Б. Социально-экономическая статистика



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б. Социально-экономическая статистика



А. Общая теория статистики (ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ)

1. Предмет статистики как особой отрасли науки.

2. Теоретические и методологические основы статистики.

3. Основные задачи и функции статистики в переходный период к рыночной экономике.

4. Виды статистического наблюдения массовых общественных явлений.

5. Ошибки статистического наблюдения и способы их контроля.

6. Понятие сводки статистических данных.

7. Сущность группировки статистических данных, задачи, решаемые на её основе.

8. Научные основы группировки. Выбор группировочного признака.

9. Методика определения величины интервала группировки.

10. Табличное оформление результатов группировки.

11. Основные правила построения статистических таблиц.

12. Виды абсолютных величин, их значение и способы получения.

13. Формы выражения и виды относительных величин.

14. Область практического применения относительных величин в изучении экономических явлений.

15. Понятие средних величин, их виды и условия применения.

16. Методика расчёта средней арифметической (простой и взвешенной).

17. Методика расчёта средней арифметической взвешенной в дискретном и интервальном рядах распределения.

18. Методика расчёта средней гармонической и область её практического применения.

19. Средняя геометрическая: методика расчёта и область практического применения.

20. Методика расчёта моды и медианы и область их практического применения.

21. Статистические показатели вариации признаков и их экономический смысл.

22. Правило сложения дисперсии.

23. Понятие и виды динамических рядов.

24. Основные правила построения динамических рядов.

25. Аналитические показатели ряда динамики.

26. Интерполяция и экстраполяция динамического ряда.

27. Основные приёмы обработки рядов динамики.

28. Статистические методы измерения сезонных колебаний.

29. Методика определения среднегодовых темпов роста и прироста.

30. Понятие индексов. Индивидуальные и общие индексы.

31. Агрегатная форма индексов динамики и правила их построения.

32. Методика расчёта средних гармонических и средних арифметических индексов.

33. Система индексов. Использование системы индексов в экономическом анализе.

34. Влияние изменения структуры на динамику средних величин (система индексов переменного, постоянного состава и индекс структурных сдвигов).

35. Особенности построения территориальных индексов.

36. Объективная необходимость выборочного наблюдения в рыночной экономике.

37. Способы отбора выборочной совокупности.

38. Ошибки выборочного наблюдения и их классификация.

39. Методика расчёта ошибки выборочной средней.

40. Методика расчёта ошибки выборочной доли.

41. Методы распространения выборочных данных на генеральную совокупность.

42. Область практического применения выборочных исследований в рыночной экономике.

43. Виды взаимосвязей экономических явлений и значение их статистического изучения.

44. Статистические методы изучения связи между явлениями.

45. Корреляционный метод в анализе взаимосвязи экономических явлений.

46. Определение тесноты связи признаков экономических явлений.

47. Использование корреляционного метода в прогнозировании экономических явлений.

48. Графический способ изображения статистических данных.

Б. Социально-экономическая статистика

1. Объект и предмет социально-экономической статистики.

2. Методы социально-экономической статистики и её теоретические основы.

3. Задачи социально-экономической статистики. Задачи статистики по внедрению международных стандартов.

4. Научные основы секторно-отраслевой классификации. Разновидности и резидентский статус институциональных единиц.

5. Секторная структура рыночной экономики.

6. Отраслевая классификация видов экономической деятельности.

7. Сущность и принципы построения системы национальных счетов.

8. Состав национальных счетов и их характеристика.

9. Показатели валового выпуска товаров и услуг.

10. Показатели промежуточного потребления товаров и услуг.

11. Показатели валовой добавленной стоимости и валового внутреннего продукта.

12. Определение валового внутреннего продукта производственным методом.

13. Изучение динамики валового внутреннего продукта.

14. Сущность и состав первичных доходов. Показатели образования первичных доходов.

15. Определение валового внутреннего продукта распределительным методом.

16. Показатели распределения первичных доходов; определение национального дохода распределительным методом.

17. Показатели вторичного распределения доходов. Определение располагаемого национального дохода.

18. Показатели конечного использования доходов. Исчисление располагаемого национального дохода методом конечного использования.

19. Определение валового внутреннего продукта по методу конечного использования.

