Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Структура семинарского занятия
Вступительное слово преподавателя: объявление темы и цели, определение места семинарского занятия в общей структуре курса, обозначение круга вопросов, определение порядка выступления и регламента, напоминание содержания предыдущего занятия.
Обсуждение темы проводится методом: «вопросы-ответы».
Подведение итогов: характеристика деятельности студентов, характеристика результатов обсуждения.
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для проведения семинарских занятий.
Тема № 1. Представления о душе в древности. Античная психология.
Цель занятия: рассмотреть представления о психике в античной философии.
Учебные вопросы, подлежащие рассмотрению:
- Назовите основные этапы развития античной психологии.
- Что характеризует Милетскую философскую школу?
- Что характеризует творчество Анаксагора?
- Укажите основные позиции учения Демокрита.
- Чем творчество Сократа важно для психологического знания?
- Чем характеризуются "идеи" Платона?
- Как Платон доказывал бессмертие души?
- Что привнес в развитие психологического знания Аристотель?
- Какие основные принципы психологии были заложены в теориях ученых Древней Греции?
- Какие открытия античной психологии оказали наибольшее влияние на дальнейшее развитие психологической науки?
Темы для самостоятельного исследования:
- Взгляды на психику в античной материалистической философии.
- Взгляды на психику в античной идеалистической философии.
- Учения о душе восточных философов и мыслителей.
Литература для подготовки к семинару:
Основная:
- Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. Раздел 1, гл. 1. – М., 2008.
- Марцинковская Т.Д. История психология. Гл. 2. – М., 2009.
- Якунин В.А. История психологии: Учебное пособие. – СПб., 2001.
- Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины ХХ века. Гл. 2 – М., 1996.
Дополнительная:
- Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976.
- Бобров Е.А. Психологические воззрения древнегреческих философов. – Варшава, 1910.
- Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985..
- Виц Б.Б. Демокрит. – М., 1979.
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979.
- Кессиди Ф.Х. Гераклит. – М., 1983.
- Кузьмин Е.С., Якунин В.А. Психологические воззрения в античную эпоху. – Л., 1984.
- Лафарг П. Происхождение и развитие понятия души. – М., 1923.
- Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон и Аристотель // ЖЗЛ. – М., 1993.
- Рассел Б. История западной философии. – Ростов-на-Дону, 1998.
- Рожанский И.Д. Анаксагор. – М., 1983.
- Сократ. Платон. Аристотель. Сенека // ЖЗЛ. – М., 1995.
- Тейлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1939.
Первоисточники:
- Античные философы. (Тексты). – М., 1935.
- Аристотель. Сочинения: В 3 т. – М., 1975.
- Гиппократ. Избранные книги. – М., 1936.
- Платон. Сочинения: В 3 т. – М., 1967.
Тема № 2. Психологическая мысль в эпоху Эллинизма.
Цель занятия: изучить новые тенденции в психологии периода Эллинизма.
Учебные вопросы, подлежащие рассмотрению:
- Какие основные психологические проблемы решались учеными в период Эллинизма?
- Что отличает последние теории античной психологии (Филон, Плотин) от взглядов предшественников?
Темы для самостоятельного исследования:
- Проблема свободы в школе киников (циников)
- Проблема свободы в школе стоиков.
- Проблема свободы и нравственности в школе эпикурейцев.
- Психологические идеи в раннехристианской философии.
Литература для подготовки к семинару:
Основная:
- Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. Раздел 1, гл. 1. – М., 2008.
- Марцинковская Т.Д. История психология. Гл. 2. – М., 2009.
- Якунин В.А. История психологии: Учебное пособие. – СПб., 2001.
- Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины ХХ века. Гл. 2. – М., 1996.
Дополнительная:
- Блонский П.П. Философия Плотина. – М., 1918.
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979.
- Рассел Б. История западной философии. – Ростов-на-Дону, 1998.
- Римские стоики. – М., 1995.
- Сенека // ЖЗЛ. – М., 1995.
- Шакир-Заде А.С. Эпикур. М., 1963.
Первоисточники:
- Августин. О граде божием. – Киев, 1905.
- Лукреций Кар. О природе вещей. – М., 1997.
Тема № 3. Проблемы психологии в Средние века.
Цель занятия: познакомиться с тенденциями развития психологии в период средневековья.
Учебные вопросы, подлежащие рассмотрению:
- Какие новые проблемы появились в психологии Средневековья?
- Как развивались отношения науки и церкви в это время?
- Укажите основные взгляды Фомы Аквинского на природу души.
- Охарактеризуйте номинализм как крайнее выражение материализма в данный период.
- Какое значение имела деятельность арабских мыслителей для истории психологии?
