II. Теория познания и философия науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Теория познания и философия науки



Тесты по философии

I. Онтология

Вариант 1

 

1. Понятие бытия введено:

а) Фалесом

б) Парменидом в) Зеноном

г) Аристотелем

д) Плотином

2. Бог как безличное начало выступает в концепции:

а) деизма

б) теизма

в) пантеизма г) атеизма

3. В качестве синонима онтологии может рассматриваться:

а) софистика

б) метафизика

в) методология г) эсхатология

 

4. Единство качества и количества отражает категория:

а) содержание б) форма

в) мера

г) бытие

д) скачок

5. То, что для своего существования не нуждается ни в чѐм, кроме самого себя, есть:

а) трансценденция б) феномен

в) объект

г) субстанция

д) субъект

6. Мировоззрением является:

 

а) монизм

б) дуализм

 

в) редукционизм г) эмпиризм

д) биологизм

 

7. Дискуссия об универсалиях имела место в:

 

а) античности

б) средневековье

 

в) эпоху Возрождения

г) эпоху Просвещения

д) ХХ веке

II. Теория познания и философия науки

Вариант 1

1. Теория силлогизма была разработана:

а) Фалесом

б) Парменидом

в) Зеноном

г) Аристотелем

д) Плотином

 

2. Соотношение веры и разума есть проблема:

а) софистики

б) патристики

в) схоластики

г) просвещения

 

3. Синонимом теории познания является:

а) онтология

б) гносеология

в) праксеология

г) аксиология

д) методология

 

4. Противоположностью сенсуализма является:

а) рационализм

б) эмпиризм

в) иррационализм

г) фатализм

д) волюнтаризм

 

5. Критический рационализм был разработан:

а) Сократом

б) Декартом

в) Ницше

г) Поппером

д) Бодрийяром

 

6. Соответствие:

L1 Детерминация R5 Причинная и непричинная

L2 Интуиция R1 Эйдетическая и концептуальная

L3 Истина R4 Абсолютная и относительная

L4 Методология R3 Прямая и опосредованная

L5 Верификация R2 Дедуктивная и индуктивная

 

7. Умозаключение по аналогии есть:

а) достоверное знание

б) вероятностное знание

в) дедукция

г) индукция

д) силлогизм

III. Социальная философия и антропология

Вариант 1

 

1. Идеалистическая концепция государства была разработана:

 

а) Фалесом

б) Парменидом

в) Платоном

 

г) Аристотелем

д) Сенекой

 

2. Соответствие:

L1 Глобалистика R3 Робертсон

 

L2 Футурология R2 Флехтхейм

L3 Футурошок R4 Тоффлер

L4 Технократия R1 Веблен

L5 Мегалотимия R5 Фукуяма

 

3. Социал-дарвинизм разработан:

а) Спенсером

б) Махом

в) Авенариусом

г) Шпенглером

д) Тойнби

4. Отрицание смысла истории характерно для:

а) немецкой классической философии

б) философии жизни

в) религиозной философии

г) марксизма

д) неотомизма

5. Понятие «общественно-экономическая формация» было разработано:

а) марксизмом

б) философии жизни

в) немецкой классической философией

г) цивилизационной концепцией

д) теорией пассионарности

6. Соответствие:

L1 Концепции общества R4 Формационная и цивилизационная

L2 Концепции прогресса R1 Описательная и ценностная

L3 Концепции биологизма R5 Органическая и социальная

L4 «Волны» R3 Аграрная и индустриальная

L5 Формации R2 Капиталистическая и коммунистическая

 

7. К глобальным проблемам относятся:

 

а) инвестиционная

б) сырьевая

в) языковая

 

г) демографическая

д) экологическая

IV. Этика, эстетика и аксиология

Вариант 1

 

1. Идея автаркии разрабатывалась в учении:

 

а) Гераклита

б) Зенона

в) Сократа

г) Демокрита

д) Диогена

 

2. Соответствие:

L1 Ценность R5 Лотце

L2 Эстетика R2 Баумгартен

L3 Теодицея R1 Августин

L4 Сверхчеловек R3 Ницше

L5 Категорический императив R4 Кант

 

3. Категорический императив есть:

а) нравственный закон

б) ценностная ориентация

в) целевая ориентация

г) круг интересов

д) система потребностей

4. Функциями массовой культуры являются:

а) нивелирующая

б) экономическая

в) политическая

г) экологическая

д) манипулятивная

5. Концепция ненасилия разрабатывалась:

 

а) Толстым

б) Шопенгауэром

в) Ницше

г) Швейцером

 

д) Спенсером

 

6. Соответствие:

L1 Космополитизм R1 Диоген

 

L2 Этический рационализм R2 Сократ

L3 Фатализм R4 Сенека

L4 Этический релятивизм R5 Горгий

L5 Гедонизм R3 Эпикур

 

