Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Английская школа маржинализма

Поиск

Английская школа маржинализма была представлена Джевонсом и Эджуортом. Главные работы У. Джевонса – «Теория политической экономии» (1871) и «Принципы науки» (1874). В них развивались маржинально-субъективистские идеи: исследовались проблемы полезности, т.е. спроса и потребления. Джевонс широко использовал математический аппарат для создания своей теории. Теория распределения интерпретировалась как не более чем аспект общей теории ценности. Процесс производства и распределения имеет значение лишь постольку, поскольку он видоизменяет возможность потребительского выбора. Джевонс сформулировал закон убывающей предельной полезности и с его помощью пришел к «уравнению обмена»: в состоянии равновесия отношения приращений потребляемых товаров должны равняться соответствующим соотношениям интенсивности потребностей, удовлетворяемых в последнюю очередь, или, по выражению Джевонса, «последним степеням полезности». По сути, это знакомое по современным учебникам условие потребительского равновесия: пропорциональность предельных полезностей относительным ценам.

Важнейшим вкладом в науку является теория предложения труда Джевонса. Тягость труда с увеличением его продолжительности сначала снижается, а затем растет, тогда как предельная полезность продукта, производимого трудом, монотонно убывает. Рабочий, рационально ведущий себя, будет уравнивать предельную тягость труда и предельную полезность продукта (дохода).

Ф. Эджуорт развивал идеи Джевонса. Его основной труд «Математическая психика» (1881), в которой сосредоточено внимание на проблемах измерения полезности и математического определения равновесия. Равновесие рассматривалось на основе сопоставления полезностей благ и тягостей труда. Эджуорт установил закон роста производства фирмы. Этот рост выгодно продолжать до тех пор, пока предельная выручка не сравняется с предельными издержками. Эджуорту наука обязана таким важным понятием, как кривые безразличия. Это стало основой теории порядковой («ординальной») полезности в противовес существовавшей ранее теории количественной («кардинальной») полезности.

После опубликования книги А. Маршалла «Принципы экономики» (1890) сформировалась неоклассическая школа. Неоклассическая теория исследовала рыночное хозяйство в период господства свободной конкуренции. Она соединила идеи классической политэкономии с идеями маржинализма. Возникно­вение предельного анализа Маршалл понимал не как революцию в науке, а как результат ее эволю­ции. После того как полезность была соеди­нена с общественными издержками, была создана общая теория сопоставления результатов и затрат, возникла так называемая вторая классическая ситуация. Неоклассическая школа господствовала до 30-х гг. XX в.

Прежде всего нужно обратить внимание на особенности методологии неоклассического анализа. Во всех предыдущих теориях в первую очередь выделялся источник ценности, абсолютный закон ее образования. Например, ценность выводилась из затрат труда или издержек производства, или из предельной полезности. Неоклассики переходят к функциональной теории, где нет места абсолютным категориям, все они рассматриваются как относительные. Экономические явления анализируются не по принципу движения от глубинных причин к поверхностным явлениям, а по принципу взаимозависимости и взаимного определения (принцип релятивизма). Маршалл писал: «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли ценность полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц».

Благодаря Маршаллу в экономической науке стал широко применяться графический метод анализа.

 

Дж. Кейнс отмечал, что Маршалл очень рано пришел к мысли, что голые постулаты экономической теории сами по себе мало что стоят и не приближают сколько-нибудь к существенно полезным и практическим выводам. Все дело в том, как их применять для истолкования повседневной экономической жизни. А это требует глубокого знания реальных фактов из практики функционирования хозяйства. Однако эти факты и отношение людей быстро меняются. Экономист должен изучать эти изменения. «Экономическая наука – это не совокупность конкретной истины, а лишь орудие для открытия конкретной истины», – писал Маршалл.

Укажем лишь на главные аспекты вклада, внесенного в науку книгой «Принципы экономики».

«Крест» Маршалла. Маршалл представил взаимодействие рыночного спроса и предложения в виде пересекающихся кривых, выражающих закон убывания предельной полезности данного товара для потребителей и закон возрастания предельных издержек для производителей. Рыночная ценность товара определяется равновесием предельной полезности и предельных издержек. Обе теории – трудо­вая (затратная), и маржиналистская – объединяются более общей неоклассической теорией равновесия. «Издержки производства, интенсив­ность спроса, предел производства и цена продукта, – пишет
Маршалл, – взаимно регулируют друг друга». Новый подход к пониманию роли издержек производства в определении ценности реабилитировал классиков.

Теории «предела» и «замещения». Общая теория экономического равновесия была подкреплена и сделана эффективной в качестве системы научного познания двумя глубокими дополнительными концепциями, а именно теориями «предела» и «замещения». Понятие «предел» было распространено за рамки понятия «полезность», чтобы охарактеризовать равновесную точку в данных условиях любого экономического фактора. Понятие «замещение» было введено для характеристики процесса, посредством которого равновесие восстанавливается или утрачивается. Идея «замещения» на «пределе» не только между альтернативными предметами потребления, но также и между факторами производства оказалась чрезвычайно плодотворной. Этот метод позволил подчинить категорию заработной платы и прибыли действию общих законов ценности, предложения и спроса.

Эластичность спроса. Анализ закона убывающей полезности привел Маршалла к пониманию влияния на спрос изменения цены, и он четко сформулировал идею «эластичности», без помощи которой прогрессивная теория ценности и распределения не могла получить дальнейшее развитие.

