ТОП 10:

Западная философия ХХ-ХХІ вв.



1 Охарактеризуйте философскую позицию представителя логического позитивизма Р. Карнапа (1891-1970) «Каждое суждение протокольного языка какого-либо субъекта лишь для него самого, для этого субъекта имеет смысл, однако оно принципиально непостижимо, бессмыслено для любого другого субъекта». Признает ли философ реальность внешнего мира? Какой характер имеет теория познания Карнапа? Возможно ли, согласно философу, построение «унифицированного» языка науки?

2 М. Шлик, один из участников «Венского кружка» так формулирует свое отношение к классической философии: «Философия вообще не является наукой, т.е. системой знаний, а именно той деятельностью, которая представляет душу любого исследования и которой объясняется смысл всех необходимых для познания понятий». Какое философское направление он представляет? Какова должна быть проблема современной философии? Может ли философия с точки зрения автора стать наукой?

3 Р. Карнап, единомышленник М. Шлика, пишет: «Задачей философии является семантический анализ; проблемы философии относятся не к конечной природе бытия, а к семантической структуре языка науки, включая теоретическую часть повседневного языка». Какова основная задача логического позитивизма? В чем заключаются положительные моменты их философских исследований? Как решается в контексте этой позиции соотношение философии и науки?

4 Неопозитивист Р. Карнап утвеждает, что «миллион положительных примеров недостаточно, чтобы верифицировать закон, но одного противоречащего случая достаточно, чтобы опровергнуть его». В чем заключается принцип верификации? Что является критерием истины, согласно философу? По каким признаком различаются знания верифицируемые, фальсифицируемые и проблематичные?

5 Л. Виттгенштейн писал, что цель философии есть логическое выяснение мыслей. Философия есть не учение, а деятельность, философский труд состоит, по существу из пояснений. Результат философии – не «философские предложения», но «выяснение смысла предложений». Какое философское направление здесь представлено? К какой специальной науке сводится здесь философия?

6 Р. Карнап понимал философию как «логику науки». «Задачей философии является семантический анализ, проблемы философии относятся не к конечной природе бытия, а к семантической структуре языка науки, включая теоретическую часть повседневного языка». Определите это направление аналитической философии ХХ века и назовите его характерные черты

7 К какой философии ХХ века примыкает Р. Карнап? «Все законы природы, включая те, которые управляют организмом, телом челоовека и человеческим обществом, вытекают из физических законов, необходимых для объяснения неорганических процессов». Различает ли философ законы природы и законы общества по способу их функционирования? Может ли физика объяснить закономерности общественного развития?

8 Р. Карнап: «Физический язык есть всеобщий язык. Он является языком всей науки. Тезис физикализма приводит к тезису единства науки». К какому философскому направлению ХХ века принадлежит автор? Что такое физикализм? Возможно ли единая «Наука», именуемая в дальнейшем философией? Что является основным предметом аналитической философии?

9 Ученик К. Поппера, неопозитивист Г. Ленк писал: «Если все эмпирическое знание оказываются гипотетическим, подлежащим исправлению, предварительным, временным, то никто не знаком с госпожей истиной». Содержит ли опытное знание момент истины? Каково соотношение гипотезы и теории? Что является критерием истины? Как связаны между собой эмпирическое знание и теоретическое? Содержит ли эмпирическое знание устойчивый фактор?

10 Прокомментируйте высказывания Р.Карнапа (1891-1970) «Традиционная философия возникла из потребности дать выход «чувству жизни», не поддающегося выражению рациональным путем. Наиболее адекватным средством выражения «чувства жизни» - искусство /музыка/. Философия – это суррогат искусства, а философ – музыкант лишенный способности к музыке». О какой философии идет речь в этом отрывке? Является ли философия «иррациональным голосом сердца»? К какому философскому направлению принадлежал Карнап?

11 Какую философскую позицию выражает К. Поппер? «Реальность есть нечто, о чем нельзя говорить, что оно имеет некоторое общее, которое объясняет его многообразие, т.е. реальность плюралистична. И поэтому не может иметь научного характера. Философия, т.е. и идеалистическая философия и материализм, одинаково ненаучны». Признает ли философ научный статус классической философии? Как автор рассматривает проблему соотношения философии и науки? Решает ли он основной вопрос философии: что первично: материя или сознание?

