Ценности и смыслы человеческого бытия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценности и смыслы человеческого бытия



Цель: осмысление категории ценности, рассмотрение проблемы становления личности в контексте усвоения социальных ценностей; осознание проблемы смысла и цели жизни как главной проблемы человека, знакомство с различными вариантами решения этой проблемы.

Вопросы для обсуждения:

1. Ценность как философская категория

2. Природа ценностей

3. Социальные ценности и социализация личности

4. Проблема смысла жизни: многообразие интерпретаций

 

Темы докладов/рефератов.

1. Представления античных мыслителей о смысле жизни

2. Персоналистический онтологизм в вопросе о ценностях М.Шелера

3. Социологическая концепция ценностей М.Вебера

4. Смысл жизни с точки зрения христианства

5. Буддизм о высшей цели и смысле жизни

6. Конфуций о главной цели человеческого существования

7. А.Шопенгауэр о смысле жизни

8. Проблема выбора смысла жизни в философии экзистенциализма

9. Смысл жизни как вера в цель жизни, которая не противоречит чьему-либо опыту содержательной жизни (идеи прагматизма)

10. А.Шопенгауэр о смысле жизни

Образовательные технологии

Адаптированный Case Study, метод проектов, информационные технологии.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Объясните, как вы понимаете понятие «ценность».

2. Что лежит в основе классификации ценностей?

3. Назовите основные типы и виды ценностей.

4. Как связаны между собой социальные ценности и социализация личности?

5. Прокомментируйте утверждение Сартра: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что мы умрём»

6. Как вы относитесь к утверждению Л.Н.Толстого о том, что «единственный смысл жизни человека — это совершенствование его бессмертной основы. Все остальные действия абсурдны по своей сути, так как ведут к неминуемой гибели»

7. Почему С.Л.Франк утверждает, что вопрос о смысле жизни - «так же страшен — и, собственно говоря, ещё гораздо более страшен, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода. Поистине, это есть вопрос о хлебе, который бы напитал нас, и воде, которая утолила бы нашу жажду».

 

Формы контроля самостоятельной работы студентов выступление на семинаре, выполнение индивидуальных заданий.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций опрос слушателей по содержанию изучаемой темы. Выявления степени изучения студентами основной и дополнительной литературы.

 

6. Система оценки качества сформированных компетенций по итогам освоения дисциплины

 

Формы текущего контроля

Контрольная работа

1.1. Темы (примерные) контрольной работы по дисциплине «Философия»

1. Предмет и функции философии.

2. Место философии в системе духовной культуры

3.Диалектика и метафизика.

4. Античная натурфилософия.

5. Жизнь и творчество Сократа.

6. Объективный идеализм Платона.

7. Философские воззрения Аристотеля.

8. Философские школы эллинизма.

9. Соотношение веры и разума по Августину.

10. Фома Аквинский – представитель средневековой схоластики.

11. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени.

12. Теория общественного договора.

13. Гносеология и этика И.Канта.

14. Диалектика Г.В.Ф.Гегеля.

15. Материализм Л.Фейербаха.

16. К.Маркс – основоположник диалектического и исторического материализма.

17. Характерные черты неклассической философии.

18. Основные идеи позитивизма.

19. Понятие бытия.

20. Законы диалектики

21. Теория познания в эмпиризме и рационализме.

22. Материалистическая теория познания (теория отражения).

24. Научное и вненаучное познание

25. Уровни и формы научного познания.

26. Понятие истины.

27. Проблема критериев истины

28. Философское учение о сознании.

29. Проблема познаваемости мира.

30. Философская антропология.

31. Проблемное поле социальной философии

32. Структурный анализ общества

33. Формационный и цивилизационный подходы в понимании исторического процесса.

34. Проблема смысла и направленности истории.

35. Закономерности исторического развития.

36. Будущее. Методы прогнозирования.

37. Глобальные проблемы современности.

38. Роль социальных ценностей в жизни человека.

39. Проблема смысла жизни.