7. Понятие «технообраз» формируется:

 

а) в античности

б) в средневековье

 

в) в немецкой классической философии

г) в философии жизни

д) в постмодернизме

Вариант 1

 

1. Соответствие тезиса и мыслителя:

 

1 – Не стоит умножать сущности сверх необходимости Ж – Оккам

2 – Человек есть мера всех вещей в том, что они существуют и в том, что они не существуют. В – Протагор

 

3 – Я желаю знать Бога и душу, а более – решительно ничего. Е - Августин

4 – Всякий, кто сознаѐт, что он сомневается, сознаѐт своѐ сомнение как некоторую истину. Е - Августин

 

5 – Прежде чем достигнем цели, мы должны преодолеть половину пути, а ещѐ прежде - половину той половины, и так до бесконечности, где не будет нуля. Б – Зенон

 

6 – Бытие есть то, что не порождено и неуничтожимо, ибо, если бы оно происходило, то из небытия, что абсурдно, ибо установлено, что небытия нет. А – Парменид

 

7 - Счастье приходит изнутри, и никогда извне. Г – Диоген

8 – Свободен лишь тот, кто свободен от наибольшего числа потребностей. Г – Диоген

 

9 – Единое не есть ни бытие, ни мысль, ни жизнь, но есть Сверх-бытие, Сверх-мысль, Сверх-жизнь. Д – Плотин

 

10 – Стрела, выпущенная из лука, вопреки мнению, что она движется, в действительности покоится. А – Парменид

 

 

2. Соответствие мыслителя и исторического периода:

 

1 – Эмпедокл А – натуралистический период

2 – Протагор Б – гуманистический период

3 – Фалес А – натуралистический период

4 – Гераклит А – натуралистический период

5 – Аристотель В – классический период

6 – Диоген В – классический период

7 – Эпикур. Г – эллинистический период

 

3. Соответствие тезиса и античной школы:

 

1 – Каковы отдельные вещи предстают предо мной, таковы они для меня, какими пред тобой, таковы они для тебя. Б – софисты

 

2 – Бытие неизменно и неподвижно, ибо изменчивость и подвижность предполагают небытие А – элеаты

 

3 – Небытие не существует, нечто появляется как соединение того, что уже есть, а исчезает в случае распада. В – атомисты

 

4 – Не существует такого истинного представления, которое исключило бы ложное. Д – скептики

5 – И в раскалѐнном железном быке мудрец бывает счастлив. Г – эпикурейцы

 

 

4. Соответствие проблемы и исторического периода:

1 – Возможно ли рациональное осмысление троицы? В – патристика

2 – Как соотнесены разум и вера? Г – схоластика

3 – Сколько ангелов может уместиться на конце иглы? Г – схоластика

4 – Что есть первоначало? А – натуралисты-досократики

5 – Возможно ли небытие? Б – эллинизм

 

 

5. Соответствие мировоззрения, исторического периода, мыслителей:

 

1 – антропоцентризм А – античность b – Плотин, а – Северин Боэций

2 – теоцентризм Б – средневековье c – Августин, e – Фома Аквинский, f – Пьер Абеляр

3 – космопоцентризм В – возрождение d – Эразм Роттердамский

 

Вариант 1

 

1. Соответствие тезиса и мыслителя:

 

1 – Указать путь, каким мы приходим ко всякому знанию, достаточно для доказательства того, что оно неврождѐнно. А – Локк

 

2 – Никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью, иначе говоря, тщательно избегать опрометчивости и предвзятости и включать в свои суждения только то, что представляется уму столь ясно и отчѐтливо, что не даѐт мне никакого повода подвергать их сомнению. Б – Декарт

 

3 – Знание и могущество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие. Г – Бэкон

 

4 – Всѐ, что есть, существует в Боге, а без Бога ни одна вещь не может ни существовать, ни быть понятой. Бог – это абсолютно бесконечное существо, составленное из бесконечного множества атрибутов. Д – Спиноза

 

5 – Всѐ существующее является либо одной простой монадой, либо совокупностью монад. В – Лейбниц

6 – Весь материал разума и познания берѐтся из опыта. А – Локк

 

7 – Cogito ergo sum. Б – Декарт

 

8 – Аристотель, обративший в рабство столько умов и свободных душ, никогда ничем не был полезен человечеству. Г – Бэкон

 

9 – Моей первой мыслью был Бог, второй – разум, третьей и последней - человек. Е - Фейербах

 

10 – Идолы и ложные понятия, сковавшие человеческий разум, пустив в нѐм глубокие корни, препятствуют в поиске истины. Г – Бэкон

 

 

2. Соответствие тезиса и концепции:

1 – Существуют запечатлѐнные в душе истины, которые не сознаются обладателями. Б – рационализм

