Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Заподноевропейская философия XVII-XVIII вв.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1 Основатель эмпиризма Нового времени Ф.Бэкон утверждал, что ''истины веры – одно (мы верим, не требуя доказательств); истины науки – нечто принципиально другое(они базируются на доказательствах) ''.Из причин,ведущих к ошибкам познания философ выделяет привычку поклоняться ''идолам''. Какие идолы имеет в виду Ф.Бэкон? Дайте им общую характеристику. Какие средства и методы преодоления ''идолов'' предлагает Ф.Бэкон? Какой путь ведет к научной истине?
2 Ф.Бэкон - родоначальник индуктивизма Нового времени: ''Лучше рассекать природу на части, чем отвлекаться от нее ''. Какие логические операции противопоставляются здесь друг другу? Какая логическая операция связана с индуктивным методом? Правильно ли такое противопоставление?
3 ''Вселенную, - писал Ф.Бэкон,- нельзя низводить до уровня человеческого разумения, как это делалось до сих пор, но следует расширять и развивать человеческое разумение, дабы воспринимать образ вселенной по мере ее открытия ''. Признает ли философ познаваемость мира? На чем, согласно Бэкону, должно основываться ''человеческое разумение''? Что Ф.Бэкон понимает под научным опытом?
4 Как вы понимаете высказывание средневекового философа Эриугена (810-877).Авторитет рождается от истинного разума,но разум никогда не рождается от авторитета. В каком ''идоле'' Ф.Бэкон подверг критике авторитеты Аристотеля и схоластов?
5 Какая философская ошибка содержится в рассуждении Д.Локка? «Представить себе, чтобы чистая немыслимая материя смогла произвести мыслящее разумное существо, так же невозможно, как представить себе, чтобы из ничего могла произойти материя». Можно ли одинаково легко представить себе, что мысль произведена чистой материей, если раньше не существовало ничего, подобного мысли или никакого разумного существа? Признает ли философ наличие какой-либо субстанции? Как из неощущающей материи возникла мысль? Рассматривает ли Локк принцип отражения? В чем проявляется сенсуализм Локка? Какой характер носит материализм философа?
6 С каким направлением в теории познания связано следующее объяснение образования общих понятий (терминов)? «Слова приобретают общий характер от того, что их делают знаками общих идей. А идеи становится общими от того, что от них отделяют обстоятельство времени и места и все другие идеи, которые могут быть отнесены лишь к тому или другому отдельному предмету. Посредством такого абстрагирования идеи становятся способными и представлять более одного индивида» /Д.Локк. Избр. филос. произв. Т.1.М.1960.С.410/.Укажите, в чем недостаток такого подхода? Каков механизм формирования общих понятий в теории отражения? Существуют ли реально общие понятия?
7 Д.Локк в ''Опыте о человеческом разуме'' так определяет позицию сенсуализма в гносеологии: ''Общее и универсальное не относятся к действительному существованию вещей, а изобретены и созданы разумом для собственного употребления и касаются только знаков-слов и идей ''. В чем заключается ошибка философа? Покажите ее гносеологические корни. Признает ли Локк наличие врожденных идей?
8 Определите, в чем суть противоречия философских позиций Д.Локка(а) и Г.Лейбница(б).Разъясните их отношение к ''врожденным идеям ''.К каким философским направлениям они относятся? а) Знания человека никогда не достигают большего, чем дающему ему чувства. Все, что недоступно чувствам, недоступно и для ума. б) Все мысли и действия нашей души вытекают из ее собственной сущности и не могут ей быть сообщены чувствами.
9 Объясните логику ассоциативных рассуждений Т.Гоббса: «Душа государства - верховная власть. Суставы – судебные и исполнительные органы; нервы-награды и наказания; память – советники; разум – справедливость и законы; здоровье – гражданский мир; болезнь – смута, гражданская война». Можно ли рассматривать государство как искусственное тело? Как возникло государство, согласно концепции Т.Гоббса? Каково естественное состояние человека? Почему работа философа '' Левиафан'' публично была сожжена в Оксфордском университете в 1682 году?
