Возникновение философии, ее предмет и задачи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение философии, ее предмет и задачи



1 «Что же касается тех идеологических областей, которые еще выше парят в воздухе – религия, философия и т.д.- то у них имеется предысторическое содержание» /К.Маркс, Ф.Энгельс Соч. т 37. С.419 / В какой форме человек осознавал окружающий мир свою собственную жизнь до возникновения философии? Какова отличительная особенность дофилософского мышления? Имеют ли место проявления дофилософского способа мышления в цивилизованном мире?

2 Согласны ли Вы с высказыванием К.Маркса / Соч. Т 26. Ч.1, С 23/ «Философия сначала вырабатывается в пределах религиозной формы сознания и этим, с одной стороны уничтожает религию как таковую, а с другой стороны, по своему положительному содержанию сама движется еще только в этой идеализированной, переведенной на язык мыслей религиозной сфере». Каково соотношение философии и религии? Что общего и особенного в этих исторических типах мировоззрения? Каковы мировоззренческие функции философии и религии в современном мире?

3 Дайте философскую оценку следующему тексту: «Философия естьисследование мудрости. Мудрость есть познание всеобщности вещей. Всеобщность вещей заключена в порядке. Порядок состоит из начал и следствий. Мудрость – совершенное знание того, что может познать человек». Согласны ли вы с логикой данного высказывания. По определению Пифагора: «Философия-это любовь к мудрости». Относится ли это к философии ХХ века? Каков предмет современной философии?

4 Проведите категориальный анализ высказывания В.Г.Белинского: «Философ говорит силлогизмами, поэт – образами, а говорят оба они одно и тоже:

5 Умозрительную философию,- писал М.Горький,- следует отнести к художественному творчеству, к искусству человека воплощать свой опыт, свои чувства и мечты в образы, формулировать свои впечатления в мысли» /Соч. в 30 Т., Т 24, С 407/. Почему умозрительная философия не оперирует понятиями и категориями? Чем умозрительная философия отличается от рациональной? Является ли художественный образ единством общего и единичного?

6 Французский математик А.Пуанкаре (1854-1912) писал: «Наилучшим выражением гармонии является закон. Закон есть одно из самых недавних завоевания человеческого ума, существуют еще народы, которые живут среди постоянного чуда, которые не удивляются этому. Напротив, мы должны были бы удивляться закономерности природы. Люди просят своих богов доказать их существование чудесами; но вина чуда в том, что не совершается беспрестанных чудес…мир полон гармонии». Дайте философское определение закона. Аристотель заявлял: «Философия начинается с удивления»; объясните смысл этого высказывания.

7 Объясните логический смысл высказывания М.Монтеня: «Вначале всякой философии лежит удивление и развитием ее является исследование, а концом - незнание».

Согласуется ли оно с гносеологическими функциями классической философии?

8 Согласно мнению Гегеля, определите причины возникновения философии: «Философия возникает в истории лишь там и постольку, где и поскольку образуется свободный государственный строй. Чтобы возможность философии реализовалась необходим расцвет действительной политической свободы». Является ли возникновение философии не только духовным, но и социальным явлением? Что, согласно Гегелю, понимается под «мыслительной свободой»? Назовите социальные условия, благодаря которым философия возникает с необходимостью?

9 Представитель философии жизни В.Дильтей (1833-1911) так определяет причины возникновения философии: «Философия возникла в связи с науками и покоилась на прочном основании причинных отношений, в противоположность к оценкам мира религией». В чем существенное отличие философии от религии? Какая существует связь между философией и наукой? Верно ли суждение, что философия является «наукой наук»?

10 Хосе Ф.Мора в работе «Человек на перепутье» писал: «Философия возникла как попытка заменить мир верований, которые уже испарились. Такая попытка может быть сделана только тогда, когда человек чувствует себя экзистенциально одиноким. Вот почему страх и философия могут быть ассоциированы». Согласны ли вы с таким определением причин возникновения философии? Согласны ли вы с таким определением причин возникновения философии?

11 Сравните основные подходы к пониманию назначения философии. В чем заключается их сходство и различия?

а) Платон: «Философия – способ мышления о вечных истинах»;

б) Аристотель: «Философия – способ познания первоначала, первопричины мира»;

в) Фихте: «Философия это предпосылка и основа для всех знаний»;

г) Гегель: «Философия – это духовный мир человека и человечества»;

д) Камю: «Философия – универсальный способ решения жизненных проблем».

Выделите основные функции философии и ее роль в жизни общества.

 

 

12 Р.Декарт так объясняет содержание философии: Слово «философия обозначает занятие мудростью и что под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание, всего того, что может познать человек; это же знание которое направляет самую жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках». Каково соотношение философии и науки? В чем проявляется, согласно Декарту, методологическая функция философии?

13 Есть ли рациональное зерно в следующем высказывании Р.Декарта: «Философия /поскольку она распространяется на все доступное для человеческого познания/ одна только отличает нас от дикарей и варваров и каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет лучше для государства большего блага, как иметь истинных философов». Какое содержание вкладывал Декарт в понятие «Философия»? С точки зрения философа, объясните место и роль философии в жизни общества. Имеет ли значение мысль Декарта в наше время?

14 Разъясните мировоззренческий смысл афоризма немецкого писателя ХIХ века К.Берне: «Философы – не более, чем кузнецы, кующие плуг. После них много еще должно быть сделано, чтобы получился хлеб». Какова роль философии в обществе и ее историческое место, согласно автору.