40. Проблема свободы.

 

Требования к выполнению контрольной работы

Контрольная работа выполняется на 3-5 страницах с целью усвоения конкретной проблемы учебного курса при подготовке к внутрисеместровой аттестации. В контрольной работе должна быть последовательно и логично изложена суть рассматриваемой проблемы. При необходимости текст контрольной работы сопровождается схемами, графиками, таблицами.

Текст излагается своими словами, грамотно. Недопустимо дословное переписывание теста учебника или дословное копирование сайтов Интернета. Контрольная работа должна показать умение студента самостоятельно излагать изученный материал.

 

Критерии оценки контрольной работы

Контрольная работа получает оценку «зачтено», если в ее тексте правильно излагается поставленная проблема, студент показывает твердое знание изученного по проблеме учебного материала.

Контрольная работа получает оценку «незачтено», если студент ошибочно излагает основное содержание заявленной проблемы.

Реферат

2.1. Темы (примерные) рефератов по дисциплине «Философия»:

1.Мировоззрение, его сущность, содержание, структура.
2. Философия: смысл и функции. Специфика философского знания.
3. Генезис философии: мифологическое, религиозное, обыденное сознание.
4. Философия и наука: история и современность.
5. Размышления о природе (греческая "физика") как исток и начало западной философии.
6. Греческая предфилософия: Гомер, Гесиод, 7 мудрецов.
7. Ранние греческие мыслители о первоначалах и происхождении мира (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, пифагорейцы.)
8. Бытие и его выражение в мышлении (Парменид). Парадоксы движения, пространства и времени (Зенон).
9. Атомизм Демокрита: материалистический способ понимания бытия.
10. Античная философия: от космоса к человеку и обществу (софисты, Сократ)
11. Философия Платона: мир идей и мир вещей.
12. Философская система Аристотеля: учение о природе, познании и морали.
13. Греческие философы в поисках нравственных ориентиров и смысла жизни: киники, стоики эпикурейцы.
14. Религиозные основания средневековой философии. Бог как абсолютное бытие. Идеи творения и откровения (Августин, Фома Аквинский).
15. Проблема веры и разума в средневековой философии: проблема веры и разума (Тертуллиан, Августин, Абеляр, Фома Аквинский).
16. Антропологизм и гуманизм мыслителей Возрождения.
17. Научная ориентация философии Нового времени. Ф. Бэкон об очищении разума от "идолов".
18. Сомнение как принцип научного познания (в философии Р.Декарта).
19. Рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) и эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк) Нового времени.
20. Философия французского Просвещения: идеалы разума, свободы и прогресса (Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, П.Гольбах и др.).
21. Кант о чувственности, рассудке и разуме. Проблема познаваемости мира.
22. Философия Гегеля: диалектическая концепция развития бытия и познания.
23. Классическая философия: основные принципы. Защитники и критики классической философии.
24. Неклассическая философия XIX в.: иррационалистская ориентация (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Фр. Ницше).

25. Научная ориентация философии XIX в.: позитивизм О. Конта и Г. Спенсера.
26. Философия К. Маркса и марксизм.
27. Основные направления и проблемы русской философии XIX в. (по выбору студента).
28. Философско-этические идеи Ф.М. Достоевского.
29. Проблема цельного знания в философии В.С. Соловьева.
30. Основные философские ориентации в ХХ в.: космоцентризм и антропоцентризм.
31. Проблемы науки в философии ХХ в. (Б. Рассел, К. Поппер).
32. Философия ХХ в.: направления, идеи, представители (общий обзор).
33. Философия ХХ в.: направления, идеи, представители (одно направление по выбору студента).

