Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 5. Учение Аристотеля о причинах, материи и форме.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Аристотель (384 - 322 до н.э.) - древнегреч. философ, энциклопедист, основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания. Образование получил в школе Платона. Подверг критике платоновскую концепцию бытия, указав, что ошибка Платона в предписывании идеям самостоятельного существования, обособлении и отделении их от чувственного мира, для которого характерно движение, изменение. При этом у А. сохраняется характерное для Платона понимание бытия как чего-то устойчивого, неизменного неподвижного. А. делает попытку найти нечто устойчиво пребывающее, инвариантное в чувственном мире, чтобы сделать возможным и достоверное и доказательное научное знание подвижного и изменчивого природного мира. А. отвергает учение об идеях как сверхчувственных умопостигаемых предметах, отделенных от причастных к ним вещей. А. называл сущностью (бытием) индивидуумы (индивидуум - неделимое), а виды и роды (первичные у Платона) - вторичные сущности, производные от первичных. Сущность (субстанция) - единичное, обладающее самостоятельностью, в отличие от состояний и отношений, кот. являются изменчивыми и зависят от времени и места, от связей с другими сущностями. А создает первую в истории систему логики - силлогистику, гл.задача кот. - установление правил получения достоверных выводов из определенных посылок. Центр аристотелевской логики составляет учение об умозаключениях и доказательствах, основанных на отношениях общего и частного. Вопрос о том, что такое бытие, А предлагал рассматривать путем анализа высказываний (по греч. категорий) о бытии - здесь очевидна связь теории силлогизма и аристотелевского понимания бытия. По А все высказывания языка так или иначе отнесены к бытию, но ближе всего к бытию стоит аристотелевская категория сущности (отождествляется с бытием). Все остальные категории - качества, количества, отношения, места, времени, действия, страдания, состояния, обладания - соотносятся с бытием через категорию сущности. О сущности высказываются все категории, но она сама ни о чем не высказывается: она есть нечто самостоятельное, существующее само по себе. Для логики А характерно убеждение в том, что сущность первичнее отношений. Хотя под сущностью А понимает отдельный предмет (индивидуум), однако сама сущность вовсе не есть что-то воспринимаемое чувствами: чувствами мы воспринимаем лишь свойства той или иной сущности, сама же она - единый и невидимый носитель всех этих свойств - то, что делает предмет “вот этим”, не позволяя ему слиться с другими. У А важнейшая - хар-ка бытия как единства, неделимости, устоичивости, при этом неделимы как первичные сущности (этот человек), так и вторичные (человек, живое существо). Открытый вопрос - что существует реально - единичное или общее? Единичное существует реально. но в своей единичности не есть предмет науки; общее является предметом научного знания, но неясно каков его онтологический (онтология - учение о бытии) статус, - ведь А отверг учение Платона, согласно кот. общее (идея) имеет реальное существование. А признавал 4 причины: 1) материю 2) форму 3) начало движения 4) цель. Материя - пассивная возможность (потенция) становления. Материю должна ограничить форма, которая и превращает нечто лишь потенциальное в актуально сущее. Форма - активное начало, начало жизни и деятельности, материя - начало пассивное. Материя бесконечно делима, она лишена в самой себе всякого единства и определенности, форма же есть нечто неделимое и, как таковая, тождественна с сущностью вещи. А делит сущности на низшие (состоят из материи и формы), каковы все существа чувственного мира, и высшие - чистые формы. Наивысшая сущность для А - чистая форма (лишенная материи) - вечный двигатель, кот. служит источником движения и жизни всего космического целого. Вся природа - последовательные переходы от материи к форме и обратно, живая связь всех единичных субстанций, определяемая чистой формой, составляющей начало движения, причину и конечную цель всего сущего. Целесообразность (телеология) - фундаментальный принцип онтологии А. В учении о познании А отличал знание достоверного (аподейктика) от знания вероятного, относящегося к области “мнения” (диалектика). В учении об обществе А считал гос-во не просто средством обеспечения безопасности индивидов и регуляции общественной жизни с помощью законов, но видел высшую цель гос-ва в достижении добродетельной жизни, следовательно, счастливой. Признавал необходимость и законность рабовладения, доказывал, что отношения рабовладения укоренены в самой природе. Как и у Платона, у А речь идет только о гос-ве свободных: рабы не считаются гражданами гос-ва. В учении о душе А. дает типологию различных уровней души - растительная, животная и разумная. Низшая - растительная - ведает функциями питания роста и размножения, общими для всех живых существ. У животной к этим функциям прибавляется ощущение, способность желания, стремление к приятному, избегание неприятного. Разумной душой обладает только человек, ей присущи высшие способности - рассуждение и мышление. Разум по А вечен и неизменен, один способен к постижению вечного бытия и составляет сущность высшей формы, кот. свободна от материи. Разум - вечный двигатель, которым движется все живое в мире. Этот высший разум по А - деятельный, созидательный, отличается от пассивного, только воспринимающего, который гл.образом присущ человеку. В человеке бессмертен только разум: после смерти тела он сливается с вселенским разумом. Вопрос 6. Эллинистическая философия (общая характеристика, основные школы и проблематика).
