Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Арабоязычная средневековая философия
1 «Философ арабов», «Искатель Истины» аль-Кинди в работе «Книга о пяти сущностях» в качестве основной определяющей сущности рассмотривал материю: «Из материи состоит всякая вещь. Материя такова что если она упраздняется то упраздняется и прочее, но если упраздяется прочее, то сама она не упраздняется». О каких пяти сущностях размышляет философ? Какова роль в конкретном сочетании «материи-формы» каждой из них? Последователем какого античного философа являлся аль-Кинди? 2 Прокомментируйте учение Аль-Фараби о бессмертии души: «Когда одно поколение людей умирает, их тела уничтожаются, а души их, освобожденные от тел, достигают счастья, на смену им приходят другие люди, которые занимают их место в городе, и если эти люди делают то же, что их предшественники, то тогда их души также освобождаются... и наслаждение каждой из них с течением времени беспредельно возрастает: также точно обстояло дело с каждым из поколений.В этом подлинное высшее счастье6 являюшееся целью деятельного разума» /аль-Фараби Социально-этические трактаты. Алма-Ата 1973 С.128-129./ Как соотносится догмат о бессмертии души к стремлению к счастью в иной жизни? Какое основное предназначение деятельного разума в отличие от потенциального и актуального видов разума? 3 Дайте философскую оценку утверждению аль-Фараби «Человек не может быть наделенным с самого начало, от природы добродетелью или пороком, так же как он не может быть прирожденным ткачом или писцом». В чем смысл этико-социольной доктрины философа? Достижимы ли добродетель и счастье для жителей всей Земли? Каковы условия совершенствования человека? Вчем сходство взглядов аль-Фараби и Абая? 4 Определите характерные черты добродетельного города в гражданской философии аль-Фараби: «Город, в котором объединение людей имеет своей целью взаимнопомощь в делах, коими обретается истинное счастье, является добродетельным городом, и общества, где люди помогают друг другу в целях достижения счастья, есть добродетельный народ. Таким же образом вся Земля станет добродетельной, если народы будуть помагать друг другу для достижения счастья». /аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата.1970. С. 303./ Как, согласно философу, делятся общества по качественному признаку? Какое общество является полным? Где человек может добиться своего совершенства и счастья? Возможно ли счастье в невежественном городе? На чем основывается классификация городов в философии аль-Фараби?
5 Прокомментируйте особенности онтологии Авиценны (Ибн-Сины). «Все вещи, кроме первичной, подобны в одном смысле, а именны в в том, что они, с одной стороны, необходимы, а с другой - возможны». Кому принадлежит обсолютно необходимы бытие? Какова природа единичных вещей? Связана ли возможность с причинностью?
6 В работе «Опровержение опровержения» Ибн Рушд (Аверроэз) излагает свою концепцию «двойственной истины»: «Философия это спутница и родная сестра религии... они спутники по природе, друзья по сущности и врожденному предрасположению». В чем различаются философия и религия? Какой метод поиска истины является, согласно Авероэзу, более адекватным и доказательным? Означает ли это, что между религией и философией возникают непримиримые противоречия? Определите отличие концепции Ибн-Рашуда от учения о «двойственной истины» Фомы Авинского.
7 Охарактеризуйте онтологические взгляды аль-Фараби с рационалистических позиций: «Не может быть бытия совершеннее и достойнее Его бытия, так же как не может быть сущего предшествующего Ему, стоящего на равной с ним ступени по бытию, независимого от Него… Его бытие не может быть больше чем одним, ибо все, что имело бы такое существование было бы подобно Его бытию. Он – един, единичен и единственен. Он неделим в своей сущности». Как в этой идее философа отражается основной постулат ислама? Что означает понятие «дахрит» в арабской философии? Каково место человека в этом мире? Что выражает философия аль-Фараби, на чем она основывается?
