Философское учение о материи. Взаимосвязь материи, движения, пространства и времени. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философское учение о материи. Взаимосвязь материи, движения, пространства и времени.



Материя (лат. materia – вещество) – предельно широкая философская категория, служащая для обозначения объективной реальности, существующей вне и независимо от человеческого сознания. Материя рассматривается как мыслительное сокращение, которым мы охватываем мир вещей и явлений в их единстве. Такое единство называется материальным. Материя противопоставляется сознанию, а для того, чтобы отличить объективность материи от объективности Бога, Абсолюта, Бытия и т.д., материализм отказывает последним в праве быть реальностью. Единственным свойством материи, которое имеет значение для философского материализма, является свойство "быть объективной реальностью", то никакие природные тела, вещества, элементы не могут рассматриваться в качестве первоначал. Материя существует только в многообразии конкретных объектов. Материи как таковой не существует, она как таковая не есть нечто чувственно воспринимаемое. Люди постоянно открывают новые свойства природных вещей и явлений, что свидетельствует о неисчерпаемости материи, т.е. о бесконечном многообразии конкретных объектов, в которых она существует. Это бесконечное многообразие упорядочено. Можно говорить о материи на уровне неживой и живой природы. Материя изначально сближалась с веществом. Так, Фалес считал первоосновой воду, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь, Демокрит – единые неделимые частицы (атомы), взгляды Анаксимандра - апейрон (неопределенное, но единичное вещество). У Платона материя – некий универсальный материал, вещественность без каких-либо конкретных свойств. Понятие "материя" позволяет представить мир как единый в его материальности. Это значит, что все должно иметь объяснение, базирующееся на признании этого единства. Другими словами, если мы признаем, что мир един в его материальности, то необходимо объяснить причины всех явлений, в том числе и нематериальных (сознание, мышление), исходя из первичности материи. Но в самом определении материи сознание противопоставляется ей. Чтобы остаться на почве материалистического монизма, надо различие сознания и материи свести к единству. Субстанция (от лат. substantia - сущность; то, что лежит в основе) - философская категория для обозначения внутреннего единства многообразия конкретных вещей, событий и процессов, посредством которых и через которые она и существует. Субстанция - это нечто, что само себя определяет и способно к самоорганизации и самодвижению. Поэтому довести понятие материи до понятия субстанции - значит доказать, что материя самоорганизуется и самодвижется, не нуждаясь во внешних источниках движения, в качестве которых признавались Бог, Абсолют и т.д. Аристотель не только отвел материи единственную функцию – быть материалом; он утверждал, что источник движения и многообразия в мире кроется в форме, слитой с материей. Материя выражает себя в своих атрибутах – неотъемлемых свойствах (пространстве, времени, движении). С их помощью мир приобретает структурные характеристики. Конкретизацией данного подхода явилось учение об основных формах существования и «движения» материи, созданное Энгельсом. Взаимосвязь пространства-времени и движущейся материи. Момент дискретности в движении - это форма существования движущейся материи, определяемая как многообразие объектов мира, тождественных относительно единства их бытия. Единство многообразных, разнородных материальных объектов и составляет пространство, которое есть форма существования движущейся материи. Оно характеризует структурную организацию материального мира, а именно, протяженность объектов, их взаимные границы, место, которое они занимают среди других объектов. Понятие пространства необходимо для обозначения дискретности (прерывности) материального мира. Если бы мир не имел дискретной структуры, если бы он не состоял из разнородного многообразия объектов, которые в свою очередь состоят из элементов, связанных между собой, то понятие пространства не имело бы смысла. Момент непрерывности - это форма существования движущейся материи, в которой представлена преемственная последовательность объектов и явлений в их взаимодействии и изменении, в их возникновении и уничтожении. Такая форма существования движущейся материи есть время. С помощью понятия "время" характеризуются длительность протекания процессов изменения, их скорость, ритм и темп. Понятие времени помогает описать, выразить континуальность (непрерывность) взаимодействия объектов, когда вещи не только постоянно изменяются, но также возникают и гибнут, разрушаются, давая начало новым объектам. Категории пространства и времени - предельно общие абстракции, выражающие структурную организацию материи и постоянное изменение объектов материального мира. Пространство и время, будучи формами материи, организуют ее содержание: качественное и количественное. Вне пространства и времени материя не существует. Но и сами пространство и время не могут существовать как самостоятельные субстанции, в отрыве от материи. Теория относительности: в природе существует единое пространство-время, которое разделено только в человеческом мышлении. Наличие единого пространственно-временного континуума подтверждается тем фактом, что изменение пространства и времени протекает согласованно: насколько увеличивается пространственный интервал, настолько же сокращается временной, и наоборот. А это значит, что пространственно-временной интервал в итоге остается всегда постоянной формой материального объекта.

