Проблема соотношения разума и веры в средневековой философии.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема соотношения разума и веры в средневековой философии.



Виднейший представитель патристики на латинском Западе — Аврелий Августин.Человеческая душа, согласно Августину, не имеет ничего общего с материей, поскольку она сотворена Богом. Душа бессмертна, она — единственная носительница знания, которое исходит от Бога. Любая человеческая мысль суть результат озарения Богом души. Сущность души Августин видел не столько в ее разумно-мыслительной деятельности, сколько в деятельности волевой. Иными словами, активность человека проявляется, согласно Августину, в иррациональном факторе личности — воле. Углубляя эту христианскую линию иррационализа-ции человеческого духа, Августин связал ее с утверждением о свободе воли.

Фома Аквинский. приспосабл. христ. Ф к изменениям, условиям 13 в(противоречия между светск. вл. и церковью, появл. купеч. и ремесл, появл. ересей, заново откр-ся Ф Аристотеля). он достаточно корректно решает проблемы веры и разума.

разум и вера отл-ся друг от друга, но образ. единство. двиг-сь к истине разум может вступить в противоречия с догматами веры. но божеств. откровение не может ошиб-ся, поэтому ошиб-ся разум, а не вера. Ф и религия имеют ряд общих положений, кот раскр-ся разумом и верой. и когда есть выбор, то лучше рук-ся положением разума.те истины разума, кот не противоречат вере наз-ся естественное богословие и явл-ся высшей частью Ф. доказ-во бытия Бога. Фома выводит его сущ-ние из того, что кажд.явл. имеет свою причину, цель, сущность. и двигаясь по лестнице целей, причини сущностей мы подходим к Богу, т.к. Бог - причины всенх ест. процессов.

Проблема универсалий в средневековой философии.

Универсалии - термин средневековой философии, обозначающий общие понятия (или идеи). В споре об У. (10–14 вв.), выясняющем онтологический статус общих понятий (т. е. вопрос об их реальном, объективном существовании), определились три направления:

-реализм.универсалии существуют реально и независимо от человека. Реализм приписывает действительность универсалиям. Таким образом, этот реализм есть то, что с другой точки зрения называется идеализмом. Платон в своём учении об идеях дал впервые вполне отчетливое решение проблемы в реалистическом духе, и реалисты всех времён в Платоне видят свой прототип.

-номинализм.универсалии не сущ-ют реально(даже в Боге), не зависят от чел-ка, универсалии - только имена, кот обоз. схожие по своим признакам предметы.Универсалии, согласно номинализму, — это имена имён, а не сущности (как для схоластического реализма) или понятия (как для концептуализма) универсалии - это имена, общие многим вещам: представления же (conceptus), соответствующие этим вещам в нашем уме, только образы и призраки различных живых существ и других вещей

-концептуализм..концептуализм пыт-ся избежать крайностей и предлаг. разл. вар-ты соглас. вар-ты общего и единичного.Схоластический концептуализм является по существу теистическим: общее не самосуще, как у Платона, и не сотворено в «вещном мире», как у Аристотеля; лежащее в основе доказательств фактическое единообразие природы и логоса уже предполагает общее (в божественном разуме) как источник этого единообразия или как его форму (предустановленная гармония).

Философия Фомы Аквинского.

Фома Аквинский. приспосабл. христ. Ф к изменениям, условиям 13 в(противоречия между светск. вл. и церковью, появл. купеч. и ремесл, появл. ересей, заново откр-ся Ф Аристотеля).Именно с Фомы Аквинского начинает отчетливо проявляться двойственность религиозной психологии. Стремление проникнуть в божественную тайну парадоксальным образом сталкивает требования холодного рассудка с личностными чувствами верующего. Однако стена, отделяющая божественный мир творения от человеческого, достаточно высока. он достаточно корректно решает проблемы веры и разума.

разум и вера отл-ся друг от друга, но образ. единство. двиг-сь к истине разум может вступить в противоречия с догматами веры. но божеств. откровение не может ошиб-ся, поэтому ошиб-ся разум, а не вера. Ф и религия имеют ряд общих положений, кот раскр-ся разумом и верой. и когда есть выбор, то лучше рук-ся положением разума.те истины разума, кот не противоречат вере наз-ся естественное богословие и явл-ся высшей частью Ф. доказ-во бытия Бога. Фома выводит его сущ-ние из того, что кажд.явл. имеет свою причину, цель, сущность. и двигаясь по лестнице целей, причини сущностей мы подходим к Богу, т.к. Бог - причины всенх ест. процессов.

Фома пыт-ся снять противоп-ти номинализма и реализма. общее - продукт ума, но оно имеет отношение к реальности, т.к. реальность сущ. вне ума. общее может сущ. и вне нашего ума., а точнее в уме Бога.

Чел. общ-во предназн. для того, чтобы содействовать индивидам в дистижении целей, поставленных в духе католицизма.

гос. власть происх. от Богв, форма правления зависит от конкр. обстоятельств. церковь по своему статусу выше гражд. общ-ва, а земная жизнь - приготовление к небесной.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.139.152 (0.003 с.)