Развитие экспериментальной психологии во Франции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие экспериментальной психологии во Франции



Основателем французской школы психологии считается Теодюль Рибо (1839 – 1916). Сам Рибо не был экспериментатором, но он выступил как вдохновитель и организатор французской экспериментальной психологии. Он считал, что без эксперимента психологии не обойтись, и там, где его нет, там есть лишь уловки бесплодной мистики.

Следуя своим принципам, Рибо создает в Сорбонне в 1889 году первую во Франции психологическую лабораторию, возглавил которую А.Бони. С 1895 года лабораторией стал руководить Альфред Бине.

В своих психологических исследованиях Рибо стремился к поиску физиологических обоснований для объяснения психических процессов. Многочисленные труды Рибо, посвященные исследованию практически всех значимых психологических проблем, были переведены на многие языки.

Большое значение для развития эмпирической психологии имел разработанный Рибо метод «эксперимента, поставленного природой». С точки зрения Рибо, это эксперимент, который ставит над человеком природа, создавая людей разного типа, с разным уровнем развития и разным уровнем психического здоровья. Доказывая его значение, Рибо подчеркивал, что психология не может оставаться наукой о белом, взрослом, образованном человеке. Он предлагал в качестве объекта психологических исследований триаду: душевнобольной – дикарь – ребенок.

Одним из наиболее значимых открытий Рибо является сформулированный им закон обратного развития памяти (или закон прогрессивного расстройства памяти). Он устанавливает порядок старческого ослабления памяти, ее утраты и процесса восстановления в случае временной потери памяти. По этому закону память утрачивается в направлении от нового к старому и от сложного к простому. Так, прежде всего, утрачивается воспроизведение ближайших текущих событий, общих идей, чувствований, действий. Сначала страдает память на собственные имена, далее – на конкретные предметы, еще позднее – на отвлеченные понятия. Долговременное сохранение отвлеченных понятий Рибо объяснял тем, что первоначально для удержания их в памяти требовалось большое количество времени и упражнений.

 

Пьер Жане (1859 – 1947) Психолог, психиатр, философ, был учеником Т.Рибо. Он также пришел к выводу, что экспериментальная психология должна быть патологической, т.к., зная психические болезни, можно изучать нормальную психику. Болезненные и здоровые состояния подчиняются одним и тем же законам. При болезни наблюдается лишь усиление или ослабление явлений, существующих в нормальном состоянии.

Жане выстроил трехуровневую структуру сознания: элементарные ощущения, затем память, а на ней базируется «Я» или личность. Причем он разделял понятия «Я» и личность. Личность по своей природе метафизична, неизменна, неделима, а идея о «Я» изменяется в течение жизни. При этом болезни затрагивают именно область «Я».

Жане ввел в психологию такое важное понятие, как сужение поля сознания. Поле сознания – это наибольшее число простых образов, которые одновременно могут находиться в сознании. Поле сознания может изменяться подобно полю зрения. Сужение поля сознания – это психическая слабость, состоящая в уменьшении числа осознаваемых явлений. По мнению Жане, ограниченное поле сознания свойственно больным людям и детям.

Исследование причин сужения поля сознания привело Жане к анализу очень важного для психологии вопроса о соотношении сознательного и бессознательного в человеческой психике. Он выстроил свою концепцию психики. Изучение пациентов с различными психическими заболеваниями показало, что психические расстройства влияют на возбуждение определенных функций. При этом наблюдается диссоциация (распад) либо недавно образовавшейся функции, либо древней. В условиях диссоциации древняя функция, которую Жане относил к подсознанию, остается почти нетронутой. При этом функции, находящиеся в области бессознательного, отделены от личного сознания. Иными словами, под бессознательным действием понимается такой акт, который обладает всеми признаками психического акта, за исключением того, что он никогда не осознается субъектом. Например, воспоминание остается, несмотря на амнезию; речь и хождение обнаруживаются во сне, несмотря на мутизм и паралич в состоянии бодрствования.

 

Альфред Бине (1857 – 1911) изучал людей с выдающимися способностями – крупных счетчиков, шахматистов. Исследовал также воображение, память, интеллект у детей.

Настоящую известность ему принесла «метрическая шкала интеллектуального развития», разработанная совместно с врачом Теодором Симоном по заказу французского министерства просвещения с целью отбора умственно отсталых детей из нормальной школы и подбора однородных классов не по знаниям, а по способностям.