34. Общество как предмет философского анализа.
35. История как предмет философского анализа. Линейные и нелинейные концепции исторического развития.
36. Государство как предмет философского анализа. Основные теории происхождения государства в трудах философов.
37. Культура как предмет философского осмысления: духовные ценности современной цивилизации.
38. Ценности человеческой жизни. Философское осмысление проблем жизни, смерти, любви (и т.д. и т.п. - по выбору студента).
39. Мораль как предмет философского анализа. Основные понятия и проблемы этики.
40. Искусство как предмет философского анализа. Основные понятия и проблемы эстетики и философии искусства.
41. Глобальные проблемы и противоречия современной цивилизации.
42. Философия познания: чувственное и рациональное; интуитивное и логическое; знание и вера; истина и заблуждение.
43. Язык как предмет философского анализа. Основные задачи философии языка.
44. Философское понимание мира: проблема бытия и современная картина мира.
45. Наука и ее место в культуре. Соотношение науки, философии и религии.
46. Философия науки Т. Куна (основные идеи).
47. Философия науки К. Поппера (основные идеи).
48. Формы и методы научного познания.
49. Возникновение и развитие научного знания (основные вехи истории науки).
50. Понятие научной революции. Научная революция XVI-XVII вв., ее ход, содержание и значение.
51. Основные черты современной науки: философский анализ.
54. Структурность и системность материального мира: философский анализ.
56. Развитие представлений о пространстве и времени. Общие свойства пространства-времени.
57. Философско-мировоззренческие выводы из специальной и общей теории относительности.
62. Понятие Вселенной. Космологические модели Вселенной: философский анализ.
63. Модели эволюции Вселенной: философский анализ.
64. Проблема происхождения и сущности жизни. Идеи эволюции в биологии: философский анализ.
65. Человек как биологический вид. Проблема происхождения человека: философский анализ.
66. Психическая жизнь человека. Структура человеческой психики: философский анализ.
67. Психические процессы и проблемы психического регулирования деятельности человека.
68. Сознание и бессознательное. Философское значение психоанализа З.Фрейда.
69. Проблема человека в философии (эпоха, учения, философы - по выбору студента).
70. Проблема человека в философии ХХ в. (общий обзор по направлениям либо с точки зрения одного направления, течения или философа - по выбору студента).
71. Понятие биосферы. Эволюция представлений о биосфере.

 

 

Требования к выполнению реферата

Реферат студент выполняет самостоятельно на основе изучения учебной, научной, научно-популярной и справочной литературы. Написание реферата призвано помочь студенту глубже изучить конкретную проблему курса «Основы естествознания». Тему реферата студент выбирает самостоятельно на основе предложенного списка. Список избранных студентами тем рефератов утверждается преподавателем.

Объем реферата составляет до 20 страниц текста, отпечатанного на принтере. Редактор в формате Word. Формат страницы А4; поля страницы: верхнее и нижнее – по 2 см, правое – 1,5 см, левое – 3 см. Шрифт – Times New Roman; кегль – 14, при заполнении таблиц можно использовать 12 кегль; межстрочный интервал – 1. Выравнивание по ширине, отступ слева – 1,25.

Реферат включает в себя Введение, в котором характеризуется актуальность темы и указываются задачи реферата, Заключение, в котором подводятся итоги проделанной работы, приложения (при необходимости), список использованных источников. Основное содержание работы включает, как правило, не более двух разделов. Все дословные цитаты, цифры, описание конкретных фактов приводятся со ссылкой на конкретные страницы источников либо на сайт Интернета с указанием даты обращения к сайту.

При необходимости текст реферата сопровождается схемами, графиками, таблицами. Текст излагается своими словами, грамотно. Недопустимо дословное переписывание теста учебника или дословное копирование сайтов Интернета.

Реферат должен показать умение студента самостоятельно работать с естественнонаучной литературой, грамотно и доказательно излагать изученный материал.

 

Критерии оценки реферата

«Отлично» – оцениваются рефераты, содержание которых основано на глубоком и всестороннем знании проблемы, изученной литературы, изложено логично, аргументировано и в полном объеме. Основные понятия, выводы и обобщения сформулированы убедительно и доказательно. Студент умело и правильно применяет знания для анализа социальных процессов и решения задач профессиональной деятельности. Выполнены все требования, предъявляемые у оформлению реферата

«Хорошо»– оцениваются рефераты, основанные на твердом знании исследуемой проблемы. Возможны недостатки в систематизации или в обобщении материала, неточности в выводах. Студент твердо знает основные категории естествознания, умело применяет их для изложения материала. Возможны некоторые недостатки в оформлении реферата.

