Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольные тесты к теме № 1.2.1

Поиск

1. Каким термином обозначалась философия в Китае:

A) Чже – сюэ

B) Цзы – жэнь

C) Цзюнь – цзы

D) Шэн – жень

E) Ши – цзин

2. Назовите философа Древнего Китая утверждавшего, что «осуществление человеколюбия зависит от самого человека»:

A) Мо-цзы

B) Лао –цзы

C) Шан Ян

D) Хань Фэй-цзы

E) Кун Фу – цзы

3. Мир природы и общества пронизывается у Лао-цзы единой связующей силой:

A) Естественностью

B) Гуманизмом

C) Человечностью

D) Закономерностью

E) Духовностью

4. Какую философскую школу Древнего Китая характеризует следующее положение: «Небытие проникает везде и всюду … В мире нет ничего, что можно было бы сравнить с … пользой недеяния».

A) Моизм

B) Конфуцианство

C) Легизм

D) Даосизм

E) Школа «Инь Ян»

5. Что не включает в себя «Пятикнижие» Древнего Китая

A) Книга песен

B) Книга перемен

C) Книга историй

D) Книга обрядов

E) Книга путешествий

6. Первую в Китае социальную утопию создал:

A) Лао – цзы

B) Мо – цзы

C) Мэн – цзы D) Сюнь – цзы E) Чжуан – цзы

7. Конфуций подчеркивал, что главный фактор стабильности государства это

A) Доверие народа

B) Жестокость наказания

C) Абсолютная власть монарха

D) Сила закона

E) Равноправие граждан

8. Принцип «хе» в учении Конфуция означает:

A) Человеколюбие

B) Взаимопонимание

C) Гармония, борьба противоположностей

D) Гуманность

E) Справедливость

9. Философия даосов есть искусство и добродетель, выраженная одним термином:

A) Чжень

B) Сяо

C) Шань

D) Ли

E) Ци

10. Из сознательного отождествления мышления с природой у даосов вырастают человеческое «молчание», «обучение без слов»

A) Недеяние

B) Иправление имен

C) Мифологизированное поведение

D) Природно – социальное право

E) Родовой и послеродовой ритуал

11. «Совершенно мудрый человек» в даосизме – это

A) Цзюньцзы

B) Шэн жэнь

C) Цзы жэнь

D) Чжи

E) Жень

12 Бытие как «великий» в древнекитайской философии обозначается понятием

A) Тай цзы

В) У – синь

С) У – вей

D) Тянь – шань Е) Ли-цзы

13 Первые законы логики (законы мышления или нумерологии) в Древнем Китае впервые сформулировал

А) Мо-цзы

В) Мен-цзы

С) Хань Фэй-цзы

D) Лао-цзы

Е) Сунь-цзы

14 «У беды и у радости – одни ворота», говорил Конфуций, - это

А) Небо

В) Дао

С) Человек

D) Природа

Е) Государство

15 Одним из крупнейших представителей легистской школы был

А) Хань Фэй

В) Чжуан-цзы

С) Сюнь-цзы

D) Мо-цзы

Е) Лао-цзы

 

Контрольные тесты к теме № 1.2.2

1 Самая поздняя из 4 самхит – веда заклинаний – это

А) Ригведы

В) Яджурведы

С) Атхарва веды

D) Самаведы

Е) Упанишады

2 В Индии в VIII в.до н.э вместо понятия «философия» применялось понятие:

A) Авеста (обозначение мудреца)

B) Чжа – сюэ (наука мудрости)

C) Даршана (видение мира)

D) Фальсафэ (рациональное познание)

E) Докса (мнение)

3 Философская основа индуизма

A) Санкхья

B) Вайшешика

C) Веданта

D) Чарвака

E) Джайнизми

4 Наиболее известным источником философии Древней Индии эпического этапа (VI-II в.в до н.э) является

A) Пятикнижье

B) Махабхарата

C) Типитака

D) Тора

E) Каббала

5 Ортодоксальная школа древнеиндийской философии культирующая знание моральных правил