Философия в период эллинизма частично изменила содержание и свои основные цели. Эти изменения были обусловлены социально-экономическими и политическими процессами в развивавшемся эллинистическом обществе. Их вызвал и самый факт отделения от философии ряда специальных наук. Философы периода эллинизма главное внимание обратили на решение проблем этики и морали, проблемы поведения отдельного человека в мире. Две старые авторитетные школы Платона и Аристотеля постепенно теряли свое лицо и авторитет. Для философских школ, возникших и развившихся в период эллинизма, характерно признание за рабами их человеческого достоинства и даже возможности наличия у них высших моральных качеств и мудрости. Параллельно с упадком старых философских школ классической Греции в период эллинизма возникали и развивались три новые философские системы - стоиков, эпикурейцев и скептиков. Для эпикурейцев и стоиков - философия - учение о мудрости. Мудрость - не идеал знания, а нравственный образ жизни.
Скептицизм -“смотрю, рассматриваю, обдумываю, понимаю”. Родился в академии Платона. (15 тропов скептиков) Основное учение - постулат воздержания от суждения, от решительного предпочтения одного из двух противоречащих друг другу равносильных суждений. Родоначальник Пиррон. По его учению, философ - человек, который стремиться к счастью. Счастье может состоять только в спокойствии и отсутствии страданий. О любом способе познания нельзя сказать истинный он или ложный. Истинно философский способ отношения к вещам - воздержание от суждений о них. Достоверны наши чувственные восприяти или впечатления, заблуждения - в суждениях.
Эпикурейство - философское направление основанное Эпикуром. Создал школу в Афинах под названием “Сад Эпикура”. Э. обосновывает идею о возможности и необходимости достижения индивидом счастливой жизни. Нужно побороть страх перед богами, перед смертью, быть уверенным в возможности поступать по своим желаниям. Философия должна убедить, что не существует в мире такой силы, которая могла бы помешать мудрому человеку жить в соответствии со своими идеалами. Предпосылка этики - учение о природе - натурфилософия. Э. признает вечность и неизбежность бытия. Основные слагаемые бытия - атомы и пустота. Он атомы движутся не по заданной траектории, а в сторону от нее. Признание случайности направлено против идеи господства в человеческой судьбе Рока. Одно из главных понятий этики - понятие свободы. Боги не влияют на жизнь людей. Высшим благом для человека Э. считал достижение блаженства, наслаждения. Цель не страдать телом и не смущаться душой. В связи с этим разделяет все желания на естественные и необходимые. Естественные надо удовлетворять умеренно, ибо удовольствие имеет свой предел. Действительно длительными и прочными могут быть духовные наслаждения. Высшая форма блаженства - состояние полного душевного покоя, невозмутимости, отрешенность от всех проблем - атараксия.
Основателем стоической философии был уроженец острова Капра, Зенон (ок. 336-264 гг. до н.э.). Стоицизм был не только самой распространенной, но и самой долговечной эллинистической философской школой. Основным достоинством стоики считали невозмутимость и свободу от внешнего мира и от собственных страстей. Разработали основные правила “науки смерти” - настоящий мудрец не должен бояться смерти - это и есть философия. Другой принцип стоиков - зависимость от рока, бесполезность сопротивления. Свобода - признание и согласие с роком, необходимостью. Необходимость - Бог. Человек ничего не может изменить в порядке вещей. Человек постоянно стремиться быть свободным, но в его силе только духовная свобода, остальное не в его власти.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.205.163 (0.008 с.) |