«Удовлетворительно» – оцениваются рефераты, которые базируются на знании основ предмета, но имеются значительные пробелы в изложении материала, затруднения в его изложении и систематизации, выводы слабо аргументированы, в содержании допущены теоретические ошибки. Допущены ошибки в оформлении реферата.

«Неудовлетворительно» – оцениваются рефераты, в которых обнаружено неверное изложение основных проблем и категорий предмета, обобщений и выводов нет. Допущены значительные ошибки в оформлении реферата. Текст реферата целиком или в значительной части дословно переписан из первоисточника без ссылок на него

 

Доклад

3.1. Темы (примерные) докладов

6. Философия, ее предмет, функции и роль в обществе.

7. Философия и мировоззрение.

8. Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.

9. Античная философия: основные идеи и роль в мировой культуре.

10. Атомизм Демокрита и Эпикура.

11. Социальная философия Древней Греции (Сократ, Платон, Аристотель).

12. Философия Нового Времени: проблемы онтологии, гносеологии, социальной философии.

13. Особенности философии Р. Декарта.

14. Французский материализм XVIII века.

15. Немецкая классическая философия; ее вклад в мировую философскую мысль.

16. Философия И. Канта.

17. Система и метод философии Гегеля.

18. Философский материализм Л. Фейербаха.

19. Марксистская философия: ее истоки, содержание. Общая характеристика.

20. Этапы и основные черты русской философии.

21. Русская религиозно-идеалистическая философия конца XIX - начала XX вв.

22. Философия «всеединства» Вл. Соловьева.

23. Проблема свободы в философии Н. Бердяева.

24. Философия экзистенциализма. Проблемы свободы и морали.

25. Современная религиозная философия: неотомизм, неопротестантизм, христианский эволюционизм.

26. Философская герменевтика.

27. Бытие как философская проблема.

28. Философское понятие материи. Основные формы существования материи.

29. Природа и сущность сознания.

30. Диалектика как общая теория развития. Принципы, законы и категории диалектики.

31. Закон единства и борьбы противоположностей.

32. Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений.

33. Закон отрицания отрицания.

34. Проблема познаваемости мира в мировой философской мысли.

35. Чувственная и рациональная ступени процесса познания.

36. Диалектика процесса познания.

37. Проблема истины в философии.

38. Практика и ее роль в процессе ее познания.

39. Особенности социального познания.

40. Социальный эксперимент: его содержание и возможности.

41. Основные идеи социальной философии О. Конта.

42. Органическая теория Г. Спенсера.

43. Социальная философия Э. Дюркгейма.

44. Социальная философия М. Вебера

45. Марксистская социальная философия.

46. Сущность и динамика социально-исторического процесса.

47. Деятельность людей и законы общественного развития.

48. Общественный прогресс и его критерии.

49. Общество как социальная система.

50. Духовная жизнь общества и ее основные элементы.

51. Общественное сознание и его структура.

52. Общественная психология и идеология, их взаимосвязь.

53. Формы общественного сознания, их различия и взаимосвязь.

54. Объективные и субъективные факторы социально-исторического процесса.

55. Политическое сознание.

56. Правовое сознание.

57. Нравственное сознание.

58. Свобода совести и роль церкви в современных условиях.

59. Проблема человека в истории философии.

60. Человек как единство духовного, биологического и социального.

61. Личность и общество: свобода и ответственность личности.

62. Категория ответственности: философские аспекты.

63. Проблема потребностей и интересов личности.

64. Социальные отношения и социальные интересы личности и общества.

65. Проблема ценностей в философии.

66. Жизнь как ценность в структуре социального бытия.

67. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.