20. Показатели изменения в пассивах и чистой стоимости собственного капитала.

21. Показатели изменения в активах счёта операций с капиталом.

22. Понятие национального богатства. Показатели состава и объёма нефинансовых активов.

23. Начальный и заключительный баланс активов и пассивов (национального богатства).

24. Факторы изменения чистых активов экономики. Балансы основных фондов. Показатели движения и состояния основных фондов.

25. Показатели численности и состава населения и трудовых ресурсов.

26. Статистика естественного движения и миграции населения и трудовых ресурсов.

27. Показатели структуры и занятости населения.

28. Понятие эффективности общественного производства и задачи её статистического изучения.

29. Обобщающие показатели эффективности использования применённых и потреблённых ресурсов.

30. Система частных показателей эффективности общественного производства.

31. Изучение факторов эффективности производства и их влияние на изменение объёма валового внутреннего продукта и национального дохода.

32. Статистическое изучение производительности общественного труда.

33. Понятие уровня жизни населения и задачи его статистического изучения.

34. Система показателей доходов населения.

35. Показатели объёма, состава и динамики потребления населением товаров и услуг.

36. Изучение динамики потребительских цен.

 

ВОПРСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА И ПРОХОЖДЕНИЯ ТЕСТА ПО СТАТИСТИКЕ

  1. Степенные и структурные средние.
  2. Средние арифметические простая и взвешенная.
  3. Средние гармонические простая и взвешенная.
  4. Мода.
  5. Медиана.
  6. Показатели вариации признака.
  7. Общая дисперсия, межгрупповая дисперсия, средняя внутригрупповых дисперсий.
  8. Среднеквадратическое отклонение.
  9. Коэффициент вариации.
  10. Коэффициент детерминации.
  11. Ряды динамики.
  12. Аналитические показатели рядов динамики.
  13. Средние показатели рядов динамики: уровень ряда, абсолютный прирост, темпы роста и прироста.
  14. Средние показатели моментных и интервальных рядов динамики.
  15. Выборочный метод.
  16. Количественный и альтернативный признаки.
  17. Повторная и бесповторная выборка
  18. Средняя ошибка и предельная ошибка выборки.
  19. Индексный метод.
  20. Индивидуальные и сводные индексы.
  21. Формы сводных индексов: агрегатная; средние арифметический и гармонический взвешенные индексы.
  22. Сводные индексы качественных и объемных показателей.
  23. Индексы переменного состава, постоянного состава и структурных сдвигов.
  24. Система национальных счетов.
  25. Счет производства.
  26. Счет образования доходов.
  27. Счет товаров и услуг.
  28. Методы определения ВВП: производственный, распределительный, конечного использования товаров и услуг.
  29. Методы пересчета ВВП и ВДС в постоянные цены: двойного и одинарного дефлятирования, экстраполяции, переоценки элементов затрат.
  30. Статистика эффективности производства, система показателей эффективности.
  31. Обобщающие и частные показатели эффективности.
  32. Прямые и обратные показатели эффективности.
  33. Ресурсные и затратные показатели эффективности.

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Интерес к статистике во всем мире растёт год от года. В Республике Беларусь этот интерес тем более обострён в связи с осуществлением экономических преобразований, затрагивающих жизнь всех людей. Результаты преобразований чаще всего ищутся в статистических данных, отображающих развитие отдельных сторон жизни общества и служащих информационной базой принятия управленческих решений.

Одним из непременных условий правильного восприятия и, тем более, практического использования статистической информации, квалифицированных выводов и обоснованных прогнозов является знание статистической методологии изучения количественной стороны социально-экономических явлений, природы массовых статистических совокупностей, значения и свойств показателей статистики, условия их применения в экономическом исследовании.

