Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общий обзор истории психологии в РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Можно выделить несколько временных периодов, характеризующих критические точки в развитии российской психологической науки.
1. Конец XVIII – начало XIX века – зарождение психологии в России.
2. 40 – 60-е годы XIX века – это период становления российской психологии, выбора пути и научной программы. Было предложено 2 программы Константина Дмитриевича Кавелина и Ивана Михайловича Сеченова. Была выбрана программа построения психологии как естественнонаучной дисциплины, предложенная И. М. Сеченовым.
3. Конец XIX века – идеологический кризис в обществе. Привел к возникновению принципиально нового подхода, ориентированного на духовную философию, идеи Владимира Соловьёва и его последователей. Одновременно (хотя и не так интенсивно) развивалась и объективная (естественнонаучная) психология, возникли экспериментальные лаборатории, аналогичные лаборатории Вундта в Лейпциге.
4. 20 – 30-е годы XX века - зарождение советской, марксистской психологии, которая была направлена на решение важных социальных задач советского общества. До начала 30-х годов в России сохранялись и те научные школы, которые были связаны с гуманитарной, философской линией развития (например, школа Г. Шпета).
5. Середина 30-х годов - ситуация в науке и обществе резко изменилась, усилились авторитарные тенденции, что привело к разгрому и запрещению философской психологии, педологии и психотехники. Это нанесло серьёзный удар по научным психологическим школам, которые очень плодотворно развивались в этот период.
6. Середина 40-х годов - психология постепенно начала восстанавливаться, возобновлять свои исследования. Однако отрыв от традиций, заложенных в начале XX века, потеря связи с зарубежной наукой, внутренняя цензура, отсутствие институтов по подготовке психологов и, следовательно, малочисленность специалистов долгие годы сказывались на творчестве отечественных учёных.
7. Вторая половина XX века - возрождение школ, запрещённых в 30-е годы, новые исследования и открытия в разных областях психологии, прежде всего в когнитивной и возрастной. Возобновляются и связи с зарубежной психологией. Многие отечественные исследования, малоизвестные за рубежом (нейропсихологические работы А. В. Лурии, понятие о зоне ближайшего развития Л. С. Выготского), получили широкое распространение в мировой психологии. Российская психология в попытке наверстать упущенные за несколько десятилетий возможности начинает широко внедрять достижения зарубежных коллег. Наряду с положительными эти тенденции имеют и отрицательные последствия, связанные с утерей своих традиций, отходом от своей методологии, что в соединении с принципами разных школ привело к эклектике и невозможности достоверно интерпретировать полученные результаты.
8. Конец XX века - вновь начинает появляться интерес к методологическим вопросам, стремление не механически соединить, но интерпретировать достижения, имеющие единую логику научного поиска.
Влияние социокультурной ситуации в России на становление психологии:
· стремление к просвещению народных масс и то, что развитие психологии направлялось общественной ситуацией, способствовали ориентации на практику, стремлению не столько решать теоретические проблемы, сколько разрабатывать их практическое применение в реальной жизни. · важным фактором явилась идеология отечественной интеллигенции, которая не имеет аналогов в других странах. При возникновении она была тесно связана с духовенством. В эпоху Петра I интеллигенция была правительственная. И только в середине XIX века появилась собственно интеллигенция – научная, университетская, которая противопоставляла себя государству. Но она замыкалась в своем узком кругу, не делая свои знания достоянием всего общества. Таким образом, проблема взаимоотношений власти, интеллигенции и народа стала одной из центральных для отечественной науки (в европейской науке она практически не рассматривается); · роль журналов, при помощи которых, в основном, происходило просвещение в России («Вестник Европы», «Московские ведомости»). Русские писатели, журналисты и критики часто были и первыми философами и психологами.