A) Ньяя

B) Вайщещика

C) Санкхья

D) Миманса

E) Йога

6 Основатель школы санкхья:

A) Капила

B) Вардхамана

C) Мак – хали Госале

D) Шри Аурабиндо

E) Махавира

 

7 Сторонники идеализма в индийской философии называли представителей материализма:

A) Настики

B) Астики

C) Вайщещика

D) Араньяки

E) Кшатрии

8 Ортодоксальная школа /астика/ древнеиндийской философии, провозгласившая параману – невидимую субстанцию, составляющую все сущее

A) Санкхья

B) Ньяя

C) Вайшешика

D) Йога

E) Веданта

9 Ключевое понятие древнеиндийской школы санкхья

A) Дхарма

B) Ахимса

C) Манас

D) Тамас

E) Пракрити

10 Вершиной материалестической мысли эпического периода древнеиндийской философии, изложенной в «Махабхарате» является учение

A) Веданта

B) Санкхья

C) Миманса

D) Йога

E) Ньяя

11 Индийский философ Бхартрихари (VII в.) в своей поэме писал: «Сокровище такое существует,

Которому не страшны воры:

Украсть его нельзя.

Всегда несет оно с собой несказанное счастье,

Хоть тратишь ты его и раздаешь другим,

А все ж оно растет… Его зовут…»

А) Радость

В) Сила

С) Деньги

D) Наука

Е) Добродетель

 

12 Йога мудрости, совокупность эзотерического знания, необходимого для постижения реальности мира – это

А) Бхакти-йога

В) Раджа-йога

С) Агни-йога

D) Джана-йога

Е) Карма-йога

13 В древнеиндийской философии – это магическая сила творения, иллюзия, видимость феноменального мира в ведической традиции понимается как чудесная способность совершения магических сверхчувственных действий

А) Майя

В) Гуна

С) Раджас

D) Саттва

Е) Тамас

14 Главное божество ведического пантеона, предводитель богов. Бог грозы, бог молнии, небесного огня:

А) Вишну

В) Индра

С) Шива

D) Кришна

Е) Агни

15 Главой общины джайнов /джанизм, от «джина» победитель/, которые делились на мирян и аскетов и соблюдали 4 обета: ахимса – невреждение, сатья – правдивость, астея – неворовство, апариграха – непривязанность, отрещенность, был

А) Махавира

В) Шри Ауробиндо

С) Вивекананда

D) Макхали Госале

Е) Капила

 

Античная философия

1 Маркс К. писал: «Греки навсегда останутся нашими учителями, благодаря этой грандиозной объективной наивности, выставляющей каждый предмет без покров, в чистом свете его природы, хотя бы это был и тусклый свет». Какова роль античной философии в становлении западной цивилизации? В чем проявляется наивность греческой философии? Назовите предпосылки зарождения науки в Древней Греции.

 

2 Представитель Французского Просвещения XVIII. Ж.Кондорсе в своей работе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» писал: «Греки пытались свести всю природу к одному принципу и явления Вселенной к единому закону… Вместо того, чтобы открывать истины, они выдумывали системы, пренебрегали наблюдением фактов. предпочитая отдаваться своему воображению, и, лишенные возможности подкрепить свои воззрения доказательствами, пытались защитить их хитростями».

Что означает понятие «архэ» в античной философии? Какие субстанции в качестве первоначала выдвигали греки? В чем заключалось противоречие античной науки? Могли ли греческие философы построить научную систему мироздания?

 

3 Герцен в «Письмах об изучении природы» писал: «Судьба Олимпа была решена в ту минуту, когда Фалес обратился к природе». Как осуществлялся переход от Мифа к Легосу? Каковы предпосылки и основы натурфилософии? Чем рациональное мышление отличается от мифологического? В чем отличие философии от мифологии?