Начиная изучение курса статистики в высших учебных заведениях, некоторая часть студентов имеет предвзятое мнение о том, что представляет собой статистика. Если мнение положительное, необходимо его сохранить, поделиться им с однокурсниками. Если же мнение негативное – надо отложить его в сторону и, оставаясь непредубежденным, постараться развить в себе статистический взгляд на окружающий мир. Роль статистики в жизни каждого человека настолько значительна, что он, часто не задумываясь и не осознавая, постоянно использует элементы статистической методологии в повседневной практике. Принимая какие то решения, человек пользуется определённой системой имеющихся у него сведений, сложившихся привычек, фактов, анализирует эти факты, делает необходимые для себя выводы. Таким образом, в каждом человеке заложены элементы обыденного статистического мышления, представляющие собой способности к анализу и синтезу информации об окружающем мире. Однако, уровень обыденного статистического мышления в сфере профессиональной экономической деятельности является недостаточным. Несомненно, специалистам экономической направленности необходимо владеть основами и практическими методами статистической науки.

Основой статистической системы знаний выступает общая теория статистики, обеспечивающая методологическую подготовку работников экономических специальностей, менеджеров, социологов. Настоящее учебно-методическое издание представляет собой сжатое изложение тем курса «Статистика» в соответствии с программой и предназначено для студентов экономических специальностей. Основной задачей курса теории статистики является овладение знаниями общих основ статистической науки и навыками проведения статистических исследований.

Содержание и структура учебного пособия направлены на самостоятельную подготовку студентов, поэтому основная часть дополнена глоссарием, обзором основных формул, тестами, таблицами, решениями задач и заданиями для самостоятельной работы. Числовые показатели, приведенные в задачах, условны.

 

 

ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ СТАТИСТИКИ

СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

Требования к статистической информации

 

Для выполнения статистического исследования необходима научно обоснованная информационная база. Она формируется в результате статистического наблюдения, которое является первой стадией статистического исследования.

Статистическим наблюдениемназывается планомерный научно обоснованный сбор данных или сведений о социально-экономических явлениях и процессах.

Владея информацией, предприятия могут эффективнее решать поставленные задачи. Наоборот, основной причиной банкротств являются некомпетентные действия руководства предприятий, которым способствует отсутствие у руководителей предприятий информации о конъюнктуре рынка и многих других важных для предприятия процессах и явлениях.

Статистические данные, полученные в результате наблюдения, только в процессе последующей обработки и анализа становятся информацией.

Однако, не всякие данные, собранные в процессе статистического наблюдения, могут быть использованы для дальнейшего исследования, а только те, которые отвечают определенным требованиям. Эти требованияследующие:

1) Достоверность данных.Достоверность обеспечивается многими условиями:

а) компетентность работника, участвующего в наблюдении;

б) совершенство инструментария (бланков, инструкций);

в) готовность объекта предоставить правдивые данные;

г) техническая точность или обоснованность измерений и др.;

2) Полнота данных.Полнота должна обеспечиваться:

а) достаточным охватом единиц исследуемой совокупности;

б) охватом наиболее существенных сторон (признаков) явления;

в) полнотой по времени, которая предполагает получение данных за максимально длительные периоды при изучении изменений;

3) Сопоставимость или единообразие.Каждое явление или совокупность, изучаемые во времени или пространстве, должны быть сопоставимы, для чего необходимо использовать единые стоимостные оценки, единые территориальные границы, одинаковые временные периоды и т.д., т.е. строго соблюдать единство в методологии;

4) Обоснованный отбор.На практике исследователь часто вынужден проводить сбор данных лишь по части совокупности, а делать вывод по всей совокупности. В таких случаях необходим обоснованный отбор той части совокупности, по которой собираются данные, т.е. эта часть должна отражать основные свойства и специфические особенности явления и быть типичной для данной совокупности;

5) Своевременность данных.Достоверная, полная, но запоздалая информация в условиях рынка часто оказывается практически ненужной.

 

2.2. Организация статистического наблюдения.

 

Статистическое наблюдение осуществляется в двух основных организационных формах:

1) путем предоставления отчётности;

2) проведением специально организационных статистических наблюдений.

Отчетность -это организованная форма статистического наблюдения, при которой сведения поступают в виде обязательных отчетов в определенные сроки и по утвержденным формам.

В практике статистической работы отчетность подразделяется на общегосударственную и внутриведомственную.

Общегосударственная отчетность представляется как в вышестоящую организацию, так и в органы государственной статистики.

Ведомственная отчетность представляется только в вышестоящие органы.

Специально организованное статистическое наблюдениепредставляет собой сбор сведений посредством переписей, единовременных учетов и обследований, проводимый для более глубокого исследования отдельных или новых явлений.