Бине использовал более сложные критерии оценки умственного развития, чем те, что разработал Кеттелл. Гальтон и Кеттелл для измерения интеллекта применяли тесты сенсомоторных функций. Бине же полагал, что наилучшим критерием умственного развития может служить оценка познавательных функций: памяти, внимания, воображения, сообразительности.

Первый вариант шкалы появился в 1905 году, а перерабатывалась она многократно. С ее помощью были изучены дети от 3 до 12 лет. Тесты исследовали то, что называется «умственная одаренность». Под интеллектом понималось умение решать задачи, доступные соответствующему возрасту. Тесты составлялись эмпирически: на основании проб включались задачи, которые решались 79 % детей изучаемого возраста. Были получены следующие величины:

o умственный возраст – складывался из числа лет в соответствии с решенными задачами. Например, если ребенок 5 лет решил все задачи своего возраста и 2 задачи из следующего, то его возраст равен 5 и 2/5 года (всего для каждого возраста 5 задач);

o уровень умственного развития – выражается в умственной отсталости (если разница между умственным и хронологическим возрастом выражается в отрицательных числах) или в умственном превосходстве (если разница положительная).

В 1912 году Вильям Штерн ввел понятие коэффициента умственной одаренности (mental quotient) как отношения умственного возраста к хронологическому в %. Позднее Л.Термен назвал это отношение коэффициентом интеллектуальности (intelligence quotient – IQ).

Шкала Бине получила широкое распространение в мире. В России ее усовершенствовал А.М.Шуберт.

Тесты были направлены на то, чтобы определить индивидуальные способности каждого ребенка, поэтому эти исследования способствовали развитию индивидуальной психологии. В основе лежало предположение о том, что способности природно обусловлены, их величина константна и составляет неизменное свойство индивида. Однако реально тесты отражали не столько врожденные способности, сколько суммарныйрезультат развития в определенных условиях. Показывая, что ребенок не решает задачу, тест не раскрывал причину этого.

 

Вопросы для самопроверки

 

  1. Какие методы исследования психики были предложены В.Вундтом?
  2. Укажите различия между опосредованным и непосредственным опытом.
  3. За что система В.Вундта подвергалась критике?
  4. В чем сущность интенционального акта в концепции Ф. Брентано?
  5. В чем сущность генетического метода, предложенного И.М. Сеченовым?
  6. Что нового привнесено в экспериментальную психологию Г. Эббингаузом?
  7. Как проводилось экспериментальное исследование мышления в Вюрцбургской школе?
  8. Какие основные открытия были сделаны О.Кюльпе и его сотрудниками?
  9. Каким образом пересмотрел предмет психологии У.Джеймс?
  10. Какие проблемы были исследованы У. Джеймсом?
  11. В чем отличие взглядов на сознание У.Джемса и В.Вундта?
  12. Какие методы исследования психики использовались во французской психологической школе?
  13. Какие психологические проблемы были исследованы П.Жане?
  14. Раскройте факторы, которые повлияли на развитие прикладной психологии.

Тема 10. Методологический кризис в психологии

Психологические школы в конце XIX – начале XX века

Структурализм

 

Основная задача структурализма – изучение и детальное описание элементов сознания.

Эдвард Титченер (1867 – 1927). Был учеником В.Вундта в Лейпциге. Позже переехал в США, где в Корнуэльском университете создал крупнейшую научную школу по аналогии с лабораторий Вундта («американский Вундт»).

Назвал свою теорию структурализмом, т.к. считал, что предметом психологии должно стать содержание сознания, упорядоченное в определенную структуру, безотносительно к вопросу о том, как эта структура работает.

Психика и сознание отождествлялись Титченером, а все, что находится за пределами сознания, относилось им к физиологии.

Сознание – это человеческий опыт в его зависимости от субъекта. Сам опыт состоит из простейших элементов – ощущений, образов, чувствований, которые можно обнаружить благодаря интроспекции. Каждый элемент диагностируется с 4-х сторон: качество, интенсивность, длительность и отчетливость. Титченер составил список из элементарных ощущений – более 44 тысяч сенсорных качеств. Большинство из них – зрительные (32 800) и слуховые (11 600).