12 Английский позитивист К.Пирсон писал: «есть гораздо больше смысла в утверждении, что человек дает законы природе, чем в обратном утверждении, что природа дает законы человеку. Необходимость заключается в природе мыслящего существа, а не в самих восприятиях, она является продуктом познавательной способности и относится к миру понятий, а не к миру восприятий, т.е. вне нас существующей действительности». Последователем какого немецкого философа является Пирсон? В чем проявляется субъективизм его философии? Найдите сходство позитивизма Пирсона и философии Беркли? Что является центральным пунктом теории познания К. Пирсона?

13 Укажите гносеологические корни высказывания Э. Жильсона (1884-1978). «Одним из первых условий, делающих возможным познание, является то, что вещи имеют определенную долю нематериальности. Если предложить чисто материальную вселенную, лишенную интеллигибельного элемента, то она в принципе будет недоступна духу». Какое философское направление представляет Жильсон? Что понимает философ под «интеллигибельным элементом»? Каково соотношение духа и природы в представлении автора?

14 Прокомментируйте размышление французского философа, представителя неотомизма Ж. Маритена (1882-1973) «Мое существование будет погружено в несправедливое знание обо мне всех других и мира, а также и мое «самонепонимание». Я не открыт самому себе. Чем более я познаю свою субъективность, тем более она остается скрытой для меня. Я ведом богу. Он все знает обо мне как о субъекте. Ему нет нужды объективировать меня с целью познания. Другие люди знают меня в качестве объекта, а не субъекта. Они игнорируют мою субъективность, ее экзистенциальную комплексность. Если бы меня бог не знал, то я был бы некому неведом, никто не знал бы меня в моей истине». Какова цель рационального богопознания? Можно ли познать человека при помощи разума? Какая существует логическая связь между теологией, мистикой и метафизикой в понимании сущности человека?

15 Какое философское направление представлено в следующем высказывании К. Ясперса (1883-1969): «Человек одинок, бепомощен, смертен: его повсеместно окружают страшные трансцендентные силы, а в нем самомом постоянно гнездится нечто непознаваемое, недоказуемое, невещественное, нечто ускользающее от научного исследования: свобода и все, что с ней связано». Какие три вида бытия выделяет философ? К какому виду бытия относится человеческое существование? Какой философский смысл вкладывает Ясперс в понятие «коммуникация»?

16 Основоположник католического экзистениализма Г. Марсель (1889-1973) писал: «Я допускаю априори...утверждение, что, чем в большой мере мы сможем обследовать индивидуальное бытие, тем лучше мы будем ориентированы для постижения бытия вообще, бытия как такового». Какое отношение Г. Марселя к рациональному познанию? В чем различие, согласно философу, между миром «объективности» и миром существлования?

17 Согласны ли вы со следующей мыслью А. Камю? «Описание сущностей не открывает нам ничего, кроме слов, и только роман позволяет передать во всей его полной, особенной, отмеченной своим временнем действительности первородное бурление существования». «Думают только образами. Хочешь быть философом – пиши романы». К какому философскому направлению относится Камю? Каково соотношение сущности и существования в концепции философа? В чем проявляется иррационализм философии Камю? Что согласно Камю, является действительно серьезной философской проблемой? Назовите известные романы А. Камю?

18 Какая философская позиция отражена в книге Ж.Дёлёза “Развитие и повторение”. Философия не может претендовать на роль рационального ядра культуры. Она рассеивается по краям и периферии, где возникают “частные философии”. Сравните эту позицию с высказываниями Гегеля: “ Философия- это эпоха отраженная в мышлении” и К.Маркса: “Философия – квинтэссенция своего времени”. В чем разница понимания философии этими мыслителями? Изменится ли предмет философии в современном мире?

19 Один из основателей прагматизма У.Джемс (1842-1910) писал: “Мы можем поступать так, как будто бог существуем, жить так, как будто мы свободны, строить планы, как будто мы бессмертны, в конце концов, мы обнаружим, что в нашей жизни эти слова имеют совершенно иное значение”. Как во взглядах философа сочетаются утверждение свободы воли с элементами мистицизма? Что Джемс объявляет единственной реальностью? Из чего состоят мысли, как и вещи, согласно Джемсу? В чем суть концепции “потока сознания”?