 

4 «Наука начинается с Фалеса именно потому, что он переступил через порог обыденного сознания, раздвинул его границы и сделал первый шаг по доселе необетованной земле Логоса» /Маркс/. Почему наука как натурфилософия формируется на пути от Мифа к Логосу? Чем отличается мифологическое мышление от рационального? Как соотносятся между собой обыденное и теоретическое сознание? Освободился ли полностью философ от мифологических представлений?

 

5 Объясните смысл следующего тезиса: «Если Пифагора можно назвать первым философом в математике тоЗенон был первым математиком в философии». Какая связь между философией и математикой прослеживается в учениях Пифагора и Зенона? В чем различие их взглядов на проблемы бытия мира?

 

6 Античный философ Гераклит («темный») VI-V в.в до н.э. по своему мировоззрению был пессимистом во взглядах на жизнь. Древние даже прозвали его «плачущим» в противоположность Демокриту (V- IV в.в до н.э.),который получил прозвище «смеющегося». Исходя из их философских учений объясните причину такого отношения современников к этим мыслителям.

 

7 Основы какого мировоззрения выражает Гераклит? Определите его главные принципы и укажите в чем заключается ограниченность и наивность представленных в отрывке взглядов.«Огонь живет земли смертью, и воздух живет огня смертью; вода живет воздуха смертью, земля- воды (смертью). Огня смерть- воздуха рождение и воздуха смерть- воды рожденье. Из смерти земли рождается вода, из смерти воды рождается воздух, из смерти воздуха – огонь, и наоборот».

 

8 Гераклит говорил: «Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».Можно ли отождествлять гераклитовский «огонь» с совеременным пониманием «энергии»? Какая основная идея философа в понимании мироздания? В чем проявляется в учении Гераклита диалектическое понимание процесса движения?

 

9 Гераклиту принадлежит высказывание: «Плохие свидетели для людей глаза и уши тех, которые имеют грубые психеи (души)». Дайте гносеологическую характеристику и определите соотношение теоретического мышления и чувственного уровня познания в учении философа.

 

10 Гераклит критиковал Гомера: Этот «мудрейший из эллинов» сказавший «Да исчезнет вражда среди богов и людей», не понял, что с исчезновением борьбы «все исчезнет». Дайте философский анализ сказанному. Является ли вражда следствием противоречия? Предполагает ли мирное сосуществование народов отсутствие противоречий?

 

11 Определите философскую позицию Демокрита. Укажите достоинства и недостатки его высказывания: «Миров бесчисленное множество, и они имеют начало и конец во времени. И ничто не возникает из небытия. И атомы … носятся же они во Вселенной, кружась в вихре, и, таким образом, рождается все сложное: огонь, вода, воздух, земля».

 

12 Когда Парменид говорит: «Одно и то же мыслить и быть,- это не означает сведение бытия к мышлению, а дает лишь представление о бытие как о рационально организованной умопостигаемой сущности»: Кем был Парменид: материалистом или идеалистом? Как вы понимаете утверждение философа, что мысль – это всегда мысль о предмете? Что Парменид провозглашает основной характеристикой бытия? Какова жизненная почва и основа элейской философии?

 

13 «Движения нет, сказал мудрец брадатый,

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить.» /А.С.Пушкин/

Назовите основных персонажей – античных философов, участников этого спора. Дайте философскую характеристику этому сюжету, обоснуйте выводы.

 

14 Апулей «Флориды»: «Доказательства софистов напоминают колючки, сцепившиеся в комок от ветра: с обеих сторон шипы равной остроты, одинаковой глубины уколы, обоюдонаносимые раны». Можно ли такие противоположности считать диалектическими? Приводят ли доказательства софистов к истине? Почему софистов называли «мнимые учителя мудрости»? Как связаны между собой софистика и эристика?

 

15 Дайте логическую оценку высказыванию Д. Гранина, русского писателя: «Софизм – это ложь, обряженная в одежды истины, а парадокс – истина в одежде лжи». Почему софистов называли «мнимыми учителями мудрости?» Какие законы формальной логики умышленно нарушаются софистами? Какие софизмы вам известны?

