ТОП 10:

Арабоязычная средневековая философия



1 «Философ арабов», «Искатель Истины» аль-Кинди в работе «Книга о пяти сущностях» в качестве основной определяющей сущности рассмотривал материю: «Из материи состоит всякая вещь. Материя такова что если она упраздняется то упраздняется и прочее, но если упраздяется прочее, то сама она не упраздняется». О каких пяти сущностях размышляет философ? Какова роль в конкретном сочетании «материи-формы» каждой из них? Последователем какого античного философа являлся аль-Кинди?

2 Прокомментируйте учение Аль-Фараби о бессмертии души: «Когда одно поколение людей умирает, их тела уничтожаются, а души их, освобожденные от тел, достигают счастья, на смену им приходят другие люди, которые занимают их место в городе, и если эти люди делают то же, что их предшественники, то тогда их души также освобождаются ... и наслаждение каждой из них с течением времени беспредельно возрастает: также точно обстояло дело с каждым из поколений.В этом подлинное высшее счастье6 являюшееся целью деятельного разума» /аль-Фараби Социально-этические трактаты. Алма-Ата 1973 С.128-129./ Как соотносится догмат о бессмертии души к стремлению к счастью в иной жизни? Какое основное предназначение деятельного разума в отличие от потенциального и актуального видов разума?

3 Дайте философскую оценку утверждению аль-Фараби «Человек не может быть наделенным с самого начало, от природы добродетелью или пороком, так же как он не может быть прирожденным ткачом или писцом». В чем смысл этико-социольной доктрины философа? Достижимы ли добродетель и счастье для жителей всей Земли? Каковы условия совершенствования человека? Вчем сходство взглядов аль-Фараби и Абая?

4 Определите характерные черты добродетельного города в гражданской философии аль-Фараби: «Город, в котором объединение людей имеет своей целью взаимнопомощь в делах, коими обретается истинное счастье, является добродетельным городом, и общества, где люди помогают друг другу в целях достижения счастья, есть добродетельный народ. Таким же образом вся Земля станет добродетельной, если народы будуть помагать друг другу для достижения счастья». /аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата.1970. С. 303./ Как, согласно философу, делятся общества по качественному признаку? Какое общество является полным? Где человек может добиться своего совершенства и счастья? Возможно ли счастье в невежественном городе? На чем основывается классификация городов в философии аль-Фараби?

5 Прокомментируйте особенности онтологии Авиценны (Ибн-Сины). «Все вещи, кроме первичной, подобны в одном смысле, а именны в в том, что они, с одной стороны, необходимы, а с другой - возможны». Кому принадлежит обсолютно необходимы бытие? Какова природа единичных вещей? Связана ли возможность с причинностью?

 

6 В работе «Опровержение опровержения» Ибн Рушд (Аверроэз) излагает свою концепцию «двойственной истины»: «Философия это спутница и родная сестра религии ... они спутники по природе, друзья по сущности и врожденному предрасположению». В чем различаются философия и религия? Какой метод поиска истины является, согласно Авероэзу, более адекватным и доказательным? Означает ли это, что между религией и философией возникают непримиримые противоречия? Определите отличие концепции Ибн-Рашуда от учения о «двойственной истины» Фомы Авинского.

 

7 Охарактеризуйте онтологические взгляды аль-Фараби с рационалистических позиций: «Не может быть бытия совершеннее и достойнее Его бытия, так же как не может быть сущего предшествующего Ему, стоящего на равной с ним ступени по бытию, независимого от Него… Его бытие не может быть больше чем одним, ибо все, что имело бы такое существование было бы подобно Его бытию. Он – един, единичен и единственен. Он неделим в своей сущности». Как в этой идее философа отражается основной постулат ислама? Что означает понятие «дахрит» в арабской философии? Каково место человека в этом мире? Что выражает философия аль-Фараби, на чем она основывается?

