Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальность 030301 - Психология

Поиск

составлен на основании ГОС ВПО, утвержденных МО РФ

 

 

 

Авторы учебного методического комплекса - к.п.н. Саврацкая Елена Юрьевна

 

Санкт – Петербург


СОДЕРЖАНИЕ:

 

1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ.. 3

1.1. Цели и задачи курса. 3

1.2. Содержание дисциплины: 4

1.2.1. По видам учебных занятий. 4

1.2.2. По темам и разделам курса 5

1.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.. 15

1.3.1. Список литературы: 15

1.3.2. Интернет-ресурсы. 16

2. Методические указания. 17

2.1. Методические указания преподавателю дисциплины……………………………….17

2.2. Методические указания студенту по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы…………………………………………………………………....17

3. Требования к уровню освоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового контроля. 18

3.1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: 18

3.2. Формы контроля знаний……………………………………………………………18

3.3. Содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций. 19

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Вопросы промежуточного контроля знаний. 20

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Вопросы для подготовки к экзамену. 21

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Конспект лекций к теоретической части курса «ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ» 27

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Методические указания по проведению семинарских занятий. 150


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Цели и задачи курса

 

Учебная программа дисциплины «История психологии» разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по подготовке специалистов психологов и отражает современные научные разработки по данной проблеме.

Курс "Истории психологии" охватывает основные этапы и периоды развития мировой и российской психологической науки от возникновения психологических идей в Древней Греции до обзора современных направлений психологических исследований. В тематическом построении курса использован хронологический принцип, отражающий последовательное развитие психологического знания в разные временные периоды. При этом развитие психологических идей рассматривается в широком научном и культурном контексте. Такой подход позволяет студенту проследить не только преемственность знания, но и увидеть источники формирования новых идей.

Требования ГОС ВПО к содержанию курса: развитие психологических знаний в рамках учения о душе и философских учений о сознании; психология как наука о сознании в доэкспериментальный период; выделение психологии в самостоятельную науку и ее развитие до открытого кризиса; основные школы и направления начала ХХ века, становление и тенденции развития современной отечественной психологии; современная зарубежная психология.

 

Целью курса «История психологии» является ознакомление учащихся с основными этапами развития психологии как науки и практики. Главное внимание уделяется формированию общепсихологических идей и их воплощению в базовых отраслях психологии, а также становлению практической психологии. Программа предусматривает анализ развития европейской (в том числе российской) и североамериканской психологии. Психологические идеи, сформировавшиеся в русле восточных традиций, рассматриваются в связи с их влиянием на те или иные направления, сложившиеся в психологии Западной Европы, России и США.

 

Задачами курса выступают:

  1. Ознакомление студентов с основными этапами становления предмета психологии.
  2. Анализ кризисных периодов в развитии психологии как науки и практики.
  3. Рассмотрение становления основных научных школ.
  4. Ознакомление с жизнью и творчеством выдающихся психологов.
  5. Соотнесение истории развития психологии с ее современным состоянием.
  6. Овладение понятийным аппаратом современной психологической науки и понимание роли отдельных исторических концепций в становлении концепции современной научной психологии.
  7. Осмысление полученных знаний с целью практического использования их в дальнейшей работе.

Названные задачи решаются комплексно при рассмотрении основных тем курса.

 

Соответственно своей специфике, курс «История психологии» требует от студента общепсихологической подготовки и содержательно связан с большинством учебных дисциплин, как профессионально-психологических, так и принадлежащих общегуманитарной и естественнонаучной областям. К которым в первую очередь принадлежат:

- профессиональные дисциплины: общая психология, психология развития и возрастная психология, социальная психология, психофизиология, педагогическая психология, основы психодиагностики, зоопсихология и сравнительная психология, экспериментальная психология, методологические основы психологии, этнопсихология, основы психотерапии, методика преподавания психологии;

- общегуманитарные дисциплины: история, философия, история мировой культуры, религиоведение, культурология;

- естественнонаучные дисциплины: концепции современного естествознания.

 

Виды занятий и методики обучения:

- теоретические занятия (лекции).

- семинарские занятия: дискуссии, коллоквиумы, сообщения и т. д.

- самостоятельная работа: изучение литературы, работа с литературой, подготовка к семинарским занятиям, написание рефератов и контрольных работ.

1.2. Содержание дисциплины:

 

По видам учебных занятий

№ п/п Наименование темы Аудиторные Самостоятельная работа Всего
  История психологии как наука      
  Представления о душе в древности. Античная психология      
  Психологическая мысль в эпоху Эллинизма      
  Проблемы психологии в Средние века      
  Психологическая мысль в эпоху Возрождения и в Новое время      
  Психологическая мысль в эпоху Просвещения      
  Зарождение психологии как самостоятельной науки      
  Естественнонаучные основы психологии      
  Становление психологии как самостоятельной науки      
  Методологический кризис в психологии      
  История бихевиоризма      
  История глубинной психологии      
  История гештальтпсихологии      
  История гуманистической психологии      
  История генетической психологии      
  История когнитивной психологии      
  История трансперсональной психологии      
  Становление психологии в России XVIII – первой половины XIX века      
19. Психологическая мысль в России второй половины XIX – начала XX века      
20. Психология в России в советский период и на современном этапе      
21. Контроль самостоятельной работы      
  Всего      

 

По темам и разделам курса

 

ТЕМА 1. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКА

Предмет и цель изучения истории психологии

В истории психологии изучаются представления о психической реальности на разных этапах развития науки. Задачей истории психологии является анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике.

 

Периодизация истории психологии

  • Донаучный период
  • Философский период
  • Психология как самостоятельная наука

Движущие силы исторического развития психологических идей

«Закономерность в смене и развитии идей, возникновение и гибель понятий, даже смена классификаций и т.п. – все это может быть объяснено на почве связи данной науки

  • с общей социально-культурной подпочвой эпохи;
  • с общими условиями и законами научного познания;
  • с теми объективными требованиями, которые предъявляет к научному познанию природа изучаемых явлений на данной стадии их исследования» (Л.С. Выготский)

 

Методы истории психологии

  • Теоретическая реконструкция, описание и критический анализ научных систем прошлого психологического знания
  • Изучение научных школ
  • Метод интервьюирования
  • Биографический и автобиографический методы
  • Анализ научных ссылок

 

Источники истории психологии

  • Труды психологов и философов, в которых исследуются психологические проблемы
  • Общественная практика (медицина, педагогика, юридическая практика, материальное производство и т.п.)
  • Другие науки (естествознание, языкознание, этнография, антропология и др.)

 

ТЕМА 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДУШЕ В ДРЕВНОСТИ.

АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.255.247 (0.007 с.)