Занятие 14. Социально-экономическое развитие Хеттского государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 14. Социально-экономическое развитие Хеттского государства.



(по хеттским законам).

Хеттские законы: общая характеристика источника, его язык. Социальная структура хеттского общества: свободное полноправное и свободное неполноправное население. Статьи, имеющие значение для выяснения статуса рабов (I § 1-18, 20-24, 31-36, 52, 93-99; II § 112, 175-177, 200 А). Упоминаемые способы порабощения: плен (§ 112, 200А), сожительство свободной женщины с рабом (§ 35, 175). Купля-продажа рабов (§ 176-177), возвращение похищенных и беглых рабов (§ 20-24) как показатели наличия понятия собственности на раба. Имущественная ответственность раба (помимо физического наказания) за совершенное преступление (§ 93, 95, 97, 99) как показатель значительной свободы его распоряжения пекулием. Право хозяина на отказ от возмещения нанесенного рабом ущерба, влекущее за собой потерю не только раба (§ 95, 99), но, очевидно, и прав на его пекудий, из которого следует требуемое возмещение. Вывод о статусе рабского пекулия; предположения обособенностях эксплуатации раба на пекулии.

Особенности эксплуатации рабов, получивших “поле ремесленника” на землях государственного сектора (§ 40, 52, 112); их сопоставление с положением вободных, имеющих такое же держание (§ 47-48). Вывод об “илотском” статусе данной категории завосимых. Общий вывод об объеме понятия “раб” в ХЗ (как частновладельческие рабы, так и государственные “илоты” из военнопленных)

Экономика хеттского общества: чельское хозяйство, ремесло, торговля. Правовое признание и регулирование семейных отношений между рабами и свободными (§ 31-36, 175); раздел общего хозяйства и детей при разводе (§ 31-33). Равная юридическая сила брачного выкупа, уплаченного рабом и свободным (§ 34, ср. § 28-30). Порабощение свободной женщины на третий год конкубината с рабом (§ 35); временное порабощение свободной женщины, вступившей в брак с рабом, свобода детей. Родившихся от такого брака (§ 175).

Возмещение убийства и телесных повреждений свободным и рабам (§ 1-18). Двухкратная разница размера возмещения, полагающегося свободным и рабам. В то же время – единая для обоих категорий формула “и в дом его их [деньги] отправит”, предполагающая ответственность убийцы или виновника увечья непосредственно перед жертвой или его семьей (не перед хозяином раба; ср. § 199, 213-214, 217, 219, 223 - ЗХ).

Общий вывод о степени правосубъектности раба в ХЗ. Определение формы эксплуатации и оценка фактического положения рабов.

Соотношение понятий “сословие рабов” (юридический статус личной зависимости, понятой как собственность одного человка на другого) и “класс рабов” (экономическое положение, предполагающее полную отстраненность от средств производства и полное присвоение результатов труда эксплуататором). Несовпаление в хеттском обществе первой первой категории со второй (представители сословия рабов подвергаются не рабовладельческой, а рентной эксплуатации как “илоты” или держатели пекулия) обусловливает особенности фактического положения и правосубъектности хеттских рабв по сравнению с “идеальным типом” классического рабства.

Судопроизводство: организация за преступления и ответственность за преступления.

Публикации источников:

Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства // ВДИ. 1952. № 4.

ХИДВ. 1963; 1980. – Ч. 1. С. 271-291.

История Древнего Востока: Тексты и документы: Учеб. пос. / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2002.

Дополнительная литература:

Гиоргадзе Г.Г. Очерки по социально-экономической истории Хеттского государства. Тбилиси, 1973.

Дьяконов И.М., Магазинер Я.М. Хеттские законы: Комментарий // ВДИ. 1952. № 4.

История Древнего Востока: Учеб. пособ. / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2002.

Менабзе Э.А. О рабстве в Хеттском государстве // Переднеазиатский сборник. М., 1961.

Попов В.П. О статусе рабов в Хеттском царстве (По данным §§ 93-99 Хеттских законов) // ВДИ. 1969. № 3.