20 Определите мировоззрическую позицию Б.Рассела (1872-1970). «Философия является чем-то промежуточным между теологией и наукой; подобно теологии она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывается до сих пор недостижимым, но подобно науки, она вызывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все точные знания принадлежат к науке; все догмы принадлежать к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничейная земля, подвергающая атакам с обеих сторон. Эта Ничейная земля и есть философия». (История западной философии М.1959. С.7) Имеет ли философия свой предмет исследования? Какова основная функция классической философии, согласно Расселу? Является ли философия наукой, согласно Расселу?

21 Объясните суть принципа фальсификации, предложенного представителем критического рационализма К.Поппером. “Мы никогда не можем рационально оправдать теорию т.е. нашу веру в истинность теории”. Все теории являются гипотезами, все они могут быть опрокинуты, опровергнуты. Теория, которая не может быть опровергнутой каким бы то ни было мыслимым событием, ненаучна. Неопровержимость есть не достоинство теории, а ее недостаток». (“Логика научного исследования”) Почему, согласно философу, положения марксизма не является научными? При каких обстоятельствах теория является фальсифицируемой? Чем принцип фальсификации отличается от верификации?

22 Поясните мысль Б,Рассела: «даже самое абстрактое знание невозможно без сугубо личной верификации значений безличных слов и научных определений». Как природная и общественная среда влияет на личное, индивидуальное и чувственное восприятие? Какие существует приемы и методы верификации абстрактного знания? Каков механизм перехода от живого созерцания к абстрактному мышлению?

23 А.Камю в Манифесте экзистенциализма “Миф о Сизифе. Эссе об абсурде” писал: “Есть лишь одна, по настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить – значит ответить на фундаментальный вопрос философии ”. В чем смысл существования отдельного человека? Как соотносится индивидуальное бытие конкретного человека и свобода выбора? Почему жизнь человека, согласно Камю, абсурдна? Есть ли выходы из абсурда?

24 В ответе З.Фрейда на призыв А.Энштейна в 1932 году принять участие в борьбе за мир утверждается, что “инстинкт агрессивности или разрушения” проявляется у каждого живого существа и стремится к тому, чтобы разрушить его значить вернуть жизнь к ее первоначальному состоянию неодушевленной материи». Объясните тезис Фрейда: “цель жизни – смерть” В чем проявляется антигуманизм концепции психоаналитика? Какие обоснования приводит Фрейд усматривая в цивилизации – следствие сублимации подавленных бессознательных влечений?

25 Какая философская позиция отражена в высказывании Л.Витгенштейна (1889-1951). “Правильным методом философии был бы следующий: не говорить ничего, кроме того, что может быть сказано,- следовательно, кроме предложений естествознания, то есть того, что не имеет ничего общего с философией”. Какое отношение автора к классической философии? Какой метод научного исследования предлагает философ? Как вы понимаете мысль Витгенштейна: “О чем невозможно говорить, о том следует молчать”.

26 Дайте философский анализ гносеологической позиции Б.Рассела: «Научное познание стремится стать абсолютно безличным и пытается утверждать то что открыто коллективным разумом человечества». Что означает нейтральность научного исследования? В чем проявляется позитивизм философа? Как соотносится объективизм и научность в познании мира?

27 “Хотя я не называю себя материалистом,- говорил К.Поппер,- моя критика не направленно против материализма, который я лично предпочел бы идеализму, если бы меня заставили выбирать”. Признает ли автор значимость основного вопроса философии? Какое философское направление основал К.Поппер? Является ли философия нейтральной наукой?

28 Р.Карнап. /»Философские основания физики». М.1971. С.337./ писал: “Теоретические термины являются удобными символами. Постулаты, содержащие их, принимаются не потому, что они «истинны», а потому, что полезны. Они не имеют никакого дополнительного значения, кроме способа функционирования в системе”. Охарактеризуйте философскую позицию автора. Какое направление в философии ХХ века он представляет?

29 Французский философ, представитель интуитивизма и “философии жизни” А.Бергсон (1859-1941) в работе “Творческая эволюция” писал: “Жизнь – это некий метафизическо – космический процесс, жизненный порыв, своего рода могучий поток творческого формирования, по мере ослабления напряжения жизнь распадается, превращаясь в материю, которая есть неодушевленная масса, вещество”. Как философ интерпретирует жизнь? Отличается ли жизнь от материи и духа? С помощью чего можно постигнуть сущность жизни?