10 Декарт в «Правилах для руководства ума» писал: «Каждый должен быть твердо убежден, что не из многочисленных, но темных, а только из самых простых и наиболее доступных вещей должны выводится самые сокровенные истины» (Р.Декарт Изб. Произв.М 1950.С.113) Какой гносеологический подход выражен в этом утверждении философа? Каково содержание принципа методологического сомнения Декарта? Назовите основные правила, которыми должен руководствоваться ученый в процессе познания мира.
11 ''Различие наших мнений, - писал Р.Декарт,- происходит не от того, что одни люди разумнее других, но только от того, что мы направляем наши мысли различными путями и рассматриваем не те же самые вещи. Ибо мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять ''. Назовите основные правила Декарта для руководства ума. Какой метод предложил философ в качестве универсального средства научного познания? Почему, начиная с 17-го века стали подчеркивать методологический, познавательный аспект философии? Можно ли поставить знак равенства между философией и гносеологией?
12 ''Для разыскания истины необходимо раз в жизни, насколько это возможно, поставить все под сомнение ''. Дайте оценку принципу методологического сомнения Р.Декарта. При каких условиях этот принцип приводит к агностицизму? Чем отличается сомнение Декарта от скептицизма Пиррона?
13 Р.Декарт не употребляет термин ''сознание''; он отождествляетего с мышлением. Но под мышлением разумелось ''все то, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собою; и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает здесь то же самое, что мыслить''. В чем суть принципа самоотражения сознания в себе самом? Каково соотношение понятий сознание и психическое? Признает ли философ наличие врожденных идей? В чем проявились идеалистические тенденции Декарта?
14 Определите философскую направленность рассуждения Декарта: «Смерть никогда не наступает по вине души, но исключительно потому, что разрушается какая-нибудь из главных частей тела». В чем суть психофизиологического параллелизма философа? Как Декарт решает проблему соотношения души и тела? Признает ли философ бессмертие души?
15 Какая гносеологическая позиция отражена в следующем высказывании Р.Декарта: ''Мы приходим к познанию вещей двумя путями, а именно: путем опыта и дедукции. Опыт часто вводит нас в заблуждение, тогда как дедукция или чистое умозаключение от одной вещи посредством другой никогда не может быть плохо построено ''. Какому направлению и какому методу философ противопоставляет дедукцию? Почему, согласно Декарту, геометрия гораздо более достоверна, чем другие науки? С чего, по Декарту, должно начинаться познание вещей? Какой принцип философ положил в основу гносеологии?
16 Раскройте суть пантеизма Спинозы: ''Материя как субстанция содержит в себе мышление. Порядок и связь идей теже, что порядок и связь вещей. Память есть сцепление только идей, заключающих в себе природу вещей, находящихся вне человеческого тела''. Какие атрибуты содержит в себе субстанция, согласно учению философа? Как вы понимаете принцип Спинозы: Природа «кауза суи»/причина самой себя/.?
17 В чем суть пантеизма Б.Спинозы: ''Чем больше мы познаем единичных вещей, тем больше мы познаем Бога, т.е всеобщую универсальную природу вещей, мировую материю''. Как соотносятся, согласно философу, Бог и природа? Сколько субстанций признает Спиноза? Может ли человек стать равным Богу по силе и могуществу своего мышления?
18 Г.Лейбниц «Новые опыты о человеческом разуме»: «Ничто не происходит сразу, следовательно, природа никогда не делает скачков. Я назвал это законом непрерывности… В силу этого закона всякий переход от малого к большому и наоборот совершается через промежуточные величины как по отношению к степеням так и по отношению к частям. Точно так же никогда движение не возникает непосредственно из покоя, и оно переходит состояние покоя лишь путем меньшего движения». В чем суть монадологии Лейбница? Какая особенность природы им абсолютизируется? В чем проявилась ограниченность изображенной философом картины мира?