2. Философия Аристотеля.

У Аристотеля есть своя первая и вторая философия. Физика для Аристотеля все еще философия, но уже вторая. Кроме физики как умозрительного рассуждения о природе (тогда другой физики не было) у Аристотеля есть еще первая философия – предмет её не природа, а то, что самостоятельно существует как внутри, так и сверх нее. Аристотель ограничивает природу определенными рамками, она не совпадает ни с бытием, ни с сущим, являясь лишь одним из родов сущего. Философия А. изучает все «начала и причины всего сущего». Таких первоначал четыре – формальное, материальное, целевое и движущее. Аристотель – панлогист. Он сторонник тождества бытия и мышления: формы мышления для него есть формы бытия и наоборот. Аристотель- материалист. Форма у А. – не качество, не количество, не отношение, а то, что составляет суть вещи, без чего ее нет. Каждая чувственная вещь слагается из активной формы и пассивной материи. Материя в понимании Аристотеля – материал, вещество. Во-1-х, материя – бесформенное и неопределенное вещество (предматерия). Такова первая материя. Во-2-х, материя – это то, из чего вещь состоит (форма). Аристотелевская материя пассивна, безжизненна, неспособна сама по себе из себя ничего породить. Материя как и форма – вечна. Всё, что существует в природе состоит из материи и формы. Вещь возникает результате того, что в материю вносится форма. Материя составляет источник случайности в мире. Взаимосвязь идеи и вещи: действующее начало, сущность (у Платона – идея) и цель. Итак, у Аристотеля четыре первоначала: материальная причина, отвечающая на вопрос «Из чего?»; формальная причина, отвечающая на вопрос «Что это есть?»; движущая причина, отвечающая на вопрос «Откуда начало движения?»; целевая причина, отвечающая на вопрос «Ради чего?» Все четыре причины извечны. Они распадаются на две вечные группы: на материю и совечную ей формально-движуще-целевую причину.Космология Аристотеля – учение Аристотеля о природе, о бесконечности, пространстве, времени, движении применяется им к построению картины мира – космологии. Аристотель увековечил геоцентризм (признав шарообразность Земли), конечность и замкнутость космоса в пространстве (но не во времени), отрицание материального единства мира. Мир состоит из пяти стихий, элементов. Он сводит всё многообразие веществ к земле, воде, воздуху и огню, которые он конструирует из таких активных качеств как холодное и теплое, и таких пассивных, как сухое и влажное. Земля сочетание холодного с сухим, огонь – теплого с сухим, воздух – теплого с влажным, вода – холодного с влажным.

Учение о душе занимает центральное место в мировоззрении Аристотеля, поскольку, по А., душа связана, с одной стороны, с материей, а с другой – с богом. Душой может обладать только естественное тело. Различает три вида души (как у Гесиода): растительная, животная (чувства) и человеческая (разум). Сущность человека – в единстве разума и деятельности.

Гносеология Аристотеля - нет специальных работ по теории познания. Аристотель утверждает, что от человека зависит многое, если не всё. Человек делает себя сам. Нравственность, добродетель не дается нам от природы, а приобретается душой. Аристотель говорит об этических добродетелях – благоразумие, мужество, справедливость, рассудительность (умеренность, как у Платона). Эти добродетели – условие счастья.

Аристотель определяет государство как форму общежития граждан. Различает в политическом устройстве три части – законодательную, административную и судебную. Основа государства – гражданин. Цель государства в том, чтобы жить счастливо. Выступает против идеального государства Платона. Политэя – анархия + демократия. Монархия, аристократия. Человек – политическое общественное существо. Средний класс – самый главный.

Билет №9.

Философия эпохи эллинизма.

Эллинизм состоял из двух периодов. Ренессанс – конец 4 и первая половина третьего века до н.э., а затем – декаданс.

Отличия:

1) эллинистический человек - не гражданин отдельного государства- это подданный одной из многочисленных империй (космополитизм: человек – гражданин вселенной) 2) эллинизм - продолжение античной философии 3) эпоха саморефлексий (рассуждений) –истолкование старых философских текстов 4) утрачивается связь с научными знаниями, философия становится беззащитной перед религиозным и мифологическим комплексом, растет скептицизм, мистицизм: мифологический религиозный и христианские идеи. Этическая проблематика – главный вопрос, как чувствовать себя свободным при тоталитаризме? Человек может только уйти в себя. Добродетели: патриотизм, достоинство, ответственность, свободолюбие.