Титченер стремился усовершенствовать метод интроспекции, чтобы он открывал экспериментатору истинную картину сознания. Под «сознанием» он подразумевал «экзистенциальный» термин. В конце жизни он даже термин «структурная психология» часто заменял определением «экзистенциальная психология», подчеркивая отличие научных психологических данных о сознании от житейских или, например, от данных в физиологии.

Для того чтобы понять истинную картину сознания, необходима тренировка испытуемых, т.к. они склонны сообщать о внешнем объекте, а не о своих ощущениях (не смешивать ощущение объекта с объектом ощущения).

Титченер противопоставлял свой подход функциональному направлению. Он доказывал, что, только изучив структуру сознания, можно заняться вопросом о том, как оно работает. Он полностью отвергал приложение данных психологии к любой сфере практики, т.к. считал ее фундаментальной, а не прикладной наукой.

 

Функционализм

Функционализм (лат. functio — исполнение) — направление, считающее предметом психологического исследования функции, различные формы активности сознания, а не его содержание. Возник в противовес структурализму, полагавшему, что сознание строится из элементов (преимущественно сенсорных) и их взаимосвязей (преимущественно ассоциативных). Противопоставление одного из этих направлений другому возникло в период зарождения психологии в качестве самостоятельной науки и было наиболее отчетливо сформулировано в программах В. Вундта (лидера структурализма) и Ф. Брентано (лидера европейского функционализма). В плане логики развития науки функционализм выразил потребность в разработке категории психического действия в качестве отличной от категории психического образа (ощущения, восприятия, представления). Категория образа неадекватно преломилась в структурализме, истолковавшем ее как элемент непосредственного опыта субъекта. Это дало основание Э. Маху и Р. Авенариусу представить сенсорный опыт в виде нейтрального материала, из которого мысль выкраивает предметное содержание как физики (внешний мир), так и психологии (внутренний мир). Тем самым психология лишалась собственного, только ей присущего предмета. В противовес этому Ф.Брентано, К.Штумпф и другие приверженцы функционализма предложили считать уникальным предметом психологии не феномен сознания, например, какой-либо цвет или звук, а функцию (акт) видения этого цвета или слышания этого звука. Феноменами же должна заниматься не психология, а другая область исследований. На позиции функционализма перешла и Вюрцбургская школа, обратившаяся к установке как акту сознания.

Наряду с этим направлением функционализма, оставшимся в пределах интроспекционизма, сложилось и другое, имевшее естественнонаучную ориентацию. В России его представляли Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурский и др., во Франции — Т. Рибо, А. Бине и др., в Германии — Г. Мюнстерберг. Для этого ответвления функционализма была характерна трактовка психических функций в контексте общей двигательной активности организма и стремление соединить субъективный метод с объективным.

На такой подход оказала влияние новая эволюционная биология, в частности концепция Г. Спенсера, согласно которой психика играет служебную роль в процессах адаптации организма к среде. Еще один вариант функционализма сложился в США, где лидирующим психологом стал У. Джеймс — один из наиболее решительных критиков структурализма. Его воззрения придали исследовательский импульс деятельности двух школ: Чикагской (Д. Дьюи и Д. Энджелл) и Колумбийской (Р. Вудворт). Сознание трактовалось как система психических операций, которые обеспечивают приспособление организма к новым ситуациям с целью удовлетворения его потребностей. Область, исследуемая психологией, тем самым существенно расширялась. Она охватывала не только сознание, но и телесное поведение индивида, мотивы этого поведения, индивидуальные различия между людьми, механизмы научения и другие проблемы, сближавшие психологию с практикой. Умножались контакты психологии с неврологией, социологией, антропологией, педагогикой.

Функционализм внес также существенный вклад в экспериментальное изучение мотивов и навыков. Хотя функционализм в своих теоретических посылках декларировал, что организм представляет собой психофизическое целое, в его исследовательской практике реальные отношения между функциями сознания и поведением организма в окружающей среде не прослеживались. По существу эти функции оказывались самостоятельной причинной величиной. Дуализм в понимании отношений между телесными и психическими функциями, телеологический взгляд на сознание как на целенаправленно действующую сущность привели к тому, что функционализм утратил научное влияние. В США он был оттеснен бихевиоризмом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.018 с.)