- В чем состояла сущность экспериментов, проведенных Ибн Синой?
Темы для самостоятельного исследования:
- Томизм – учение Фомы Аквинского.
- Естественнонаучное учение Ибн Сины.
Литература для подготовки к семинару:
Основная:
- Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. Раздел 1, гл.2 – М., 2008.
- Марцинковская Т.Д. История психология. Гл. 3. – М., 2009.
- Якунин В.А. История психологии: Учебное пособие. – СПб., 2001.
- Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины ХХ века. Гл. 3 – М., 1996.
Дополнительная:
- Боргош Ю. Фома Аквинский. – М., 1975.
- Герье В.И. Блаженный Августин. – М., 1910.
- Грановский Т. Н. Лекции по истории Средневековья. – М., 1987.
- Завадовский Ю.Н. Абу Али Ибн Сина. Жизнь и творчество. – Душанбе, 1980.
- Кузьмин Е.С., Якунин В.А. Развитие психологии в VIII – XIX вв. – Л., 1982.
- Рассел Б. История западной философии. – Ростов-на-Дону, 1998.
- Сагадеев А.В. Ибн Рушд (Аверроэс). – М., 1973.
- Сагадеев А.В. Ибн Сина (Авиценна). – М., 1985.
Первоисточники:
- Абеляр П. История моих бедствий. – М., 1959.
- Августин А. Исповедь... // Богословские труды. Т. 19. – М., 1978.
- Августин А. О бессмертии души // Творения Блаженного Августина... В 8 т. Т. 2. – Киев.
- Ибн Рушд. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. – М., 1961.
- Ибн Сина. Канон врачебной науки. – Ташкент, 1954.
- Ибн Сина. Книга о душе // Ибн Сина. Избранные философские произведения. – М., 1980.
Тема № 4. Психологическая мысль в эпоху Возрождения и в Новое время.
Цель занятия: познакомиться с основными направлениями развития психологических идей в культуре Возрождения. Изучить эмпирические и рационалистические концепции в психологии Нового времени (XVII в.)
Учебные вопросы, подлежащие рассмотрению:
- Укажите основные черты культуры Возрождения.
- Какие проблемы поднимали исследователи в эпоху Возрождения?
- Какая проблема была основной в творчестве Б.Телезио?
- Охарактеризуйте творчество Х.Уарте.
- Какие ложные понятия, "идолы", выделяет Бэкон?
- Какому методу познания отдавал предпочтение Бэкон?
- Почему изменился предмет психологии в Новое время?
- В чем состоит разница между позициями рационализма и эмпиризма (сенсуализма)?
- Каким образом идеи механицизма применяются для понимания человеческого бытия?
- Как объяснял Декарт функционирование и взаимодействие тела человека и его души?
- Охарактеризуйте особенности подхода к психике в теории Лейбница?
- Расскажите об эмпиристской позиции Локка.
- Какие аргументы приводит Локк в своей критике врожденных идей
- Какие виды опыта выделял Локк?
Темы для самостоятельного исследования:
- Влияние учения Р.Декарта на развитие научной психологии.
- Влияние учения Б.Спинозы на развитие научной психологии.
- Влияние учения Г.Лейбница на развитие научной психологии.
- Рационализм и сенсуализм в истории психологии.
5. Идеи механицизма в различных психологических концепциях.
6. Выделение сознания как предмета психологии.
7. История «теории рефлекса» в психологии.
Литература для подготовки к семинару:
Основная:
- Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. Раздел 1, гл.3. Раздел 2, гл. 1, 2. – М., 2008.
- Марцинковская Т.Д. История психология. Гл. 3, 4. – М., 2009.
- Якунин В.А. История психологии: Учебное пособие. – СПб., 2001.
- Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины ХХ века. Гл. 3, 4. – М., 1996.
Дополнительная:
- Анохин П.К. От Декарта до Павлова. (Триста лет теории рефлекса). – М., 1945.
- Асмус В.Ф. Декарт. М., 1956.
- Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980.
- Заиченко Г.А. Дж. Локк. М., 1973.
- Нарский И.С. Лейбниц. М., 1972.
- Нарский И.С. Философия Дж. Локка. М., 1960.
- Соколов В.В. Спиноза. М., 1973.
- Рассел Б. История западной философии. – Ростов-на-Дону, 1998.
Первоисточники:
- Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. – М., 1971.
- Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. – М., 1964.
- Декарт Р. Сочинения: В 2 т. – М., 1989.
- Лейбниц Г.В. Сочинения: В 4 т. – М., 1982.
- Леонардо да Винчи. Избранное. – М., 1952.
- Локк Д. Избранные философские произведения: В 2 т. – М., 1960.
- Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т. – М., 1957.
|