Статистическое наблюдение проводится строго в соответствии с планомстатистического исследования, который определяет целый ряд 1) программно-методологических и 2) организационных вопросов.

Программно-методологические вопросыопределяют:

1) Цель наблюдения. Цель наблюдения может определяться стоящими перед руководителем задачами, вытекать из постановлений правительства, администрации региона, маркетинговой стратегии фирмы. Общая цель состоит в информационном обеспечении управления и уточняется в зависимости от конкретных условий;

2) Объект наблюдения – исследуемую статистическую совокупность. Объектом может быть совокупность явлений, предметов, например, население при переписи, населенные пункты страны, предприятия города, персонал фирмы, ассортимент товаров и др.;

3) Единицу наблюдения – элемент совокупности, по которому собираются необходимые данные. Единицу наблюдения не следует путать с отчетной единицей(это такая единица, от которой получают в условленном порядке отчетные данные по утвержденным формам);

4) Ценз наблюдения –перечень вопросов или признаков, по которым должны быть получены ответы по единицам наблюдения.

Статистический признак – это конкретное свойство, качество, отличительная черта единицы наблюдения. Например, если при переписи населения единицей наблюдения является человек, то ценз может содержать такие признаки, как пол, семейное положение, возраст, размер дохода и др.;

5) Инструментарий. Для реализации программы статистического наблюдения разрабатывается статистический инструментарий – это бланки, анкеты, табеля, переписные листы (носители первичной информации). В настоящее время чаще используются технические носители информации, совместные с ЭВМ;

6) Моментили период наблюдения. Момент – это время, по состоянию на которое регистрируются данные. Момент наблюдения устанавливается в соответствии с целью наблюдения и особенностями явления. На практике его называют также критическим моментом.Период времени, в течение которого проводится наблюдение, устанавливается в чётком временном интервале, с учётом факторов, привносящих в изучаемое явление сезонные и другие циклические влияния.

Все перечисленные программно-методологические вопросы излагаются в программе статистического наблюдения.

Организационные вопросыопределяют сроки и место проведения наблюдения, положение об организационной стороне, подготовку и расстановку кадров и другие, обычно включаемые в организационный план статистического наблюдения.

В организационном плане прежде всего указываются органы, выполняющие статистическое наблюдение. Это могут быть органы государственной статистики или иные службы.

Особое значение имеет контроль получаемых результатов (данных) наблюдения, который может быть: а) счетный; б) логический.

Счетный контрольведется на основе непосредственного пересчета данных и, таким образом, он чётко устанавливает наличие ошибки.

Логический контрольпроводится путем сопоставления полученных данных с другими известными (иногда по дублирующим признакам) данными и показателями. Таким образом, логический контроль выявляет неправдоподобные случаи и возможность ошибки.

Ошибки наблюденияпо источнику происхождения подразделяются на следующие:

1)преднамеренные(злостные, подтасовки, тенденциозные искажения);

2)непреднамеренные.

Законом предусматриваются экономические и административные меры, применяемые к предприятиям или лицам, включая уголовную ответственность, за злостные ошибки.

Непреднамеренные ошибки в свою очередь подразделяются на следующие:

а) случайные,связанные чаще всего с невнимательностью регистратора, небрежностью в заполнении документации, неточностью измерительных приборов и т.п.;

б) систематические,возникающие при округлении числового значения признака в ту или иную сторону;

в) репрезентативностиспециальных методов (или представительности исследуемой совокупности), используемых в статистическом исследовании.

Задачи и виды группировок

 

Группировка является одним из основных и наиболее распространенных методов обработки и анализа статистической информации.

Статистическая группировка –это расчленение единиц статистической совокупности на группы, однородные по каким-либо существенным признакам, и характеристика этих групп системой показателей.

Принято выделять следующие основные задачи, решаемые с помощью метода группировок:

1) выделение социально-экономических типов явлений;

2) изучение структуры и структурных изменений, происходящих в изучаемых явлениях;

3) выявление взаимосвязей между признаками изучаемых явлений.

Соответственно этим задачам применяют способы типологической, структурной и аналитическойгруппировок.

