Структура семинарского занятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура семинарского занятия



Вступительное слово преподавателя: объявление темы и цели, определение места семинарского занятия в общей структуре курса, обозначение круга вопросов, определение порядка выступления и регламента, напоминание содержания предыдущего занятия.

Обсуждение темы проводится методом: «вопросы-ответы».

Подведение итогов: характеристика деятельности студентов, характеристика результатов обсуждения.

 

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для проведения семинарских занятий.

 

Тема № 1. Представления о душе в древности. Античная психология.

Цель занятия: рассмотреть представления о психике в античной философии.

Учебные вопросы, подлежащие рассмотрению:

  1. Назовите основные этапы развития античной психологии.
  2. Что характеризует Милетскую философскую школу?
  3. Что характеризует творчество Анаксагора?
  4. Укажите основные позиции учения Демокрита.
  5. Чем творчество Сократа важно для психологического знания?
  6. Чем характеризуются "идеи" Платона?
  7. Как Платон доказывал бессмертие души?
  8. Что привнес в развитие психологического знания Аристотель?
  9. Какие основные принципы психологии были заложены в теориях ученых Древней Греции?
  10. Какие открытия античной психологии оказали наибольшее влияние на дальнейшее развитие психологической науки?

 

Темы для самостоятельного исследования:

  1. Взгляды на психику в античной материалистической философии.
  2. Взгляды на психику в античной идеалистической философии.
  3. Учения о душе восточных философов и мыслителей.

Литература для подготовки к семинару:

Основная:

  1. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. Раздел 1, гл. 1. – М., 2008.
  2. Марцинковская Т.Д. История психология. Гл. 2. – М., 2009.
  3. Якунин В.А. История психологии: Учебное пособие. – СПб., 2001.
  4. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины ХХ века. Гл. 2 – М., 1996.

 

Дополнительная:

  1. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976.
  2. Бобров Е.А. Психологические воззрения древнегреческих философов. – Варшава, 1910.
  3. Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985..
  4. Виц Б.Б. Демокрит. – М., 1979.
  5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979.
  6. Кессиди Ф.Х. Гераклит. – М., 1983.
  7. Кузьмин Е.С., Якунин В.А. Психологические воззрения в античную эпоху. – Л., 1984.
  8. Лафарг П. Происхождение и развитие понятия души. – М., 1923.
  9. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон и Аристотель // ЖЗЛ. – М., 1993.
  10. Рассел Б. История западной философии. – Ростов-на-Дону, 1998.
  11. Рожанский И.Д. Анаксагор. – М., 1983.
  12. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека // ЖЗЛ. – М., 1995.
  13. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1939.

 

Первоисточники:

  1. Античные философы. (Тексты). – М., 1935.
  2. Аристотель. Сочинения: В 3 т. – М., 1975.
  3. Гиппократ. Избранные книги. – М., 1936.
  4. Платон. Сочинения: В 3 т. – М., 1967.

 

Тема № 2. Психологическая мысль в эпоху Эллинизма.

Цель занятия: изучить новые тенденции в психологии периода Эллинизма.

 

Учебные вопросы, подлежащие рассмотрению:

  1. Какие основные психологические проблемы решались учеными в период Эллинизма?
  2. Что отличает последние теории античной психологии (Филон, Плотин) от взглядов предшественников?

Темы для самостоятельного исследования:

  1. Проблема свободы в школе киников (циников)
  2. Проблема свободы в школе стоиков.
  3. Проблема свободы и нравственности в школе эпикурейцев.
  4. Психологические идеи в раннехристианской философии.

Литература для подготовки к семинару:

 

Основная:

  1. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. Раздел 1, гл. 1. – М., 2008.
  2. Марцинковская Т.Д. История психология. Гл. 2. – М., 2009.
  3. Якунин В.А. История психологии: Учебное пособие. – СПб., 2001.
  4. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины ХХ века. Гл. 2. – М., 1996.

 

Дополнительная:

  1. Блонский П.П. Философия Плотина. – М., 1918.
  2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979.
  3. Рассел Б. История западной философии. – Ростов-на-Дону, 1998.
  4. Римские стоики. – М., 1995.
  5. Сенека // ЖЗЛ. – М., 1995.
  6. Шакир-Заде А.С. Эпикур. М., 1963.

 

Первоисточники:

  1. Августин. О граде божием. – Киев, 1905.
  2. Лукреций Кар. О природе вещей. – М., 1997.

 

Тема № 3. Проблемы психологии в Средние века.

Цель занятия: познакомиться с тенденциями развития психологии в период средневековья.

