ТОП 10:

Контрольные тесты к теме № 1



1 Интегральный результат всего многокомпонентного духовного развития данной эпохи – это

А) Наука

В) Мировоззрение

С) Философия

D) Культура

Е) Религия

2 Специфически обобщенные отражения действительности выступающие в форме представлений и фантастических одушевленных существ - это

А) Философия

В) Религия

С) Миф

D) Искусство

Е) Магия

3 Гегель. Миф-результат фантазирующего разума, материалом которого является родовая жизнь, а методом…

А) Аналогия

В) Индукция

С) Антропоморфная ассоциация

D) Аксиоматический метод

Е) Дедукция

4 Понимание интеллектуального своеобразие мифа как автономной символической формы культуры, особым образом моделирующей мир, выразил

А) Леви-Брюль D) М.Мюллер

В) Дж.Фрейзер Е) Э.Кассирер

С) Леви Строс

 

5 Для мифологического мышления основным средством отражения и объяснения действительности выступает

А) Гипотеза

В) Проблема

С) Дедукция

D) Индукция

Е) Редукция

6 А.Швейцер, как и Кант считал, что религия производная от

А) Мифа

В) Философии

С) Права

D) Коллективных предрассудков

Е) Морали

 

7 «Философия тождественна с религией», утверждал

А) Л.Фейербах

В) И.Фихте

С) Ж.Ж.Руссо

D) Г.Гегель

Е) Д.Дидро

8 К.Маркс считал, что философия – есть

А) Культура мышления

В) Наука наук

С) Эпоха отраженная в мышлении

D) Учительница добродетели

Е) Духовная квинтэссенция своего времени

9 «Философия – это культура мышления», утверждал

А) Сократ D) Гесиод

В) Цицерон Е) Фукидид

С) Демосфен

10 Выделите правильное суждение

А) Философские положения можно доказать большим количеством убедительных примеров

В) Философские положения доказываются путем вывода и проверки результатов вывода эмпирическими фактами развитиями науки

С) Философские положения могут быть доказаны только в сфере частных наук

D) В философии вообще нет доказательств, а есть лишь убеждение и принятие чего-либо на веру

Е) Философия – чисто дедуктивная наука и все ее положения доказываются умозрительно

11 Высказывание «Философия – душа культуры» принадлежит

А) Гегелю В) Канту С) Шеллингу D) Фихте Е) Марксу

12 Первыми философами были

А) Персидские маги

В) Индийские гимнософисты

С) Египетские жрецы

D) Кельто–гальские друиды

Е) Семь древнегреческих мудрецов

13 Какой из нижеприведенных вопросов является видоизменением формулировки основного вопроса классической философии?

А) Как развивался мозг человека?

В) Откуда и каким образом появляется содержание наших мыслей?

С) В каких формах совершается мышление и каким законом оно подчинено?

D) Является ли мир собранием случайных явлений, или он подчинен закономерности?

Е) В чем цель и смысл человеческого бытия?

14 Найдите положение, которое характеризирует позицию материализма в классической философии:

А) Материализм считает мир познаваемым.

В) Сознание человека, воля и цели людей не имеют существенного значения в развитии общества и природы.

С) Объективный мир и его законы являются определяющим началом в отношении к мыслям людей

D) Явления мира подчинены закономерностям

Е) Мир представляет собой скопление случайных явлений

15 Функция философии, направленная на освобождение человека от внешнего принуждения к миру смысла

А) Культурно - воспитательная

В) Социально - аксиологическая

С) Гуманистическая

D) Логико - гносеологическая

Е) Интегрирующая

16 Схема реальной предметной деятельности человека, согласующая с формой вне мозга, это