68. Философский подход к проблеме смысла и цели жизни человека.

69. Будущее: методы и средства философского осмысления.

70. Сущность и природа традиций, их использование в социальной деятельности.

Требования к выполнению доклада

При подготовке к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты готовят 1 – 2 доклада по выбору из рекомендованных к семинарскому занятию тем. Продолжительность доклада на семинарском занятии – до 15 мин. В докладе должна быть четко раскрыта суть научной проблемы, представляемой докладчиком. Язык и способ изложения доклад должны быть доступными для понимания всеми студентами учебной группы. Доклад излагается устно, недопустимо дословное зачитывание текста.

 

Критерии оценки доклада

Докладчик получает оценку «зачтено», если уверенно и свободно излагает материал, правильно и уверенно отвечает на вопросы студентов по материалу доклада.

Докладчик получает оценку «незачтено», если материал излагается неуверенно. С ошибками, а сам докладчик не может ответить на поставленные ему вопросы по содержанию доклада.

 

Курсовая работа (проект)

Курсовые работы по дисциплине «Философия» не предусмотрены.

 

Эссе

Темы эссе

1. Дискуссия о происхождении философии.

2. Философия – наука или мировоззрение?

3. Проект утопического государства Платона.

4. Стоическая философия об идеале мудрой жизни.

5. Рок и Судьба в мировоззрение древнего эллина.
6. Философские идеи Библии и Корана.

6. Что значит «знать» (полемика эмпириков и рационалистов).

7. Паскаль: «Атеизм есть признак силы ума, но только до определенной степени».

8. Схоластика, софистика и формализм в споре диалектики и метафизики.

9. Детерминизм, фатализм и волюнтаризм при анализе общественного развития.

10. Творческие способности человека: их пределы и условия.

11. Делает ли разум человека человеком?

12. Смысл жизни. Проблема «подлинного» и «неподлинного бытия».

13. Может ли общество существовать без власти и без государства?

14. Существует ли направление в развитии общества?

15. Общечеловеческие ценности: иллюзия или реальность.

16. Правда и правдоподобие в искусстве.

17. Почему происходит смена ценностей в истории человечества?

18. Существует ли язык животных?

19. Искусственный интеллект: надежды и возможности реализации.

20. Есть ли предел познаваемости мира?

21. В чем социальная опасность искажения истины?

22. Можно ли достичь истины ненаучными способами познания?

23. Могут ли сценарии будущего быть научными?

24. Соотношение цикличности и поступательности в общественном развитии.

25. Чем определяется уровень развития общества?

26. Творческие способности человека: их пределы и условия.

27. Аполлоновское и дионисиевское начала в концепции Ницше.

28. Добро и зло в политической деятельности.

29. Философия ненасилия.

30. Культурный кризис современной цивилизации.

31. Любовь как тайна и смысл человеческого бытия

32. Влияние философии психоанализа на литературу, искусство, кинематограф ХХ в. (по работам З. Фрейда, К.Г. Юнга).

33. Влияние философии экзистенциализма на искусство ХХ в.

34. Проблема «конца истории».

35. Оцените позицию И. Канта: «Философствовать – значит не пытаться только лишь показать, что нечто есть обман, заблуждение рассудка, но нужно также научиться усматривать, как подобное заблуждение стало возможным?»

36. Как вы оцениваете позицию И. А. Ильина: «Зло начинается там, где начинается человек, и притом именно не человеческое тело во всех его состояниях и проявлениях как таковых, а человеческий душевно-духовный мир - это истинное местонахождение добра и зла. Никакое внешнее состояние человеческого тела само по себе, никакой внешний "поступок" человека сам по себе, т.е. взятый и обсуждаемый отдельно, отрешенно от скрытого за ним или породившего его душевно-духовного состояния, - не может быть ни добрым, ни злым».

37. Обсудите тезис Н.А. Носова «В обозримом будущем мир в целом и каждый его фрагмент будет все более виртуализироваться, т.е. будет происходить повышение значимости виртуальности».