8 Автор «Опровержение философов» арбский философ аль-Газали (1059-1111) писал: «Наше возражение состоит в том, что мы не принимаем той идеи универсалии, которую вы (философы) считаете существующей в разуме. По нашему мнению в разуме есть только то, что есть в чувстве. Но в чувстве воспринимаемое находится в виде совокупности, которую чувство разбить не способно, в то время как разум способен это сделать». Какой арабский философ выступил с «опровержением опровержения» аль-Газали? Проведите отличие между философскими взглядами аль-Газали и Ибн Рушда? В чем различие по интерпретации универский на Западе и Востоке?
9 Ибн Рушд в комментарии к «государству» Платона пишет: «Скорее всего, совершенство существует преимущественно во многих индивидах, взятых вместе. Для отдельного же индивида без помощи других, видимо, невозможно обрести и какую-нибудь одну из этих добродетелей. Для приобретения своей добродетели человек нуждается в других людях». Дайте философскую оценку этому рассуждению философа. Как соотносится идеал и реальность в повседневной жизни человека? Являются ли добродетели изобретением индивидуума? Существует ли реально идеально- совершенный человек? 10 «Аверроизмом, – пишут Дж.Реале и Д.Антисери, - была предпринята попытка уточнить границы знания и веры, при этом его вера в силы разума такова, что границы почти исчезают. Разумные доводы приводят его к убеждению в вечности мира и отрицанию бессмертия индивидуальной души». /Реале Дж. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 2. С.122./ В чем заключается философский смысл учения Аверроэа о двойственности истины? В чем проявилась отрицательная реакция аль-Газали, опровергающего взгляды восточных перипатетиков? 11 Согласно Ибн-Сине «бытие познается разумом без определения и без описания, ибо оно не имеет определения, поскольку у него нет ни рода, ни вида, так как нет вещи более общей, чем оно, и оно не доступно описанию, так как нет вещи более изветной, чем оно». /“Даниш - намэ”/ Как соотносятся понятия бытие и материя в учении философа? Какие уровни бытия рассматривает Ибн-Сина? Какое место в онтологии философа занимает форма? 12 Объясните онто-гносеологический смысл тезиса аль-Фараби: «Человек стал человеком благодаря разуму». Существуют ли врожденные интеллектуальные качества? Какую роль в формировании человеческого в человеке играет социальная среда? Способен ли человек самостоятельно обрести добродетели? 13 «Большинство людей, которые верят в счастье, верят в него, как в нечто представленное в воображении, а не в понятии. То же относится к началам, которые принимают, которым следуют, которые уважают и почитают большинство людей, принимают их как то, что представлено в воображении, а не в понятии», - утверждает аль-Фараби. Как человек может осознать, что такое счастье, справедливость, добро и т.д.? Что значит, согласно философу, мыслить и понимать «начало вещей» в понятиях? Что отражают понятия в отличии от воображения? 14 Дайте философскую оценку высказыванию Ибн-Габирола (XIв.): «Человек мудр лишь тогда, когда доискивается мудрости; но как только он считает, будто нашел ее, сразу же оказывается глупцом». Поиск истины – это процесс или достижение конечного результата? Существует ли истина в последней инстанции? Правомерно ли сегодня понимание философии, как любовь к мудрости? 15 Еврейский средневековый философ-теолог Маймонид (1135-1204) в сочинении, «Путеводитель колеблющихся» писал: «Иногда истина обнаруживается столь ярко, что мы ее воспринимаем как бы при свете дня, но затем наша природа и наши привычки скрывают ее от нас, и мы погружаемся в такую же грустную тьму, в какой пребывали раньше. Мы похожи на тех, кто воспринимает непрерывно следующие друг за другом молнии, но сами пребываем в глубокой ночной тьме. Если эти вспышки следуют друг за другом очень быстро, то они образуют как бы сплошной свет, так что ночь превращается в день». Как философ осуществляет синтез аристотелизма и арабской философии? Сочетаются ли в его учении божественное откровение и умозрение? Удалось ли Маймониду очистить веру от элементов чуда?
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.006 с.) |