ТОП 10:

Философия Средневековья и эпохи Возрождения



1.4.1 Западноевропейская средневековая философия ……………………………………….… 43

1.4.2 Арабоязычная средневековая философия ……………………………………..……….… 47

Контрольные тесты к теме №1.4.1 ……………………………………………...……………… 51

Контрольные тесты к теме №1.4.2…………...…………………………..….……...…………... 55

1.4.3 Философия эпохи Возрождения (Ренессанса) …………………………………..………… 59

Контрольные тесты к теме № 1.4.3 ……………………………………………..………...……. 63

Философия Нового времени

1.5.1 Западноевропейская философия XVII-XVIII вв. ….……………………….…………… 67

Контрольные тесты к теме №1.5.1 .………………………………….…………………..…….... 72

1.5.2. Философия просвещения .……………………………………………………….……...… 77

Контрольные тесты к теме № 1.5.2 …………………………………..…………………………. 80

Философия в Германии XVIII-XIX вв.

1.6.1 Немецкая классическая философия……………………………………………………… 84

Контрольные тесты к теме № 1.6.1 …………………………………………...………………… 90

1.6.2 Марксистская философия ………………………………..………………………..……..... 96

Контрольные тесты к теме № 1.6.2 …………………………………………………..……..…. 98

Из истории русской и казахской философии XVIII-XIX вв.

1.7.1 История русской философии…………………………………………………………… 100

Контрольные тесты к теме № 1.7.1 …...………………………………………………..……… 103

1.7.2 Казахская философия …………………………………………………..………..……….. 107

Контрольные тесты к теме № 7.2 …...…………………………………….…………..……….. 110

ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА

1.8.1 Неклассическая философия ………………………………………………………..….…. 113

Контрольные тесты к теме № 1.8.1 ...………………………………………...……..……….… 117

1.8.2 Постнеклассическая философия Запада ХХ-ХХІ вв................................................... 120

Контрольные тесты к теме № 1.8.2 …………………………………………….……………… 128

Ключ к тестовой базе № 1.8.2 ………………………………………………………………..... 133

Литература .................................................................. ………………………………….........…135

Введение

В изучении философии определенную помощь студентам может оказать настоящий «Философский практикум. Сборник задач и упражнений», поскольку он позволяет прививать студентам навыки самостоятельного мышления, расширять объем знаний.

Предлагая студентам задачи и упражнения, в которых выражены различные и даже противоположные точки зрения, можно вовлечь их в активные обсуждение темы /проблемы/, организовать творческую дискуссию, пробудить интерес к философии и тем самым добиться более прочного усвоения ее важнейших положений.

В качестве дополнительных средств, ориентирующих на поиск правильных ответов следует обращаться к «Философской энциклопедии», «Философскому словарю», учебникам, философским первоисточникам, электронным носителям информации.

Располагая такой информацией, можно глубже проникнуть в смысл анализируемого текста, найти верное решение. Далее необходимо четко и аргументировано сформулировать ответ на заданный вопрос, используя известный философский понятийно-категориальный аппарат.

Решения задач и упражнений в зависимости от их содержания и смысловой нагрузки можно проводить устно/семинарские занятия/, либо в письменном виде, в качестве домашнего задания/ СРС, СРСП/, аттестации, коллоквиумах.

В методическом пособии задачи, упражнения и соответствующие контрольные тесты разделены на 3 части: «История философии», «Человек и мир», «Социальная философия». В конце пособия помещены ответы на контрольные тесты. Студенты могут проверить и откорректировать свои ответы на предлагаемые вопросы и упражнения.

Сборник задач и упражнений не может заменить других форм проведения семинарских занятий. Он лишь дополняет иные приемы активного обучения и должен быть использован в комплексе с другими, т.е. семинары не могут быть сведены только к решению задач и упражнений. Его назначение – расширить и дополнить арсенал средств активизирующих процесс изучения и усвоения студентами фундаментальных идей, принципов и категорий философии. Как показывает опыт, отдельные упражнения могут непосредственно включаться в содержание лекций и использоваться в качестве практического задания для закрепления изложенного материала. Однако более целесообразно применять пособие на семинарских занятиях, либо вместо основного вопроса плана, либо в качестве дополнения к нему с целью уточнения, углубления и выработки умения применять теоретические положения к анализу конкретного материала.

Учебное пособие соответствует действующей программе ГОСО РК для высших учебных заведений. Рабочим материалом для самостоятельного обобщения, философской оценки, логического анализа, логического комментирования служат главным образом оригинальные тексты, высказывания, афоризмы известных философов, мыслителей, ученых, писателей.