 

2 – Наш разум может разными способами комбинировать идеи, но никоим образом не может их производить. Г - скептицизм

 

3 – Мир есть комплекс моих ощущений. А – сенсуализм

 

4 – Необходимо ограничить исследования такими вопросами, которые подходят к ограниченными возможностям человеческого разума. Д - солипсизм

 

5 – Нам известно только то, что сообщают нам науки. В – сциентизм

 

3. Соответствие мыслителя и системы взглядов:

1 – Наукоучение В – Фихте

2 – Антропологический материализм А - Фейербах

3 – Трансцендентальный идеализм Б - Шеллинг

4 – Позитивизм Д - Конт

5 – Социал-дарвинизм Г - Спенсер

 

 

4. Расставить в исторической последовательности:

1 – Картезианство -> 3 – Немецкая классическая философия, -> 5 – Романтизм -> 2 – Позитивизм -> 4 – Прагматизм

 

Вариант 1

 

1. Соответствие тезиса и философского течения:

1 – Сущность истины есть свобода. Г – прагматизм

 

2 – Когда мы беспокоимся о природе мышления, загадочность которого мы неверно интерпретируем как нечто, родственное природе медиума, это загадочность, причиняемая вводящим в заблуждение использованием нашего языка. А – аналитическая философия

 

3 – В способности противостоять тому, что есть, неприятии самого себя проявляется моя свобода. В – экзистенциализм

 

4 – Человек неизбежно находит себя внутри ситуации, и своим жизненным проектом противостоит этой ситуации. В – экзистенциализм

 

5 – Границы очевидности заданы границами нашего знания, поэтому следует искать нечто настолько самоудостоверяющее, что нельзя отрицать. Д – феноменология,

 

6 – Вся наука имеет целью заменить, т.е. сэкономить опыт, мысленно репродуцируя и предвосхищая факты. Б – эмпириокритицизм,

 

7 - Рациональный смысл некоторого слова или выражения постигается через его возможные последствия для реального жизненного поведения. Г – прагматизм

 

8 – Я не свободен от влияния окружающей среды, история любой жизни, какой бы она ни была, есть история неудачи.

 

9 – Идея истинна, если оперирует с уверенностью, упрощая и экономя наши усилия. Г – прагматизм

10 – Связь имени с предметом состоит из знака, начертанного на предмете. Е - структурализм

 

2. Соответствие тезиса и мыслителя:

1. Факт хозяйства всегда возбуждал во мне философское удивление. В – Булгаков

 

2. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – в ноосферу. А – Вернадский

 

3. История есть богочеловеческий процесс, конечная цель которого – достижение гармонии Всеединства. Б – Соловьев

 

4. Процесс познания носит соборный характер: его субъект не отдельный человек, а совокупность мышлений, связанных любовью. Г – Хомяков

 

5. Человеческая деятельность – от простейших до наиболее сложных форм сводится к организационным процессам. Д – Богданов

 

 

3. Соответствие произведения и мыслителя:

 

1 – «Состояние постмодерна», В – Лиотар

2 – «Структура научных революций», А – Кун

3 – «Логико-философский трактат», Б – Витгенштейн

4 – «Картезианские размышления», Д – Гуссерль

5 – «Бытие и время». Г – Хайдеггер

4. Соответствие течения и системы взглядов:

 

1 – экзистенциализм, Б – антисциентизм

2 – философия жизни, Б – антисциентизм

3 – аналитическая философия, А – сциентизм

4 – классический позитивизм, А – сциентизм

5 – неотомизм. А – сциентизм

VIII. Онтология

Вариант 2

 

1. Категориями онтологии являются:

а) Всеединство

б) Сущее

в) Действительность

г) Соборность

д) София

2. Бог как безличное начало выступает в концепции:

а) деизма

б) теизма

в) пантеизма

г) атеизма

3. Детерминизм - это:

 

а) принцип противоречия

б) учение о всеобщей взаимообусловленности явлений

 

в) мировоззренческая позиция

г) эстетический принцип

д) нравственный принцип

 

4. Диссипативная структура является предметом изучения:

а) синергетики

б) философии жизни

в) феноменологии

г) постмодернизма

д) неотомизма

5. Механицизм характерен для:

 

а) античности

б) средневековья

 

в) эпохи Просвещения

г) ХХ века

 

6. Концепциями пространства и времени являются:

а) субстанциальная и реляционная

б) монизм и дуализм

в) сциентизм и антисциентизм

г) детерминизм и индетерминизм

д) фатализм и волюнтаризм

7. Концепция «трѐх миров» разработана:

 

а) Беркли

б) Кантом

в) Контом

г) Куном

д) Поппером

 

 

Вариант 2

 

1. Открытие нового является предметом:

 

а) эвристики

б) гносеологии

 

