Занятие 5. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 5. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА



Задание: подготовить конспект работы Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»

Литература:

1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 2001.

2. Алексеев В.П. Происхождение человека и общества. М.,1986.

3. История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986.

4. Косвен М.О. Матриархат. История проблемы. М., 1953.

5. Косвен М.О. Семейная община и патронимия. М., 1963.

6. Массон В. М. Экономика и социальный строй древних обществ: (по данным археологии). Л., 1976.

7. Морган Л. Древнее общество. М., 1934.

6. Первобытное общество. Основные проблемы развития. М., 1975.

7. Першиц А.И., Монгайт А.Л., Алексеев В.П. История первобытного общества. М., 1974.

8. Семенов Ю.И. Возникновение человеческого общества.Красноярск, 1962.

9. Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М., 1966.

10. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.

11.Семенов Ю.И. У истоков человечества. М., 1992.

12. Файнберг Л.А. У истоков социогенеза: от стада обезьян к общине древних людей. М.,1980.

13. Шерстобитов В.Ф. У истоков общества. М., 1971.

14. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения в 9 томах. Т. 6. М., 1987. С. 105 – 243.

.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Прежде всего необходимо (как и при подготовке к предыдущему занятию) определить значение понятий, являющихся базовыми при изучении данной темы: «социогенез», «человеческое стадо», «родовая община», «материнская родовая община», «патриархальная родовая община», «племя», «фратрия», «экзогамия», «эндогамия»,«промискуитет», «групповой брак», «парный брак», «моногамный брак», «зоологический индивидуализм», «грегарный отбор», «моральная норма», «орудийная и праорудийная деятельность», «военная

демократия», «государство».

Изучая теории социогенеза, необходимо обратить внимание на аргументацию сторонников и противников каждой из них, а также выделить сильные и слабые стороны каждой из теорий.

Рассматривая вопрос об источниках по проблеме социогенеза,следует выделить их основные группы (см. план занятия). Общей особенностью всех групп источников по рассматриваемому вопросу является то, что все они имеют косвенный характер, т.е. не несут в себе информацию о развитии общества непосредственно. Таким образом,студенты должны ясно представлять, что роль самого исследователя при изучении истории становления человеческого общества приобретает во многом решающее значение. Кроме того, готовясь к занятию,нужно внимательно изучить особенности каждой из указанных групп источников и усвоить правило их комплексного использования.

Работая над вопросами №№ 3 – 5, студенты, прежде всего,должны выяснить такие моменты, как нормы поведения людей в изучаемых коллективах, особенности существующих в них социальных норм, брачные отношения и формы семьи, характер и особенности разделения труда, совершенствование орудий труда в процессе социогенеза, развитие форм совместной деятельности.

Необходимо иметь четкое представление о механизме взаимовлияния производственно-экономических факторов и форм организации человеческих коллективов.

При изучении проблемы образования государства нужно исходить из положения о многовариантности этого процесса в зависимости от конкретно-исторических условий. В то же время студенты должны усвоить общие закономерности возникновения государственных институтов как следствия объективных изменений в различных сферах общественной жизни.

В вопросе о теориях происхождения государства в первую очередь внимание следует обратить на то, какой фактор образования государства в той или иной теории выдвигается в качестве основного, а также на аргументацию сторонников и противников каждой из теорий.

 

Занятие 5. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

1. Первое крупное общественное разделение труда и его последствия.

2. Второе крупное разделение труда и значение использования металлов.

3. Развитие частной собственности, начало имущественной и социальной

дифференциации в обществе.

4. Возникновение рабства и его патриархальный характер.

5. Возникновение государства и его основные черты.

6. Географическая среда и ее влияние

Основа для изучения данной проблемы – научное положение о двух скачках в процессе развития человечества: первый скачок (в философском смысле этого слова) человек совершил при выделении из животного мира; второй – при формировании человека современного вида. Рассматриваются как устоявшиеся научные теории, так и новые гипотезы о возникновении человечества и этапах антропогенеза. Сопоставление научных теорий с религиозными мифами древних народов. Основные физические отличия древних людей друг от друга на этапах развития и от современного человека. Способности древнейших людей и их отличие от животных. Труд – как основная причина антропогенеза. Развитие мозга и речи у древнейших людей. Хронология.

Географическая среда районов обитания древнейших предков человека (Африка, Азия, Европа). Природа и ее влияние на антропогенез. Изменение среды обитания, влияние этого процесса на антропосоциогенез, развитие хозяйства. Типы географической среды. Постепенное освоение материалов (камень, дерево, кость и рог, металлы, глина, растительные и животные волокна) и их использование. Возникновение орудий труда: приблизительная хронология и причины. Полезные растения и домашние животные: культивирование, приручение, использование: хронология и основные регионы.

Методические указания

Реконструкция возникновения классового общества и государства затруднена специфическим характером исторических источников. Обратите внимание на причины разложения родоплеменной организации и становление сельских соседских территориальных общин. Подумайте над тем, что является экономической основой такой общины, и каковы ее социальные черты.

 

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К.,

Энгельс Ф. Соч. – 2-ое изд. Т.21, гл. 9.