Учебные вопросы, подлежащие рассмотрению:

  1. Какие новые проблемы появились в психологии Средневековья?
  2. Как развивались отношения науки и церкви в это время?
  3. Укажите основные взгляды Фомы Аквинского на природу души.
  4. Охарактеризуйте номинализм как крайнее выражение материализма в данный период.
  5. Какое значение имела деятельность арабских мыслителей для истории психологии?
  6. В чем состояла сущность экспериментов, проведенных Ибн Синой?

Темы для самостоятельного исследования:

  1. Томизм – учение Фомы Аквинского.
  2. Естественнонаучное учение Ибн Сины.

Литература для подготовки к семинару:

Основная:

  1. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. Раздел 1, гл.2 – М., 2008.
  2. Марцинковская Т.Д. История психология. Гл. 3. – М., 2009.
  3. Якунин В.А. История психологии: Учебное пособие. – СПб., 2001.
  4. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины ХХ века. Гл. 3 – М., 1996.

 

Дополнительная:

  1. Боргош Ю. Фома Аквинский. – М., 1975.
  2. Герье В.И. Блаженный Августин. – М., 1910.
  3. Грановский Т. Н. Лекции по истории Средневековья. – М., 1987.
  4. Завадовский Ю.Н. Абу Али Ибн Сина. Жизнь и творчество. – Душанбе, 1980.
  5. Кузьмин Е.С., Якунин В.А. Развитие психологии в VIII – XIX вв. – Л., 1982.
  6. Рассел Б. История западной философии. – Ростов-на-Дону, 1998.
  7. Сагадеев А.В. Ибн Рушд (Аверроэс). – М., 1973.
  8. Сагадеев А.В. Ибн Сина (Авиценна). – М., 1985.

 

Первоисточники:

  1. Абеляр П. История моих бедствий. – М., 1959.
  2. Августин А. Исповедь... // Богословские труды. Т. 19. – М., 1978.
  3. Августин А. О бессмертии души // Творения Блаженного Августина... В 8 т. Т. 2. – Киев.
  4. Ибн Рушд. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. – М., 1961.
  5. Ибн Сина. Канон врачебной науки. – Ташкент, 1954.
  6. Ибн Сина. Книга о душе // Ибн Сина. Избранные философские произведения. – М., 1980.

 

Тема № 4. Психологическая мысль в эпоху Возрождения и в Новое время.

Цель занятия: познакомиться с основными направлениями развития психологических идей в культуре Возрождения. Изучить эмпирические и рационалистические концепции в психологии Нового времени (XVII в.)

Учебные вопросы, подлежащие рассмотрению:

  1. Укажите основные черты культуры Возрождения.
  2. Какие проблемы поднимали исследователи в эпоху Возрождения?
  3. Какая проблема была основной в творчестве Б.Телезио?
  4. Охарактеризуйте творчество Х.Уарте.
  5. Какие ложные понятия, "идолы", выделяет Бэкон?
  6. Какому методу познания отдавал предпочтение Бэкон?
  7. Почему изменился предмет психологии в Новое время?
  8. В чем состоит разница между позициями рационализма и эмпиризма (сенсуализма)?
  9. Каким образом идеи механицизма применяются для понимания человеческого бытия?
  10. Как объяснял Декарт функционирование и взаимодействие тела человека и его души?
  11. Охарактеризуйте особенности подхода к психике в теории Лейбница?
  12. Расскажите об эмпиристской позиции Локка.
  13. Какие аргументы приводит Локк в своей критике врожденных идей
  14. Какие виды опыта выделял Локк?

 

Темы для самостоятельного исследования:

  1. Влияние учения Р.Декарта на развитие научной психологии.
  2. Влияние учения Б.Спинозы на развитие научной психологии.
  3. Влияние учения Г.Лейбница на развитие научной психологии.
  4. Рационализм и сенсуализм в истории психологии.

5. Идеи механицизма в различных психологических концепциях.

6. Выделение сознания как предмета психологии.

7. История «теории рефлекса» в психологии.

Литература для подготовки к семинару:

Основная:

  1. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. Раздел 1, гл.3. Раздел 2, гл. 1, 2. – М., 2008.
  2. Марцинковская Т.Д. История психология. Гл. 3, 4. – М., 2009.
  3. Якунин В.А. История психологии: Учебное пособие. – СПб., 2001.
  4. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины ХХ века. Гл. 3, 4. – М., 1996.

 

Дополнительная:

  1. Анохин П.К. От Декарта до Павлова. (Триста лет теории рефлекса). – М., 1945.
  2. Асмус В.Ф. Декарт. М., 1956.
  3. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980.
  4. Заиченко Г.А. Дж. Локк. М., 1973.
  5. Нарский И.С. Лейбниц. М., 1972.
  6. Нарский И.С. Философия Дж. Локка. М., 1960.
  7. Соколов В.В. Спиноза. М., 1973.
  8. Рассел Б. История западной философии. – Ростов-на-Дону, 1998.

 

Первоисточники:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.013 с.)