38. Как вы понимаете высказывание С. Леца: «Возможно, имеющийся у нас образ человека слишком антропоморфен».

39. Представьте свое понимание и варианты ответа на вопрос Паскаля: «Кто знает, что есть истина и как можно быть уверенной в ней, не зная ее?»

40. «Я знаю, что я ничего не знаю» — парадокс или догма?

Требования к выполнению эссе

Применительно к задачам учебного курса «Философия» эссе – написанная в форме свободных размышлений работа, посвященная философским вопросам. Задача эссе – помочь студенту поближе познакомиться со спецификой философских проблем, понять вклад мыслителей в становление и развитие философии. Указанные темы эссе – примерные. Для работы студент может выбрать анализ других философских проблем.

Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. При подготовке эссе студент должен четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории философии, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; использовать научный стиль речи.

Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины; выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

 

Критерии оценки эссе

Эссе получает оценку «зачтено», если:

· студент грамотно применяет категории анализа;

· студент умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;

· студент способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;

· диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации);

· студент дает личную оценку проблеме;

· содержание эссе полностью отражать поставленную в названии проблему;

· текст написан грамотно, убедительным научным языком и не содержит теоретических ошибок.

Эссе получает оценку «не зачтено», если в тексте содержатся грубые ошибки, либо обнаруживается, что текст дословно переписан с первоисточника.

Расчетно-графическая работа

Выполнение расчетно-графических работ по дисциплине «Философия» не предусмотрено.

 

 

7. Творческое задание

7.1. Примерные задания:

1. Составить воображаемый диалог между представителем субъективного идеализма Дж. Беркли и представителем диалектического материализма В.И. Лениным о сущности материи.

2. Составить воображаемый диалог между представителем теологии Августином Блаженным и представителем психоанализа З. Фрейдом о природе человека.

3, Составить воображаемый диалог между Г.В.Ф. Гегелем и О. Контом о роли философии в объяснении окружающего мира.

 

7.2. Требования к выполнению творческого задания

Творческое задание выполняется самостоятельно или в составе малой (2-3 человека) творческой группы. Как правило, итоги выполнения творческого задания отражаются в отчете (до 10 стр.) о посещении соответствующего музея с приложением входных билетов. Текст желательно сопроводить фотографиями экспонатов, таблиц, графиков, размещенных в музее и помогающих аргументировано раскрыть изучаемую тему. По итогам отчета студенты готовят электронную презентацию для показа на семинаре или студенческой учебно-теоретической конференции.

 

7.3. Критерии оценки творческого задания

Творческое здание получает оценку «зачтено», если выполнены требования, предъявляемые к нему. В противном случае работа студента оценки не получает.

 

 

Тестирование

8.1. Примерные задания

Вариант 1.

 

1. Философия – это:

а) наука о последних целях человеческого разума

б) деятельность, которая позволяет определять значение предложений

в) наука о ценностях

г) наука о всеобщих законах развития природы, общества и человеческого мышления;

д) наука о сущем

2. Онтология – это:

а) учение о развитии человека;

б) учение о всеобщих законах бытия;

в) учение о боге;

г) учение о ценностях

3. Дуализм – это философское направление, согласно которому:

а) проблема отношения бытия и духа неразрешима

б) существуют две независимые, равноправные субстанции: материальная и духовная, не сводимые друг к другу

в) вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа не существует

4. Материализм – это:

а) философское направление, отрицающее дух (идею) как реальность

б) принцип жизни, заключающийся в признании примата материальных благ для жизни человека

в) признание того, что весь мир, все тела и предметы состоят из одинаковых частиц (атомов, монад, апейронов и т.п.)

г) философское направление, утверждающее первичность природы, бытия и вторичность сознания

5. К какому философскому направлению принадлежит автор этих строк: «Мы не знаем ни сущности внешних предметов, ни того, что мы называем светом, мы знаем только сущности наших чувств»?