Эпикур -представитель атомистического материализма, атеизма и сенсуализма. Учился у Демокрита. Был главой организованной им школы – «сад Эпикура». Основной задачей философии Эпикур считал создание этики – учения о поведении, приводящем к счастью. Познание природы необходимо, но оно лишь основа для этики. В основе теории познания Эпикура лежало учение о критериях или канонах истины. Главный критерий истины Эпикур видел в непосредственно данных нам ощущениях, поэтому не соглашается ни с Платоном, ни с Аристотелем, которые видели в разуме главный источник наших знаний о мире. Разум существует рационально, по истине. Все, что мы ощущаем, истинно, ощущения никогда нас не обманывают. Ошибки возникают вследствие неправильной оценки того о чем, свидетельствуют органы чувств; сами же органы чувств не судят и поэтому не могут ошибаться. Критерии истины: предвосхищение (то, что остается в памяти), претерпевание (мораль) и бросок мысли (использование разума, обобщение, индукция). Важно, что причины природных явлений являются естественными, не нужно прибегать к вымышленным божественным силам. Вселенная – вечна, не создана богами, боги – бессмертны и не озабочены ничем, живут между вселенными и потому не вмешиваются в жизнь человека и не страшны. То, что происходит на Земле, принципиально не отличается от того, что происходит на небе, т.к. Земля – часть неба, поэтому Эпикур отстаивает материальное единство мира, душа – часть телесного, ум – в эмоциях. Новое в атомизме у Эпикура: 1) атомы имеют вес, 2) число атомов не бесконечно, но велико, 3) атомы не всегда движутся прямолинейно, они могут отклоняться друг от друга. Согласно философу, критерий счастья – в чувстве удовольствия. Благо есть все то, что порождает удовольствие, зло – то, что порождает страдание, его нужно стараться избегать так же, как и отрицательных эмоций. Человек создает общество сам, в результате договора. Три вида страха (этическое учение): перед небесными явлениями, богами, смертью. Философ различает три вида удовольствия: 1) природные и необходимые для жизни; 2) природные, но для жизни не необходимые; 3) не необходимые для жизни и не природные. Мудрец стремится только к первым и воздерживается от всех остальных. Загробного мира не существует: душа смертна и во-вторых, смерть и жизнь никогда не встречаются: пока мы живы, смерти нет, а когда мы мертвы, то нет жизни.

Скептицизм. Термин «скептицизм» происходит от древнегреческого слова «скепсис», что означает рассматривания, разглядывание, разбор, «колебание», отказ познаваемости. Скептицизм обозначает направление в онтологии, которое методически проводит мысль, что всякое знание недостоверно. Он бывает полный и частичный, крайний и умеренный. Скептицизм – вид агностицизма – учения о принципиальной непознаваемости мира. В античности агностицизм существовал в форме скептицизма. Основатель – Пиррон. В центре внимания Пиррона проблема счастья. Как стать счастливым? Пирон считал, что для этого достаточно ответить на три вопроса:

1.что такое то, что окружает нас (вещи непознаваемы)? 2.как мы должны к этому окружающему относиться? (в полном воздержании) 3.что должно следовать из должного отношения? (ничего)

Философ стремится к счастью, которое состоит в невозмутимости и отсутствии страданий, безмятежности – атараксии.Суть вещей познать невозможно, поэтому мы не можем говорить ни о прекрасном, ни о безобразном, ни о справедливом, ни о несправедливом. Всякому нашему утверждению о предмете илиявлении может быть с равным правом и равной силойпротивопоставлено противоречащее ему утверждение. Отсюда вывод:воздерживаться от каких-либо суждений о чем-либо. Это тожепроявление атараксии. Ксенофан: истины быть не может, только мнение. Демокрит – частичный скептик. Платон: вещь можем познать, а суть – нет. Эклектизм – закономерное следствие скептицизма (соединение внутренне несоединимых взглядов). Тоцит – римский католик.