А) Интенция

В) Эманация

С) Иллюминация

D) Абстрактное

Е) Идеальное

17 Согласно Гегелю, тотемным символом философии выступает

А) Ворон

В) Орел

С) Сова

D) Филин

Е) Ястреб

18 Согласно Гегелю, мифология (религия) отличается от философии

А) Содержанием

В) Формой

С) Структурой

D) Объектом

Е) Предметом

19 «Хочешь быть философом – пиши роман» - советовал экзистенциалист

А) Г. Марсель D) А. Камю

В) Ж-П Сартр Е) Ж. Деррида

С) К. Ясперс

20 Знание, согласно Гегелю, связано с

А) Интуицией D) Человеческой практикой

В) Мифологией Е) Религиозной верой

С) Интеллектом

 

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Древнекитайская философия

 

1 Прокомментируйте следующую цитату из древнекитайской философии: «Есть вещь, Хаос образующая, прежде Неба и Земли, живущая. Беззвучная! Пустая! Одна стоит, не изменяется. По кругу шествует без устали. можно считать ее Матерью Поднебесной. Я не зная ее имени, обозначаю ее иероглифом, называя Дао, самовольно даю ей имя,- называя Великая. Великое называю уходящим, уходящее называло удаляющимся. Человек берет за образец Землю, Земля берет за образец Небо, Небо берет за образец Дао, Дао берет за образец цзы жень». Поясните, что берет за образец Дао? Какая философская школа исследовала диалектику Дао? Что является первоначалом природного мира? Кто и в каком трактате описал Дао? Каково соотношение бытия и небытия?

 

2 Дайте философскую интерпретацию изречению Конфуция:

«Человек способен сделать путь великим,

Но великим человека не делает путь». Каково содержание учения о «благородном муже»? Что человека делает «совершенным» ?

 

3 Конфуций говорил: «Если в человеке естественность превосходит воспитанность, он подобен деревенщине /простолюдину/. Если же воспитанность превосходила естественность он подобен ученому- книжнику. После того как воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга он становится «благородным мужем» /изюньцзы/. Какие лучшие человеческие волевые и моральные качества приписывает мудрец «благородному человеку»? Какова сфера деятельности изюньцзы? Какая его главная задача?

 

4 В «Беседах и рассуждениях» /«Лунь юй»/ Конфуций говорит: «Слушаю многое, выбираю лучшее и следую ему: наблюдаю многое и держу все в памяти- это и есть способ постижения знаний». Каким способом приобретает знания цзюньцзы? Какой принцип процесса познания , согласно Конфуцию, является основополагающим? Где кроются ценностные критерии знания? Что является объектом изучения по Конфуцию?

 

5 В древнейшем письменном памятнике даосизма «Дао Дэ цзин» сказано: «Дао рождает их (вещи), Дэ взращивает их. Вещество оформляет их, сила (условия) завершает их. Вот почему среди тьмы вещей нет таких, которые бы не почитали Дао и не ценили бы Дэ. Дао почитаемо, Дэ ценима. Нет над ними судьбы мин, (они) в постоянной естественности цзы жань». В чем даосизм противостоит конфуцианству? По какому принципу соотносятся друг с другом Дао и Дэ? Как происходит совпадение нравственных категориальных смыслов с философскими обобщениями бытия?

 

6 В «Книге правителя области Шан» /«Шань цзюнь шу»/ сказано: «Люди по своей сути стремятся к порядку, однако действия их порождают беспорядок. Поэтому там, где людей сурово карают за мелкие поступки, поступки исчезают, а тяжким преступлениям просто неоткуда взяться. Это и называется «наводить порядок еще до того, как вспыхнут беспорядок». Какой школе древнекитайской философии принадлежит этот философско-политический трактат? Назовите основных представителей этой школы. Какие социальные идеи проповедовали философы этого направления. Сравните их с учением Конфуция.

 

7 Сюнь-цзы (ок. 298-238 до н.э.) говорил: «все правила ли и справедливость созданы совершенно мудрыми, а вовсе не возникали из изначальной природы человека. Врожденные свойства – это плод действий неба, которых нельзя добиться учением и невозможно создать самому».

В чем проявляется расхождение философского учения Сюнь-цзы и конфуцианством? Какова природа человека согласно философу? Какова различие между добром и злом? Какие средства способствуют формированию правил ли справедливости и долгу?

