Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рационализм в психологии XVII векаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С именем Рене Декарта (1596 – 1655), связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Своим учением о сознании он ввел критерий для выделения психики из аристотелевского учения о душе. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое – духовное – бытие, в противопоставление телу и всему внешнему материальному миру. Их абсолютная разнородность – главный пункт учения Декарта. Убедившись, что в философии и в других науках нет каких-либо прочных оснований, Декарт избирает в качестве первого шага на пути к истине сомнение во всем, по поводу чего можно обнаружить малейшее подозрение в недостоверности (это следует применять в области научного исследования). Декарт подчеркивает новизну своего подхода: впервые систематическое сомнение используется как методический прием в целях философского и научного исследований. По существу, сомнению может быть подвергнуто все, кроме самого акта сомнения. Но сомнение – это деятельность мысли. Если я сомневаюсь, значит, я мыслю. Но мышление не может быть без субъекта мышления. Таким образом, если я мыслю – я существую. Вслед за этим выводом Декарт приступает к определению сущности «Я». Все прежние представления о «Я» (Я – человек; Я – душа + тело) отвергаются им, т.к. нет доказательств, что все это необходимо для «Я». Если отделить все сомнительное, то остается только сомнение, а сомнение – это акт мышления. Т.е. от сущности «Я» неотделимо только мышление. Под мышлением Декарт понимал не только мыслительные процессы, но и ощущения, представления, чувства, т.е. все, что осознается человеком. Таким образом, психику Декарт отождествляет с сознанием. Значит и интроспекцию, с его точки зрения можно рассматривать как объективный метод познания психики, хотя ее данные должны проверяться сомнением. Эта точка зрения утвердилась в психологии на долгое время. В содержании сознания Декарт выделял 3 вида идей (или понятий): - порожденные самим человеком – основываются на собственном опыте и являются обобщением данных органов чувств. Это знания, полученные опытным путем с помощью индукции (энумерации, как называет ее Декарт); - приобретенные – результат обучения, общения с др. людьми и чтения книг. Это знания более полные и совершенные, т.к. являются обобщением опыта разных людей. - врожденные идеи – содержатся в разуме изначально, только они открывают истину. Способ, при помощи которого человек открывает содержание врожденных идей, - рациональная интуиция. Главные врожденный идеи – идея Бога, «Я» и числа. Итак, в целом мышление – это чисто духовный, абсолютно бестелесный акт, который Декарт приписывает нематериальной мыслящей субстанции. Таким образом, он приходит к учению о 2-х субстанциях: - мыслящая (духовная); - протяженная (телесная) – занимает пространство. Таким образом, все взгляды Декарта разделяются на 2 части: - физику (природа – материалистическое учение); - метафизику (учение о душе – идеалистическое). Тело животного и человека Декарт описывает как физик, опираясь на науку своего времени: «Все тепло и все движения, которые у нас имеются, поскольку они совершенно не зависят от мысли, принадлежат только телу». Декарт называет большой ошибкой, которую делало большинство, когда связывало такие процессы как движение и тепло с душой. «Смерть никогда не наступает по вине души, но исключительно потому, что разрушается какая-нибудь из главных частей тела». Тело человека он сравнивает с часами или иным автоматом и дает описание «устройства машины нашего тела». Таким образом, в вопросах физиологии, как и природы в целом, Декарт – материалист. В объяснении движений Декарт использует понятие «животных духов»: Это тела, которые очень малы и движутся очень быстро. Причина всех движений в том, что некоторые мускулы сокращаются, а противоположные им растягиваются. Это происходит из-за движения «духов» по мышцам. В каждом мускуле имеются отверстия, через которые «духи» могут проходить. Мускул, из которого «духи» выходят, растягивается и слабеет, а мускул, в который приходит больше «духов», сокращается и приводит в движение ту часть тела, к которой он прикреплен. «Духи» движутся по нервам. Нервы – это трубочки, в которых есть сердцевина, которая тянется в виде тонких