Эмпиризм и рационализм в философии Нового Времени.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмпиризм и рационализм в философии Нового Времени.



Развитие философской мысли в Новое время было тесно сопряжено с утверждением и развитием капитализма.В ожесточенной борьбе были сломлены мощь феодального дворянства и духовная диктатура церкви, расчищены пути для невиданного доселе развития промышленности и торговли.

Проблема метода заняла особое место и в философии.

В качестве основного метода познания английский философ Ф. Бэкон (1561—1626) выдвинул индуктивный метод — метод восхождения от единичных фактов к обобщениям и понятиям. Залог успехов научного познания и увеличения власти человека над природой Бэкон видел в правильном сочетании органов чувств и эксперимента. Чувственные восприятия он считал единственным источником знаний, заложив тем самым основы эмпиризма — одной из ведущих философских традиций новоевропейской философии.Следует также отметить, что Бэкон не отвергал значения познавательных возможностей разума. Однако для философа их ценность заключалась лишь в способности извлекать из опыта истины.К числу наиболее ярких мыслителей, унаследовавших идеи ф. Бэкона и развивавших традиции эмпиризма, в первую очередь необходимо отнести английских философов Дж. Локка,Джордж Беркли. Джон Локк. Его историческая заслуга состояла в развернутой критике декартовой теории врожденных идей и в разработке материалистической гносеологии. Идеи и понятия, согласно Локку, не являются врожденными, они возникают в процессе взаимодействия человека и внешнего мира. Ребенок рождается без всяких идей. Его душа подобна "чистой доске" ("tabula rasa" ), на которой лишь с течением времени под воздействием предметов внешнего мира появляются различные узоры. Органы чувств доставляют простые идеи, которые не разлагаются, — например, идеи цвета, движения, протяжения, мышления и т.д. Мышление комбинирует, обрабатывает эти простые идеи и создает сложные, более или менее цельные понятия о телах и явлениях — например, красота, войско, Вселенная.Джордж Беркли задачу своей философии видел в опровержении материализма и атеизма.

Основоположник рационализма выдающийся французский философ Р. Декарт (1596—1650) понимал необходимость знания, имеющего опытно-экспериментальное происхождение. Однако, полагал он, единственным источником истинных знаний является разум. Истинность же понятий и суждений состоит, по мнению Декарта, в ясности и отчетливости мышления, а не в их соответствии изучаемому объекту.Рационалистическая традиция после Декарта нашла свое историческое и логическое продолжение в лице голландского мыслителя Баруха Спинозы (1632—1677). В отличие от дуализма Декарта Спиноза вводит понятие единой и бесконечной субстанции, называемой Богом, или Природой, которая выступает как причина самой себя Сложную и мучительную для дуализма Декарта проблему — отношения души и тела — Спиноза интерпретирует с позиций философского монизма. Тело и душа суть разные выражения одной сущности. Познавая тело, человек познает душу, и наоборот.

Эмпиризм Ф. Бекона.

В качестве основного метода познания английский философ Ф. Бэкон (1561—1626) выдвинул индуктивный метод — метод восхождения от единичных фактов к обобщениям и понятиям. Согласно Бэкону, ученый, изучая конкретные предметы и явления, сравнивая их друг с другом, анализируя различные их стороны, получает богатейший материал для широких обобщений и выводов. Идя таким путем, считал мыслитель, исследователь соберет богатую жатву полезных открытий, следуя же "путем умозрений и разглагольствований", можно достичь только бесплодных результатов или вовсе не получить никаких. Залог успехов научного познания и увеличения власти человека над природой Бэкон видел в правильном сочетании органов чувств и эксперимента. Чувственные восприятия он считал единственным источником знаний, заложив тем самым основы эмпиризма — одной из ведущих философских традиций новоевропейской философии.

Следует также отметить, что Бэкон не отвергал значения познавательных возможностей разума. Однако для философа их ценность заключалась лишь в способности извлекать из опыта истины. Свою же методологию английский мыслитель проиллюстрировал на примере пчелы, собирающей с цветков нектар и перерабатывающей его в мед.

Рационализм Р.Декарта.