19 Понятие сознания заменяется у Г.Лейбница понятием ''апперцепция'', т.е актом перехода бессознательных психических состояний, восприятий в отчетливо осознаваемых.Благодаря апперцепциям становится возможным отчетливые представления не только какого- либо содержания, но и того, что оно находится в моем сознаний. В чем проявляется рационализм в концепции Лейбница о сознании? Как учение философа об индивидуальной монаде раскрывает природу сознания? Дайте философскую оценку учению Г.Лейбница.
20 Гуго де Фриз утверждает: ''В природе вообще виды появляются не постепенно под влиянием внешней среды, медленно к ней приспосабливаясь, но одним прыжком независимо от окружении''. Сравните это суждение с концепцией Лейбница. Укажите в чем ошибочность суждения автора по поводу скачков в живой природе.
21 Какое направление в теории познания выражает следующее рассуждение П.Гольбаха: ''Вещи известны нам или вызывают идеи в нас лишь через посредство наших органов чувств: наш мозг модифицирует, наша душа мыслит, желает и действует лишь в результате движений, сообщенных нашему телу… В тех же случаях, когда слово или соответствующая ему идея не указывают ни на какой чувственно осязаемый предмет, к которому его можно отнести, слово это или эта идея лишены смысла, оказываются возникшими из ничего ''. Каким образом материя связана с движением? Можно ли назвать Гольбаха сенсуалистом? Каково соотношение материи и сознания в учении философа? Признает ли Гольбах познаваемость мира? В чем ограниченность Гольбаховского материализма?
22 Ж.Ж.Руссо так определил цель воспитания: ''Воспитание - средство утверждения и поддержания в обществе гражданских добродетелей: ''Родина не может существовать без свободы, свобода – без добродетелей, добродетель – без граждан''. В чем состоит противоречие панэдукационистской концепции Руссо? Приведите примеры.
23 ''В природе не существует пределов, - писал Б.Паскаль,- закон пытается их поставить, но разум не желает с ними мириться''. В чем суть вопроса философа о границах научности? В чем ''доводы сердца'' отличаются от доводов разума ''. Каковы причины иррационалистических тенденций философии Паскаля?
24 Разъясните смысл окказионализма Н.Мальбранша (1638-1715) ''То что в опыте представляется телесной причиой, в действительности есть повод для действия истинной действующей причины – Бога ''. «Все существа соединены с Богом непосредственной связью. Он пожелал и постоянно желает, чтобы модальности духа и тела взаимо соответствовали друг – другу». Как соотносится случайность и причинность в учении философа – идеалиста? Что значит быть причиной? В чем различие между естественными причинами и поводом?
25 Оцените гносеологическую позицию Д.Юма(1711-1776): «Ум никогда не имеет перед собой никаких вещей, кроме восприятий, и он никоим образом не в состоянии произвести какой бы то ни было опыт относительно соотношения между восприятиями и объектами». Какому философскому направлению он примыкает?
26 «Ибо на сколько мы можем судить, - утверждал Д.Пристли, - способность мышления и определенное состояние мозга всегда сопровождают друг друга или как бы соответствуют друг другу. Такое положение является действительным основанием для того, чтобы считать известное присущим определенной субстанции». Как соотносится между собой природа и дух (сознание)? Был ли философ сторонником деизма? Материален ли мир с т. зр. Пристли? Какое свойство присуще определенной субстанции? Как духовные способности связаны с телом (мозгом) человека?
27 Проанализируйте следующий диалог и сделайте вывода. Б. Рассел: «Что есть на самом деле независимо от наших иллюзий? – Не знаю и знать не хочу, ибо не могу. Я знаю то, каким мне дан мир в моих ощущениях и восприятиях. – А что есть кроме такого мира? – А бог его знает. – А бог это и на самом деле знает, ибо неизвестно еще есть ли сам бог». Кто является воображаемым собеседником Рассела? К какому философскому направлению его можно отнести? Назовите основных представителей этого философского направления. Есть ли рациональное зерно в представленной философской позиции?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 877; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.177 (0.013 с.) |