Философия западников и славянофилов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия западников и славянофилов



Вопросы полемики Западники Славянофилы
Философские предпосылки возникновения русской.философии.    
Концепция мирового развития    
Исторический путь России    
Отношение к петровским преобразова­ниям    
Отношение к религии и церкви    
Отношение к православию    
Отношение к крепостному праву    
Отношение общества и государства, социально-политические взгляды    
Провозглашаемые ценности и идеалы    
Представители    

2. Каковы основные идеи и особенности русской философии XIX–XX веков?

3. В чём заключаются основные различия во взглядах западников и славянофилов?

4. Что такое «русская идея»?

5. Какова роль православия в истории русской философии?

6. Что такое «русский космизм»?

7. Охарактеризуйте основные идеи, разрабатывавшиеся мыслителями евразийского движения.

8. Социально-философский анализ идеи соборности.

9. Какие проблемы стоят перед современной русской философией?

 

«По страницам философской классики». Задания для самостоятельной работы студентов по изучению первоисточников:

1. Учение Н.Я.Данилевского о культурно-исторических типах в работе "Россия и Европа".

2. Русский космизм на примере трактата Н.Ф.Федорова "Философия общего дела".

3. Метафизика Всеединства и учение о Софии в работах В.С.Соловьева "Оправдание добра" и "Чтения о Богочеловечестве".

4. Онтологическая проблематика в работах В.С.Соловьева "Критика отвлеченных начал" и др.

5. Основные идеи труда "Философия свободы" Н.А.Бердяева. Учение о личности ("О назначении человека").

6. Учение С.Л.Франка о природе "непостижимого" ("Непостижимое").

7. С.Л.Франк о природе и сущности знания в работе "Предмет знания".

8. Этическая проблематика в работе И.А.Ильина "О сопротивлении злу силой".

Формы контроля самостоятельной работы студентов выступление на семинаре, выполнение индивидуальных заданий.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций опрос слушателей по содержанию изучаемой темы. Выявления степени изучения студентами основной и дополнительной литературы.

Семинар. Тема 9. Метафизика и онтология

Цель: знакомство с основными понятиями и проблемами онтологии, типами онтологии, метафизическим и диалектическим подходом к пониманию действительности, продолжение освоения смыслового наполнения философских категорий.

Вопросы для обсуждения:

1. Бытие как существование. Формы бытия.

2. Онтологические модели бытия как существования

3. Понятие субстанции и субстанциональности бытия

4. Метафизическое и диалектическое понимание субстанции

5. Монизм, дуализм, плюрализм

6. Кризис онтологии. Иерархические модели бытия

 

Темы докладов/рефератов.

1. Возникновение метафизического отношения к миру.

2. Поиски субстанциального начала бытия.

3. Проблема соотношения бытия и мышления.

4. Определение Аристотелем места онтологии в структуре метафизики.

5. Бытие как совокупность форм движения материи (Энгельс).

6. «Слои бытия» Н.Гартмана.

 

Образовательные технологии

Адаптированный Case Study, метод проектов, информационные технологии.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Как вы понимаете утверждение Хайдеггера, что метафизическое отношение к миру присуще природе человека, который способен внутри собственного мышления рассуждать о сущем как таковом?

2. Как решает Демокрит проблему о соотношении бытия и небытия, поставленную элеатами?

3. Кто первый использовал понятие бытия в своих построениях? Как им была решена проблема соотношения бытия и мышления?

4. Каковы 4 смысла бытия, выделяемые Аристотелем?

5. Что такое материя?

6. В чем суть материалистической онтологии?

7. Каковы 2 варианта объективно-идеалистической онтологии?

8. Что такое монизм, дуализм, плюрализм?

Формы контроля самостоятельной работы студентов выступление на семинаре, выполнение индивидуальных заданий.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций опрос слушателей по содержанию изучаемой темы. Выявления степени изучения студентами основной и дополнительной литературы.

Семинар. Тема 10. Теория развития

Цель понять сущность категорий «движение», «развитие», познакомиться с основными законами и категориями диалектики, проанализировать проблему пространственно-временных связей бытия, понятие причинности, принцип системности.

Вопросы для обсуждения:

1. Движение как фундаментальное свойство бытия

2. Понятие развития. Его фундаментальные черты как атрибута бытия

3. Законы развития

4. Детерминизм и индетерминизм. Понятие причинности

5. Системность бытия. Диалектика части и целого

6. Пространственно-временные уровни бытия

 

Темы докладов/рефератов.