Основоположник рационализма выдающийся французский философ Р. Декарт (1596—1650) понимал необходимость знания, имеющего опытно-экспериментальное происхождение. Однако, полагал он, единственным источником истинных знаний является разум. Истинность же понятий и суждений состоит, по мнению Декарта, в ясности и отчетливости мышления, а не в их соответствии изучаемому объекту.

Исходным началом для создания научного метода у Декарта служит сомнение. Философия, отмечал он, развивалась на протяжении веков самыми выдающимися умами, и тем не менее в ней нет ни одного пункта, которого нельзя было бы оспорить и, следовательно, усомниться в его истинности. Сомнение есть один из актов мышления. Следовательно, сомнение не может поставить под вопрос лишь сам процесс нашего мышления. Отсюда Декарт делает свой поистине революционный вывод: "Мыслю, следовательно существую" (Cogito ergo sum). Таким образом, несомненность мышления подтверждается актом сомнения. В основе научного метода Декарта лежат четыре правила:

1. Не принимать ничего на веру, включать в суждения только то, что представляется разуму ясно и отчетливо.

2. Разделять каждую проблему на столько частей, сколько нужно для ее разрешения.

3. Начинать изучение с простейших предметов, постепенно переходя к более сложным.

4. Делать перечни настолько полными, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.

И сегодня для нас актуально звучит мысль Декарта: "Уточняйте ваши понятия, этим самым вы избавите человечество от половины заблуждений".

Философия Лейбница.

Выдающимся представителем рационализма был немецкий философ Готфрид Лейбниц. Однако, развивая идеи Декарта, Лейбниц создал принципиально новую систему рационализма.Ядром философии Лейбница выступает понятие монады - некая простая и неделимая духовая сущность, которая замкнута в себе и не имеет возможности влиять на другие монады. Весь мир являет собой не что иное, как собрание монад.Монады выстраиваются согласно своей иерархии. Низшие из них образуют уровень обычного материального бытия и отличаются незначительными способностями к ясному представлению ("пребывают в смутном сне"). Эти способности возрастают по мере восхождения к высшей монаде — Богу. Бог приводит все монады в состояние соответствия друг другу, при котором без всякого реального взаимодействия изменения в одной монаде связаны с изменениями всех остальных. Применительно к декартовой проблеме отношения души и тела монадология Лейбница предстает как способ сохранить независимость души и тела и в то же время объяснить их согласованность. Лейбниц согласен с эмпириками, утверждавшими, что чувства служат исходной ступенькой познания. Однако, считает он, поскольку всякая душа есть монада, направленная лишь на самое себя, то познание — это процесс постепенного осознания того, что имеется в бессознательном.

37. Философия И.Канта (докритический период).

Завершающим этапом формирования философской мысли эпохи Просвещения является философия Иммануила Канта (1724—1804). Она знаменует и начало последней фазы развития классической европейской философии, представленной знаменитой школой немецких мыслителей.

Творчество Канта исследователи делят на два периода — докритический (до 1770) и критический. В первый период интересы философа сосредоточены главным образом на проблемах естественнонаучного и натурфилософского характера.полагал, что солн. ситст. имеет свою историю. она возникла из облака разряж. частиц матреии и постепенно приобразуется в современную.в астрологии кант доказ., что приливное трение замедляет суточн. вращение земли, в биологии он попыт-ся построить генеологич. класс-цию жив. мира, пыт. доказ., что чел рассы разд-ся ест. путем, во всех работах доказывал, что природа исторична (меняется), процесс развития мира имеет начало, но бесконечен. причина мира не материя, а Бог, но Бог сущ-ет независ. от природы.

кант увидел, что некот. пред. общ.аксиомы науки не объясн-ся эмпирически, но эти исх. осн-я науки не явл-ся врожд. знанием.Результатом этого явился трактат "Всеобщая естественная история и теория неба" (1755), в котором обосновывалась космогоническая гипотеза.

38. Философия И.Канта (критический период).