Необходимость группировки обусловлена наличием качественных различий между явлениями, поэтому главная задача группировок – выделение в составе массовых явлений тех его частей, которые однородны по качеству и условиям развития, в которых действуют одни и те же закономерности влияния факторов. В результате такой группировки выделяются социально-экономические типы (отсюда название группировки –типологическая). Именно в выделении социально-экономических типов явлений состоит задача типологических группировок.

Примерами типологических группировок могут служить группировки хозяйственных объектов по формам собственности (государственная, частная, с иностранным капиталом), населения по общественным группам (рабочие, служащие, колхозники, служители культа), работников по роду деятельности (умственный или физический труд) и т.д.

При использовании метода типологических группировок важное значение имеет правильный выбор группировочного признака.Выбор группировочныхпризнаков всегда должен быть основан на анализе качественной природы исследуемого явления, т.е. анализ сущности явления должен быть направлен на то, чтобы положить в основание группировки существенные признаки,а именно те признаки, которые определяют закономерности явления.

В зависимости от вида группировочных признаков различают группировки по количественному и по качественному (атрибутивному) признаку.

Качественный признакотражает определенные свойства, качества данного явления и записывается в виде текста. Например, качественными признаками группировок населения могут быть пол, возраст, семейное положение, образование и т.д.

При группировке социально-экономических типов по количественному признаку,изменяющемуся в широких пределах, возникает задача правильного определения числа групп,на которые следует разбить весь диапазон изменения количественного признака, и в соответствии с числом групп установить интервалыгруппировки. В этом случае интервалы группировки должны намечать границы выделения нового качества (типа) явления. Например, совокупность банков может разбиваться на группы по количественному признаку – размеру уставного фонда, причём ясно, что банк с уставным фондом в 1 миллион денежных единиц имеет иное качество, чем банк с фондом в 1 миллиард денежных единиц.

Количественные признаки в свою очередь могут носить дискретный( например, количество человек в семье – один, двое, трое и т.д. ) и непрерывный(например, суммы денег, которые могут иметь любое большое значение) характер.

Пример типологической группировки с атрибутивным группировочным признаком приведен в табл.1.

Табл. 1. Выпуск промышленной продукции предприятиями

различных форм хозяйствования за отчетный период

Группы предприятий Выпуск промышленной продукции, млрд. руб. В % к итогy
Государственные Частные Частные с иностранным капиталом 824,5 69,4 112,1 81,96 6,9 11,14
В с е г о 1006,0 100,0

 

Для изучения типологических группировок с точки зрения их состава и структуры используются структурные группировки. Например, приведенная в табл.2 группировка содержит систему показателей, характеризующих структуру по ряду признаков.

 

Табл.2. Группировка торговых предприятий района по

объёму товарооборота

Группы магазинов по объёму товарооборота, (млн. руб.) Число магазинов, ( % ) Розничный товарооборот, ( % ) Торговая площадь, ( % )
2 – 6 6 – 12 12 – 20 20 - 28 28 – 40 21,9 28,1 21,9 15,6 12,5 11,2 19,0 20,0 22.2 27,6 18,1 21,4 19,1 19,5 21,9
И т о г о: 100,0 100,0 100,0

 

Из групповой таблицы видно, что крупные магазины имеют большую долю в товарообороте, чем в общей доле их численности. Также видно, что данная группировка позволяет обнаружить определенную последовательность в изменении показателей, характеризующих выделенные части. Такая структурная группировка с комплексным решением задач на практике встречается довольно часто.

В экономической деятельности для изучения явления и связи между отдельными признаками явления используются аналитические группировки. Встречается большое разнообразие взаимосвязей между признаками, выступающими в роли фактора (причины) или результата (следствия) явления. В них можно выделить следующие:

1) когда факторным выступает количественный признак, а результативным – качественный (например, стаж работ работников с одной стороны, и качество товаров – с другой);

2) когда факторным является качественный признак, а результативным – количественный (например, квалификация работников и производительность труда);

3) когда в группировке факторный и результативный признаки являются количественными (например, производительность труда и заработная плата);

4) когда в роли фактора и результата выступает качественный признак (например, категории работников торговли и их образование).

Пример аналитической группировки, направленной на изучение коммерческих связей, представлен в табл.3.