1. Метафизическая и диалектическая концепция движения.

2. Апории Зенона

3. Движение и развитие. Модели развития

4. Развитие как атрибут бытия

5. Градулистская модель развития Г.Спенсера

6. Модель «творческой эволюции» (эмерджентизм) Л.Моргага и А.Бергсона

7. Диалектико-материалистическая модель развития

8. Основные законы диалектики

9. Структура бытия

Образовательные технологии

Адаптированный Case Study, метод проектов, информационные технологии.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Прокомментируйте утверждение древнегреческого философа Анаксимандра: «вечное движение – начало, обладающее старшинством над влагой… от него одно рождается, другое уничтожается».

2. Парменид считал, что бытие неподвижно и едино, оно замкнуто само в себе «в пределах оков величайших». Как Зенон защищал тезисы своего учителя?

3. Что есть «движение» по Аристотелю?

4. В чем суть материалистической диалектики?

5. Каковы основные категории диалектики?

6. В чем суть принципа причинности?

7. Диалектическое проведение принципа детерминизма осуществляется через систему категорий, некоторые из которых называются парными категориями. Перечислите и охарактеризуйте их.

8. Каковы основные концепции пространства и времени?

 

Формы контроля самостоятельной работы студентов выступление на семинаре, выполнение индивидуальных заданий.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций опрос слушателей по содержанию изучаемой темы. Выявления степени изучения студентами основной и дополнительной литературы.

 

Семинар. Тема 11. Основные проблемы и

исторические варианты гносеологии

Цель: познакомиться с основными гносеологическими проблемами, с историческими вариантами их решения.

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема сознания в философии. Структура сознания

2. Сознание и познание

3. Объект и субъект познания

4. Проблема познаваемости мира

5. Исторические варианты гносеологии

 

Темы докладов/рефератов.

1. И.Кант о структурах сознания, законах его существования и границах познавательных возможностей человека

2. Чистое трансцендентальное сознание как единственный предмет подлинной научной философии (Э.Гуссерль)

3. Диалектико-материалистическая концепция сознания

4. И.Э.Ильенков об идеальном

4. Натуралистические теории познания

5. Праксеологические теории познания

6. Имманентические теории познания

7. Трансцендентальные теории познания

Образовательные технологии

Адаптированный Case Study, метод проектов, информационные технологии.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Какую роль играет бессознательное в жизни человека, по мнению З.Фрейда?

2. Каковы 2 подхода к решению вопроса о соотношении сознания и самосознания?

3. Чем отличается познание от познаваемости? В каких смыслах может употребляться термин «познание»?

3. Что такое «агностицизм», «скептицизм»?

4. Каковы основные положения эволюционной теории познания?

 

Формы контроля самостоятельной работы студентов выступление на семинаре, выполнение индивидуальных заданий.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций опрос слушателей по содержанию изучаемой темы. Выявления степени изучения студентами основной и дополнительной литературы.

 

Семинар. Тема 12. Понятие и основные концепции истины

Цель: понять сущность категории «истина» в ее соотношении с другими категориями, познакомиться с классической и неклассическими концепциями истины, проанализировать проблему критериев истины.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие истины. Истина и мнение

2. Истина и ложь. Истина и заблуждение

3. Диалектика истины и процесса познания

4. Проблема критериев истины

 

Темы докладов/рефератов.

1. Два подхода к пониманию истины: онтологический и гносеологический (по В.В.Ильину)

2. Истина как один из эйдосов Платона

3. Понятие истины в феноменологической концепции Э.Гуссерля

4. Роль конвенциональной концепции истины в современной науке

5. Основные положения прагматической концепции истины

6. Процесс познания как диалектическое единство субъективного и объективного

Образовательные технологии

Адаптированный Case Study, метод проектов, информационные технологии.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Каковы характеристики истины в классической концепции?

2. Прокомментируйте афористичное высказывания русского писателя Леонида Андреева: «истина – это ложь, которую ещё не успели доказать».

3. В чем суть принципа конкретности истины?

4. Каково значение принципа верифицируемости в современной науке?

5. В чем суть критерия фальсифицируемости?

4. Сущность принципа простоты теории как теоретического критерия истины

Формы контроля самостоятельной работы студентов выступление на семинаре, выполнение индивидуальных заданий.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций опрос слушателей по содержанию изучаемой темы. Выявления степени изучения студентами основной и дополнительной литературы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.031 с.)