Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Причины и динамика кризиса в психологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Развитие психологии как экспериментальной науки, получение новых эмпирических данных, борьба мнений в теоретической области психологии, расширение областей практического применения психологии, рост числа собственно прикладных психологических исследований в конце XIX - первые десятилетия XX в. приводило к росту противоречий между субъективно-идеалистическими методологическими основаниями и конкретно-научными результатами проводимых исследований. Подобная ситуация, когда теория начала существенно отставать в своем объяснении данных психологических исследований, а порой оказывалась и просто неадекватной им, привела к ситуации кризиса в психологии. По оценке Л.С.Выготского, это был кризис методологических основ психологии и он являлся "выражением того факта, что психология как наука в своем практическом продвижении вперед в свете требований, предъявляемых ей практикой, переросла возможности, допускавшиеся теми методологическими основаниями, на которых начинала строиться психология в конце XVIII - начале XIX века". Кризис в психологии совпал с периодом обострения экономических и социально-политических противоречий в обществе. Рост производства сопровождался качественными изменениями в экономике, политике и идеологии, агрессивной внешней политикой, направленной на перераспределение колоний и рынков сбыта путем войн, среди которых Первая мировая война 1914-1918 гг., явившаяся первым из величайших социальных потрясений XX в. В конце XIX - начале XX в. были сделаны фундаментальные открытия в физике, химии и других науках. В.И. Вернадский оценивал их как "взрыв научного творчества", который привел к пересмотру всех основных характеристик картины мира. Открытие электронной структуры материи, изменение представлений о времени и пространстве вызвали необычайный эффект в мышлении и привели некоторых физиков к заключению об "исчезновении материи". Новые знания неправомерно интерпретировались как свидетельство того, что современные научные исследования опровергают открытия, сделанные в науке в предшествующие периоды. В действительности, то описание материи, которое дается новейшей физикой, не опровергает старой физики, но меняет прежние ограниченные понятия о материи и свидетельствует о более глубоком ее познании. В этом проявился факт бесконечного развития научного знания, который пришел на смену представлению о науке как застывшей системе знаний. Глубочайшие изменения идей, возникновение новых понятий о материи в физике, химии, учение о симметрии, брожение идей в астрономии, одновременно с ростом физико-химических наук, привели к изменению в понимании положения человека в научно создаваемой картине мира. В.И. Вернадский говорил о глубочайшем изменении наук о человеке и об их смыкании с науками о природе как об одном из результатов роста физико-химических наук, этого перелома научного понимания космоса. Периодизация кризиса Период возникновения кризисной ситуации (1875 год – первое десятилетие ХХ в.) Этот период отмечен многочисленными отступлениями от традиционной эмпирической ассоцианистической интроспективной психологии. И в то же время отсутствием какой-либо принципиально новой большой психологической теории. Господствующее положение занимала система В.Вундта, как признанного основателя экспериментальной психологии. Характерно крайнее разнообразие течений, огромные принципиальные различия между отдельными психологическими школами. Все признают ассоцианизм и сенсуализм недостаточными, но чем заменить прежние, простые и ясные, но узкие психологические схемы – на это каждая школа отвечает по-своему. 2. Период открытого кризиса (начало 10-х – середина 30-х годов ХХ века) Этот период начинается с выступления бихевиоризма в 1913 году. Возникают новые теоретические направления, пришедшие на смену сложившимся концепциям: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология. 3. Период «угасания борьбы школ» (конец 30-х годов ХХ века) Это период характеризуется смешением одних направлений с другими, размыванием границ между ними, появлением новых концепций: гуманистическая и экзистенциальная психология, когнитивная психология и др.
Вопросы для самопроверки
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.007 с.) |