Струве В.В. Хеттское общество как тип военного рабовладельческого общества // Очерки социально-экономической истории Древнего Востока: Вып. 97. М.-Л., 1934.

Струве В.В. О «гуманности» Хеттских Законов. - http://annales.info/hetts/small/hett_law.htm

Занятие 15. Традиционное общество Индии и религия индуизма по данным «Вишну-Смрити», Законам Ману и «Артхашастре»

Социально-экономический и политический строй Древней Индии по «Законам Ману» и «Артхашастре»

История древней Индии – органическая часть истории Древнего Востока, но вместе с тем в ней проявились черты большого своеобразия.

Характеристика источников: время создания и степень сохранности, проблема авторства, жанр; письменность и язык источника; структура. Проблема авторства и особенность изложения. Государственное устройство и социальные слои древнеиндийского общества. Царская власть. Положения о государственном управлении. Касты и их обязанности по «Вишну-Смрити» и «Махабхарате».

Судопроизводство в Древней Индии. Градация преступлений и наказаний. Особенности древнеиндийских законов.

Индуизм. Характерные черты религии. Боги и силы, сопутствующие им. Человек и божество по данным «Вишну-Смрити» и «Махабхараты». Верховное божество и его место в древнеиндийском пантеоне. Человек и бог. Человек и иные силы. Правила поведения человека. Душа и ее путь после смерти. Потусторонний мир по источникам.

1. Общая характеристика «Законов Ману» и «Артхашастры» как исторических источников. Их значение для изучения истории Древней Индии.

2. Хозяйство Древней Индии по «Законам Ману» и «Артхашастре»:

а) сельское хозяйство;

б) ремесло;

в) торговля.

3. Социальные отношения в древнеиндийском обществе по «Законам Ману» и «Артхашастре»:

а) варны и особенности их статуса; джати;

б) древнеиндийская община;

в) положение рабов.

4. «Законы Ману» и «Артхашастра» о семейных отношениях в Древней Индии.

5. Организация управления государством в Древней Индии по данным «Законов Ману» и «Артхашастры».

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Работа студентов в рамках данного занятия должна быть нацелена на выявление основных особенностей социально-экономического и политического развития Древней Индии в период существования державы Маурьев (конец IV – начало II вв. до н.э.) по данным важнейших письменных источников по истории данного периода –«Законам Ману» и «Артхашастре».

Особенностью «Законов Ману» и «Артхашастры» является то, что оба эти источника представляют собой юридические акты, формировавшиеся на протяжении нескольких веков, и потому не могут быть использованы для изучения какого-либо одного периода истории державы Маурьев. И в «Законах Ману», и в «Артхашастре» отражены как достаточно архаичные и примитивные социальные нормы, так и вполне высоко развитые.

В общей характеристике источников следует отразить такие вопросы, как вид источников, их датировка, структура, характерные особенности по сравнению с уже изученными памятниками древневосточного права («Законами Хаммурапи», «Хеттскими законами»,«Среднеассирийскими законами», и т.д.).

Изучение содержания «Законов Ману» и «Артхашастры» необходимо осуществлять в соответствии с планом практического занятия. Рассматривая вопрос о хозяйственной жизни древних индийцев, важно выявить ее отличительные особенности, а также степень специализации ремесла и развития товарно-денежных отношений.

Особое внимание необходимо уделить вопросу о социальных отношениях в Древней Индии, поскольку здесь мы впервые в мировой истории имеем пример крайне жесткой сословной системы, проявляющейся во всех без исключения сферах общественной жизни, в том числе – праве и религии. Важно уяснить систему индийских варн и джати, особенности их положения в древнеиндийском обществе, их роль в социально-экономической и политической жизни Древней Индии. Кроме того, следует выявить причины такого уникального способа организации социальной структуры общества.

Целесообразно также провести сравнение некоторых положений «Законов Ману» и «Артхашастры» с аналогичными положениями уже известных студентам древневосточных источников права и на основе этого сопоставления сделать сравнительный вывод об уровне развития того или иного общественного института в Древней Индии и в переднеазиатских государствах.

Публикации источников:

История и культура Древней Индии. Тексты / Пер. и комм. А.А. Вигасина. М., 1990.

