Контрольные тесты к теме № 1.7.2 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольные тесты к теме № 1.7.2



1 Духи предков у казахов

А) Арваха

В) Баксы

С) Уджан

D) Дахрит

Е) Таррикат

2 Понятие «Философия» появилась в Казахстане

А) В XV веке

В) В XVII веке

С) В XIX веке

D) В XX веке

Е) В XIII веке

3 Специфика казахской философии до XIX-XX вв.

А) Материализм

В) Деизм

С) Атеизм

D) Синкретизм

Е) Сциентизм

4 Русский поэт А. Майков назвал этого ученого первым философом Казахстана

А) М. Дулатов

В) А. Кунанбаев

С) Ч. Валиханов

D) Ш. Кудайбердиев

Е) А. Букейханов

 

 

5 М. Ауэзов писал «Большинство философских взглядов Абая упирается в проблему»…

А) Бытия мира

В) Познания мира

С) Космоса

D) Смысла жизни

Е) Человечности

6 Идеал «совершенного», «подлинного» человека – это вершина этического учения

А) Махмуда Кашгари

В) Хаджи Ахмеда Яссауи

С) Юсуфа Баласагуни

D) Асана Кайгы

Е) Абая Кунанбаева

7 Как характеризует Абай современное ему состояние общества

А) Как порядок Вселенной

В) Как «золотой век»

С) Как этап на пути к определенной цели

D) Как обусловленный религией процесс

Е) Критически, как требующее преобразований

8 Основополагающий принцип мирового сообщества у Абая – это

А) Экономическое сотрудничество

В) Всечеловеческое единство и братство

С) Политический договор

D) Правовые нормы

Е) Интеграция культур

9 В книге «Кутадгу билиг» Юсуф Баласагуни выделяет четыре высоких и дорогих понятий. Определите, какое из нижеприведенных понятий нет у автора

А) Справедливость

В) Счастье

С) Ум

D) Труд

Е) Довольство

10 Казахский мыслитель считавший что для изживания в человеке нравственного уродства, в процессе воспитания человека необходимо ввести «науку совести» разработать должную теорию как дисциплину, обязательную для всех

А) Абай Кунанбаев

В) И. Алтынсарин

С) М. Дулатов

D) М. Ауэзов

Е) Ш. Кудайбердиев

11 «Человеческую скромность, справедливость, доброту в их единстве», - писал казахский мыслитель Шакарим, - я называю мусульманским словом «уждан», русским словом…

А) Душа

В) Разум

С) Совесть

D) Мораль

Е) Великодушие

12 Казахский мыслитель Шакарим утверждал, что основой для хорошей жизни должен стать честный труд, совестливый разум и

А) Интеллектуальная интуиция Е) Рациональный ум

В) Вера в бога

С) Искреннее сердце

D) Справедливые законы

13 Философию истории казахского народа разрабатывал

А) М. Дулатов

В) С. Торайгыров

С) Ч. Валиханов

D) А. Байтурсынов

Е) Ы. Алтынсарин

14 Автор поэмы «Заблудившаяся жизнь», где рассматривается этико – философское мировоззрение человека

А) С. Торайгыров

В) А. Байтурсынов

С) М. Дулатов

D) Ш. Кудайбердиев

Е) А. Кунанбаев

15 Наибольший вклад в разработку философских проблем казахского языка и языкознания внес

А) М. Дулатов

В) Ч. Валиханов

С) А. Байтурсынов

Д) С. Торайгыров

Е) Ы. Алтынсарин

 

Философия xx века

1.8.1 Неклассическая философия

 

1 Один из родоначальников экзистенциализма С. Кьеркегор (1813-1855) в работе «Болезнь к смерти» писал: «Истинная форма отчаяния – только религиозное – сила, способная вызвать неутомимую работу человеческого духа, вырвать его из абсурда и бессмысленности существования… Только человеку, осознавшему свою виновность и слабость перед Богом доступны истинная вера, духовность, нравственность». Что такое религиозный ригоризм? В чем проявляется иррационализм в учении философа? Какие феномены общественной жизни вызывают у человека страх и трепет?