 

16 Объясните философский смысл афоризма мексиканского философа Хосе Гаоса /1900-1969/. Сократ унаследовал как профессию своей матери, так и ремесло своего отца: он не только помогал душам рождать идеи, но и подвергал их огранке. В чем новизна «майевтики» философа? Что есть человек ст.зр. Сократа? Назовите основные принципы диалогики мыслителя?

 

17 Опровергните следующий аргумент Платона: «Всякое тело, движимое извне, неодушевленно. Всякое тело, движущиеся само по себе, должно иметь внутренний принцип движения (=душа), который не зависит от внешних сил. Чтобы привести в движение материальные тела, требуется приложение силы, человек же, движется сам по себе, по велению разума». Откуда человек берет энергию для движения? Каков физиологический механизм произвольных движений? В чем проявляется действие принципа телеологического истолкования природы? Что является причиной всех изменений мира? Какова функция разумной мировой души?

 

18 Аристотель писал: «Первая философия имеет своим предметом познание причин сущего, поскольку оно - сущее». В чем, по мнению, философа состоит отличие философии от других наук? Можно ли поставить знак равенства между философией и онтологией? Какая философия ХХ века рассматривает философию как учение о бытии?

 

19 Прокомментируйте цитату из Аристотеля, и укажите гносеологические корни такого понимания души: «Поскольку ум мыслит обо всем, ему необходимо быть ни с чем не смешанным». Следовательно, «немыслимо уму быть связанным с телом». «Чувствующая способность не бестелесна, ум же отделим от тела» Что согласно философу, составляет важнейшую часть человеческой души? Какие две разнородные части присутствуют в человеческой душе? В какой своей части душа бессмертна?

 

20 О каких противоречиях рассуждает Аристотель? Проанализируйте текст с позицией диалектической логики. «Нельзя об одном и том же одновременно иметь лишь мнение и знать. В противном случае пришлось бы принять, что одно и то же может одновременно и быть иным и не быть иным, что, однако невозможно. У разных людей то и другое возможно… об одном и том же, но у одного и того же человека это невозможно».

 

21 Ф.Энгельс писал: «материалистическое мировоззрение означает просто понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений, и поэтому у греческих философов оно было первоначально … чем-то само собой разумеющимся» /Сог.Т 20.С513/.Почему в учениях первых греческих философов материя выступала в форме чувственно данного вещества (вода, воздух, огонь). Что Аристотель понимал под материей? Чем отличается материалистическое мировоззрение от мифологического и религиозного? Тождественны ли понятия «материалистическое мировоззрения» и «философское мировоззрение»?

 

22 Греческий философ-стоик Эпиктет (50-140) писал? «Одно из существующих вещей находятся в нашей власти, другие не в нашей власти. В нашей власти наши мнения, наша воля, наше влечение и уклонение, словом - все наши действия. Не в нашей власти – наше тело, наше имущество, почет, чины, словом – все, что не есть наши действия. Все, что в нашей власти, от природы свободно, не знает препятствий, то, что не в нашей власти является слабым, подчиненным, подверженным препятствием и чуждым воздействиям». Как философ трактует сознание человека? Как сохранить внутреннюю независимость и духовную свободу? Каково содержание аскетической морали Эпиктета? В чем философ видит существо блаженства?

 

23 Дайте философскую оценку рассуждению античного философа – атомиста Эпикура: «Вселенная всегда была таковой, какова она теперь и всегда будет такой, потому что нет ничего, во что она изменится, ведь помимо Вселенной нет ничего, что могло бы войти в нее и произвести изменения». Чем отличается атомизм Эпикура от учения Демокрита?

 

24 Определите философскую позицию Эпикура: «Правильное знание того, что смерть не имеет к нам никакого отношения, делает смертность жизни усладительной,- не потому, чтобы оно прибавляло к ней безграничное количество времени, но потому, что отнимает жажду бессмертия». Как Эпикур доказывает, что смерть, самое страшное из зол, не имеет к нам никакого отношения? Каковы функции философии в достижении счастья? Что Эпикур понимает под гедоническим эвдемонизмом?