История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988.

Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры в первобытном и раннеклассовом обществе. М., 1979.

Энеолит СССР // Археология СССР / Под ред. В.М. Массона, Н.Я. Мерперта.М., 1982.

История древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова и др. Т. I-III. М., 1989. Т.I.

Дьяконов И.М. Пути истории. М., 1994.

 

Задание студентам:

Занятие 8. Автобиографии вельмож как источник

Основные характеристики источников. Биография как жанр древнеегипетской литературы. «Жизнеописание вельможи Уны», «Жизнеописание Хуфхора», «Надпись Пиопинахта», «Иммунитетная грамона фараона Пиопи II из Коптоса», «Жизнеописание Номарха Неферка Пепианха Среднего». Места находок текстов (гробницы). Время создания и степень сохранности источников. Письменность и язык источников. Причины составления жизнеописаний и заупокойный культ Древнего Египта. Структура источников. Государственное устройство, царская власть и высшая аристократия в эпоху Древнего царства.

Социальная структура древнеегипетского общества по данным биографий вельмож. Формы земельной собственности и должностные обязанности вельмож.

Источники:

История древнего Востока: Тексты и документы: Учеб. пос. / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2002. С. 6-16.

Литература:

История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. М., 1988. – Ч. 2. С. 341-351.

Перепелкин Ю.Я. Хозяйства староегипетских вельмож. М., 1988.

Савельева Т.Н. Аграрный строй Египта в период Древнего царства // История древнего Востока. Материалы по историографии. М., 1981.

Савельева Т.Н. Храмовые хозяйства Египта во времена Древнего царства. М., 1992.

 

Занятие 9. «Рассказ Синухета» как комплексный источник

Занятие 12. Произведение художественной литературы как исторический источник.

Занятие 17. Средняя Азия и Восточный Иран по данным Авесты.

Ранний зороастризм.

1. Общая характеристика источника: состав и характер текста, история его изучения.

2. Основные положения зороастризма по Гатам.

3. Место и роль индоиранского населения в формировании зороастризма.

4. Основные идеи и обрядовая сторона зороастризма.

5. Зарождение представления о линейности времени (идея историзма).

6. Судьбы зороастризма в Мидии и державе Ахеменидов.

Характеристика источника: сложность датировки, авторство, структура и место действия. Особенности идеи и изложения материала в Авесте. Люди и боги. Хозяйство и культура по данным религиозных текстов. (абстрактный характер). Переплетение мифа и реальности. Заимствования из других сочинений.

Сведения античных авторов о древнеиранской религии. Личность Заратуштры. Боги и люди. Жизнь человека. Мораль зороастризма. Основные идеи и другие религии.

Публикации источников:

Авеста / Пер. И. Стеблина-Каменского. М., 1993.

Из «Авесты» // Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973. – (Б-ка Всемирн. лит-ры).

История Древнего Востока: Тексты и документы: Учеб. пос. / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2002.

Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1963. С. 367-370.

Хрестоматия истории Древнего Востока. М., 1997. С. 259-268.

Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1980. Т. 2. С. 60 – 74.

Авеста: Избранные гимны. Пер. с авест. И. М. Стеблин-Каменского. Душанбе, 1990.

Авеста: Избранные гимны; Из Видевдата. Пер. с авест. И. М. Стеблин-Каменского. М., 1993.

Авеста в русских переводах (1861 – 1996) / Сост., общ. ред., примеч., справ. разд. И.В. Рака. СПб., 1997

Литература к теме:

http://mmkaz.narod.ru/religion/literature/zoroastrism.htm

Абаев В.И. Миф и история в Гатах Зороастра // Историко-филологические исследования: Памяти Н.И. Конрада. М., 1974.

Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи. М, 1987.

Дандамаев М.А., Луконин В.Г. Культура и экономика древнего Ирана. М., 1980.

Лелеков Л.А. Авеста в современной науке. М., 1992.

Рак И.В. Мифы древнего и раннесредневекового Ирана (зороастризм). СПб., 1998.

Религии Древнего Востока. М., 1995.

Дорошенко В. А. Зороастрийцы в Иране. М., 1982.

Брагинский И. С. Древнеиранская литература. – История всемирной литературы. М., 1983. Т. 1.

Дрезден М. Мифология древнего Ирана. – Мифология древнего мира. М., 1977.

Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М., 1986.

Фрай Р. Н. Наследие Ирана. М., 1972.

Грантовский Э.А. Ранняя история иранских племен Передней Азии. М., 1970.

Дьяконов М.М. Очерк истории древнего Ирана. М., 1961

Васильев Л.С. История религий Востока. (любое издание).

История Востока. Т 1. Восток в древности. М., 1997. С. 261-311, 578-590.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

Задание: подготовить конспект работы Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»

Литература:

1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 2001.

2. Алексеев В.П. Происхождение человека и общества. М.,1986.

3. История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986.

4. Косвен М.О. Матриархат. История проблемы. М., 1953.

5. Косвен М.О. Семейная община и патронимия. М., 1963.

6. Массон В. М. Экономика и социальный строй древних обществ: (по данным археологии). Л., 1976.