История Древнего Востока: Тексты и документы: Учеб. пособ. / Под ред. В.И. Кузищина.. М., 2002. – Раздел IV. С.505-536.

Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Три великих сказания Древней Индии (Махабхарата, Рамаяна, Бхагавата-пурана). Литературное изложение. М., 1978.

Законы Ману // Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. В.В. Струве и Д.Г. Редера. М., 1963. С. 388 – 399.

Артхашастра // Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. В.В. Струве и Д.Г. Редера. М., 1963. С. 407 – 416.

Артхашастра // Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. Ч. 2.М., 1980. С. 75 – 111.

http://philosophy.ru/library/asiatica/indica/samhita/manu/rus.html - Законы Ману

http://grachev62.narod.ru/hrest/chapt04.htm - Артхашастра

Литература к теме:

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 2000. – Гл. 7.

Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985. – Гл. 15.

Гринцер П.А. Древнеиндийский эпос. М., 1976.

Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М., 1986.

История Древнего Востока: Учеб. пособ. / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2002.- Раздел IV.

Культура Древней Индии. М., 1975.

Невелева С.М. Мифология древнеиндийского эпоса: Пантеон. М., 1976.

Религии Древнего Востока. М., 1995.

Шарма Р.Ш. Древнеиндийское общество. М., 1987.

 

 

Характерные черты религий древнего Востока.

Занятие 16. Религия древнего Египта как пример «архаического» религиозного мировоззрения.

Представления людей древности о загробном мире: уникальность Египта в ряду других обществ Древнего Востока и античности в силу самого наличия идеи благого существования после смерти. «Ритуалистичная» модель обеспечения посмертного существования (с помощью сохранения тела, изобразительного и текстуального оформления гробницы и посмертных жертвоприношений) в эпоху Древнего царства; посмертное «обожествление царя» в «Текстах пирамид». Экономический, социально-политический и мировоззренческий кризис 1-го Переходного периода: генезис «этической» модели обеспечения посмертного существования (с помощью праведной жизни, получающей посмертное воздаяние на суде Осириса). Синтез «ритуалистической» и «этической» моделей в эпохи Среднего и Нового царства: его объективные социально-политические, а также мировоззренческие предпосылки.

Фрагменты произведений 1-го Переходного периода – Нового царства, обнаруживающие скепсис египтян относительно возможности посмертного существования. Мировоззренческие предпосылки к сосуществованию «ритуалистической», «этической» и «скептической» моделей отношений к загробному миру; вывод о принципиальном адогматизме и эмпирической интенции «архаического» древневосточного религиозного сознания.

Публикации источников:

Гимн Атону. Реставрация культа Амона и других богов при Тутанхамоне // ХИДВ. 1980. Ч. 1.

Из «Книги мертвых». Глава 125 // Повесть Петеисе III: Древнеегипетская проза / Пер. с комм. М.А. Коростовцева. М., 1978.

Книга мертвых. М., 2001, 2002 или 2003.

Песнь Арфиста. Беседа разочарованного со своей душой // Фараон Хуфу и чародеи: Сказки, повести и поучения Древнего Египта. М., 1958.

Поэзия Древнего Египта // Поэзия и Проза Древнего Востока. М., 1973. (Б-ка Всемирн. Лит-ры).

Литература к теме:

Большаков А.О. Представление о Двойнике в Египте Старого царства // ВДИ. 1987. № 2.

Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. М., 2002.

Культура Древнего Египта. М., 1976.

http://www.philology.ru/literature4/korostovtsev-83.htm Коростовцев М.А. Литература Древнего Египта.

. Морозов А. Загадка культа Атона // Наука и религия. 1990.№ 3

Перепелкин Ю.Я. Переворот Амен-хотпа ΙV. М., 1967. – Ч. 1.; 1984. – Ч. 2.

Жак К. Нефертити и Эхнатон: Солнечная чета. М., 1999.

Жак К. Египет великих фараонов. М., 1992.

Матье М.Э. Во времена Нефертити. М. – Л., 1965.

Керам К. Боги, гробницы, учёные. Роман археологии (любое издание).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.230.222 (0.032 с.)