Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Николай Александрович Бернштейн (1896 – 1966)

Поиск

Н.А. Бернштейн работал в Центральном институте труда. Создан этот институт был для рационализации на научной основе производственной деятельности, повышения ее эффективности. Была поставлена задача создания особой науки о двигательной активности человека (организма) – биомеханики. Бернштейн стал творцом биомеханики в России.

Бернштейн обратился к проблеме регуляции поведения и изучению механизмов построения движения. Он создал и применил новые методы исследования (кимоциграфию и циклограмметрию), с помощью которых изучал движения человека (в процессе труда, во время занятий спортом, фортепианной игры, при поражениях нервной системы, при пользовании протезами конечностей и др.). Полученные данные позволил радикально изменить трактовку таких важнейших форм поведения, как навыки, показав ограниченность взгляда на них, как на стереотипные, автоматизированные действия, дублирующие один и тот же набор двигательных реакций. Организм, работая, совершает двигательную задачу. Движение направляется моделью потребностного будущего.

К понятию «отражение» (т.е. передача из внешнего мира в головной мозг изменений, которые сходны с воспринимаемыми вещами этого мира) Бернштейн присоединил термин «опережающее отражение». Благодаря ему организм способен предвосхищать, прогнозировать условия, в которых ему придется действовать в будущем, а не только хранить сведения о прошлом и отвечать на раздражители. Тем самым Бернштейн ввел в науку принципиально новое понимание причин поведения живых существ: важнейшей причиной выступает не прямое действие раздражителя на органы восприятия, а создание модели возможного будущего действия.

Изучение моторики людей с различными поражениями нервной системы позволило Бернштейну предложить эффективные приемы восстановления нарушенных функций после травм и ранений.

Бернштейну приходилось вести исследования в сложных условиях идеологического преследования, ему инкриминировали «идеализм», «космополитизм», «механицизм» и др. «извращения». Это привело к тому, что Бернштейна лишили лаборатории, но он не отрекся от своих убеждений и продолжал развивать свою концепцию.

Распространение учения Бернштейна носило избранный, достаточно ограниченный характер. Это объясняется тем, что освоение теоретического наследия Бернштейна требует знания основ биологии, нейрофизиологии, физиологии и анатомии нервной системы, психоневрологии, психоневропатологии и др. Все эти науки органически сплавлены в теоретических построениях Бернштейна, но в таком сплаве эти предметы не преподаются ни в медицинских институтах, ни в университетах. Не случайно труды Бернштейна стали библиографической редкостью.

 

Константин Константинович Корнилов (1879 – 1957)

Выступал против рефлексологии. Предложил свою модификацию науки о поведении, программу новой науки – реактологии.

Основным элементом психики он предложил считать реакцию, в которой объективное и субъективное неразрывно связаны (принцип диалектического единства – марксизм). Реакция наблюдается и изменяется объективно, но за этим внешним движением скрыта деятельность сознания. Реакция понималась чрезвычайно широко как любое жизненное проявление, начиная от реакции простейших.

В отличие от рефлекса реакция, по мысли Корнилова, неразрывно связана с активностью живого существа, являясь не отдельной составляющей поведения, но отражением его целостности и направленности на объекты внешнего мира.

Все многообразие реакций составляло так называемую гамму реакций человека. Жизнь рассматривалась как совокупность реакций, а каждая реакция – как взаимосвязь организма со средой.

Переход от одного вида реакций к другому осуществляется с большим или меньшим трудом. Например, утверждалось, что переход от умственного труда к физической работе легче, чем наоборот: поэтому создать из интеллигента представителя физического труда легче, чем из рабочего – интеллигентного человека. Таким образом, подчеркивалось значение реактологии для психотехники (для отбора рабочих для той или иной профессии) и для педагогики.

Позже реактологическая психология была оценена как антимарксистская концепция, имеющая «корни в буржуазной философии и социологии». Критиковались ее «неверные и порой вредные для практики социалистического строительства положения».

 

 

Таким образом, поведенческое направление в советской психологии 20-х годов в его различных вариантах не справилось с задачей создания марксистско-ленинской психологии. Ставилась задача преодоления механицизма и биологизма в советской психологии. Это решение требовало новых теоретических концепций. Их создание было подготовлено анализом зарубежной психологии, направленным на выявление ее общих основ.

