень жизни рабочих определяется биологическими законами, а не социальными проблемами

· Сэй считал, что труд является единственным источником богатства

· Социальные проблемы общества Милль связывал с наличием частной собственности

4. Написать реферат на тему (по выбору студента)

1. Адам Смит и русская экономическая мысль.

2. Теории внешней торговли Смита и Рикардо

3. Классическая школа и её отличие от неоклассической.

4. Мальтузианство и современность.

5. Теория факторов производства и её использование в экономическом анализе

5. Выполните задание: установите соответствие

 

Смит Заработная плата зависит от инвестиций прошлого периода
Рикардо Основоположник статистики
Сэй В состав основного капитала входит и человеческий капитал
Милль Его концепция в корне противоположна трудовой теории стоимости
Петти Принцип сравнительных преимуществ
Кенэ Его учение затем нашло отражение в моделях «затраты-выпуск» Леонтьева

 

6. Выполните тестовые задания

1. Согласно классической политической экономии заработная плата как доход рабочего тяготеет:

1) к физиологическому минимуму;

2) к прожиточному минимуму;

3) к максимально возможному уровню.

2. Категорию «деньги» У. Пегги рассматривает как сторонник:

1) номиналистической теории денег;

2) металлической теории денег;

3) количественной теории денег.

3. У. Петти и П. Буагильбер — родоначальники теории стоимости, определяемой:

1) затратами труда (трудовая теория);

2) производственными издержками (теория издержек);

3) предельной полезностью.

4. Ф. Кенэ считал:

1) труд – главный источник богатства;

2) источник богатства – земля и труд, а не внешняя торговля;

3) истинное богатство состоит в деньгах;

4)богатство – это не только деньги, но и земля, труд, железо, лес, зерно.

5. По предложенной Ф. Кенэ классификации фермеры представляют:

1) производительный класс;

2) класс собственников земли;

3) бесплодный класс

6. А. Тюрго единственным источником всякого богатства считает труд:

1) торговца;

2) земледельца (фермера);

3) ремесленника;

4) ростовщика;

5) купца.

7. В соответствии с классической политической экономией деньги — это:

1) искусственное изобретение людей;

2) важнейший фактор экономического роста;

3) техническое орудие, вещь, облегчающая обмен.

8. «Экономический человек» А. Смита – это:

1) люди, которые, оказывая услуги друг другу, руководствуются личной выгодой;

2)Фермер в сельскохозяйственных угодьях;

3) предприниматель;

4) ученый-экономист.

9. А. Смит считает труд производительным, если он приложен:

1) в сельскохозяйственном производстве;

2) в любой отрасли материального производства;

3) в отраслях материального и нематериального производства.

10. По мысли А. Смита, гораздо большую стоимость к действительному богатству и доходу добавляет капитал, вкладываемый:

1) в торговлю;

2)в земледелие;

3) в промышленность.

11. В структуре торговли на первое место А. Смитом поставлена:

1) внутренняя торговля;

2) внешняя торговля;

3) транзитная торговля.

12.Согласно А. Смиту, в каждом развитом обществе стоимость товаров обусловлена:

1) затратами труда;

2) затратами труда и капитала;

3) суммой доходов.

13. В структуре капитала А. Смит выделяет следующие части:

1) первоначальные и ежегодные авансы;

2) основной и оборотный капитал;

3) постоянный и переменный капитал.

14. Категорию «рента» Д. Рикардо трактует в следующих вариантах:

1) как доход с земли;

2) так же, как и прибыль фермера;

3) так же, как и прибыль в промышленной сфере;

4) как дополнительный доход фермера сверх уровня средней при­были в сфере его деятельности;

5) как «свободный дар земли»;

15. Тенденцию нормы прибыли к понижению, согласно Д. Рикардо, по­рождают следующие причины:

1) перелив капитала из одного занятия в другое;

2) снижение относительного уровня «рыночной цены труда»;

3) рост относительного уровня «рыночной цены труда»;

4) рост дороговизны продуктов земли из-за постоянного снижения ее плодородия;

5)снижение темпов народонаселения;

6) повышение темпов народонаселения.

16. Основными постулатами «закона рынков» Ж.Б. Сэя являются:

1)спрос создает соответствующий ему уровень предложения;

2) предложение создает соответствующий ему спрос;

3) деньги как важнейший самостоятельный фактор воспроиз­водственного процесса;

4) деньги нейтральны;

5) цены, заработная плата и процентная ставка совершенно гибки, подвижны;

6) допускается вмешательство государства в экономику;

7) экономические кризисы невозможны либо их проявление имеет всегда временный и преходящий характер.