По данным этой группировки можно сделать вывод о том, что устойчивые и надежные связи между магазином и поставщиками, основанные на договорах, оказывают положительное влияние также и на качество поставляемых товаров.

Следует учитывать, что полную характеристику каждому типу явлений можно дать лишь при использовании системы признаков(системы показателей).

Табл.3. Качество продукции и продолжительность договорных

связей поставщиков с магазином

Продолжительность связей магазина с поставщиками, лет Число поставщиков Доля стандартной (качественной) продукции, %
Абсолютная величина % к итогу
До 3 3-7 7-11 Свыше 11
Всего:  

 

По количеству взятых в основу группировок признаков их вид может быть простым и сложным.

Если в основу группировки положен один признак, то она является простой, если два или более признаков – сложной.

В комбинационнойгруппировке группы, выделенные по одному из признаков, затем подразделяются на подгруппы по другому признаку, в свою очередь подгруппы могут быть разделены по следующему признаку и т.д. Общее число выделенных групп будет равно произведению числа группировочных признаков на число выделенных групп в каждом из них.

Многомернойгруппировка является, если осуществляется не последовательно по отдельным признакам, а одновременно по комплексу признаков. То есть, отнесение единицы совокупности к той или иной группе, определяется её соответствием нескольким признакам одновременно.

 

Выполнение группировки

 

При практическом использовании метода группировок необходимо решить следующие задачи:

1) выбор группировочного признака или их комбинации;

2) определение числа групп и величины интервалов группировки;

3) установление применительно к конкретной группировке состава показателей,

которыми должны характеризоваться выделенные группы.

В качестве определяющих группировочных признаков необходимо выбирать признаки, которые наиболее полно и точно характеризуют изучаемый объект, позволяют отразить его типичные черты и свойства. При выборе группировочного признака существует необходимость учета изменившихся обстоятельств, в которых действует то или иное явление, т.е. принцип соблюдения условия места и времени всегда должен выполняться.

Всё многообразие признаков, на основе которых могут проводиться группировки, можно соответствующим образом классифицировать с помощью определений, приведенных в разделе 3.2.

Следующим шагом после определения группировочного признака является распределение единиц совокупности по группам. Здесь необходимо определить количество группи величину интервала.Одним из основных требований при решении этого вопроса является выбор такого числа групп и величины интервала, которые позволяют более равномерно распределить единицы совокупности по группам и достичь при этом их представительности и качественной однородности.

Количество групп зависит от того, какой признак является основанием группировки и какие цели по результатам группировки преследуются. Например, часто атрибутивные (качественные) группировочные признаки предопределяют число групп (группировка работников по образованию, продавцов по категориям, рабочих по квалификации). Аналогично расчленяется совокупность по дискретному признаку, изменяющемуся в небольшом диапазоне (группировки магазинов – по числу секций, семей – по числу их членов).

Интервалы групп устанавливаются лишь при значительной изменяемости (колеблемости) количественного признака (производственная площадь, число работников, заработная плата, сумма издержек обращения и др.).

Под величиной интервала понимают разность между максимальными и минимальными значениями признака в каждой группе. В зависимости от степени изменяемости группировочного признака и характера распределения статистической совокупности интервалы могут быть установлены:

1) равными;

2) неравными – возрастающими или убывающими;

3) специализированными;

4) открытыми – когда имеется только верхняя либо нижняя граница;

5) закрытыми – с четко определенными нижней и верхней границами.

Число групп тесно связано с объёмом совокупности из-за требования численной представительности групп. Строгих научных приемов, решающих вопрос о числе групп при любых взаимосвязях признаков, нет. Однако, при равных интервалах для ориентировочного расчета числа групп применяется формула Стерджесса:

 

n = 1 + 3,322 lg N ,

 

где N - число единиц совокупности; n - число групп (обычно округляемое до целого). Величина интервала рассчитывается по формуле:

 

 

где xmax , xmin - максимальное и минимальное значения варьируемого группировочного признака; i - величина интервала. Количество групп и величина интервала связаны между собой: чем больше образовано групп, тем меньше интервал, и наоборот. Это следует из последней формулы с учётом того, что размах колеблемости xmax - xmin является определенным для изучаемой совокупности.

