Современное информационное общество 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современное информационное общество



На протяжении всей истории человечества процесс постоянного возрастания роли и увеличения объемов информации, необходимой для обеспечения жизнедеятельности человеческого общества, неизменно сопровождался процессом развития и совершенствования информационной техники и технологии. Одной из наиболее ярких иллюстраций стремительного внедрения в жизнь информационных технологий является Internet. Сеть Internet характеризуется беспрецедентными в истории коммуникационных технологий темпами роста: если в 1990 г. к системе Internet было подключено 1, 5 млн. пользователей, в 1996 г. - 60 млн. в 160 странах мира, то в 2000 г. их число приблизится к 1 млрд. человек.

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.

Из словаря ученых и специалистов термин «информационное общество» очень быстро перешел в лексикон политических деятелей различного уровня. Именно с информационным обществом связывают будущее своих стран многие руководители. Наиболее отчетливо это проявилось в деятельности администрации президента США («национальная информационная инфраструктура»), Совета Европы («информационное общество»), Канады, Великобритании («информационная магистраль»).

Как отмечалось на одной из международных конференций, посвященных проблемам вхождения человечества в информационную эру развития, «построение информационного общества будет генеральным направлением мирового развития, по крайней мере, в первые 20 лет XXI века; информационное общество XXI века будет сетевым обществом, ориентированным на использование знаний (knowledgebased)».

В реальной практике развития науки и техники передовых стран в начале XXI в. постепенно приобретает зримые очертания созданная теоретиками картина информационного общества. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в электронных квартирах и коттеджах. Любое жилище оснащено всевозможными электронными приборами и компьютеризированными устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а материальное производство и производство энергии будет возложено на машины.

Уже опубликован ряд фактических материалов, свидетельствующих, что это не утопия, а неизбежная реальность недалекого будущего. Так, по данным социологического исследования, проведенного в США, уже сейчас 27 млн. работающих могут осуществить свою деятельность, не выходя из дома, а 1/3 всех недавно зарегистрированных фирм основана на широком использовании самостоятельной занятости. В США к категории самостоятельно занятых были отнесены: в 1980 г. – 5,7 млн. человек, в 1989 г. – 14,6 млн., а в 1995 г. – 20,7 млн. человек.

Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Англию, Германию, страны Западной Европы. В этих странах уже давно одним из направлений государственной политики является направление, связанное с инвестициями и поддержкой инноваций в информационную индустрию, в развитие компьютерных систем и телекоммуникаций, возникает новая индустрия переработки информации на базе компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий.

Выделяют характерные черты информационного общества:

    • решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;
    • обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;
    • главной формой развития станет информационная экономика; в основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;
    • информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;
    • формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;
    • с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;
    • реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

    • все большее влияние на общество средств массовой информации;
    • информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций; существует проблема отбора качественной и достоверной информации;
    • многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества. Существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

 

В 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом была создана теория поколений. Причем она возникла на стыке нескольких наук. Нейл Хоув был экономистом и специалистом в области демографии, а Вильям Штраус – историком, писателем и драматургом. Они одновременно и независимо друг от друга решили подробно изучить такое понятие как "поколение". Их внимание привлек известный "конфликт поколений", который не связан с возрастными противоречиями. Если бы было иначе, люди, достигая определенного возраста, приобретали возрастные ценности, характерные этому периоду. Но этого не происходит, дети, достигая возраста своих родителей, не становятся точно такими же, как они.

Авторы теории проанализировали всю историю США и выявили интересную закономерность. Они обнаружили определенные периоды, когда большинство людей обладают сходными ценностями.

Ценность – значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп и личности.

Основой теории стали ценности представителей разных поколений. Ценности формируются общественными событиями и семейным воспитанием. Формирование ценностей происходит до 12-14 лет. Ребенок не оценивает события с позиции "это хорошо или плохо", "правильно или неправильно". Он просто умеет жить в этих условиях. Глубинные ценности являются подсознательными, большинство из них незаметны, но в дальнейшем поколения живут и действуют под их влиянием.

Один из примеров влияния ценностей на поведение людей, так называемый феномен "съешь тарелку до конца". Он возникает, когда бабушки стремятся накормить своих внуков и говорят "в последнем кусочке вся сила". Так проявляется одна из ценностей поколения, пережившего голод и тяжелое военное время – экономность, жизнь про запас. Механизм "работы" ценности напоминает щелчок на глубинном уровне.

На Западе объектом исследования теории стал средний класс общества, который обладает высоким уровнем доходов, может позволить себе значительные расходы на образование, питание, просвещение, культурную жизнь. Применение теории поколений в российской практике имеет свою специфику. По результатам социологических исследований к среднему классу себя относят как минимум две группы россиян. Первая группа – это люди с высоким экономическим доходом и вторая – люди с высоким уровнем образования и не очень высоким доходом. Поэтому в России применяя теорию, специалисты предпочитают использовать термин "большинство".

Рассмотрим подробнее поколения и их отличительные характеристики – глубинные ценности.

Поколение Победителей

Годы рождения –1900-1923.

Их ценности продолжали формироваться до 1933 года.

События, сформировавшие ценности: революционные события 1905 и 1917 годов, коллективизация, электрификация.

Ценности: трудолюбие, ответственность, почти религиозная вера в светлое будущее, приверженность идеологии, семья и семейные традиции, доминантность и категоричность суждений.

Молчаливое поколение

Годы рождения – 1923-1943.

Их ценности формировались до 1953 года.

События, сформировавшие ценности: сталинские репрессии, Вторая мировая война, восстановление разрушенной страны, открытие антибиотиков.

Ценности: преданность, соблюдение правил, законов, уважение к должности и статусу, честь, терпение.

Поколение беби-бумеров или бумеров (от слова "бум", которым характеризовали всплеск рождаемости в эти годы)

Годы рождения – 1943-1963.

Их ценности формировались до 1973 года.

События, сформировавшие ценности: советская "оттепель", покорение космоса, СССР – мировая супердержава, "холодная война", первые пластические операции и создание противозачаточных таблеток, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания. В результате появилось поколение с психологией победителей.

Ценности: оптимизм, заинтересованность в личностном росте и вознаграждении, в то же время коллективизм и командный дух, культ молодости.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.198.45.0 (0.019 с.)