17. По мысли Т. Мальтуса, «третьи лица» в воспроизводственном про­цессе — это:

1)производительная часть общества;

2) непроизводительная часть общества;

3)фактор, содействующий созданию и реализации общественного продукта;

4) фактор, сдерживающий полное использование капитала;

5) фактор, предотвращающий общее перепроизводство.

18. В концепции реформ Дж.С. Милля рекомендуется:

1) изменить законы производства;

2) изменить законы распределения;

3) ограничить право наследования;

4) уничтожить наемный труд при помощи кооперативной произво­дительной ассоциации;

5) ниспровергнуть систему частной собственности;

6) социализировать земельную ренту при помощи земельного на­лога;

7) улучшить систему частной собственности ради участия в приноси­мых ею доходах каждого члена общества.

19. Первой моделью макроэкономического движения общественного продукта, послужившей импульсом для последующих разработок является:

1) теория «чистого продукта»;

2) экономическая таблица Ф. Кенэ;

3) «политическая арифметика» У. Петти;

4) «исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смита.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бартенев С. Л. История экономических учений. – М.: Юрист, 2001.Гл. 4-5.

2. Белоусов В.М., Ершова Т.В. История экономических учений: Учебное пособие. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999.Тема 3-4.

3. История экономических учений. Учебное пособие. Под ред. В.Автономова, О.Ананьина, Н.Макашевой. М.: ИНФРА-М, 2006. Гл. 3-5.

4. Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Владос, 1997 г. Лекции 7 -10

5. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. -4-е изд, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006.Гл. 5-10.

Источники:

1. Буагилъбер П. Рассуждения о природе богатства, денег и на­логов. — Горький, Горьк. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского, 1973.

2. МилльДж. С. Основы политической экономии и неко­торые аспекты их приложения к социальной философии. В 3-х томах: Пер. с англ; Общ. ред. А. Г. Милейковского. — М.: Прогресс, 1980.

3. Маркс К. Капитал. Т. II, гл. 10, 19, - Маркс К. и Эн­гельс Ф. Соч. Изд. 2-е, т. 24.

4. Маркс К. Теории прибавочной стоимости (IV том "Ка­питала"). — Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е, т. 26, ч. 1., гл. 2, 3, 4, 6, приложения 2, 3, 4, 5, 8, 12; ч. 2, гл. 8, § 9, гл. 9, § 1 - 6, гл. 10 - 17.

5. Петти В. Трактат о налогах и сборах. — В кн.: Антоло­гия экономической классики. В 2-х томах. Т. 1. Предисловие И. А. Столярова. — М.: МП "Эконов", 1991, с. 5 - 78.

6. Кенэ Ф. Избранные экономические произведения. — М.: 1960.

7. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Соцэкгиз, 1962.

8. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов (отдельные главы). — В кн.: Антология экономичес­кой классики. В 2-х томах. Т. 1. Предисловие И. А. Столяро­ва. - М.: МП "ЭКОНОВ", 1991, с. 79 - 396.

9. Тюрго А. Р. Ж. Избранные экономические произведе­ния. — М.: Соцэкгиз, 1961.

10. Тюрго А. Р. Ж. Размышления о создании и распределе­нии богатства. Ценности и деньги. — Юрьев, 1905.

11. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогово­го обложения. — В кн.: Рикардо Д. Сочинения в 3-х т., Т. 1, — М.: Госполитиздат, 1955.

12. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогово­го обложения (отдельные главы). — В кн.: Антология эконо­мической классики. В 2-х томах. Т. 1. Предисловие И. А. Столярова. - М.: МП "ЭКОНОВ", 1991, с. 397 - 473.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Адам Смит и современная политическая экономия /Под ред. Н. А. Цаголова. — М.: Изд-во Моск. у-та, 1979.

2. Аникин А. В., Аникин В. А. Уильям Петти. — М.: Эконо­мика, 1986.

3.Бодриков М. Критика неорикардианской теории стоимости и распределения // Вопр.экономики. 2007. № 5 .

4. Дроздов В. В. Франсуа Кенэ. — М.: Экономика, 1988. — (Из истории экон. мысли).

5. Ильин В. Кто научил Смита говорить по-русски? / ЭКО, 1990, № 10, с. 133 - 136.

6. Майбурд Е. М. Богатство народов / ЭКО, 1990, № 10, с. 121 - 133.

Тема 4. Экономические аспекты социали­стических учений.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.178.91 (0.024 с.)