Упражнения и задачи по характеру и содержанию делятся на два типа:

а) философская оценка, предлагаемых высказываний, когда студент должен определить философскую позицию автора, определить философское направление. Необходимо приобрести умение правильно диагностировать их в любой, даже «нефилософской форме»;

б) философский анализ приводимого текста с позиций основных положений философских школ, течений. Этот тип упражнений подразделяется на два вида:

1) перевод на язык философских категорий /категориальный анализ;

2) решение философского спора/ дискуссия: эристика или эвристика/. Кроме того, приводятся такие задачи, где нужно найти правильный ответ из нескольких вариантов.

Рассмотрим более подробно каждый из этих типов:

1. Философская оценка. Упражнения этого типа представляют собой извлечения из философских текстов, научных трактатов, художественных произведений и т.п., внимательно прочитав которые студенты должны не только определить философские взгляды автора, но, и аргументировано обосновать свой ответ. Некоторые упражнения требуют назвать философские школы и направления по их характерным признакам, данным в высказываниях.

Как показывает практика, эти упражнения способствуют тренировке памяти и сознательному применению полученных теоретических знаний в конкретной ситуации.

2. Философский анализ. Цель этого типа упражнений состоит в том, чтобы научить студентов сознательно анализировать тексты, свободно пользуясь философской терминологией. Он имеет следующую структуру:

а) перевод на язык философских категорий. В данном виде заданий требуется определить, какие философские категории, законы, используются и иллюстрируются в данных высказываниях, какие формы и приемы познания обнаруживаются в предлагаемом тексте.

б) Решение философского спора – является более сложным видом упражнения. Текст такого рода заданий содержит несколько различных точек зрения по излагаемому вопросу и требует от студентов определить свое отношение к этому спору, высказывать свою точку зрения, обосновать характер своих рассуждений.

Философский комментарий (от лат. заметки, толкования). Оперируя философскими категориями и понятиями, необходимо раскрыть смысл и актуальность содержания текста, сделать аналитическое пояснение к нему, выразить собственное отношение к представленной проблеме.

Философский компаративизм (от лат. сравнительный) посредством сравнения различных, даже противоположенных философских учений, необходимо выявить либо их общие черты и преемственность, либо характерные отличия. Философское обобщение возможно как средство анализа философских школ и направлений с целью нахождения их общих теоретических источников и узловых пунктов расхождения /например немецкая классическая философия и марксизм/.

Основной формой учебных занятий, на которых возможно с наибольшей эффективностью использовать метод задач и упражнений является семинар. Как же в условиях семинарского занятия, не отходя от основного плана его проведения, использовать задачи и упражнения? Это можно сделать многими путями, но обязательно предварительно продумать ход предстоящего семинара и те цели, которые преподаватель ставит в процессе его проведения.

Во – первых, внимательно ознакомившись с содержанием задач и упражнений в методическом пособии, имеющих отношение к теме семинара, преподаватель распределяет их между наиболее подготовленными студентами. В процессе обсуждения вопроса по плану он задает затем студентам проблемную ситуацию, направляя ход логических рассуждений к решению поставленной цели.

Во – вторых, возможны краткие письменные работы, проводимые после обсуждения того или иного вопроса и уяснения его студентами. Опыт показывает, что ответы студентов на задачу, поставленную преподавателем /как одну на группу, так и каждому студенту в отдельности/ оказываются весьма различными и обсуждение их на следующем занятии вызывают заинтересованную реакцию.

В – третьих, благоприятные результаты дает также задание некоторых упражнений на дом, после обсуждения темы на семинаре. С этой целью к каждой теме подобраны контрольные тесты, имеющие ключ в методическом пособии, чтобы студенты могли проверить правильность своих пониманий философских проблем.

В – четвертых, к данному методическому пособию предлагается сборник «Философия в таблицах и логических схемах», который помогает системно воспринимать философский материал данный в лекциях.

Когда использование задач и упражнений войдет в систему, накопится опыт, то возможно корректирование планов семинарских занятий, в которых предусматривалось бы выделение времени для упражнений. Конечно, проведение такого рода занятий требует еще более тщательной подготовки преподавателя по подбору задач и продумыванию методики проведения этой части практического занятия.

Умелое применение и совершенствование такого метода способствует значительной активизации познавательной деятельности студентов в процессе овладения культурой философского мышления.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.51.69 (0.007 с.)