Эластичность спроса (Еpd) по цене выражает меру, которой объем спроса возрастает при данном снижении цены или сокращается при данном повышении цены. Исходя из характера показателя эластичности, были сделаны выводы, которые могут быть применены в бизнесе:

- если Еpd= 1, то изменение цены не окажет влияние на сбыт;

- если Еpd< 1, то цену товара можно повысить, не опасаясь серьезного снижения объема продаж и получить дополнительную прибыль;

- если Еpd> 1, то даже небольшое снижение цены может значительно увеличить объем продаж, а убыток от снижения цены будет перекрыт выручкой от реализации.

Маршалл сформулировал некоторые закономерности, которым подчиняется эластичность спроса. Более эластичным является спрос на товары, обладающие следующими свойствами:

· они не являются жизненно необходимыми;

· доля расходов на них в потребительском бюджете велика;

· изменение цен на них длительно;

· они имеют большое количество товаров-заменителей;

· они имеют большое количество способов употребления.

Временной фактор. В анализ спроса и предложения Маршалл включает время. Он показал, что чем короче рассматриваемый период, тем больше влияние спроса на стоимость, а чем этот период продолжительнее, тем большее значение приобретает влияние издержек производства на стоимость.

В связи с этим Маршалл предлагает различать мгновенное, краткосрочное и длительное равновесие. При мгновенном равнове­сии предложение неизменно. В этих условиях резкое повышение спроса не может быть удовлетворено (использование незанятых или введение новых мощностей требует времени), поэтому резко возрас­тает цена. За это время предприниматель, выпускающий дефицит­ную продукцию, может за счет высокой цены получить дополни­тельный доход (квазиренту, т. е. неземельную ренту).

Краткосрочное равновесие позволяет увеличить предложение для удовлетворения выросшего спроса на тех же самых мощностях.

В длинный период производственные мощности переменны, но потенциально доступные ресурсы постоянны. Наконец, в длительный (очень длинный) период методы производства могут изменяться так же, как и производственные мощности. При длительном равновесии времени хватает на то, чтобы предложение приспособилось к измене­нию спроса. Равновесная цена во втором случае меньше, чем в первом, а в третьем меньше, чем во втором (но больше, чем было до повыше­ния спроса). При этом «новое изобретение, новый вид применения ма­шин, открытие новых и более дешевых источников предложения, от­мена налога или введение поощрительной субсидии способны вы­звать огромное расширение производства и падение цены».

Потребительский излишек. Концепция «потребительского излишка» или «потребительской ренты» занимает особенно важное место в «Принципах...», поскольку ее использование показывает, что при определенных условиях принцип неограниченной конкуренции, рассматриваемый как принцип максимальной общественной выгоды, оказывается несостоятельным не только практически, но и теоретически, что имело огромное философское значение.

Потребитель­ским излишком (в русском переводе он называется потребительским избытком) Маршалл называет «разницу между ценой, которую по­купатель готов был бы уплатить, лишь бы не обойтись без данной вещи, и той ценой, которую он фактически за нее платит». Эта раз­ница представляет собой «экономическое мерило его добавочного удовлетворения».

Монополии. Своеобразен подход Маршалла к проблеме монополии и ее влия­ния на общественное благосостояние. Вопреки принятой в то время точке зрения Маршалл показал, что экономия на масштабах и воз­можность финансировать технологические усовершенствования, ко­торыми может располагать монополистическая фирма, часто приво­дят к тому, что долгосрочная кривая предложения монополизирован­ной отрасли будет проходить ниже, чем для той же отрасли в услови­ях свободной конкуренции. Если монополист движим альтруисти­ческими мотивами, то его целью может быть максимизация не толь­ко своего монопольного дохода, но и потребительского излишка. Это, естественно, приведет к тому, что равновесная цена будет ниже, а выпуск продукции больше, чем у «чистого» монополиста. Таким альтруистически настроенным монополистом, по мысли Маршалла, может оказаться государство (особенно в случаях естественной монополии).

В работе «Деньги, кредит и торговля» (1923) Маршалл создал свой вариант количественной теории денег. Его заслугой является формулирование теории денег как составной части общей теории стоимости. Он учил, что стоимость денег – это, с одной стороны, функция их предложения, а с другой – функция спроса на них. Уравнение неоклассической теории денег Маршала выглядит так: , где M – объем денежной массы; P – общий уровень цен на товары; k – коэффициент, характеризующий долю денег, остающихся у людей в наличной форме, Y – национальный доход.

Уравнение Маршалла выражает потребность в деньгах с точки зрения дохода. Общий объем сделок за год порождает национальный продукт. Маршалл указывал, что увеличение количества денег в стране не увеличивает ни числа, ни объема сделок, которые обслуживаются этими деньгами. Неоклассическая денежная теория показала, что ценность денег как инструмента экономической жизни не связана с собственной ценностью денежного материала, например золота. Маршалл предсказал возможность успешного применения неконвертируемой бумажной валюты при условии жесткого государственного контроля за их выпуском.

Вклад Маршалла в развитие экономической теории настолько значителен, что некоторые ученые даже гово­рят о «маршаллианской революции».

Учеником Маршалла был Артур Сесил Пигу (1877— 1959). Пигу — создатель «экономической теории благо­состояния». Благосостояние он считает зависящим от ве­личины национального дохода (в терминологии Пигу — «национального дивиденда») и равномерности его рас­пределения. Пигу различает частный чистый продукт и общественный чистый продукт. Частная деятельность дает предпринимателю чистый продукт, а обществу это может приносить как выгоды, так и издержки (например, ухудшение окружающей среды). Поэтому необходимо го­сударственное вмешательство. Там, где нет монополий, достаточен механизм налогов и субсидий. Где возможно появление монополий, необходим контроль государства за ценами и даже за производством. Правительство также должно осуществлять перераспределение доходов от бо­гатых к бедным слоям. Такой трансферт слабо ощутим для высших слоев, но существен для малоимущих.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.133.39 (0.007 с.)