 

8 Автор «Опровержение философов» арбский философ аль-Газали (1059-1111) писал: «Наше возражение состоит в том, что мы не принимаем той идеи универсалии, которую вы (философы) считаете существующей в разуме. По нашему мнению в разуме есть только то, что есть в чувстве. Но в чувстве воспринимаемое находится в виде совокупности, которую чувство разбить не способно, в то время как разум способен это сделать». Какой арабский философ выступил с «опровержением опровержения» аль-Газали? Проведите отличие между философскими взглядами аль-Газали и Ибн Рушда? В чем различие по интерпретации универский на Западе и Востоке?

 

9 Ибн Рушд в комментарии к «государству» Платона пишет: «Скорее всего, совершенство существует преимущественно во многих индивидах, взятых вместе. Для отдельного же индивида без помощи других, видимо, невозможно обрести и какую-нибудь одну из этих добродетелей. Для приобретения своей добродетели человек нуждается в других людях». Дайте философскую оценку этому рассуждению философа. Как соотносится идеал и реальность в повседневной жизни человека? Являются ли добродетели изобретением индивидуума? Существует ли реально идеально- совершенный человек?

10 «Аверроизмом, – пишут Дж.Реале и Д.Антисери, - была предпринята попытка уточнить границы знания и веры, при этом его вера в силы разума такова, что границы почти исчезают. Разумные доводы приводят его к убеждению в вечности мира и отрицанию бессмертия индивидуальной души». /Реале Дж. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 2. С.122./ В чем заключается философский смысл учения Аверроэа о двойственности истины? В чем проявилась отрицательная реакция аль-Газали, опровергающего взгляды восточных перипатетиков?

11 Согласно Ибн-Сине «бытие познается разумом без определения и без описания, ибо оно не имеет определения, поскольку у него нет ни рода, ни вида, так как нет вещи более общей, чем оно, и оно не доступно описанию, так как нет вещи более изветной, чем оно». /“Даниш - намэ”/ Как соотносятся понятия бытие и материя в учении философа? Какие уровни бытия рассматривает Ибн-Сина? Какое место в онтологии философа занимает форма?

12 Объясните онто-гносеологический смысл тезиса аль-Фараби: «Человек стал человеком благодаря разуму». Существуют ли врожденные интеллектуальные качества? Какую роль в формировании человеческого в человеке играет социальная среда? Способен ли человек самостоятельно обрести добродетели?

13 «Большинство людей, которые верят в счастье, верят в него, как в нечто представленное в воображении, а не в понятии. То же относится к началам, которые принимают, которым следуют, которые уважают и почитают большинство людей, принимают их как то, что представлено в воображении, а не в понятии», - утверждает аль-Фараби. Как человек может осознать, что такое счастье, справедливость, добро и т.д.? Что значит, согласно философу, мыслить и понимать «начало вещей» в понятиях? Что отражают понятия в отличии от воображения?

14 Дайте философскую оценку высказыванию Ибн-Габирола (XIв.): «Человек мудр лишь тогда, когда доискивается мудрости; но как только он считает, будто нашел ее, сразу же оказывается глупцом». Поиск истины – это процесс или достижение конечного результата? Существует ли истина в последней инстанции? Правомерно ли сегодня понимание философии, как любовь к мудрости?

15 Еврейский средневековый философ-теолог Маймонид (1135-1204) в сочинении, «Путеводитель колеблющихся» писал: «Иногда истина обнаруживается столь ярко, что мы ее воспринимаем как бы при свете дня, но затем наша природа и наши привычки скрывают ее от нас, и мы погружаемся в такую же грустную тьму, в какой пребывали раньше. Мы похожи на тех, кто воспринимает непрерывно следующие друг за другом молнии, но сами пребываем в глубокой ночной тьме. Если эти вспышки следуют друг за другом очень быстро, то они образуют как бы сплошной свет, так что ночь превращается в день». Как философ осуществляет синтез аристотелизма и арабской философии? Сочетаются ли в его учении божественное откровение и умозрение? Удалось ли Маймониду очистить веру от элементов чуда?

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.13.28 (0.004 с.)