2 Охарактеризуйте философскую позицию С. Кьеркегора «Я» - это не то, что случается с индивидом в силу жизненных обстоятельств, но результат его свободного выбора и потому – принадлежащая ему реальность. Такое «Я» требует постоянных условий, так как его реализация зависит не от мечтаний и грез, но от поведенческой последовательности в любых заданных извне усилий. Прошлое не становится «прошедшим»; моральная ответственность, взятая индивидом на себя, связывает его внутреннюю сущность и поведение в одну конкретную определенность, которая именуется логичностью. Какие три качественно-различные стадии проходит человек на пути к Богу? На какой стадии человек испытывает подлинное отчаяние, «бросает отчаянный вызов»? Когда человек, согласно философу, становится личностью?

3 Один из основоположников экзистенциализма, датский философ С.Кьеркегор писал: «Человек - это замкнутая духовная монада, которая открывается только Богу». В чем суть христологии/религиозной антропологии/? Какова причина, согласно философу, одиночества человека в обществе? Что вызывает в человеке чувства страха и отчаяния?

4 Один из основоположников «Философии жизни» В. Дильтей (1883-1911) считал, что природа же нема для нас. Она для нас есть нечто не внутреннее, а внешнее. Общество, напротив, - это наш мир… Всякая формула, в которой люди отражают смысл истории, это лишь отражение их собственного жизненного чувства». Каким образом дан нам мир в учении философа? В чем заключается критика «исторического разума»? Как проявляется субъективизм «философии жизни»? Что означает тезис: «Жизнь как переживание»?

5 Основоположник «понимающей психологии» и школы «истории духа» Дильтей так определяет задачу философии, как «науки о духе» - «понять жизнь, исходя из нее самой». Метод понимания – интуитивное проникновение в жизнь, непосредственное постижение духовной целостности, целостного переживания. Понимание внутреннего мира достигается с помощью интроспекции, самонаблюдения. Понимание чужого опыта – путем «вживания», сопереживания, «вчувствования». Что является центральным понятием в философии Дильтея? Как вы понимаете мысль философа, что человек не имеет истории, но сам есть история, которая только и раскрывает, что он такое? Объясните учение Дильтея о трех типах мировоззрения: натурализм, идеализм свободы и объективный идеализм.

6 Дайте философскую интерпретацию с позиции экзистенциализма следующим словом Абая: «Человек приходит в жизнь с плачем, умирает сердясь. Не зная, в чем счастье, люди унижают жизнь пустыми делами. Они преследуют друг друга, копят богатство, а когда наступает последний час, готовы отдать все нажитое ими за день жизни. Почему же прозрение приходит к людям так поздно?» В чем смысл жизни в нравственном учении Абая? Найдите точки соприкосновения этики Абая с экзистенциальной концепцией Хайдеггера. Есть ли у человека выбор в повседневном существовании, отчего он зависит? Как связаны свобода и ответственность личности в постулате Абая: «Будь человеком»?

7 Дайте философскую оценку следующему отрывку из стиха узбекского мыслителя А. Навои (1441-1501):

«После смерти твоей не будет предела, на котором умерший мог бы остановиться,

И не будет никакой цели, желания…

Послесмертный период (путь) не имеет назначения, стремления…»

Признает ли поэт ад и рай? В чем смысл жизни человека, если душа смертна? Материальна ли душа? Является ли душа частью тела?

 

8 Ф.Ницще говорит: «Шаг за шагом мы боремся с исполином – случаем и человечеством до сих пор правит бессмыслие!» Можно ли согласиться с философом, ограничив обобщенную категоричность его утверждения? Сводится ли все в истории к бессмыслию? Имеет ли смысл истории объективный характер? Учит ли чему-нибудь история? В чем заключается урок истории?

9 Объясните философский смысл афоризма японского писателя Акутагавы (1892-1927), посвященного Ницще: «Человеческое, слишком человеческое – большей частью нечто животное». Является ли сверхчеловек высшим биологическим типом?

10 Объясните концепцию «вечного возвращения» Ф.Ницше: «Развитие должно быть повторением. Дорога и ворота на ней, на воротах написано «Мгновение». От этих ворот «Мгновение» бежит назад, длинная вечная дорога: за ними лежит вечность. Все то, что может произойти из всех вещей, уже однажды прошло по этой дороге. Мгновение влечет за собою все будущие вещи». Противостоит ли вечное возвращение социальному прогрессу? Почему эта концепция называется «оптимизм отчаяния»? В чем проявляется апология античного трагического мифа о Дионисии и Аполлоне? Есть ли в реальности идеал человека?