Принципы скептицизма: (с точки зрения ученика Пиррона - Энесидема)

1) весь мир разнообразен;

2) разные предметы оказывают на разных людей разное влияние;

3) наши органы чувств также устроены по-разному (по-разному воспринимается каждый предмет)

4) всё зависит от времени и от расстояния

Стоицизм. Учение стоиков просуществовало более 6 веков. Представители: Зенон Китионский, Посидоний, Панеций,Марк Аврелий, Сенека. Стоицизм сочетал в себе элементы материализма и идеализма, атеизма и теизма. Согласно стоикам, человек не рожден для наслаждений. Жизньполна страданий и катастроф, и человек всегда должен быть готовым кним. Поэтому мудрецу присущи умеренность, мужественность,рассудительность и справедливость. Это - основные добродетели перед лицом всемогущей Судьбы. Мудрость – в божественной душе. Идеал – аскет, стремится стать беспристрастным. Все в мире предопределено и подчиняется этой судьбе. Человек должен подчиняться необходимости(судьбе) сознательно – этим ограничивается стоическая свобода. Покорность,выносливость и стойкое перенесение жизненных невзгод есть высшеепроявление свободы: если все предопределено, если ничего нельзя вмире изменить, то высшие свобода и достоинство человека могзаключаться только в стойкости и непротивлении злу. Стоики большое значение придавали слову. Логика стоиков распадалась на две части – учение о рассуждении в форме непрерывной речи (этим занимается риторика) и учение о рассуждении в форме вопросов и ответов (этим занимается диалектика). Силагизм – умение рассуждать: 1) субстанция (первоначало), 2) качество (у Аристотеля), 3) состояние, 4) отношение. Стоики думали, что объективный мир познаваем. Вслед за Гераклитом стоики считали огонь первичной стихией. Космогония стоиков циклична. Мир – единое органическое целое. Бесконечна и бестелесна та пустота, внутри которой лежит мир, космос. К бестелесному стоики относили и время. Философия = яйцо: желток – этика, практическая философия, белок – физика, скорлупа – логика, отделяет. Стихии: вода, воздух, огонь (разум), земля. Сенека – пример расхождения мировоззрения и образа жизни. Он проповедовал бедность, а сам стремился к чрезмерному обогащению, присваивая имущество опальных богатых римлян. Это расхождение Сенека признавал, но оправдывал. В своих «Нравственных письмах к Луцилию» утверждал, что «кратчайший путь к богатству – через презрение к богатству». Для Сенеки критерий истины – жизнь в соответствии с истиной. Для него мудрость – руководство для того, чтобы уцелеть в этом мире. Знание делает человека учёнее, но не лучше. Вся его философия прикладная и здесь знания мешают мудрости. Философия освобождает душу от тисков тела, истинная цель философии – формировать человеческий характер и делать его способным противостоять всем ударам судьбы. Сенека – пантеист (всё существующее – есть Бог, отождествление мира и Бога), он утверждает, что не может быть природы без бога и бога без природы. Марк Аврелий: император должен быть нравственным.

 

 

2. Категории, законы и принципы диалектики.

Каждая категория имеет свое специфическое содержание соответственно тому, какие аспекты, моменты объективной реальности и познания (в их всеобщих характеристиках) выражаются в ней. Вместе с тем категории субъективны в том смысле, что представляют собой ступени выделения человека из природы, т.е. ступени познания мира. Категории диалектики, так называемые "парные" категории - это сущность и явление, количество и качество, часть и целое, свобода и необходимость, возможность и действительность, единичное и всеобщее, причина и следствие. Эти категории выражают стороны противоречия. Категории диалектики, с одной стороны, характеризуют всеобщие свойства реальных предметов, а с другой - являются логическими формами, в которых фиксируется знание о данных предметах. Поэтому субъективный характер категорий выражается также в том, что они являются абстракциями, отвлечениями от объективной действительности. Качество - философская категория, выражающая относительную устойчивость предметов и явлений. Количеств о - философская категория, выражающая такую определенность предмета, изменение которой в cooтветствующих границах непосредственно не означает превращения данного предмета в другой. Мера - философская категория, выражающая целостное единство качественной и количественной определенностей предмета. Скачок - философская категория, выражающая: а) перерыв постепенности, непрерывности количественных изменений прежнего явления, а не количественных изменений вообще, которые никогда не прекращаются; б) быстроту изменений: "скорость" скачка, темпы его протекания, интенсивность и глубина изменений гораздо выше, чем в границах меры; в) превращение в противоположность, "насыщенность" противоречиями и их разрешение; г) единство бытия и небытия, возникновение нового и уничтожение старого. Взаимосвязь указанных категорий и выражает сущность закона взаимоперехода количественных и качественных изменений. Конкретное (от лат. concretus - сгущенный) философская категория, выражающая вещь или систему взаимосвязанных вещей в совокупности всех своих сторон и связей, которая отражается как чувственно-конкретное (на эмпирическом этапе) или как мысленно-конкретное (на теоретическом этапе). На основе этой категории развертывается диалектический принцип конкретности, включающий ряд требований: а) "вывести" данное явление из его субстанционального признака (главной, существенной стороны) и воспроизвести его как диалектически расчлененное целое; б) проследить преломление общего в единичном, сущности в явлениях, закона в его модификациях; в) учесть многообразные условия места, времени и другие обстоятельства, изменяющие бытие этого предмета; г) выявить специфический механизм взаимосвязи общего и единичного; д) рассмотреть данный предмет в составе более широкого целого, элементом которого он является.