а) материализму;

б) эмпиризму;

в) агностицизму;

г) объективному идеализму

6. Гераклит считал, что первоэлементом мира является:

а) вода;

б) огонь;

в) земля;

г) воздух

7. Самой существенной чертой средневековой философии является:

а) эвдемонизм;

б) теоцентризм;

в) гилозоизм;

г) эмпиризм

8. Кто развивал учение о «табула раса» (чистой доске): «Человек рождается с сознание подобным чистой доске»:

а) Беркли;

б) Локк;

в) Гоббс;

г) Декарт

9. Учение о «вещи в себе» развивал:

а) Платон;

б) Гегель;

в) Бэкон;

г) Кант

10. Философия существования – направление в современной западной

а) структурализм;

б) феноменология;

в) экзистенциализм;

г) прагматизм

11. Материя – это:

а) продукт сознания человека

б) философская категория для обозначения объективной реальности

в) материал, вещество из которого состоит окружающий мир

г) мельчайшие частицы, из которых состоит окружающий мир

12. Диалектика – это:

а) понимание развития как увеличение или уменьшение, как повторение

б) умение доказывать утверждения

в) понимание мира как целостного, взаимосвязанного и постоянно изменяющегося

13. Закон – это:

а) научные утверждения, имеющие общезначимый смысл

б) Объективная, необходимая, повторяющаяся, устойчивая связь явлений

в) система норм поведения людей

г) следствие законов человеческого разума, организующего различный эмпирический материал

14. Качество - это:

а) способность вещи эффективно удовлетворять потребности людей

б) добротность, удобство и красота вещи

в) совокупность свойств, характеризующих данный предмет, то, что делает вещь именно этой, а не другой

15. Противоречие – это:

а) путаное, алогичное высказывание

б) непримиримость интересов, позиций

в) взаимосвязь и взаимодействие противоположностей

16. Высшая форма отражения объективной действительности:

а) познание;

б) интуиция;

в) озарение;

г) память

17. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:

а) абстрактна;

б) объективна;

в) абсолютна;

г)субъективна

18. Географический детерминизм – философское учение, которое:

а) абсолютизирует роль географической среды, климата в развитии общества

б) утверждает абсолютную независимость законов общественного развития от природных факторов

в) одна из глобальных проблем современности

19. Центром мировоззрения К. Маркса считается:

а) категорический императив;

б) материалистическое понимание истории

в) диалектика абсолютного духа

г) мировая воля

20. Кому принадлежит знаменитая фраза «Я знаю, что ничего не знаю»:

а) Аристотелю;

б) Платону;

в) Сократу;

г) Канту.

Вариант 2

1. Термин философия означает:

а) рассуждение;

б) компетентное мнение;

в) любовь к мудрости

2. Гносеология – это:

а) учение о познании

б) учение о человеке

в) учение о бытии

г) учение о добродетелях

3. Агностицизм означает, что:

а) возможности познания неограниченны

б) существует сомнение в истинности утверждения

в) возможности познания ограничены познавательными способностями человека

г) мир частично или принципиально непознаваем

4. Идеализм – это:

а) это признание идей, сознания за первичное, определяющее материальное

б) утверждение, что идеи, мысли существуют реально

в) стремление обосновать значение идеалов в жизни, стремление к совершенству

5. Какой термин отражает принцип средневековой философии, в соответствии с которым бог из ничего сотворил мир:

а) схоластика;

б) теоцентризм;

в) креационизм;

г) провиденциализм

6. Первоосновой мира является число – считал:

а) Пифагор;

б) Фалес;

в) Эпикур;

г) Сократ

7. Назовите автора учения о «врожденных идеях»:

а) Декарт;

б) Платон;

в) Гегель;

г) Ламетри

8. Немецкий философ-идеалист, создатель систематической теории диалектики:

а) Гегель;

б) Гердер;

в) Фейербах;

г) Шеллинг

9. В герменевтике основная задача философии – это:

а) исследование философских трактатов

б) современная интерпретация древних идей

в) толкование и осмысление текста

10. Движение – это:

