Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 5. Социально-психологические изменения периода нового времени.

Поиск

В Новое время (от XVI – XVII вв. до XX в.) капиталистическая экономика из Европы распространилась по всему миру, а вместе с ней – буржуазный уклад жизни и рациональное сознание западного человека.

Главные события эпохи – политические революции, промышленный переворот, появление гражданского общества, урбанизация жизни. Как и любая эпоха Новое время показывает громадное разнообразие психической жизни. Исторической психологии еще только предстоит освоить то обширное количество знаний о Новом времени, которое существует и дать описание Homo economicus (Человека экономического), либерального, консервативного или революционного сознания, типов буржуа, крестьянина, интеллигента, пролетария, психологически проанализировать важные события эпохи.

Мы лишь отметим самые общие моменты, характерные отличия эпохи Нового времени от эпохи Средневековья.

Со второй половины XVIII века за несколько десятилетий Западная Европа изменилась едва ли не больше, чем за предыдущие 2 тысячи лет. Города ломают крепостные стены и прощаются со средневековым обликом; узкие, запутанные улочки обрастают регулярными кварталами; в домах появляются газовые, а затем и электрические лампы. Плохо проходимые грунтовые пути заменяются шоссе и железными дорогами, в города и селенья приходят почта и телеграф. Пейзаж приобретает украшения из заводских труб, деревенская Европа уступает перед городской индустриальностью. Изменяются отношения между людьми. Сословные стеснения и церковный надзор, тайные судилища и средневековые казни уходят.

Изменения способов контроля над поведением человека, контроль с помощью религии отступает на втрое место. Реформация означала не полное устранение господства церкви в повседневной жизни, а лишь замену прежней формы господства. Например, в английских колониях Северной Америки не было почти ни одного поступка за который нельзя было бы привлечь к ответственности. Леность, пьянство, легкомыслие, курение табака, «нескромное поведение», внебрачные связи, непосещение церковной службы карались штрафом или поркой. За более серьезные грехи полагалась смертная казнь. Законы эти принимались свободным голосованием граждан и одобрялись обществом, нравы которого были еще более суровы, чем сами законы. В качестве примера можно привести следующее: в XVII веке к суду была привлечена супружеская пара. Жена была в браке второй раз, после вдовства, муж – в первый. У соседей возникло подозрение, что до супружества они находились в тайной связи. Супругов едва не приговорили к смертной казни.

Эта строгость также отражалась в распространении различных канонов и руководств к жизни. Каждому дается Библия и обязательство читать и следовать ей. Это связано, в частности, с появлением печатного станка, впервые в истории христианства сделавшего Библию книгой для чтения.

Для Новой Европы характерна экономическая конкуренция. Поток технических, социальных, бытовых новинок не иссякает. Век электричества сменяется веком пара, самодвижущиеся повозки вытесняют с улиц омнибусы, человек поднимается в воздух, распространение дешевых фабричных товаров изменяет вкус и повышает благосостояние. В Новое время личность и психика претерпели громадные изменения. Несомненно, что эти изменения осуществлялись в разных областях, иногда параллельно, иногда нет.

М. Фуко рассматривает Новое время как эпоху складывания рационального, дисциплинированного индивида капиталистического хозяйства и гражданского общества. Этот индивид создается усилиями производства, образования, науки при координирующем участии власти. Эпоха Средневековья не смогла «вырастить» упорядоченного, рационального человека, так как формы контроля над человеческим поведением были выработаны для человека нерационального по складу ума: религиозные процедуры исповеди, покаяния, жесткий ритуализированный суд – все эти средневековые способы контроля предназначались для удержания стихийной массы в определенных рамках. В Новое время начинают вырабатываться способы контроля, направленные на систематическое, рациональное использования духовных и физиологических ресурсов и потенциалов человека. Общественно – производственная машина капитализма строится на эффективности и универсальности. Капитализму нужен расторопный, вымуштрованный, дисциплинированный человеческий элемент.

Новый человеческий тип возник только тогда, когда он предстал как совокупность количественных характеристик, данных различными науками. Человек становиться предметом научных исследований. Развитие части социальных и гуманитарных наук в какой – то мере обусловлено экономической и государственной необходимостью. Экономика и государство требовали приемов ранжирования, классификации, количественных норм человеческого поведения, которые составили рациональную, научную основу управления человеческими ресурсами.

