Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины и динамика кризиса в психологии

Поиск

Развитие психологии как экспериментальной науки, получение новых эмпирических данных, борьба мнений в теоретической области психологии, расширение областей практического применения психологии, рост числа собственно прикладных психологических исследований в конце XIX - первые десятилетия XX в. приводило к росту противоречий между субъективно-идеалистическими методологическими основаниями и конкретно-научными результатами проводимых исследований. Подобная ситуация, когда теория начала существенно отставать в своем объяснении данных психологических исследований, а порой оказывалась и просто неадекватной им, привела к ситуации кризиса в психологии. По оценке Л.С.Выготского, это был кризис методологических основ психологии и он являлся "выражением того факта, что психология как наука в своем практическом продвижении вперед в свете требований, предъявляемых ей практикой, переросла возможности, допускавшиеся теми методологическими основаниями, на которых начинала строиться психология в конце XVIII - начале XIX века".

Кризис в психологии совпал с периодом обострения экономических и социально-политических противоречий в обществе. Рост производства сопровождался качественными изменениями в экономике, политике и идеологии, агрессивной внешней политикой, направленной на перераспределение колоний и рынков сбыта путем войн, среди которых Первая мировая война 1914-1918 гг., явившаяся первым из величайших социальных потрясений XX в.

В конце XIX - начале XX в. были сделаны фундаментальные открытия в физике, химии и других науках. В.И. Вернадский оценивал их как "взрыв научного творчества", который привел к пересмотру всех основных характеристик картины мира. Открытие электронной структуры материи, изменение представлений о времени и пространстве вызвали необычайный эффект в мышлении и привели некоторых физиков к заключению об "исчезновении материи". Новые знания неправомерно интерпретировались как свидетельство того, что современные научные исследования опровергают открытия, сделанные в науке в предшествующие периоды. В действительности, то описание материи, которое дается новейшей физикой, не опровергает старой физики, но меняет прежние ограниченные понятия о материи и свидетельствует о более глубоком ее познании. В этом проявился факт бесконечного развития научного знания, который пришел на смену представлению о науке как застывшей системе знаний. Глубочайшие изменения идей, возникновение новых понятий о материи в физике, химии, учение о симметрии, брожение идей в астрономии, одновременно с ростом физико-химических наук, привели к изменению в понимании положения человека в научно создаваемой картине мира. В.И. Вернадский говорил о глубочайшем изменении наук о человеке и об их смыкании с науками о природе как об одном из результатов роста физико-химических наук, этого перелома научного понимания космоса.
В искусстве (литературе, живописи, театре) возникают многообразные антиреалистические течения, полные мистических мотивов, настроения страха и отчаяния. Сложность и противоречивость социальной ситуации, разочарование в прежних "добропорядочных" нормах морали, проповедь волюнтаристских взглядов на общество и историю приводили к ложным представлениям о человеческой личности, к неверию в духовные ценности, выливались в проповедь господства "природного" биологического начала в человеке. Противоречия между личностью и обществом осознавались как извечная несовместимость биологической природы человека с моральными требованиями общества. Это приводило к оправданию социальной несправедливости, конфликтов, преступлений, войн, к выводу о невозможности установления нормальных человеческих отношений.
В философии наиболее распространенными течениями становятся позитивизм в форме махизма и эмпириокритицизма, интуитивизм А. Бергсона, немецкая идеалистическая философия жизни, феноменология Э. Гуссерля. Большое влияние продолжают оказывать волюнтаристские идеи А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше. Все эти философские направления, конечно, очень разные. Но их объединяет общая черта: они утверждают ограниченность человеческого познания, приводят к заключению, что деятельность разума имеет только вспомогательное значение. Наука может дать лишь картину неживой природы. Выдвигаются идеи об иррациональных инстинктивных способах познания, которые якобы превосходят разум, логическое же мышление не может проникнуть в сущность жизни. Эти направления оказали существенное влияние на психологию - многие психологи поддержали философские идеи Маха.
Вот в таких условиях общественной ситуации и положения в науке и философии психология в начале 10-х гг. XX в. вступила в период открытого кризиса. Его источником явились запросы практики, необходимость ответить на которые привела как к осознанию недостаточности прежних теоретических взглядов, развиваемых эмпирической интроспективной ассоцианистической психологией, так и к появлению новых направлений в исследованиях исследований и новых концепций. Как и в естествознании, открытый кризис в психологии явился свидетельством развития этой науки.
Преобразование представлений о природе, о закономерностях в развитии психики и сознания на основе и в результате мощного развития собственно психологического эксперимента, применение психологических знаний к различным областям науки и практики - медицинской, педагогической, области производства, транспорта, торговли, военного дела и др., развитие объективных исследований в детской психологии и зоопсихологии способствовали возникновению ряда новых направлений, которые ставили своей задачей изменение представлений о теоретических основах психологической науки.
Таким образом, можно говорить о трех группах факторов и условий, в контексте которых возник и развивался кризис в психологии: общественно и культурно исторические, положение в науке и философии и ситуация в самой психологической науке.

Периодизация кризиса

Период возникновения кризисной ситуации (1875 год – первое десятилетие ХХ в.)

Этот период отмечен многочисленными отступлениями от традиционной эмпирической ассоцианистической интроспективной психологии. И в то же время отсутствием какой-либо принципиально новой большой психологической теории. Господствующее положение занимала система В.Вундта, как признанного основателя экспериментальной психологии.

Характерно крайнее разнообразие течений, огромные принципиальные различия между отдельными психологическими школами. Все признают ассоцианизм и сенсуализм недостаточными, но чем заменить прежние, простые и ясные, но узкие психологические схемы – на это каждая школа отвечает по-своему.

2. Период открытого кризиса (начало 10-х – середина 30-х годов ХХ века)

Этот период начинается с выступления бихевиоризма в 1913 году. Возникают новые теоретические направления, пришедшие на смену сложившимся концепциям: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология.

3. Период «угасания борьбы школ» (конец 30-х годов ХХ века)

Это период характеризуется смешением одних направлений с другими, размыванием границ между ними, появлением новых концепций: гуманистическая и экзистенциальная психология, когнитивная психология и др.

 

Вопросы для самопроверки

 

  1. Почему В.Вундта считают родоначальником структурализма?
  2. В чем видел задачи психологии Э. Титченер?
  3. Каким образом был усовершенствован метод интроспекции в структурализме?
  4. Сравните тот вклад, который внесли в развитие психологии функционализм и структурализм.
  5. Дайте характеристику ключевых идей французской социологической школы.
  6. Чем различаются пралогическое и логическое мышление в концепции Л.Леви-Брюля?
  7. Почему С.Л.Рубинштейн назвал Описательную психологию вершинной?
  8. В чем вы видите достоинства и недостатки описательной и объяснительной психологии?
  9. Как проходили поиски объективного метода исследования психики во второй половине XIX века?
  10. Назовите основные причины методологического кризиса в психологии.
  11. Охарактеризуйте этапы развития кризиса.
  12. К чему привел методологический кризис в психологической науке?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.184.27 (0.007 с.)