Эмпиризм в психологии XVII века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмпиризм в психологии XVII века



Развитие производства и науки требовало новой теории, которой стал эмпиризм. Эта теория оформляется в Англии. Родоначальником эмпирического направления явился Ф.Бэкон, продолжателем – Т.Гоббс, окончательно эмпиризм оформляется у Дж.Локка.

Томас Гоббс (1588 –1679) – английский философ-материалист. Механистический детерминизм Декарта получил в теории Гоббса свое законченное выражение в понимании жизнедеятельности человека как процесса, в котором «сердце – это пружина, нервы – нити, а суставы – колеса, запускающие в движение всю машину человеческого тела». Гоббс пошел дальше Декарта, распространив принцип механистического детерминизма на всю психическую жизнь человека.

Гоббс выступил с критикой дуализма Декарта. Он начисто отверг душу как особую сущность. В мире нет ничего, кроме материальных тел, которые движутся по законам механики, считал Гоббс. И все психические явления подводились им под эти глобальные законы. Материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощущения. Ощущение – это своего рода призрак, тень, эпифеномен реальных процессов, имеющих материальный субстрат. По закону инерции из ощущений в виде их ослабленного следа появляются представления. Они образуют цепи мыслей, следующих одна за другой в том же порядке, в каком сменялись ощущения.

Такая связь получила впоследствии (у Локка) название «ассоциация». Об ассоциации было известно еще с времен Платона и Аристотеля (были известны ассоциации по смежности, по сходству, по различию). Для Гоббса в устройстве человека действует только один закон – механического сцепления психических элементов по смежности.

Декарт, Спиноза считали ассоциации одним из основных психических феноменов, но низшей формой познания и действия (по сравнению с высшей – мышлением и волей). Гоббс первым придал ассоциации силу универсального закона психологии. Таким образом, Гоббса можно считать одним из родоначальников ассоциативной психологии.

Произвольность – это иллюзия, которая порождена незнанием причин поступка. Во всем царит строжайшая причинность. Таким образом, у Гоббса механодетерминизм получил применительно к объяснению психики предельно завершенное выражение.

До Гоббса в психологических учениях царил рационализм (от лат. «рацио» – разум). Основой познания и присущего людям способа поведения считался разум как высшая форма активности души. Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциации. За основу познания был принят опыт. Рационализму противопоставлен эмпиризм (от лат. «эмпирио» – опыт).

С позиций детерминизма Гоббс рассматривает и проблему свободы воли. Он подчеркивает, что свобода не противоречит необходимости. Он сравнивал поведение человека с течением реки, вода которой двигается свободно и вместе с тем необходимо по своему руслу. Поскольку поведение человека обусловлено внешними причинами, оно всегда необходимо, но в рамках этой необходимости человек свободен в выборе своего поведения.

Составной частью психологических взглядов Гоббса является учение о способностях. По мысли Гоббса, если бы люди были поставлены в одинаковые условия, они приобрели бы одинаковый ум.

 

В разработке эмпиризма видная роль принадлежала соотечественнику Гоббса Джону Локку (1632 – 1704). Локк - выдающийся английский философ, педагог, врач по образованию, крупный политический деятель.

В 1690 году вышло основное философское сочинение Локка «Опыт о человеческом разуме», ставшее для многих образованных европейцев своего рода Евангелием.

Исходный пункт – критика теории врожденных идей (выдвинута Сократом и Платоном, поддержана Декартом).

1. Критика врожденного знания. Каждый, кто занимался воспитанием детей, на собственном опыте убедился в том, что процесс овладения знаниями у детей сопряжен с большими трудностями.

2. Не существует также общих врожденных практических истин. У разных народов разные языки, политические и моральные убеждения, законы, представления о добре и зле, которые могут быть иногда прямо противоположными. Моральные представления различны даже у разных слоев населения и разных лиц.

3. Идея Бога также не является врожденной. Это подтверждается разницей вероисповедания у разных народов в разных странах.

Таким образом, по Локку, знание само по себе возникать не может. Все идеи проистекают из опыта.

Опыт – все, чем наполняется душа человека в течение его индивидуальной жизни. Душу человека Локк рассматривает как некоторую пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивает ее с чистой доской («табула раза»). Внешний мир наносит свой «узор». Внешний мир – первичный источник идей.

