Форма обучения очная, заочная 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма обучения очная, заочная



Минск

Г.


 

Рабочая программа учебной дисциплины «Философия» подготовлена доктором философских наук, заведующим кафедрой теории и истории государства и права, РГСУ филиал в г. Минске П. Г. Мартысюком.

 

Рецензенты:

1. Профессор Левко А.И., д.с.н., профессор кафедры социальной работы РГСУ Филиал в г.Минске

2. Доцент Масленченко С. В. канд. культурологии, зам. нач. кафедры философии и идеологической работы Академии МВД РБ

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Философии» утверждена на заседании кафедры социальной философии (Протокол № 9 от «29 сентября» 2011г.).

 

 

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целью учебной дисциплины «Философии» является:

формирование у студентов социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, культурных ценностях и принципах гуманизации, фундаментализации, компетентности, междисциплинарности, обеспечивающих решение и исполнение гражданских и профессиональных задач и функций.

Задачи учебного курса:

- сформировать у обучаемых системные знания по основным разделам философии, развитии и современном состоянии философской проблематики;

- показ влияние философии на формирование мировоззренческой культуры будущего специалиста;

- выявить место философии в формировании у обучаемых творческого мышления, мировоззренческой культуры и профессиональной этики, навыков научно-философского и методологического дискурса;

- развить навыки критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения;

- овладеть базовыми принципами и приемами философского познания, приемами ведения дискуссии, связанными с областью будущей профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Учебная дисциплина «Философия» в соответствии с ФГОС ВПО включена в состав дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла и призвана обеспечить приобретение студентом ряда общекультурных и профессиональных компетенций.

Результатом освоения философской дисциплины должна стать готовность обучающихся концептуально мыслить, предельно обобщать окружающую действительность, понимать взаимосвязь всех уровней бытия.

Изучение философии является методологически необходимым для дальнейшей специализации и переход в последующих семестрах к социально-гуманитарному модулю профессионального цикла, базовая часть которого включает в себя такие дисциплины, как «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «Философия праве».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

3.1. владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

3.2. способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

3.3. готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

3.4. стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

3.5. способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

3.6. способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

3.7. способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

3.8. способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9)

 

В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:

 

ЗНАТЬ основные этапы развития мировой философской мысли, их социокультурные детерминации и концептуальные особенности; теоретическое содержание базовых разделов философского знания: онтологии, гносеологии, аксиологии, философской антропологии, социальной философии; фундаментальные категории философии и принципы рационального освоения объективной реальности; динамику философских и конкретно научных представлений о структурных характеристиках и основополагающих связях в Универсуме.  
УМЕТЬ определить роль философского осмысления разнообразных вопросов и проблем, поставленных философами в различные периоды развития философии, а также осмысления реальности, значение научного знания в развитии цивилизации; понять смысл диалектики духовного и материального, биологического, природного и социального в человеческой жизнедеятельности; отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.
ВЛАДЕТЬ навыкамиработы с первоисточниками и справочной литературой, использования философских знаний в качестве теоретической и методической базы для изучения специальных дисциплин; навыками применения философских знаний в различных сферах профессиональной и общественной деятельности, навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения; навыками оперирования методами системного, сравнительного, критического мышления, проектирования и прогнозирования в сфере правоохранительной и применительной деятельности.    
Быть компетент-ным при анализе научно-философских, религиозных и мифологических картин мироздания, в основных философских школах и направлениях. Демонстрировать способность применять приобретенные знания и умения, готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера.

4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

 

Количество часов по учебному плану

(очная форма обучения)

Всего 108 часа

Аудиторные занятия 64 часа, в том числе интерактивных занятий 32 часов. Самостоятельная работа 44 часа.

 

№ п/п Раздел, тема Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Всего Самос- тоят. Работа Аудиторные занятия
Всего Лекционные Групповые (семинары, практические) Лабораторные Конт. раб. Рефераты / эссе Курсов. раб/ проект Расчетно-графическая работа Зачет* Экзамен Контр. точки по мод.-рейтинг. системе
                             
Раздел 1. Философия,ее предмет
1.   Особенности философского знания. Место философии в системе духовной культуры                                            
Раздел 2. История философии
2.   Восточная философия                          
3.   Античная философия                          
4.   Философия Средневековья и эпохи Возрождения                          
5.   Философия Нового времени                          
6. Немецкая классическая философия                          
7. Западноевропейская философия XIX – XX вв.                          
8.   Русская философия                         +
Раздел 3. Основы философского познания и понимания мира
9. Метафизика и онтология                          
10. Теория развития                          
11. Основные проблемы и исторические варианты гносеологии                          
12. Понятие и основные концепции истины                          
13. Научное познание. Структура и динамика научного знания                         +
Раздел 4. Социальная философия
14.   Предмет и метод социальной философии. Философия общества                          
15. Диалектика природы и общества                          
16. Культура как мера развития общества                          
17. Философия истории. Проблемное поле                         +
  Философия и футурология                          
Раздел 5. Философская антропология
19. Человек как предмет философского анализа                          
20. Ценности и смыслы человеческого бытия                          
Общая трудоемкость часы                         2 сем.    
З.е.   2,2 1,8 0,9 0,9                
                                 

 

Количество часов по учебному плану

(заочная форма обучения)

Всего 108 часа

Аудиторные занятия 12 часа, в том числе интерактивных занятий 6 часов. Самостоятельная работа 96 часа.