30 Определите философскую позицию А.Бергсона: “Жизнь подобна снаряду, разрывающемуся на осколки, каждый из которых есть снова снаряд”. Как вы понимаете “ жизненный порыв ” в учении философа? Как жизнь постигает саму себя?

31 В чем проявляется своеобразие “диалектической теологии” К.Барта? Проанализируйте текст из “Послания к римлянам”: «Живущие должны умирать, чтобы «мертвые» стали живыми, существующее должно быть познано как несуществующее, дабы выявить несуществующее как существующее. Это и есть невозможность познания, невозможность воскресения, невозможность бога как творца и спасителя, в котором, посюсторонее и потустороннее едины». В чем проявляется трагическая разорванность человеческого существования? Что радикально разделяет бога и человека? Определите логическую связь между экзистенциальной диалектикой и диалектической теологией?

32 Какую философию не признает прагматик – позитивист Р.Рорти? «Философия лишь одно из свидетельств человеческого разноголосья и это значит, что философский спор есть все, а сама философия – ничто». Является ли оправданным плюрализм в философии? Какое должно быть содержание постнеклассической философии? Может ли философия быть “философией науки”?

33 Постпозитивист П.Фейерабенд считает, что, «Наука в сущности анархическое предприятие. Теоретический анархизм гуманистичнее и в большей степени способствует прогрессу, чем его альтернативы, основанные на порядке и законе». «Религия – демократическая модель науки». Может ли наука быть объектом планирования? Совместимо ли свобода ученого с тоталитаризмом? Применим ли к науке принцип партийности? Имеет ли наука национальную специфику в отличие от философии?

34 Проанализируйте рассуждения К.Ясперса: “Умирая, я переживаю смерть, но не познаю ее. Смерть познается тогда, когда умирает тот, с кем я связан экзистенциальной общностью. То, что перед смертью остается существенным, то экзистенциально, то что утрачивает свою ценность, оказывается напрасным, есть голос бытия” Что такое “пограничные ситуации” в учении философа и какие их основные виды? В чем проявляется конечность экзистенции?

35 Ж.Лиотар: “Эмпирическая и объективная социальная реальность является следствием дискурсивных практик. Она технологически выстраивается в результате языковых игр. Общество существует и развивается только тогда, когда сообщения, циркулирующие в нем насыщены информацией и легко декодируются” К какому философскому направлению принадлежит автор? Что означает понятие “дискурс”, языковые игры? В чем проявляется калейдоскопичность социальности? Какова роль дискурсивных конструкций в развитии общества?

36 «Философия не может претендовать на роль рационального ядра культуры – писал Дёлёз.Ж – Она рассеивается по краям и периферии, где возникают “частные философии”, которые существуют как частные методологии вхождения философского дискурса внутрь конкретных наук или культурных и социальных практик». Какую философию ХХ века представляет автор? В чем ее отличие от классической философии?

37 Дайте философскую оценку высказыванию М.Шелера: “Внутренним источником жизненного порыва (творения) является Бог, который сам включен в творческую эволюцию; вечное творчество и свобода. Кто постигает мир в Боге, тот постигает его истинную сущность”. В чем особенность философской антропологии М.Шелера? Объясните суть спиритуалистической метафизики автора? Познаваем ли мир? Что представляет собой антропологический активизм философа?

38 “Чем полнее во всем объеме и во всех своих частях обретается мир человеком как завоеванный им, тем более объективным выходит на свет объект, тем более субъектным оказывается субъект”. (М.Хайдеггер) Где приходит граница между объектом и субъектом в фундаментальной онтологии философа? Сохраняется ли противопоставление субъекта и объекта как двух автономных миров?

39 Определите характерные особенности фундаментальной онтологии М.Хайдеггера: “Поворот человека лицом к смерти должен вернуть человеку его экзистенцию”. Когда, согласно философу, человек осознает смысл жизни? В чем заключается “временность” его бытия? Какой критерий различия неопределенного бытия и бытия подлинного?

40 Основоположником какой философской дисциплины является немецкий философ М.Шелер (1874-1928): “Все центральные проблемы философии можно свести к вопросу, что такое человек и какие метафизическое место и положение он занимает внутри обшей структуры бытия мира и бога”. Как слепой жизненный порыв и бессильный дух определяют принципы бытия человека? Существуют ли связь учения М.Шелера с «философией жизни» и экзистенциализмом? Каково соотношение логики интеллекта и логики чувств в философии М.Шелера?

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.187.81 (0.007 с.)