В качестве всеобщих, универсальных руководящих идей выступают принципы диалектики, которые представляют собой не что иное, как ее законы и категории в единстве всех их функций. Подвижными всеобщими нормами, которые регулируют отношение субъекта как к объекту, так и к знаниям о нем, являются методологические установки высшей степени общности - принципы диалектики, которые (взятые в их системе) внутренне организуют и регулируют процесс научного познания. В современных условиях, когда необычайно возрастает роль науки и ее методологических проблем, очень важно представить диалектику именно в качестве методологического императива - всеобщих требований, универсальных норм. Принципы диалектики - не "готовые догмы", отлитые в некоем каноническом тексте, который надо лишь прилежно заучить и механически применять. Они намечают именно отправные пункты для дальнейшей деятельности и поэтому их нельзя чисто внешне "приложить" к предмету. Они указывают только основные вехи на пути научного исследования, способствуют выбору наиболее целесообразных форм и оптимальных приемов достижения поставленных целей. Законы диалектики являются в то же время законами теории познания и логики. Одной из самых ключевых категорий диалектики является категория "закон". В самом общем виде закон можно определить как связь (отношение) между явлениями, процессами, которая является:

а) объективной, так как присуща, прежде всего, реальному миру, чувственно-предметной деятельности;

б) существенной, конкретно-всеобщей. Будучи отражением существенного в движении универсума, любой закон присущ всем без исключения процессам данного класса и действует всегда и везде, где развертываются соответствующие процессы и условия;

в) необходимой, ибо будучи тесно связан с сущностью, закон действует и осуществляется с "железной необходимостью" в соответствующих условиях;

г) внутренней, так как отражает самые глубинные связи и зависимости данной предметной области в единстве всех ее моментов и отношений в рамках некоторой целостной системы;

д) повторяющейся, устойчивой, так как закон есть прочное в явлении, закон - спокойное отражение явлений. И потому всякий закон узок, неполон, приблизителен. Он есть выражение некоторого постоянства определенного процесса, регулярности его протекания, одинаковости его действия в сходных условиях.

Гегель отмечает, что в мире ничто не погибает бесследно, а служит материалом, исходной ступенью для появления нового. Эта закономерность отражается категориями снятие и отрицание. Отрицание для Гегеля не одноактный, а по сути дела бесконечный процесс. И в этом процессе он всюду находит связку из трех элементов: тезис - антитезис – синтез. В результате отрицания какого-либо положения, принимаемого за тезис, возникает противоположение (антитезис). Последний с необходимостью подвергается отрицанию. Возникает двойное отрицание, или отрицание отрицания, что ведет к возникновению третьего звена, синтеза. Тождество, единство противоположностей - ключевое понятие логики Гегеля. Обыденное сознание испытывает страх перед противоречием, считая его чем-то ненормальным. Стороны, элементы, части системы, имеющие противоположные тенденции изменений, называются противоположностями. Противоречие образуют противоположно направленные тенденции, взаимосвязанные в рамках единой системы. Сами противоположности находятся в изменении, движении. Критерием того, что перед нами противоречиеявляется следующее: если данная трудность или различие, при условии, что к нему не прилагают усилий к преодолению, углубляется, обостряется, то перед нами противоречие.

Принцип - это сложная, концентрированная форма знания, аккумулировавшая в себе основную направленность исследования, его " дух". К таким принципам обычно относят принцип развития, принцип всеобщей связи, принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического.

Принцип развития является прямым следствием признания движения основным свойством (атрибутом) материи. Вместе с тем принцип развития выделяет в многочисленных видах движения его ведущую форму - развитие. Движение может быть круговым (обратимым), регрессивным и прогрессивным (необратимые формы движения). Развитие аккумулирует в себе особенности всех трех видов движения, оно предполагает необратимость (невозможность полного возврата к исходной точке), преемственность (связь нового и старого), направленность, цикличность.