7. Морган Л. Древнее общество. М., 1934.

6. Первобытное общество. Основные проблемы развития. М., 1975.

7. Першиц А.И., Монгайт А.Л., Алексеев В.П. История первобытного общества. М., 1974.

8. Семенов Ю.И. Возникновение человеческого общества.Красноярск, 1962.

9. Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М., 1966.

10. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.

11.Семенов Ю.И. У истоков человечества. М., 1992.

12. Файнберг Л.А. У истоков социогенеза: от стада обезьян к общине древних людей. М.,1980.

13. Шерстобитов В.Ф. У истоков общества. М., 1971.

14. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения в 9 томах. Т. 6. М., 1987. С. 105 – 243.

.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Прежде всего необходимо (как и при подготовке к предыдущему занятию) определить значение понятий, являющихся базовыми при изучении данной темы: «социогенез», «человеческое стадо», «родовая община», «материнская родовая община», «патриархальная родовая община», «племя», «фратрия», «экзогамия», «эндогамия»,«промискуитет», «групповой брак», «парный брак», «моногамный брак», «зоологический индивидуализм», «грегарный отбор», «моральная норма», «орудийная и праорудийная деятельность», «военная

демократия», «государство».

Изучая теории социогенеза, необходимо обратить внимание на аргументацию сторонников и противников каждой из них, а также выделить сильные и слабые стороны каждой из теорий.

Рассматривая вопрос об источниках по проблеме социогенеза,следует выделить их основные группы (см. план занятия). Общей особенностью всех групп источников по рассматриваемому вопросу является то, что все они имеют косвенный характер, т.е. не несут в себе информацию о развитии общества непосредственно. Таким образом,студенты должны ясно представлять, что роль самого исследователя при изучении истории становления человеческого общества приобретает во многом решающее значение. Кроме того, готовясь к занятию,нужно внимательно изучить особенности каждой из указанных групп источников и усвоить правило их комплексного использования.

Работая над вопросами №№ 3 – 5, студенты, прежде всего,должны выяснить такие моменты, как нормы поведения людей в изучаемых коллективах, особенности существующих в них социальных норм, брачные отношения и формы семьи, характер и особенности разделения труда, совершенствование орудий труда в процессе социогенеза, развитие форм совместной деятельности.

Необходимо иметь четкое представление о механизме взаимовлияния производственно-экономических факторов и форм организации человеческих коллективов.

При изучении проблемы образования государства нужно исходить из положения о многовариантности этого процесса в зависимости от конкретно-исторических условий. В то же время студенты должны усвоить общие закономерности возникновения государственных институтов как следствия объективных изменений в различных сферах общественной жизни.

В вопросе о теориях происхождения государства в первую очередь внимание следует обратить на то, какой фактор образования государства в той или иной теории выдвигается в качестве основного, а также на аргументацию сторонников и противников каждой из теорий.

 

Занятие 5. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

1. Первое крупное общественное разделение труда и его последствия.

2. Второе крупное разделение труда и значение использования металлов.

3. Развитие частной собственности, начало имущественной и социальной

дифференциации в обществе.

4. Возникновение рабства и его патриархальный характер.

5. Возникновение государства и его основные черты.

6. Географическая среда и ее влияние

Основа для изучения данной проблемы – научное положение о двух скачках в процессе развития человечества: первый скачок (в философском смысле этого слова) человек совершил при выделении из животного мира; второй – при формировании человека современного вида. Рассматриваются как устоявшиеся научные теории, так и новые гипотезы о возникновении человечества и этапах антропогенеза. Сопоставление научных теорий с религиозными мифами древних народов. Основные физические отличия древних людей друг от друга на этапах развития и от современного человека. Способности древнейших людей и их отличие от животных. Труд – как основная причина антропогенеза. Развитие мозга и речи у древнейших людей. Хронология.

Географическая среда районов обитания древнейших предков человека (Африка, Азия, Европа). Природа и ее влияние на антропогенез. Изменение среды обитания, влияние этого процесса на антропосоциогенез, развитие хозяйства. Типы географической среды. Постепенное освоение материалов (камень, дерево, кость и рог, металлы, глина, растительные и животные волокна) и их использование. Возникновение орудий труда: приблизительная хронология и причины. Полезные растения и домашние животные: культивирование, приручение, использование: хронология и основные регионы.

Методические указания

Реконструкция возникновения классового общества и государства затруднена специфическим характером исторических источников. Обратите внимание на причины разложения родоплеменной организации и становление сельских соседских территориальных общин. Подумайте над тем, что является экономической основой такой общины, и каковы ее социальные черты.

 

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К.,

Энгельс Ф. Соч. – 2-ое изд. Т.21, гл. 9.

История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988.

Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры в первобытном и раннеклассовом обществе. М., 1979.

Энеолит СССР // Археология СССР / Под ред. В.М. Массона, Н.Я. Мерперта.М., 1982.

История древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова и др. Т. I-III. М., 1989. Т.I.

Дьяконов И.М. Пути истории. М., 1994.

 

Задание студентам:



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.179.228 (0.013 с.)