 

№ п/п Раздел, тема Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Всего Самос- тоят. работа Аудиторные занятия
Всего Лекционные Групповые (семинары, практические) Лабораторные Конт. раб. Рефераты / эссе Курсов. раб/ проект Расчетно-графическая работа Зачет* Экзамен Контр. точки по мод.-рейтинг. системе
                             
Раздел 1. Философия,ее предмет
1.   Особенности философского знания. Место философии в системе духовной культуры                                            
Раздел 2. История философии
2.   Восточная философия                          
3.   Античная философия                          
4.   Философия Средневековья и эпохи Возрождения                          
5.   Философия Нового времени                          
6. Немецкая классическая философия                          
7. Западноевропейская философия XIX – XX вв.                          
8.   Русская философия                         +
Раздел 3. Основы философского познания и понимания мира
9. Метафизика и онтология                          
10. Теория развития                          
11. Основные проблемы и исторические варианты гносеологии                          
12. Понятие и основные концепции истины                          
13. Научное познание. Структура и динамика научного знания                         +
Раздел 4. Социальная философия
14.   Предмет и метод социальной философии. Философия общества                          
15. Диалектика природы и общества                          
16. Культура как мера развития общества                          
17. Философия истории. Проблемное поле                         +
  Философия и футурология                          
Раздел 5. Философская антропология
19. Человек как предмет философского анализа                          
20. Ценности и смыслы человеческого бытия                          
Общая трудоемкость часы                         2 сем.    
З.е.                          
                                 

 