Принцип всеобщей связи неотделим от принципа развития, как бы раскрывает условие реализации первого принципа. Возникновение, изменение, развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь внутреннего и внешнего. Наконец, само развертывание противоречия как основное содержание принципа развития есть особая форма связи противоположностей.

Принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания выражает единство законов развития, тотальность процесса развития, захватывающего и природу, и человеческое мышление, и общество. Этот принцип приводил в некоторое смущение марксистских диалектиков. В гегелевской диалектике этот принцип воплотился (как принцип тождества мышления и бытия) со всей возможной последовательностью. В материалистической диалектике возникли трудности с его применением. Его другая формулировка - единство диалектики объективной, диалектики природы и диалектики субъективной, диалектики мышления. В такой формулировке различие разных форм диалектики признается, но не раскрывается. Когда же появляются названия трех различных теоретических дисциплин - диалектики, логики и теории познания, то становится очевидным и "принципиальным" существование развития в различных формах. Один из предлагаемых ответов заключается в следующем: диалектика изучает проявление развития в природе, это диалектика объективного; логика изучает особенности развития в человеческом мышлении; теория познания пытается связать диалектику объективную и субъективную с помощью принципа отражения.

Принцип восхождения от абстрактного к конкретному аккумулирует в себе познавательную возможность законов и категорий диалектики, он организует процесс познания. "Абстрактное" и "конкретное" имеют несколько значений. Чаще всего в повседневности абстрактное понимают как синоним понятийности, в отличие от чувственности, образности, которая, соответственно, и есть конкретное. Кроме того, абстрактное - это отвлечение от ряда несущественных свойств и выделение основных. В этом смысле познание всегда абстрактно, поскольку оно обобщает, отвлекается от индивидуального, оперируя понятиями. Конкретное, соотносимое с так понимаемым абстрактным, есть сама объективная действительность, где существенное и несущественное не разделены. Абстрактное и конкретное как этапы познавательного процесса имеют другой смысл. Конкретное - это отражение объективной действительности в системе понятий, это теоретическое воспроизведение единства проявлений, свойств, связей предмета. Абстрактное - это вырванное из общей связи, общей логики развития предмета, воспроизведение какой-то одной его сторон и противопоставляющее одну сторону другим. Высшая форма конкретного - научная теория, типичное проявление абстрактного - "житейские" суждения. Познание происходит как движение от конкретного в действительности к конкретному в познании.

Принцип единства логического и исторического помогает понять, как конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании. Логическое - это теоретическое воспроизведение закономерностей реального развития. Историческое - процесс развертывания действительности во времени во всем многообразии ее конкретных форм. Помимо тривиального смысла этого принципа нет прямого совпадения предмета и его реальной истории; теория - это история, очищенная от случайностей), в нем заключены идеи, связанные с пониманием возможностей познания прошлого, характером предвосхищения будущих событий, способом существования общего ("логического") в нашей жизни. Научный анализ избирает путь, противоположный объективному развитию предмета: развитая форма исследуемого объекта позволяет судить об истоках возникновения этого объекта, "анатомия человека - ключ к анатомии обезьяны". Развитая, "классическая" форма объекта - это достижение полной выявленности его структуры, доступности, "прозрачности" его внутренних связей. Предмет как бы сам "показывает" себя, открывает нам то общее, " логическое ", что является законом его развития. Для своих прошлых состояний высшая стадия предмета становится своеобразной "целью". Для исследователя предмет как своеобразная осуществленность возможностей, заложенных в нем, как достижение "цели" становится инструментом изучения стадий его развития, поиском момента его возникновения. Логическое помогает нам "опознать" прошлое, в результате чего логика развития предмета и его реальная история совпадают. Этот принцип неотделим от принципа тождества бытия и мышления в его гегелевской интерпретации: общее ("логическое") начинает жить своей самостоятельной жизнью в ткани истории, на определенной стадии оно начинает рефлектировать над собой и возвращается к своим истокам с помощью рефлектирующего мышления. И хотя в материалистической диалектике этот принцип лишь указывает пути человеческому познанию истории, исследователи, пытаясь воспроизвести этот принцип во всем объеме своих смысловых оттенков, пришли к идее объективного существования логического как идеального в истории.

 

Билет №10.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.55.214.236 (0.055 с.)