 

8 Даосизм интересовал Л.Толетого. Он писал: «Неотвечание злом на зло и неучастие в зле есть вернейшее средство не только спасения, но и победы над теми, которые творят зло». О каком принципе даосизма идет речь в этом высказывании? Согласны ли вы с этим утверждением русского писателя? Приемлемо ли оно в совершенном обществе? Дайте аргументированный ответ.

 

9 Лао- цзы говорил: «Ставшего (пустым) руслом (чу) Поднебесной, постоянная Дэ также наполняет и возвращает в первоматерию. Достигаю предела, сохраняю чистоту и покой. Тьма вещей рядами творится , я созерцаю их вращение. Вещей множество и каждая возвращается к своему корню. Возвращение к корню называю покоем. Это называю судьбой (мин, вселенным законом) вращения. Судьбу вращения называю постоянством. Знание постоянства называю просветленностью. Незнание постоянства - безрассудство, творящее зло». Какая главная черта человеческого познания? Как мудрец решает общемировоззренческую антропологическую проблему? Имеют ли гнесео - онтологические категории мышления «Дао и Дэ» собственное бытие вне природы?

 

10 Дайте философский анализ рассуждению Лао-цзы: «поэтому дэ возникает с утратой дао, гуманность – с утратой дэ, справедливость – с утратой гуманности, ритуал – с утратой справедливости. Ритуал - это утрата верности и доверия, это начало смуты». В чем проявляется двойственность «дао»? Что понимается под диалектикой «дао»? Каким образом на уровне вещей «дао» сопровождается «дэ»? Как в человеческом мире происходит переход из одного состояния в другое?

 

11 Как вы понимаете основополагающую идею даосизма: «Тьма вещей разрушается инь и соединяется ян. Сталкивающиеся ци образуют гармонию» /«Дао Дэ дзин»/ . Какие элементы /частицы/ Ци входят в состав Вселенной /У-Синь/? Что означает принцип «естественности» спонтанного возрастания и гибели вещей? Как в даосизме раскрывается идея вечности мира, его несотворенности и неуничтожимости и его постоянства – «чан»?

 

12 «Из сознательного отождествления мышления с природой у даосов вырастает человеческое «молчание», «недеяние» и «обучение без слов». Творчествует сама природа , человек примыкает к этому посредством отождествления себя с природной вещью». Что означает в даосизме принцип «У вэй»? В чем проявляется гармония человека и космоса, человека и природы? Как соотносятся духовные, категориальные противоположности Дао и Дэ?

 

13 Даосит Ян Чжу говорил: «порождающий вещи не рождается, изменяющий вещи не изменяется. Вещи сами рождаются, сами развиваются, сами формируются, сами познают, сами усиливаются, сами исчезают. Неверно говорить, что будто кто-то (намеренно) порождает, развивает, формирует, окрашивает». Какова гнесео – онтологическая структура философского мышления даосизма? В чем выражается идея внутреннего самодвижения и самосознания вещей природы /«цзы жань»/? В чем заключается причина их движения и покая?

 

14 Дайте философскую оценку следующему парадоксальному рассуждению из древнекитайской философии:

«Искренняя правда подобна измене

Громкая слава – подобна позору

Великий звук безгласен

Великий образ не имеет формы».

Какова гнесео – онтологическая структура рефлективных противоположностей? Как даоский мудрец устанавливает тождество единого, его духовных противоположностей? Кто знает их предел? Какими качествами должен обладать «совершенномудрый человек»?

 

15 Мо-цзы (470-400 до н.э) писал: «Небо придерживается всеобщей любви и приносит всем пользу. Всеобщность Неба – образец и модель для человеческих взаимоотношений». В чем проявлялся утопизм надежды мыслителя на идеальное государство? Как Мо-цзы обосновывает необходимость естественного равенства всех людей? Кому должна принадлежать верховная власть в обществе?