Для статистических расчётов иногда необходимо определять серединные значения интервалов.Если интервал закрытый, то его серединное значение равно полусумме значений верхней и нижней границ. Для первого открытого интервала его серединное значение определяется как разность значений его верхней границы и полуширины следующего интервала. Для последнего открытого интервала серединное значение определяется как сумма значений его нижней границы и полуширины предыдущего интервала. Например, для группировки работников супермаркета по заработной плате, имеющей 5 интервалов – до 150 тыс. руб., 150–200 тыс. руб., 200–300 тыс. руб., 300-420 тыс. руб., свыше 420 тыс. руб., серединные значения соответствующих интервалов будут равны 125, 175, 250, 360 и 480 тыс. руб.

 

Статистические таблицы

 

Результаты сводки и группировки данных наблюдения, как правило, представляются в виде статистических таблиц.

Статистическая таблицаесть форма рационального и наглядного представления цифровых характеристик в виде пересекающихся вертикальных и горизонтальных линий, образующих графы и строки. Таблицы позволяют проводить анализ показателей и характеризовать размеры, структуру и динамику изучаемых явлений и их частей.

Основные элементы статистической таблицы – подлежащее и сказуемое. Подлежащим таблицыявляются единицы статистической совокупности или их группы. Сказуемое таблицыотражает то, что в ней говорится о подлежащем с помощью цифровых данных.

В зависимости от строения подлежащего все статистические таблицы можно разделить на три группы:

1. Простыеили перечневые таблицы, содержащие показатели, относящиеся к перечню единиц наблюдения, к перечню хронологических дат или территориальных подразделений. По характеру материала эти таблицы бывают собственно перечневые, хронологические и территориальные.

2. Групповыетаблицы, в которых статистическая совокупность разделена на отдельные группы по какому-либо одному признаку, причем каждая из групп может быть охарактеризована несколькими показателями.

3. Комбинационныетаблицы, в которых совокупность разбита не по одному, а по нескольким признакам.

Часто к статистической таблице даётся заголовок, в котором раскрывается её содержание, место и время приводимых данных и, если необходимо, единицы измерения данных.

Примерами простых таблиц являются табл.4-6, в которых приведены данные по перечню сдаваемых в аренду помещениях, динамике безработицы и территориальному загрязнению атмосферы оксидами серы.

 

Табл.4. Данные по сдаваемым в аренду помещениям по

г. Минску (июль 2004г.)

Месторасположение Площадь, кв.м. Стоимость, у.е./кв.м.
Орловская Немига Одоевского В.Хоружей Захарова Р.Люксембург 7,5 договорная 8,5

 

Табл.5. Динамика уровня безработицы в Российской Федерации

за 1994-1998 гг.

  Год
Уровень безработицы, рассчитанный по методологии Международной организации труда, %   7,4   8,8   9,9   11,2   13,3
Уровень официальной безработицы, % 2,2 3,2 3,4 2,8 2,6

 

Групповые статистические таблицы дают более информативный материал для анализа изучаемых явлений благодаря образованным в их подлежащем группам по существенному признаку или благодаря выявлению связи между представленными показателями. Содержащаяся в табл.7. информация характеризует прямую связь между производительностью труда (средний торговый оборот, приходящийся на одного работника) и другими показателями (фондоотдачей, рентабельностью основных фондов и эффективностью использования торговой площади).

 

Табл.6. Среднемесячное поступление в атмосферу оксидов серы

в 1995 г. ( по странам Европы)

Страна Общий объем, тыс.т. Доля поступления из других стран, %
Норвегия Швеция Великобритания Нидерланды Германия Польша Швейцария Франция Австрия Италия 26,0 48,0 85,7 16,5 208,0 133,6 14,4 34,5 120,0 113,7

 

Очевидные из табл.7 парные взаимосвязи между одним фактором (уровень производительности труда) и каким-либо одним из результативных показателей (фондоотдача, рентабельность основных фондов, эффективность использования площади) не решают в полной мере вопрос многостороннего анализа явлений. Для этого в экономико-статистическом анализе часто используются комбинационные таблицы.

 

Табл.7. Группировка магазинов по уровню производительности работников за месяц



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.170.171 (0.032 с.)