Психологическая мысль в России VIII века – первой половины XIX века XVIII век Как показали исследования истории отечественной культуры, философии и науки, психологические идеи развивались в России еще в X — XV вв. На основе этих предпосылок в XVIII в. сформировались достаточно целостные концепции, которые дали начало материалистическим традициям их последующего развития Экономический и культурный подъем России после реформ Петра I способствовал формированию передовой общественно-философской и научной мысли. В XVIII веке в России широко развернулось просветительское движение, выдвинувшее замечательных деятелей: философа, профессора Московского Университета Н. Н. Поповского, писателя и книгоиздателя Н. И. Новикова; историка, государственного деятеля В. Н. Татищева, писателей А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина, философа, профессора Московского Университета Д. С. Аничкова, профессора права Московского Университета С. Е. Десницкого, философа Я. П. Козельского, писателя и философа П. С. Батурина и др. Украинский мыслитель Г.С.Сковорода (1722 — 1794) заострил внимание на самосознании человека. Защищал принцип «познай самого себя» как необходимое условие совершенствования внутреннего мира. Просветительское движение, имевшее ярко выраженную антикрепостническую направленность, ведущее борьбу с господствующими в официальной науке идеализмом и теологией, выдвинуло в центр проблему человека. В этих условиях материалистическое решение основных психологических проблем приобретало форму борьбы за гуманизм, за освобождение от предрассудков и суеверий. Накапливаются психологические знания о труде и трудящемся; зарождается этнопсихологическое направление как совокупность данных об особенностях психики и обычаях разных народов, населяющих Россию. Прогрессивных для своего времени воззрений на душевную жизнь придерживались русские просветители: Н.И.Новиков - крупный организатор издательского дела в России. В печати отражал наиболее спорные вопросы о природе души, ее смертности или бессмертии; В.Н.Татищев – утверждал идею о зависимости умственного развития от просвещения и обучения: источник индивидуального ума – опыт других людей, усваиваемый через язык и письменность; В 1796 г. выходит первая русская книга, специально посвященная психологии,— «Наука о душе». Ее автор И. Михайлов произвел систематизацию психологических знаний в духе английского эмпиризма Локка. Не рассматривая умозрительных вопросов, касающихся бессмертия души и т. п., он описывает факты — ощущения, мысли как ассоциации представлений, волю.
Начала складывается система учреждений образования. Открываются училища и школы. Продолжают действовать светско-духовные высшие учебные заведения — Московская Славяно-греко-латинская академия и Киево-Могилянская академия. Здесь было положено начало преподаванию философии, логики и психологии как отдельных от теологии предметов. В Киево-Могилянской академии эти проблемы разрабатывали И. Гизель (XVII в.), С. Яворский, Г. Конисский, Ф. Прокопович (XVIII в.). В 1724 г. была учреждена Академия Наук. По Уставу академики должны были читать лекции и вести обучение студентов в созданном при Академии Академическом университете (занятия в нем начались в 1726 г.). Сюда стали переводить лучших учеников из Славяно-греко-латинской академии и других духовных учебных заведений. В период с 1758 — 1765 гг. Академический университет возглавлял М. В. Ломоносов, бывший одним из первых его студентов. В январе 1755 г. был открыт Московский Университет. Его основателями были императрица Елизавета Петровна, ее фаворит И. И. Шувалов и М. В. Ломоносов. С этого времени начался исторический путь Московского Университета как важнейшего учреждения российского высшего образования и всей русской культуры. Важно отметить, что в рассматриваемый период начался процесс секуляризации знания. О соотношении принципов науки и религии хорошо сказал М. В. Ломоносов: «Неверно рассуждает математик, если хочет циркулем измерить Божью волю, но неправ и богослов, если он думает, что на Псалтыре можно научиться астрономии или химии». Социальную базу отечественной психологии XVIII в. составлял феодально-крепостной строй. Обострение его глубочайших противоречий в художественной форме заклеймил А. Н. Радищев в книге «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), за которую был сослан в Сибирь. Выражая настроения всех прогрессивно мыслящих деятелей русского общества, он потребовал полного уничтожения крепостного права.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) заложил основы материалистической русской психологии. В своих работах по риторике и по физике Ломоносов развивает материалистическое понимание ощущений и идей. «Краткое руководство по риторике» (1744) – Ломоносов утверждает, что содержанием идей являются вещи природы. В этой работе Ломоносов выступает как великолепный знаток людей. Он развивает идеи о воображении, о страстях (их природа, борьба со страстями, роль ума и т.д.), о психологии речи (воздействие речи на слушателя). Положение о первичности материи и зависимости от нее психических явлений последовательно развивались в его физических работах, особенно в его теории света – «Слово о происхождении света» (1757). Здесь же дана интересная попытка объяснения физиологического механизма ощущения цвета (в начале XIX века английский физик и врач Т.Юнг также выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения, разработанную далее Г.Гельмгольцем).