 

25 Объясните афоризм римского философа Лукреция Кара? «Скудость познания мысль беспокоит тревожным сомненьем…». Какова позитивная роль сомнения в познании мира? Что общего и каково отличие сомнения и скептицизма? Устранимо ли сомнение из научного познания? Приводит ли сомнение к заблуждению?

 

26 Объясните причины возникновения религии, согласно Лукрецию Кара.

«Из ничего не творится ничто по божественной воле,

И оттого только страх всех смертных объемлет, что много

Видят явлений они на земле и на небе нередко,

Коих причины никак усмотреть и понять не умеют,

И полагают что все это божьим велением творится»./ «О природе вещей»/.К какому философскому направлению относится Лукреций Кар? На чем основано доказательство независимости природы от произвола богов? Какой образ природы создает Лукреций Кар(1 в.до н.э).

 

27 Римский философ-материалист Тит Лукреций Кар (I в. до н.э) в сочинении «О природе вещей» М.,1958. С.112, писал:

«Коль душа обладает бессмертной природой

И поселяется в нас, при рождении в тело внедряясь,

То почему же тогда мы не помним о жизни прошедшей.

Не сохраняем следов совершившихся раньше событий?…

И потому мы должны убедиться, что бывшие души

Сгибли а та, что теперь существует, теперь и родилась».

Признает ли философ матемпсихоз? Как соотносятся душа и тело в учении Лукреция? Доказательны ли его утверждения о том, что душа умирает вместе с телом?

 

28 Дайте философскую оценку высказывания Марка Аврелия: «Боится кто-нибудь изменения? На что может возникнуть без изменения? Мир –изменение; жизнь восприятие». Как философ решает проблему соотношения бытия и движения? Аргументируйте свой ответ.

 

29 Охарактеризуйте философскую позицию римского стоика Сенеки (4 до.н.э-65 н.э).

«Нет после смерти ничего, и смерть

Сама- ничто: она пути земного,

Мгновенного лишь крайняя черта.

Так прочь надежды, прочь напрасный страх!

Смерть превращает наше тело в прах и душу не щадит».

В чем проявляется героический пессимизм философа? Какова связь философии Сенеки с эпикурейством? Как обрести, согласно философу «душевное равновесие» и счастья в жизни?

 

30 Передайте философский смысл афоризма К.Гельвеция: «Эшафот- это трон стоиков». В чем состоит парадоксальность данного высказывания? Как в учении стоиков соотносились понятия «жизнь» и «смерть», «свобода и добродетель», «не принимать ласки фортуны и не бежать от ее гнева»?

 

31 В диалоге «Софист» Платон, сопоставляя учение Гераклита и Эмпедокла, пишет: «Они одинаково рассудили, что надежнее будет учить, что сущее и множественно, и едино, что оно находится во власти Вражды и Любви». При этом Платон отмечает и различие между философами. По Гераклиту, «расходящееся всегда сходится». Эмпедокл же утверждает, что попеременно все бывает то единым, полным Любви, то множественным, борющимся с самим собой по вине какой-то Вражды. В чем состоит важное различие между Эмпедоклом и Гераклитом? Как диалектик Гераклит мыслит все существующее? Каким образом проявляют себя противоположности единства и множества, Любви и Вражды в учении Эмпедокла. Как Эмпедокл представляет жизнь природы?

 

32 Принял ли Эмпедокл тезис Парменида о невозможности перехода небытия в бытие и бытия в небытие? Является ли «рождение и гибель» лишь неправильно употребляемые имена, за которым стоит чисто механическое «соединение» и «разъединение» элементов? Какой мифологический код использует Эмпедокл для обозначения 4-х элементов (стихий)? Как осмысливается и персонифицируется их взаимное стремление и отталкивание?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 876; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.34.52 (0.014 с.)