Психология установки

Общее основание зарубежной психологии впервые в советской психологии выявил Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886 – 1950). Основатель грузинской школы психологии. Он был одним из основателей Тбилисского университета и создал в нем кафедру психологии и лабораторию экспериментальной психологии.

В разных концепциях зарубежной психологии Узнадзе увидел одно общее основание, которое назвал «постулат непосредственности». Во всех теориях он видит принцип непосредственности в объяснении психических явлений, будто «объективная действительность непосредственно и сразу влияет на сознательную психику... и определяет ее деятельность».

Истоки этого Узнадзе видит в ложной ориентации психологии на естествознание, которое базируется на признании факта непосредственной связи между физическими явлениями. Узнадзе раскрывает последствия этого: это идеализм и механицизм, выразившиеся в игнорировании субъекта деятельности и личности как целостности.

Этот анализ зарубежной психологии оказался созвучным ее анализу в трудах Выготского, Рубинштейна.

Из критики постулата непосредственности вытекает задача его преодоления. Ответом на эту задачу явилась теория установки. Установка возникает при наличии одновременно двух условий: потребности, актуально действующей в данный момент, и объективной ситуации удовлетворения данной потребности. Установка – целостное недифференцированное состояние, которое предшествует сознательной психической деятельности и лежит в основе поведения. «Отдельные акты поведения, вся психическая деятельность представляют собой явления вторичного происхождения».

Был разработан метод экспериментального исследования установки, изучены виды установок, процесс их формирования, описаны их свойства. С позиции установки даны характеристики психических процессов, произведена оригинальная классификация форм поведения и деятельности человека. На этой основе разрабатывается система методов психотерапии – сеттерапия.

Основным критерием определения личности Узнадзе считает наличие у неё сознания. В свою очередь, сознание, по его мнению, возникает на основе особого, отличного от самой установки механизма – так называемой объективации. Объективация ведёт одновременно к становлению субъекта сознания и деятельности в их единстве. Осознание действительности такой, какова она есть объективно, безотносительно к потребностям субъекта, есть проявление его способности руководствоваться логикой объекта. Только тогда, когда вещи и явления предстают как независимые от субъекта, в своей собственной логике, он получает возможность выбора направления своей активности.

Совершенная оригинальность и конкретика понимания личности проявляется в предложенной Узнадзе типологии, которая фактически не привлекла внимания исследователей. Она построена на основании способности личности к объективации. Первый, динамический тип людей, прежде всего, обладает «развитой способностью к объективации» и «готовностью легко переключаться в направлении объективированных целей». Второй тип – статичных личностей, характеристика которых со стороны установок выявляет в них внутренние противоречия. Они должны как бы постоянно преодолевать свою психическую природу (установки), т. е. проявлять гиперобъективацию. Третий тип – вариабельных людей, которые обладают достаточной лёгкостью объективации, но не обладают достаточными волевыми способностями, необходимыми для её реализации.

«Я-концепции», согласно Узнадзе, соответствуют высшие потребности – интеллектуальные, моральные и этические, но у каждой личности преобладают те или иные другие в определённом сочетании, что и обобщается в форме основной, закреплённой в процессе жизни установки личности. Из возможных действий, признаваемых его сознанием целесообразными, лишь некоторые привлекают его с определённой стороны, в отношении лишь некоторых чувствует он готовность, лишь некоторые признаёт он как соответствующие, как истинно целесообразные. Смысл мотивации состоит именно в этом: ценится и находится деятельность, соответствующая основной, закреплённой в процессе жизни установке личности.

Психология установки остро поставила проблему активного субъекта в противоположность механицизму и идеализму.

 

 

Другое направление исследований по преодолению постулата непосредственности связано с введением в психологию понятия деятельности как центрального образования. Его начало идейно восходит к Л.С.Выготскому. Дальнейшее развитие это направление получило в общепсихологической теории деятельности, разработанной А.Н.Леонтьевым, А.Р.Лурией, П.Я.Гальпериным, Д.Б.Элькониным и др. (см. ниже).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.61.199 (0.009 с.)