Творчество Канта исследователи делят на два периода — докритический (до 1770) и критический. критического периода, свидетельствующего о совершенно новом подходе мыслителя к задачам философии, начинается работой "О формах и принципах чувственности воспринимаемого и умопостигаемого мира"Философское творчество Канта представляет собой синтез двух основных традиций европейской философии — эмпиризма и рационализма. Мыслитель считал правильными суждения эмпириков об опытной природе нашего знания. Вместе с тем он отклонял идею "чистой доски" Локка, на которой природа пишет свои письмена.сознал, что бэкон в эмпиризме и декарт в рационализме не спос. объяснить исх. знания. ставит задачу критики существ. знания с целью выявления его природы.понятие Ф Канта - понятие "вещь в себе", кот не зависит от нашего сознания, не зависит от ощущений и мышления, кот. непознаваемы и кот через вызваемые ими явлениявоздейств. на наши органы чувств. "Вещь в себе" недоступна чел. знанию,. но она порожд. явл-я лдоступн. ощущениям. чел. знание не может выработать теорет. предст-е о "вещах в себе". те стороны вещей в себе, к кот. принцип-но не применимо наше сознание абсолютно непознаваемы,. поэтому вещь в себе потусторонны и сущ. вне времени и простр-ва.

кант делит все знание на апри орное знание апостеприорное. априорн знание не тождеств. врожд. априорны формы чувств.-ти - пространство и время, именно априорность восприятия пр-ва и вр. придает нашим чувств. знаниям всеобщность и необх-ть. априорн. форма рассудка - понятия и категории. ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущ. пусты. априорная форма разума - идея(понятие о чем-то безусл.). разум образуют 3 идеи:о душе, как целостн0ти всех псих. явлений;о мире, как некот. целостн. беск-он. ряда действий; о Боге, ак причине всех явлений и процессов. но кант отмеч, что разум баз-ся на этих идеяхоказ-ся противоречив. мы можем одинаково доказ, что Бог есть и его нет, что мир конечен и бесконечен.

этика канта. человек поступ. необходимо, т.к. он есть явленрие среди др. явлений природы и поэтому подчин-ся необх-ти. чел. свободен, т.к. он действ. в соотв. с необх-тью. и эта необх-ть проявл. требованием, чтобы человек поступал так, чтобы правила его личного поведения могло стать правилом поведения дл

39. Философия Гегеля (объективный идеализм и диалектика).

Гегель- крупнейший представитель немецкой классической философии, создатель грандиозной системы объективного идеализма и теории (метода) диалектики.философ попытался показать, что процесс возникновения многого из единого постигается путем рационального познания. Инструментом последнего Гегель считал логическое мышление, а основной формой — понятие.Гегель представил все мировое развитие как развитие духа — "абсолютной идеи". Данное понятие, основное в гегелевской философии, имело вполне реальный, земной прообраз.своем развитии абсолютная идея проходит ряд ступеней. Сначала она, развивается сама в себе, в сфере чистой мысли. На следующем этапе воплощается в природу, вызывая к жизни все многообразие предметов и явлений. Еще позднее порождает человеческое общество, история которого представляет процесс познания этой идеи.исторической заслугой немецкого философа яв ляется разработка диалектического метода. Гегель развил глубокие мысли о движении, о переходе количественных изменений в качественные и обратно, о противоречии как источнике развития, об отрицании, о развитии от низшего к высшему не по прямой, а по спирали. Он разработал и сформулировал основные законы диалектики.Наиболее полно диалектика Гегеля изложена в его работе «Наука логики». В этом произведении он дал анализ важнейших законов, категорий и принципов диалектики, обосновал положение о единстве диалектики. Логики и теории познания, создал первую в истории мысли развернутую систему диалектической логики. Философ выявил во всей полноте (насколько это было можно с позиций идеализма) роль и значение диалектического метода в познании и других формах социальной деятельности, подверг критике метафизический метод мышления.Философ стремился рассмотреть логику в качестве необходимого компонента практической деятельности человека как общественного существа, который изменяет внешнюю действительность и делает ее объективно-истинной. А это значит, что исследование всеобщих закономерностей «жизни человека», т. е. его практической деятельности во всех ее формах на основе исторического материализма («одного из гениальных зерен, в зародыше имеющихся у Гегеля»), является ключом к разгадке тайны логических категорий, законов и принципов, механизма их обратного воздействия на практику.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.201.220 (0.006 с.)