Алексей Николаевич Радищев (1749 – 1802) – развивал идеи Ломоносова. Свою книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» он заканчивает «Словом о Ломоносове», в котором дает первую биографию и воссоздает образ великого ученого и человека, дает историческую оценку его деятельности. В Сибири, куда он был сослан как автор «Путешествия…», он пишет трактат «О человеке, его смертности и бессмертии» (1792 – 1796), в котором излагает систему материалистических по своей сути взглядов на психическую деятельность. Однако трактат распадался на две части. В первой развивалось учение о том, что все душевные явления есть «поистине свойства вещества чувствующего и мыслящего», а во второй – приводились доводы в пользу бессмертия души. Это несоответствие породило различные оценки и интерпретации данного труда.
Оригинальные и конструктивные психологические идеи высказывались и таким выдающимся просветителем XVIII в. как Григорий Саввич Сковорода (1722-1794). В основе мировоззрения просветителя лежит идея трех "миров": макрокосма, или Вселенной, микрокосма, или человека, и третьей, "символической" реальности, связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей. Каждый из этих миров состоит из "двух натур": видимой ("тварь", сотворённый мир) - внешней, материальной и невидимой ("бог") - внутренней, духовной. Тем самым обосновывалась идея о том, что человек имеет как материальную, так и духовную основу и не может быть сведен только к какой-либо одной из этих основ. Интересные для своего времени взгляды высказывает Сковорода и относительно природных задатков человека и их роли в его развитии как личности. Он развивает учение о "сродности", "сродном труде". Под последним он понимает труд, который совпадает с природными задатками человека. Только такое совпадение (задатков и реальной деятельности) дает человеку чувство удовлетворения и счастья. Только в этом случае он будет добиваться успешности деятельности при минимальных затратах труда. В соответствии с этим каждый человек, по его мнению, должен изучать свои природные склонности и делать это необходимо с помощью таких методов самопознания, как наблюдение и опыт в разных аспектах - познание себя "как человека одинокого, от всех отличного", как человека ""похожего на других людей", живущих на земле, как человека действующего и творящего. Тем самым, по сути, речь идет о комплексном изучении человека как индивидуальности, личности и субъекта деятельности и о главной цели жизни человека, состоящей в поиске своего призвания, соответствующего природным склонностям. При этом, по мнению Сковороды, только через духовное устроение отдельной личности можно придти к идеалу совершенного человеческого общества.
Первая половина XIX века На психологическую мысль России этого времени значительное влияние оказали также идеи немецкой идеалистической философии, в особенности Шеллинга. П.С.Авсенев, Д.М.Велланский, В.Ф.Одоевский («Психологические заметки»), Х.А.Экеблад («Опыт обозрения биолого-психологического исследования способностей человеческого духа», 1872), А.И.Галич («Картина человека», 1834). Эти работы подчеркивают «целостность» человеческого существа, связь его со всей вселенной и выдвигают идеи развития в метафизической трактовке. А.И.Галич в своей работе развивает передовые для своего времени идеи, связывая переход от сознания к самосознанию с деятельностью человека в общественной жизни. В связи с этим выдвигаются проблемы личностно-мотивационного плана – побуждения, склонности, страсти и т.д.
Решающее значение для развития русской психологии XIX века имели психологические воззрения русских философов-материалистов: А.И.Герцен – идея о «деянии» как существеннейшем факторе духовного развития человека сохраняет свое принципиальное значение и по сегодняшний день. В.Г.Белинский – высказывает передовое требование – создать психологию личности, а не отдельных способностей. Н.А.Добролюбов – отстаивает единство психического и физического. Н.Г.Чернышевский – его материализм и психофизиологический монизм находят свое блестящее конкретное претворение у И.М.Сеченова.
Вопросы для самопроверки
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.92.98 (0.008 с.) |