5. Содержание дисциплины

п/п Наименование разделов и тем дисциплины Содержание темы
Раздел 1, 2 ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ. История философии
Тема 1 Особенности философского знания. Место философии в системе духовной культуры Предмет и метод философии. Её функции. Особенности философского знания. Философия как «любовь к мудрости». Философия как научное познание. Категориальный аппарат философии. Структура философского знания. Становление философии. Философия и мифология. Философия и религия. Взаимодействие философии и частных наук. Философия как самосознание культуры. Значение философии в жизни человека и общества.
Тема 2 Восточная философия Особенности восточного типа философствования. Философия Древней Индии: истоки и основные этапы развития, характерные черты индийской философии, ортодоксальные и неортодоксальные философские школы, основные идеи. Философия Древнего Китая: истоки и основные этапы развития, характерные черты китайской философии, философские школы, основные идеи.
Тема 3 Античная философия Основные этапы развития, особенности, проблемы и представители античной философии: вразийство, софисты и Сократ, Платон и Аристотель, философские школы эллинизма. Влияние античной философии на содержание и направленность европейской мысли. Роль античной философии в становлении европейской цивилизации.
Тема 4 Философия Средневековья и эпохи Возрождения Особенности развития средневековой философии. Характерные черты средневековой философии. Патристика и схоластика. Социально-политическая концепция Августина. Проблема соотношения веры и разума в философии Фомы Аквинского. Его доказательства бытия Бога. Проблема универсалий. Реализм. Номинализм. Концептуализм. Мировоззренческая установка Возрождения. Основные черты философии эпохи Ренессанса и гуманизма. Основное содержание Реформации. Натурфилософия Н.Кузанского и Д.Бруно. Гуманистический идеал справедливого общества в «Утопии» Томаса Мора.
Тема 5 Философия Нового времени Особенности развития философии Нового времени. Основные проблемы философии данного периода. Эмпиризм Ф. Бэкона Рационализм Р.Декарта. Субъективно-идеалистическая философия Дж. Беркли и Д.Юма. Социально-политические взгляды философов XVII в. Учение Т.Гоббса об обществе и государстве. Теория общественного договора. Социально-философские и общественно-политические идеи Дж. Локка. Идея разделения власти.
Тема 6 Немецкая классическая философия Истоки и предпосылки возникновения немецкой классической философии. Основные положения трансцендентального идеализма Канта. «Наукоучение» Фихте. Натурфилософия Шеллинга. «Абсолютный идеализм» Гегеля. Его диалектика. Антропологический материализм Фейербаха. Роль немецкой классической философии в развитии духовной культуры общества.
Тема 7 Западноевропейская философия XIX-XX вв. Особенности развития европейской философии. Социально-экономические, политические и теоретические предпосылки возникновения философии марксизма. Основные положения диалектического материализма как философии марксизма. Основные положения исторического материализма как составной части марксистско-ленинской философии, как науки об обществе. Позитивизм. Исторические стадии («первый» позитивизм, «второй» - эмпириокритицизм, неопозитивизм). Основные идеи и представители. Возникновение и сущность «философии жизни». Учение Ф.Ницше как источник «философии жизни». Зарождение философии психоанализа. Основные понятия учения З.Фрейда. Развитие философии психоанализа. К.Г. Юнг. Феноменология как метод анализа чистого сознания. Основополагающие идеи Э.Гуссерля. Философская герменевтика как «практика философского мышления» Х.-Г. Гадамер. Экзистенциализм. Основные проблемы, разрабатываемые представителями этого направления.
Тема 8 Русская философия: история и современность Особенности возникновения и становления русской философской мысли. Древнерусское философствование. Философская мысль русского Просвещения. Важнейшие течения в философии XIX: идейно-философская борьба 30-40 гг. XIX в.; почвенничество, теории культурно-исторических типов и «византинизма; проникновение и развитие марксистской философии в России (Плеханов Г.В., Ленин В.И.); русская философия всеединства (основные положения философии В.С.Соловьева). Русская философия конца XIX – начала XX веков: экзистенциально-персоналистическая философия Н.А.Бердяева; русский космизм (философия «Общего дела» Н.Ф.Федорова), соборность как основополагающая категория социальной философии С.Л. Франка, вразийство: социальная философия и историософия. Основные проблемы марксистской философии XX века. Современное состояние философской науки в России.
Раздел 3 Основы философского познания и понимания мира
Тема 9 Метафизика и онтология Бытие как существование. Формы бытия. Онтологические модели бытия как существования: материалистическая онтология, объективно-идеалистическая онтология, субъективно-идеалистическая онтология. Понятие субстанции и субстанциональности бытия. Метафизическое и диалектическое понимание субстанции. Монизм, дуализм, плюрализм. Иерархические модели бытия: бытие как совокупность форм движения материи (Энгельс), «слои бытия» Н.Гартмана.
Тема 10 Теория развития Движение как фундаментальное свойство бытия. Метафизическая и диалектическая концепция движения. Диалектика бытия и всеобщие законы развития: понятие развития, его фундаментальные черты как атрибута бытия, законы развития. Понятие детерминизма. Системность бытия. Диалектика части и целого. Пространственно-временные уровни бытия. Понятие пространства. Понятие времени.
Тема 11 Основные проблемы и исторические варианты гносеологии Познавательное (гносеологическое) отношение к миру как один из предметных уровней метафизического отношения к миру. Проблемы сущностного определения познания, природы знания, характеристики и критериев истины, взаимоотношения субъекта и объекта познания; проблема анализа познавательных возможностей человека, сущностной характеристики сознания, проблема нахождения основания достоверного знания. Агностицизм. Скептицизм. Натуралистические, праксеологические, платонические, имманентистские, трансцендентальные теории познания.
Тема 12 Понятие и основные концепции истины Истина как центральная категория гносеологии. Философские уровни понимания истины. Основные концепции истины: классическая, априористская, когерентная, прагматистская, конвенционалистская, экзистенциалистская. Постмодернистский подход к проблеме характеристики истины.
Тема 13 Научное познание. Структура и динамика научного знания. Понятие науки. Взаимоотношения философии и науки в истории. Эмпирический уровень научного познания. Теоретический уровень научного исследования. Природа научной истины. Методы научного познания. Возможности и пределы науки. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Идеалы науки. Этика ученого. Наука как производительная сила общества. Наука как социальный институт.
Раздел 4. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Тема 14 Предмет и метод социальной философии. Философия общества Особенности социальной философии как специальной отрасли философского знания. Особенности социального познания. Основные проблемы: проблема поиска субстанциальной основы общества (варианты решения), проблема закономерности социального процесса (варианты решения). Структурный анализ общества – проблема принципов выделения подсистем общества. Анализ социальной динамики – проблема источников социальных изменений.
Тема 15 Диалектика природы и общества Природа как объект философского осмысления. Единство и различия природы и общества. Концепции, противопоставляющие природу и общество; теории, сводящие законы развития общества к законам природы. Природа как предпосылка возникновения и развития общества. Диалектическая взаимосвязь природы и общества. Основные исторические этапы и тенденции взаимодействия природы и общества. Противоречия в системе «общество-природа» в современную эпоху. Идеи В.И.Вернадского о ноосфере, их актуальность. Глобальные проблемы взаимодействия общества и природы и поиск путей их решения. Социально-экологическая футурология. Проблемы экологии и демографии  
Тема 16 Культура как мера развития общества Философское понятие культуры. Различные подходы к пониманию сущности культуры. Уровни культуры. Функции культуры. Национальное и общечеловеческое в культуре. Проблема типологии культуры. Западная и восточная культуры. Проблема «массовой» и «элитной» культуры. Развитие культуры: норма, традиция, новаторство. Культура и цивилизация.
Тема 17 Философия истории. Проблемное поле Развитие общества как объект философского анализа. Проблемы смысла и направленности истории и оснований ее периодизации. Многообразие и эволюция взглядов на основные факторы развития исторического процесса. Античные концепции философии истории. Христианская философия истории. Философия истории Г.В.Ф. Гегеля. Цивилизационный подход к объяснению истории общества (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А.Тойнби). Формационный подход к пониманию истории (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Концепции индустриального, постиндустриального общества (Дж. Гелбрайт, Р. Арон, Д. Белл). Своеобразие исторического пути России, ее место в современном мире.
Тема 18 Философия и футурология Прогностическая функция философии. Научные критерии прогноза-оценки. Экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки как основные методы социального прогнозирования. Научно-техническая революция и альтернативы будущего. Ускорение ритма истории. Пределы и опасности роста, стимулы развития. Проблема прогресса. Представления Д.Белла, Т.Мальтуса, прогноз Ф.Фукуямы, идеи О. Тоффлера, прогноз И Пригожина. Глобальные проблемы современности: опасности и пути решения.
Раздел 5. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Тема 19 Человек как предмет философского анализа Проблема сущности человека. Соотношение природного, социального и духовного в человеке. Биологизаторский и социологизаторский подход к пониманию человека. Религиозное видение человека. Основные критерии, отличающие человека от животных, сформулированные в рамках «деятельностной парадигмы». Понятие личности. Личность и общество. Типы личности.
Тема 20 Ценности и смыслы человеческого бытия.   Формирование аксиологии. Ценность как философская категория. Виды ценностей. Ценность и оценка. Переоценка ценностей. Ценности и будущее. Проблема смысла жизни: многообразие интерпретаций. Проблема свободы: свобода как осознанная необходимость; свобода как безосновность, возведенная в ранг цели. Свобода и ответственность  

