Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Николай Александрович Бернштейн (1896 – 1966)Содержание книги
Поиск на нашем сайте Н.А. Бернштейн работал в Центральном институте труда. Создан этот институт был для рационализации на научной основе производственной деятельности, повышения ее эффективности. Была поставлена задача создания особой науки о двигательной активности человека (организма) – биомеханики. Бернштейн стал творцом биомеханики в России. Бернштейн обратился к проблеме регуляции поведения и изучению механизмов построения движения. Он создал и применил новые методы исследования (кимоциграфию и циклограмметрию), с помощью которых изучал движения человека (в процессе труда, во время занятий спортом, фортепианной игры, при поражениях нервной системы, при пользовании протезами конечностей и др.). Полученные данные позволил радикально изменить трактовку таких важнейших форм поведения, как навыки, показав ограниченность взгляда на них, как на стереотипные, автоматизированные действия, дублирующие один и тот же набор двигательных реакций. Организм, работая, совершает двигательную задачу. Движение направляется моделью потребностного будущего. К понятию «отражение» (т.е. передача из внешнего мира в головной мозг изменений, которые сходны с воспринимаемыми вещами этого мира) Бернштейн присоединил термин «опережающее отражение». Благодаря ему организм способен предвосхищать, прогнозировать условия, в которых ему придется действовать в будущем, а не только хранить сведения о прошлом и отвечать на раздражители. Тем самым Бернштейн ввел в науку принципиально новое понимание причин поведения живых существ: важнейшей причиной выступает не прямое действие раздражителя на органы восприятия, а создание модели возможного будущего действия. Изучение моторики людей с различными поражениями нервной системы позволило Бернштейну предложить эффективные приемы восстановления нарушенных функций после травм и ранений. Бернштейну приходилось вести исследования в сложных условиях идеологического преследования, ему инкриминировали «идеализм», «космополитизм», «механицизм» и др. «извращения». Это привело к тому, что Бернштейна лишили лаборатории, но он не отрекся от своих убеждений и продолжал развивать свою концепцию. Распространение учения Бернштейна носило избранный, достаточно ограниченный характер. Это объясняется тем, что освоение теоретического наследия Бернштейна требует знания основ биологии, нейрофизиологии, физиологии и анатомии нервной системы, психоневрологии, психоневропатологии и др. Все эти науки органически сплавлены в теоретических построениях Бернштейна, но в таком сплаве эти предметы не преподаются ни в медицинских институтах, ни в университетах. Не случайно труды Бернштейна стали библиографической редкостью.
Константин Константинович Корнилов (1879 – 1957) Выступал против рефлексологии. Предложил свою модификацию науки о поведении, программу новой науки – реактологии. Основным элементом психики он предложил считать реакцию, в которой объективное и субъективное неразрывно связаны (принцип диалектического единства – марксизм). Реакция наблюдается и изменяется объективно, но за этим внешним движением скрыта деятельность сознания. Реакция понималась чрезвычайно широко как любое жизненное проявление, начиная от реакции простейших. В отличие от рефлекса реакция, по мысли Корнилова, неразрывно связана с активностью живого существа, являясь не отдельной составляющей поведения, но отражением его целостности и направленности на объекты внешнего мира. Все многообразие реакций составляло так называемую гамму реакций человека. Жизнь рассматривалась как совокупность реакций, а каждая реакция – как взаимосвязь организма со средой. Переход от одного вида реакций к другому осуществляется с большим или меньшим трудом. Например, утверждалось, что переход от умственного труда к физической работе легче, чем наоборот: поэтому создать из интеллигента представителя физического труда легче, чем из рабочего – интеллигентного человека. Таким образом, подчеркивалось значение реактологии для психотехники (для отбора рабочих для той или иной профессии) и для педагогики. Позже реактологическая психология была оценена как антимарксистская концепция, имеющая «корни в буржуазной философии и социологии». Критиковались ее «неверные и порой вредные для практики социалистического строительства положения».