Локк впервые обращается к самым началам духовной жизни, которые лежат в детстве. «Следите за ребенком с его рождения и наблюдайте за производимыми временем изменениями, и вы увидите, как благодаря чувствам душа все более и более обогащается идеями, все более и более пробуждается, мыслит тем усиленнее, чем больше у нее материала для мышления».

Опыт имеет 2 источника. Первый источник – ощущения. Его объектом являются объекты природы, внешние материальные вещи; органом – внешнее чувство (зрение, слух и т.п.); продуктом – идеи. «Таким путем мы получаем идеи желтого, белого, горячего, холодного, мягкого, твердого, горького, сладкого и все те идеи, которые мы называем чувственными качествами».

Вторым источником является рефлексия, внутреннее восприятие, деятельность нашего ума. Его объектом являются идеи, приобретенные ранее; органом (или орудием) – деятельности нашего ума (способности, по Локку): восприятие, мышление, сомнение, вера, рассуждения, желание и т.д.; продуктом – идеи другого рода, которые мы не могли бы получить от внешних вещей. Внутренний опыт дает как знания о внешнем мире, так еще в большей степени о нас самих.

Все идеи происходят или из одного или из другого источника. Локк различает, но не отделяет их друг от друга: ощущение – начало познания, рефлексия возникает после и на основе ощущений. Следовательно, в конечном счете, ощущение является источником всякого знания. «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве» – этот сенсуалистический тезис поддерживает и материалистически разрабатывает Локк.

Деление опыта на внешний и внутренний дало начало интроспективной психологии как науке о внутреннем опыте, методом которой является интроспекция.

Доказывая неограниченные возможности опытного знания, Локк недооценил значение активности человеческого познания. Поэтому он (вслед за греческим ученым Демокритом) пришел к выводу о существовании первичных и вторичных качеств предметов. Идеи мы имеем в душе. Им соответствуют качества в вещах, т.е. способность вещей вызывать в душе идеи. Локк различал первичные и вторичные качества. Первичные качества – это реальные, совершенно неотделимые качества независимо от того, воспринимаем мы их или нет (протяженность, плотность, величина). Вторичные качества (цвет, запах, вкус) – на деле в вещах не находятся, они существуют, пока мы ощущаем, и зависят от первичных – от объема, формы, строения и движения частиц. Таким образом, первичные качества отражают объективные свойства вещей. Вторичные – не отражают объективных свойств и по своему генезису являются субъективными.

При восприятии простых идей разум по большей части пассивен. Сложные идеи образуются из простых умом произвольно в результате следующих действий: а) соединение, суммирование; б) сопоставление, сравнение; в) обобщение через предшествующую абстракцию; г) ассоциация.

Так Локк впервые ввел термин «ассоциация идей» (само явление описывалось еще в античности). По Локку, ассоциация – это неверное, т.е. не отвечающее естественному соотношению, соотношение идей, когда «идеи, сами по себе не родственные, в умах некоторых людей соединяются так, что очень трудно разделить их. Они всегда сопровождают друг друга, и как только одна такая идея проникает в разум, вместе с ней появляется соединенная с ней идея…». Такая связь приобретается в силу воспитания и привычки, а разрушается от времени. Задача воспитания – предупреждать у детей образование нежелательных связей сознания.

После Локка этот механизм сознания получил наибольшую разработку, на базе которой возникла ассоциативная психология. Таким образом, Локка можно считать предшественником (но не основоположником) ассоциативной психологии.

Вопросы для самопроверки

  1. Укажите основные черты культуры Возрождения.
  2. Какие проблемы поднимали исследователи в эпоху Возрождения?
  3. Какая проблема была основной в творчестве Б.Телезио?
  4. Охарактеризуйте творчество Х.Уарте.
  5. Какие ложные понятия, "идолы", выделяет Бэкон?
  6. Какому методу познания отдавал предпочтение Бэкон?
  7. Почему изменился предмет психологии в Новое время?
  8. В чем состоит разница между позициями рационализма и эмпиризма (сенсуализма)?
  9. Каким образом идеи механицизма применяются для понимания человеческого бытия?
  10. Как объяснял Декарт функционирование и взаимодействие тела человека и его души?
  11. Охарактеризуйте особенности подхода к психике в теории Лейбница?
  12. Расскажите об эмпиристской позиции Локка.
  13. Какие аргументы приводит Локк в своей критике врожденных идей
  14. Какие виды опыта выделял Локк?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.250.169 (0.007 с.)