 

Древнеиндийская философия

 

1 Проанализируйте максиму Упанишад: «Это есть Ты, но это не означает одинаковости /природа не терпит тождества/. «Это есть Ты, потому что есть Ты», осознавший свою причастность другому». Как соотносится Праоснова и множество? Индивидуальная душа и вечность? Какими категориями выражается в буддизме Единое /целое/ и единое /множественное/?

 

2 Основатель школы санкхья Капила(VI в. до н.э) говорил: «Мир не создавался и следовательно, и не было его создателя. Причиной мира был сам мир». Что означают ключевые понятия санкхья: «пракрити» и «пуруша»?. Как возникла Вселенная? В чем проявлялся дуализм классической санкхья? Какие варианты этой школы известны, в чем их различие?

 

3 В средневековой индийской философии ставятся следующие вопросы: «Откуда мы произошли, где мы живем и куда мы движемся? … по чьему повелению существуем мы здесь то в страданиях, то в удовольствиях? Будет ли этому причиной время, или природа, или необходимость, или случайность, или элементы, или тот ,кто называется Пуруша, человек , представляющий собой Верховный Дух». Что является центральным представлением в теологии брахманизма? Как проявляет себя Брахман? Сотворен ли мир Богом?

 

4 Бхагавад – гита /«Божественная песнь»/ - одно из наиболее известных религиозно-философских произведений индуистской традиций так излагает некоторые черты религиозной онтологии. «Лучше своя карма, выполненная хотя бы с недостатком, чем хорошо исполненная чужая; не совершает греха исполняющий врожденную карму».

Каково назначение кармы? Свободен ли человек в своих помыслах и желаниях? Имеет ли каждая Варна свою карму? Объясните соотношение варны и кармы?

 

5 Оперируя понятийно-категориальным аппаратом индийской философии, дайте пояснение следующему рассуждению Бхартрихари (VII в.): «Мошенница Судьба, как искусный гончар, взяла мой мозг и обратив его в ком глины, кинула его на колесо тревог и забот и силой ударов палки несчастий все гонит и гонит это колесо. Мы не знаем, что она намерена сделать». Какие постулаты древнеиндийской философии здесь отражены? Имеется ли в этом высказывании связь с буддизмом?

 

6 В одной из древнейших упанишад – Брихадараньяка (VII-III вв. до н.э.) сказано: «Каково бывает его желание, такова бывает воля; какова бывает воля, такое деяние он и делает; какое деяние он делает, такого удела он и достигает». Объясните философский смысл данного отрывка. Как решается проблема бытия и движения в древнеиндийской философии? Каково соотношение Брахмана и Атмана?

 

7 В IX-X в.в н.э. Харабхадра написал трактат. «Собрание шести философии», в котором изложил свои взгляды: «Не существует ни Бога, ни освобождения, ни дхарм, а так же нет воздаяния ни за добродетельное поведение, ни за порочное … Существует только тот мир, который воспринимается чувствами». Определите и обоснуйте ортодоксальное это учение или неортодоксальное? Какая философская школа здесь представлена? Что является основой сознания мира, согласно этой философской школы? Как человек познает мир?

 

8 Объясните одну из сутр буддистского учения: «Без мыслей о себе не может быть тех мыслей, от которых рождается страдание». Какой основной принцип буддизма? В чем проявляется амбивалентитная сущность человека и в каких понятиях она выражается? Что является причиной страдания?

 

9 Г.Гессе /нем.писатель/: «Возвратиться к Вселенной, отказаться от мучительной обособленности, стать Богом – это значит так расширить свою душу, чтобы она снова могла объять Вселенную. Этим путем шел Будда, им шел каждый великий человек ». Как в буддизме называется сверхбытье, сверхсознание или всезнание? Какова цель Средиинного пути в буддизме? В чем высшее счастье?

 

10 В чем заключается философский смысл трехстишья(хайку) Басё (XVIII в.) «Забывший себя» начинает видеть другое, видя другое, узнает себя. Как в дзэн-буддизме трактуется сопричастность человека миру? Что значит созерцать, не навязывая Великому малое?

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.36 (0.009 с.)