а) перемещение

б) изменение расположения объекта относительно других

в) всякое изменение вообще

11. Метафизика – это:

а) отрицание всякого движения и развития

б) рассматривает вещи в их изолированности, статичности, однозначности, отрицает внутренние противоречия как источник развития

в) знание следующее за физикой

12. Какой закон диалектики выражает направленность развития:

а) закон отрицания отрицания

б) закон тождества бытия и мышления

в) закон единства противоположностей

13. Количество – это:

а) число;

б) величина;

в) множество;

г) выраженность качества

14. Укажите парные категории диалектики (несколько вариантов):

а) добро и зло

б) сущность и явление

в) истина и ложь

г) прекрасное и безобразное

д) необходимость и случайность

е) содержание и форма

ж) дух и материя

15. Критерием истины является:

а) наука;

б) религия;

в) философия;

г) практика

16. Назовите основные формы рациональной ступени познания:

а) постижение; б) понятие; в) умозаключение; г) откровение;

д) суждение; е) представление; ж) дедукция

17. По Марксу, в основе развития общества лежит развитие:

а) сознания

б) производительных сил

в) мирового исторического процесса

г) взаимодействия бога и природы

18. Согласно идеалистическому пониманию истории:

а) общественное бытие определяет общественное сознание

б) общественное бытие и общественное сознание равнозначны

в) общественное сознание определяет общественное бытие

19. Чья философская позиция выражена в цитате: «Весь мир (мир вещей) является отображением чистых идей (мира идей)»:

а) Канта;

б) Платона;

в) Аристотеля;

г) Фейербаха

20. Кому принадлежит крылатое изречение – «Мыслю, следовательно существую»:

а) Декарту;

б) Марксу;

в) Бэкону;

г) Спинозе

Вариант 3.

1. Автором термина «философия является:

а) Гераклит;

б) Аристотель;

в) Пифагор;

г) Платон

2. Каковы 2 главные стороны основного вопроса философии (онтологическая и гносеологическая):

а) как и когда появился человек

б) в состоянии ли человек объяснить окружающий мир

в) в чем первопричина развития мира

г) что первично: материя или сознание

д) познаваем ли мир

3. Философская позиция, согласно которой существуют несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал:

а) плюрализм;

б) гилозоизм;

в) пантеизм;

г) атомизм

4. Объективный идеализм:

а) не признает познаваемости мира

б) полагает, что мир зависит от воли и сознания великой личности

в) считает причиной мира бога

г) считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало (мировой разум, абсолютная идея и т.п.)

5. Представителю какого направления в философии может принадлежать фраза «Существовать – значит быть воспринимаемым»:
а) материализма;

б) гилозоизма;

в) субъективного идеализма;

г) объективного идеализма

6. Демокрит развивал учение о первооснове мира, которое называлось:

а) эвдемонизм;

б) гилозоизм;

в) атомизм;

г) стоицизм

7. Номинализм – направление в средневековой философии, согласно которому:

а) реально существует лишь сами конкретные вещи, общие понятия (универсалии) – это имена вещей

б) имена (универсалии) существуют до вещей

в) подлинной реальностью обладают только общие понятия, постигаемые разумом

8. Рационализм

а) абсолютизирует роль абстрактного мышления в познании

б) считает, что в основе познания лежит опыт

в) утверждает, что сознание человека является реальностью, вне которой ничего не существует

9. Какой является философская система взглядов Гегеля:

а) дуализм;

б) объективный идеализм;

в) материализм;

г) агностицизм

10. Пространство – это:

а) вместилище для тел

б) чистая протяженность

в) форма существования материи, которая выражает протяженность материальных объектов

11. Детерминизм – это:

а) учение о всеобщей причинной материальной обусловленности явлений

б) учение, согласно которому все неизбежно и предопределено

в) учение, согласно которому познание есть хорошо упорядоченная система рядов ощущений

12. Какой закон диалектики определяет источник, причину развития:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.321 с.)