Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценности личности и ценности общества.

Поиск

Личностные ценности, формирующиеся в индивидуальном опыте субъекта.Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентации, т.е. совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Личностные ценности выступают как мотивация человеческого поведения и находят предметное воплощение. Ценностная предметность проявляется лишь в процессе функционирования предметов в системе общественных отношений.Мир ценностей характеризует как индивидуальное, так и общественное сознание и формы деятельности, многообразен и направлен на природные, технико-экономические, социально-политические отношения, этические, эстетические, научные системы, т. е. важнейшие компоненты культуры.Основная форма, вбирающая в себя ценности, - идеал, который выражает высшую, совершенную цель стремлений и желаний человека, прообраз действительности на пути движения от сущего к должному. Для общества весьма важно не терять из виду основные цели. Так, для сообщества людей фундаментальное значение имеет осуществление прав и свобод каждой личности, а прикладное, инструментальное -техника, экономика, рынок, политика, демократия и т. п. С помощью инструментальных средств общество создает предпосылки для проявления творческих качеств человека.Различные социокультурные типы общества имеют специфические ценностиРассмотрим две наиболее значимые в истории человечества ценностные парадигмы — восточную и западную. Каждая из них отражает ценности, связанные со спецификой образа жизни соответствующего общества. Так, для восточной традиции характерно утверждение единства общества и человека, господство таких норм и правил поведения личности, как справедливость, гуманность, искренность, уважение к родителям и старшим.Для западной же традиции характерным является противопоставление личности и общества и приоритет индивидуальных ценностей. В соответствии с этим социализация личности связывается с изменением социальной среды и мира.В контексте вышесказанного следует подходить и к вопросу о том, какому способу социализации отдать предпочтение — с акцентом на изменение личности или социальной среды. Для нормального развития следует изменять и себя, и социальную среду. Личность, ценностные ориентации которой связаны только с изменением себя, только лишь с приспособлением к социальной среде, обречена на конформистское поведение. Абсолютизация же ценностей индивидуализма ведет к отчуждению личности от общества.

Развитие системы ценностей.

Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией. Но прежде, чем сложиться в ее современном виде, эта теория прошла исторический путь развития. В античной и в средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Начиная с Сократа и Платона, основными вопросами теории ценностей были: "Что есть благо?", "Что есть справедливость?" Они же являлись и главными критериями истинного бытия.

Каждая историческая эпоха (и соответственно разные философские системы) предлагала свое понимание ценностей. В средние века они связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер. В эпоху Возрождения на первый план вышли ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и изменение общественных отношений во многом определили и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей. И. Кант впервые употребил ценности в социальном смысле. Предпосылкой аксиологии у него является разделение сущего и должного, реальности и идеала. Ценности — это требования, обращенные к воле; цели, стоящие перед человеком; значимость тех или иных факторов для личности. Г.Гегель разграничил ценности на экономические, которые выступают как товары и характеризуются со стороны их "количественной определенности" (имеется в виду абстрактная, меновая стоимость товара), и духовные.

После выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследований сформировалось несколько типов теорий ценностей.

Натуралистический психологизм рассматривает ценности как объективные факторы реальности, которые эмпирически наблюдаемы, а их источник усматривает в биологических и психологических потребностях человека.Аксиологический трансцендентализм рассматривает ценности как идеальное бытие, независимое от человеческих желаний. К ним относятся добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное значение, являются целями сами по себе и не могут служить средством для каких-то иных целей. Персоналистический онтологизм утверждает объективный характер ценностей, образующих онтологическую основу личности. Согласно социологической концепции, ценность — это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта. В связи с этим особо подчеркивается роль этических и религиозных ценностей в развитии общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 773; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.135.34 (0.008 с.)