Таким образом, поведенческое направление в советской психологии 20-х годов в его различных вариантах не справилось с задачей создания марксистско-ленинской психологии. Ставилась задача преодоления механицизма и биологизма в советской психологии. Это решение требовало новых теоретических концепций. Их создание было подготовлено анализом зарубежной психологии, направленным на выявление ее общих основ. Психология установки Общее основание зарубежной психологии впервые в советской психологии выявил Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886 – 1950). Основатель грузинской школы психологии. Он был одним из основателей Тбилисского университета и создал в нем кафедру психологии и лабораторию экспериментальной психологии. В разных концепциях зарубежной психологии Узнадзе увидел одно общее основание, которое назвал «постулат непосредственности». Во всех теориях он видит принцип непосредственности в объяснении психических явлений, будто «объективная действительность непосредственно и сразу влияет на сознательную психику... и определяет ее деятельность». Истоки этого Узнадзе видит в ложной ориентации психологии на естествознание, которое базируется на признании факта непосредственной связи между физическими явлениями. Узнадзе раскрывает последствия этого: это идеализм и механицизм, выразившиеся в игнорировании субъекта деятельности и личности как целостности. Этот анализ зарубежной психологии оказался созвучным ее анализу в трудах Выготского, Рубинштейна. Из критики постулата непосредственности вытекает задача его преодоления. Ответом на эту задачу явилась теория установки. Установка возникает при наличии одновременно двух условий: потребности, актуально действующей в данный момент, и объективной ситуации удовлетворения данной потребности. Установка – целостное недифференцированное состояние, которое предшествует сознательной психической деятельности и лежит в основе поведения. «Отдельные акты поведения, вся психическая деятельность представляют собой явления вторичного происхождения». Был разработан метод экспериментального исследования установки, изучены виды установок, процесс их формирования, описаны их свойства. С позиции установки даны характеристики психических процессов, произведена оригинальная классификация форм поведения и деятельности человека. На этой основе разрабатывается система методов психотерапии – сеттерапия. Основным критерием определения личности Узнадзе считает наличие у неё сознания. В свою очередь, сознание, по его мнению, возникает на основе особого, отличного от самой установки механизма – так называемой объективации. Объективация ведёт одновременно к становлению субъекта сознания и деятельности в их единстве. Осознание действительности такой, какова она есть объективно, безотносительно к потребностям субъекта, есть проявление его способности руководствоваться логикой объекта. Только тогда, когда вещи и явления предстают как независимые от субъекта, в своей собственной логике, он получает возможность выбора направления своей активности. Совершенная оригинальность и конкретика понимания личности проявляется в предложенной Узнадзе типологии, которая фактически не привлекла внимания исследователей. Она построена на основании способности личности к объективации. Первый, динамический тип людей, прежде всего, обладает «развитой способностью к объективации» и «готовностью легко переключаться в направлении объективированных целей». Второй тип – статичных личностей, характеристика которых со стороны установок выявляет в них внутренние противоречия. Они должны как бы постоянно преодолевать свою психическую природу (установки), т. е. проявлять гиперобъективацию. Третий тип – вариабельных людей, которые обладают достаточной лёгкостью объективации, но не обладают достаточными волевыми способностями, необходимыми для её реализации. «Я-концепции», согласно Узнадзе, соответствуют высшие потребности – интеллектуальные, моральные и этические, но у каждой личности преобладают те или иные другие в определённом сочетании, что и обобщается в форме основной, закреплённой в процессе жизни установки личности. Из возможных действий, признаваемых его сознанием целесообразными, лишь некоторые привлекают его с определённой стороны, в отношении лишь некоторых чувствует он готовность, лишь некоторые признаёт он как соответствующие, как истинно целесообразные. Смысл мотивации состоит именно в этом: ценится и находится деятельность, соответствующая основной, закреплённой в процессе жизни установке личности. Психология установки остро поставила проблему активного субъекта в противоположность механицизму и идеализму.
Другое направление исследований по преодолению постулата непосредственности связано с введением в психологию понятия деятельности как центрального образования. Его начало идейно восходит к Л.С.Выготскому. Дальнейшее развитие это направление получило в общепсихологической теории деятельности, разработанной А.Н.Леонтьевым, А.Р.Лурией, П.Я.Гальпериным, Д.Б.Элькониным и др. (см. ниже).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.61.199 (0.009 с.) |