11 Ф.Ницще в произведении «Человеческое, слишком человеческое» писал: «Свободный ум живет вне оков любви и ненависти, вне «да» и «нет». Огромное количество вещей он видит далеко под собой, они его не заботят и не касаются. Он становится господином над собственными добродетелями». Как вы понимаете провозглашенную философом «волю к власти»? Детерминировано ли сознание сверхчеловека внешними обстоятельствами? В чем проявляется нигилизм философии Ницще? Против какой морали направлено учение философа?

12 В «Веселой науке» Ф Ницще сумасшедший спрашивает у толпы: «Где бог? Я скажу вам! Мы его убили, вы и я! Все мы его убийцы. Бог умер! Бог мертв! И это мы его умертвили» Каково отношение философа к христианству? Исчерпала ли себя религия, как мораль рабов? Заслуживает ли доверия вера в христианского бога? Существует ли бог по ту сторону добра и зла? Каковы социальные и нравственные последствия утверждения Ф. Ницще?

13 Оперируя философскими категориями, объясните смысл афоризма П. Буаста «Человек, живущий одиноко, существует только наполовину». В чем экзистенциальный смысл бытия человека? Чем бытие человека отличается от поведения животных в естественной среде обитания?

14 Объясните экзистенциальный смысл высказывания М. Монтеня: «Философствовать – это учиться умирать».Относится ли это к постнеклассической философии?

15 Лабрюйер (1615-1696) писал: «Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут». Оперируя какими философскими категориями, можно объяснить смысл этого афоризма? В чем заключается основное противоречие человеческого существования? Имеет ли это высказывание нравственный аспект?

16 Жизнь согласно учению Ф.Ницще, представляет собою специфическую волю к аккумуляции силы. Воля к власти – это критерий значимости любого из явлений общественной жизни. «Что хорошо? – Все, что повышает чувство власти, волю к власти, саму власть в человеке. «Что дурно? – Все что происходит из слабости». Что парализует волю к власти? Противоречит ли равенство между людьми воли к власти как сущности жизни? Как связана воля к власти с инстинктом свободы?

17 Разберите высказывание Ф.Ницще «Мир не есть нечто фактическое, но лишь толкование и округление скудной суммы наблюдений: он «течет», как нечто становящееся, как постоянно изменяющая ложь, которая никогда не приближается к истине: ибо - никакой «истины» нет». С каких мировоззренческих позиций философ отвергает истину? Как соотносится представления автора с его концепцией «вечного возвращения». В чем проявляется нигилизм Ницще? Почему мир в учении философа является иллюзорным? Является ли мораль, религия, культура общества с точки зрения Ницще истинными?

18 «Высшее предназначение человека, - утверждал Ф. Ницше, - погибнуть, став мостом и сверхчеловеку» Какая исходная социальная установка философа? В чем проявляется нигилизм и антигуманизм его учения? Какова природа аморализма Ницше? Какими качествами, согласно Ницше должен обладать «сверхчеловек» как субъект «новой морали»?

19 Определите, кому принадлежит данное высказывание: «Единственные оковы волевого человека – это его собственные обещания. Свободный ум живет вне оков любви и ненависти «потусторону добра и зла», вне морали обыкновенных людей, вне «Да» и «Нет». Он становится господином над самим собой, над собственными добродетелями». В чем проявляется нигилизм философа? Каково содержание «новой морали» сверхчеловека? В чем проявляется воля к власти? Что такое «переоценка ценностей» в учении автора?

20 Объясните философский смысл следующего рассуждения: «Самая глубокая антропология это теология, которая является неготивной антропологией. Определяя, что такое бог, она тем самым говорит, чем не является человек, и кем он хотел бы стать. Этот онтологический разрыв характеризует самую существенную динамику и структуру, свойственную человеку» /Хосе Гаос./ Какова содержание «негативная антропологии»? Какова природа человека?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 812; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.02 с.)