в) эпистемологии

г) методологии

д) праксеологии

 

2. Теория «идолов» была разработана:

а) Сократом

б) Августином

в) Бэконом

г) Декартом

3. Синоним термина «дискурсивный» является:

а) интуитивный

б) истинный

в) рассудочный

г) научный

д) нравственный

4. Критический рационализм предполагает:

 

а) догматизм

б) эмпиризм

в) фаллибилизм

г) сенсуализм

д) абдукцию

е) индукцию

 

5. Кумулятивистская модель развития науки характерна для:

а) классического позитивизма

б) постпозитивизма

в) постмодернизма

г) экзистенциализма

6. Методологический анархизм разработан:

 

а) Расселом

б) Куном

в) Лакатосом

 

г) Фейерабендом

д) Поппером

 

7. Соответствие:

Вариант 2

 

1. Теория исторического круговорота разработана:

а) в античности

б) в средневековье

в) в эпоху Возрождения

г) в эпоху Просвещения

д) в ХХ веке

2. «Антропологическая религия» была разработана:

а) Сократом

б) Августином

в) Бэконом

г) Фейербахом

3. Современная экологическая проблематика отражена в концепции:

а) «золотого миллиарда»

б) устойчивого развития

в) мегалотимии

г) футурошока

д) Третьей волны

4. Теория пассионарности предполагает:

 

а) формационный подход

б) цивилизационный подход

 

в) географический детерминизм

г) провиденциализм

д) теодицею

е) экономизм

 

5. Представителями персонализма являются:

а) Бердяев

б) Гуссерль

в) Шестов

г) Рассел

д) Пригожин

6. Идея интегрального гуманизма разработана:

а) марксизмом

б) философией жизни

в) феноменологией

г) экзистенциализмом

д) неотомизмом

7. Соответствие:

XI. Онтология

Вариант 3

 

1. Отказ от онтологической проблематики характерен для:

а) немецкой классической философии

б) философии жизни

в) феноменологии

г) постмодернизма

д) неотомизма

2. Анимизм характерен для учения:

 

а) Платона

б) Бэкона

в) Руссо

г) Ламетри

 

д) Соловьѐва

 

3. Идея вечности и неизменности бытия разрабатывалась:

а) пифагорейцами

б) элеатами

в) атомистами

г) эпикурейцами

д) киниками

е) стоиками

4. Характеристиками диссипативной структуры являются:

а) открытость

б) замкнутость

в) неравновесность

г) линейность

д) нелинейность

5. Онтологизм свойственен:

 

а) русской философии

б) феноменологии

в) патристике

г) схоластике

д) постмодернизму

 

6. Соответствие:

L1 Античность R2 Космизм

 

L2 Средневековье R4 Теоцентризм

L3 Возрождение R3 Антропоцентризм

L4 Просвещение R1 Механицизм

 

7. Термин «виртуальная реальность» предложен:

 

а) Вернадским

б) Бодрийяром

в) Делѐзом

г) Ланьером

д) Тоффлером

Тесты по философии

I. Онтология

Вариант 1

 

1. Понятие бытия введено:

а) Фалесом

б) Парменидом в) Зеноном

г) Аристотелем

д) Плотином

2. Бог как безличное начало выступает в концепции:

а) деизма

б) теизма

в) пантеизма г) атеизма

3. В качестве синонима онтологии может рассматриваться:

а) софистика

б) метафизика

в) методология г) эсхатология

 

4. Единство качества и количества отражает категория:

а) содержание б) форма

в) мера

г) бытие

д) скачок

5. То, что для своего существования не нуждается ни в чѐм, кроме самого себя, есть:

а) трансценденция б) феномен

в) объект

г) субстанция

д) субъект

6. Мировоззрением является:

 

а) монизм

б) дуализм

 

в) редукционизм г) эмпиризм

д) биологизм

 

7. Дискуссия об универсалиях имела место в:

 

а) античности

б) средневековье

 

в) эпоху Возрождения

г) эпоху Просвещения

д) ХХ веке

II. Теория познания и философия науки

Вариант 1

1. Теория силлогизма была разработана:

а) Фалесом

б) Парменидом

в) Зеноном

г) Аристотелем

д) Плотином

 

2. Соотношение веры и разума есть проблема:

а) софистики

б) патристики

в) схоластики

г) просвещения

 

3. Синонимом теории познания является:

а) онтология

б) гносеология

в) праксеология

г) аксиология

д) методология

 

4. Противоположностью сенсуализма является:

а) рационализм

б) эмпиризм

в) иррационализм

г) фатализм

д) волюнтаризм

 

5. Критический рационализм был разработан:

а) Сократом

б) Декартом

в) Ницше

г) Поппером

д) Бодрийяром

 

6. Соответствие:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.204 (0.267 с.)