15 Охарактеризуйте место и роль философии в жизнь общества, данную Н.Бердяевым: «Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии и притом с самым разнообразных сторон. Философия есть самая незащищенная сторона культуры». Согласны ли вы с этим рассуждением? Сравните практические функции религии, мистики, науки и философии. В чем особенность философского мировоззрения?

16 Французский философ – марксист Л.Альтюсер так определяет предмет философии. «Философия – это политика, продолженная определенным образом, в определенной области по поводу определенной реальности… Философия есть в конечном итоге классовая борьба в теории». Охарактеризуйте данное определение, раскройте соотношение науки, идеологии и философии. К какому направлению в философии ХХ века примыкает автор?

17 Как решается основной вопрос философии Лукрецием Каром(99-55 до н.э.)? В чем антирелигиозность его слов?

«За основание тут мы берем положенье такое:

Из ничего не творится ничто по божественной воле…

Всю, самое по себе, составляют природу две вещи:

Это, во-первых, тела, во-вторых же пустое пространство,

Где пребывают они и где двигаться могут различно».

18 Согласны ли вы со следующим объяснением причин решения основного вопроса философии: «Когда все озаряет свет надежды, когда всюду появляются новые возможности, тогда становится человек материален, и его образ мысли становится материальным. Когда же вокруг распространяется мрак безнадежности, когда жизнь на каждом шагу создает трудности, тогда человек обращает свой взор не к внешнему, а к внутреннему миру. Это оказывает на духовные силы большое влияние и ведет к возникновению идеалистического образа мыслей, оторванного от внешнего мира» /М.Рой «История индийской философии» М.1954. С.33./ Сформулируйте основной вопрос философии и определите онтологическую и гносеологическую его сторону. Имеет ли это какое-либо значение для формирования мировоззрения современного человека?

19 Сопоставьте высказывания и определите общность взглядов авторов. Как решается в них основной вопрос философии?

а) «Мысль неотделима от мыслящей материи и является ее продуктом. Если это так, то не есть ли она разновидность материи»?

б) «Духовные явления и процессы в мозге никоим образом не рассматриваются как отдельные стороны, находящиеся между собой во взаимодействии и тем самым вызывающие одна в другой изменения В основе своей они тождественны».

Как вы понимаете данную проблему? Согласны ли вы с такой позиций?

 

20 Обобщите рассуждения К.Маркса (а) и В.Белинского (б):

а) «Всякая истинная философия есть духовная квинтэссенция своего времени», «она представляет собой живую душу культуры». / Соч Т 1.С.105/

б) «Философия – душа и смысл истории, наука живых истин, которые положены краеугольными камнями в мироздание».

Был ли неизменным предмет философии с момента ее возникновения? Менялось ли содержание философии в истории ее развития? Почему историю философии называют школой мысли?

 

21 «Чтобы понять эпоху или нацию,- писал Б.Рассел,- мы должны понять ее философию, а чтобы понять ее философию мы должны в некоторой степени быть философами. Взаимная обусловленность: обстоятельства жизни людей во многом определяют их философию и, наоборот, их философия во многом определяет эти обстоятельства». / «История западной философии М.1959 с.81/. В чем проявляется национальный характер философии? Является ли философия ядром духовной культуры общества? Какова роль философии в жизни общества?

22 «Всемирно известные шедевры философской мысли в силу своей известности не являются от этого менее спорными. Величие философских произведений коренится не в бесспорности их философем, а, наоборот, в том, что они побуждают к спорам» / Хосе Гаос /. Дает ли философия абсолютные знания? Открывает ли философия истину в последней инстанции? Чем завершаются философские споры? Каково соотношение философии и науки, в чем проявляется их специфика и различие? Применим ли к философии принцип фальсификации, предложенный К.Поппером?

23 Как вы относитесь к следующим словам немецкого физика М.Лауэ /1879-1960/: «Мне представляется, что все науки должны группироваться вокруг философии, как их общего центра, и что служениеей является их собственной целью. Так и только так можно сохранить единство научной культуры против неудержимого прогрессирующего специализирования наук. Без этого единства вся культура была бы обречена на гибель» /М.Лауэ Статьи и речи М.1969. С.14/. Что здесь верно, а что нуждается в исправлении и пересмотре? Как соотносятся между собой философия и наука. Может ли философия науки стать связующим звеном между естественными и гуманитарными знаниями?

24 Охарактеризуйте соотношение философии и науки, исходя из высказывания А.Эйнштейна: «Взаимное соотношение теории познания и науки весьма полезно. Они зависят друг от друга. Теория познания без контакта с точной наукой становится пустой схемой. Точная наука без теории познания, поскольку она вообще мыслима без нее, примитивна и беспорядочна». Объясните методологическую роль философии по отношению к частным наукам.

25 Передайте смысл афоризма Ф. де Ларошфуко: «Философия торжествует над горестями прошлого и будущего, но горести настоящего торжествует над философией. «В чем проявляется диалектика устойчивости и изменчивости? Может ли философия отражать диалектически постоянно изменяющееся настоящее? Аргументируйте свой ответ.

26 Передайте рассуждение Гегеля: «Если философия отличается от мифологии формой, то наука отличается от философии содержанием. В науках мышление погружено в конечный материал, ограничено рамками рассудочного познания. Почему, согласно Гегелю, философия и наука по форме тождественны? Какова роль науки в генезисе философии? Что необходимо для превращения фантазирующего разума в разум мыслительный?

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 807; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.125.188 (0.023 с.)