Первоначально самые большие усилия направлялись на дисциплинирование тела. Учены трактуют человека как машину, состоящую из трубочек, рычагов, насосов и т.д; на фабрике учат приспосабливаться к работе станка, в армии механически шагать, отвечать, повиноваться, в школе решать стандартные задачи и сидеть в стандартных классах, в больнице, в тюрьме – стандарты поведения. Дисциплина XVII – XIX груба и напоминает дрессировку. За незначительные отклонения от регламента штрафуют, подвергают физическим наказаниям, сажают в карцер. Индустриальное общество поглощено идеей эффективной, отлаженной системы, которая включает в себя и человека. Мануфактура стремиться организовать производство таким образом, чтобы были взаимосвязаны не просто операции, а живые люди, каждый из которых выполняет ту или иную операцию. Цель: создать своего рода машину из живых людей. Но сделать это трудно, так как человек протестует против такого существования. В связи с этим эта эпоха богата событиями, связанными с забастовками, своеволием рабочих, а также применяемых к ним дисциплинарных мер. В конце концов развитие науки и техники позволяет создать механическую машину, поэтому требования к дисциплинированности понижаются. В некоторых областях промышленности машины обслуживаются женщинами, роль которых в обществе начинает неуклонно меняться.

Дисциплинирование распространяется не только на сферу политической и производственной жизни - интересно изменения, которые происходили в быту в эту эпоху. Человек переходит к индивидуализированному, гигиеническому образу жизни. Например, вплоть до Возрождения этикет даже для высшей знати сводился к правилам телесного контакта. За столом еду брали руками. Использовали блюдо стакан и нож. Хотя в посуде и столовых приборах не было недостатка, люди не испытывали в этом потребности. С вилкой западные европейцы ознакомились в XI веке, но ее использование осуждалось моралью до XVI века. Кубок передавали из рук в руки, суп тоже ели по очереди из общего сосуда. Брезгливость выглядела странной во времена, когда спали в общей кровати, обходились без нижнего белья и искали друг у друга насекомых в знак уважения и симпатии.

Эпохи Возраждения и Просвещения – переходные: заканчивается биологический старый порядок», в XVI- XVIII общежитие средневековья преобразуется в новоевропейский гигиенизированный и частный быт. Правила поведения описываются, например, в «Книжице о приличиях детских нравов» нидерландского гуманиста XVI века Эразма Роттердамского. Некоторые из них покажутся сейчас курьезными. Автор учит контролю за телесными проявлениями, позой, выражением лица: брови надо иметь ровные, глаза не щурить, не расширять, губы не закусывать, щеки не раздувать, пальцы не сжимать, в лице не меняться. Подробно говориться о почесывании, зевании, кашель, чихании, сморкании (носовой платок еще не был привычен). В центре внимания обеденные манеры. Эразм не просто наставляет, он борется с целым культурным укладом, основанном на весьма свободном проявлении естественных потребностей.

На столе появляются ложка, вилка, тарелка, салфетка для каждого. В гардеробе (сначала у привелигированных сословий) – носовой платок, нижнее белье. Если в средневековье спокойное отношение к запахам, справлению естественных человеческих потребностей и т.д., то Новое время приносит с собой развитие медицины, распространением медицинских теорий, согласно которым, в частности, болезни распространяются дурным воздухом. Эта теория направила поход против клоак, и свалок за общественные туалеты и канализацию, ввела привычку обнюхивать пищу, создавала культ стерильности, насаждала отвращение к дурным запахам, обонятельную сверхчувствительность, порицала коммунальное общежитие и физиологическую разнузданность. Гигиенизация стала заметным, хотя и частным моментом перехода к индивидуалистической цивилизации современности.

Все эти особенности Нового времени, развитие науки и техники, экономики и др., старающиеся разобрать, расчленить человека на составные элементы и проанализировать приводит к тому, что человеческая психика обзаводится качествами и синдромами, неизвестными до сих пор. Среди новшеств в психической жизни человека – массовое распространение саморегуляции, формально – логического и технического интеллектов. С другой стороны распространяются сверхпедантичные характеры, шизофрения – патологические последствия сверхрационального и машиноподобного существования.

Новое время, как и любая другая эпоха ставит перед человеком проблему свободы и зависимости. Эта ключевая для человека проблема в Новое время рассматривается в плоскости политических прав и экономических возможностей. Великие революционные декларации XVIII века провозглашают равенство людей перед законом, неотъемлемые права на «жизнь, свободу и стремление к счастью» (Деларация независимости США).

Вначале плохо различимые, в Новое время определяются две главные социально – политические и психосоциальные установки: демократическая и либеральная. Для первой самоцелью является равенство – крайний вариант этой позиции (революционный) признает и насильственное уравнивание людей. Либерализм же утверждает равные для всех людей права добиваться своих целей. Демократия известна еще древним грекам, а вот либерализм – новоевропейское явление. Свобода по мнению либеральных идеологов стоит выше комфорта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.152.102 (0.01 с.)