6. Планы групповых занятий и образовательные технологии

Семинар. Тема 1. Особенности философского знания. Место философии в системе духовной культуры.

Цель: понять причину возникновения и сущность философии как формы общественного сознания, необходимость изучения ее как дисциплины вуза, помогающей сформировать целостное мировоззрение.

Вопросы для обсуждения

1. Генезис философии. Природа философского знания. Специфика философского знания.

2. Предмет и структура философии.

3. Философия как миропонимание.

 

Темы докладов/рефератов

1. Что такое философия? Специфика философского знания.

2. «От мифа к логосу». Истоки философии.

3. Философия и религия.

4. Философия как образ жизни.

5. Философия и современная наука.

6. Основные компоненты мировоззрения и его роль в жизнедеятельности

человека.

7. Взаимоотношение философии и частных наук.

8. Философия в системе духовной культуры.

9. История философии как "саморефлексия" философии.

 

Образовательные технологии

Адаптированный Case Study, метод проектов, информационные технологии.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Согласны ли Вы с утверждением Р. Декарта: «Действительно, те, кто

проводит жизнь без изучения философии, совершенно сомкнули глаза

и не заботятся открыть их»? Обоснуйте свой ответ.

2. «Мы встречаемся с двумя главными, равно друг от друга отличающимися понятиями о философии: по первому философия есть только теория, есть дело только школы, по второму она есть более, чем теория, есть преимущественно дело жизни, а потом уже школы. По первому понятию философия относится исключительно к познавательной способности человека; по второму она отвечает также и высшим стремлениям человеческой воли, и высшим идеалам человеческого чувства, имеет, таким образом, не только теоретическое, но также нравственное и эстетическое значение».

Прокомментируйте приведенные В.Л. Соловьевым два представления

о философии. Каково Ваше мнение о предназначении философии?

3. Как можно понять М.Хайдеггера: "Философия – это тяга повсюду быть дома”?

4. В переводе с древнегреческого «философия» означает любовь к мудрости. Получил ли отражение в переводе предмет философии? Подумайте: если мудрый человек – это знающий все (иначе его от простого человека не отличить), а все знать невозможно, то и сама мудрость становится невозможной. Тогда о любви к чему идет речь? Гераклит говорит: «Многознание уму не научает», тогда что же научает уму и мудрости?

5. Является ли философия наукой? Проведите анализ существующих точек зрения в современной литературе, учебниках, хрестоматийных сборниках.

6. Каким образом философия может изменить мир?

7. Объясните причину существования материалистической и идеалистических «линий» в философии.

8. Очертите круг проблем, которые интересуют философию.

Формы контроля самостоятельной работы студентов.

Выступление на семинаре, выполнение индивидуальных заданий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.059 с.)