ниточек от мозга (откуда нерв берет свое начало), до оконечностей других членов. Также у нерва есть оболочка, которая является продолжением той, которая покрывает мозг. Ниточки, составляющие сердцевину нерва, всегда натянуты. Предмет, касаясь той части тела, где находится коней одной из нитей, приводит в движение ту часть мозга, откуда эта ниточка выходит. Натяжение нити приводит к тому, что открываются клапаны отверстий, ведущих из мозга в нервы. Животные духи переходят в эти нервы, входят в соответствующий мускул, раздувают его, заставляя укорачиваться, – и происходит движение. Таким образом, предмет действует на тело ® к мозгу ® к мускулам (движение). Так Декарт объяснял движения, которые производятся без участия воли. Это исторически первая попытка рефлекторного объяснения непроизвольных движений. Рефлекс не зависит от психики, от души. В этом проявляется механистическая односторонность Декарта. Обсуждая возможность изменить течение рефлекса (т.е. возможность обучения), Декарт использовал понятие ассоциации. Он распространяет понятие ассоциации и на поведение и говорит о связи между двумя действиями или между действием и образом предмета. (Так выстрел, который приводит к естественному движению – убежать, при обучении может изменить свою функцию, например, у солдата стать сигналом к атаке, а у охотничьей собаки – к поиску дичи). Такое изменение поведения не связано с влиянием души, а происходит потому, что ассоциации, возникающие в результате упражнения или привычки, деформируют клапаны мозга в результате натяжения определенных «нитей». Это приводит к нарушению естественного движения животных духов, они перемещаются в новом направлении, попадают в новую мышцу и вызывают, соответственно, другое движение. Описанные идеи Декарта получили развитие в теории Гартли. Итак, рефлекс не зависит от психики, от души. Чем же тогда занимается душа? Душе предназначено иметь самое прямое и достоверное знание, какое только может быть у субъекта, о собственных актах и состояниях, невидимых ни для кого другого. Тем самым произошел поворот в понятии о душе, ставший опорным пунктом для построения нового предмета психологии. Отныне этим предметом становится сознание. Как же две независимые субстанции – душа и тело - сосуществуют в человеке? Решение, которое предложил Декарт, было названо психофизическим взаимодействием. Душа соединена со всем телом, но наиболее ее деятельность связана с мозгом, с частью его, которая расположена глубже всех. Душа помещается в очень маленькой «шишковидной» железе, находящейся в мозге (эпифиз). Тело влияет на душу, пробуждая в ней «страдательные» состояния (страсти) в виде чувственных восприятий, эмоций и т.п. Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, понуждая эту «машину» работать и изменять свой ход. Таким образом, мы видим глубокое противоречие в учении Декарта. С одной стороны, душа имеет отличную и независимую от тела природу, с другой, - тесно с ним связана и помещается в железе мозга. Дуализм Декарта стал источником трудностей для дальнейшего развития психологической науки. Через всю историю психологии проходит проблема соотношения души и тела. Декарт их противопоставил (как и многие его предшественники). Но им была создана новая форма дуализма. И тело, и душа приобрели содержание, неведомое прежним эпохам. Тело может только двигаться, душа – только мыслить. Принцип работы тела – рефлекс. Принцип работы души – рефлексия (от лат. «обращение назад»). Попытки справиться с декартовым дуализмом предпринял ряд великих мыслителей XVII века. Их исследования ставили целью утвердить единство мироздания, покончив с разрывом телесного и духовного, природы и сознания.
Бенедикт Спиноза (1632 – 1677) - нидерландский философ-материалист, атеист и пантеист (пантеизм – все Бог – философское учение, отождествляющее Бога и мир). Выступил одним из первых оппонентов Декарта. Главное его сочинение «Этика» (1677). Основная цель сочинения – помочь человеку выработать линию индивидуального поведения, открыть путь к свободной жизни. В отличие от Декарта Спиноза разработал монистическое учение. Он учил, что имеется единая вечная субстанция, Бог или Природа. Он определил ее, как то, что существует само в себе и представляется само через себя. Субстанция несотворима, неуничтожима, бесконечна во времени и пространстве. Спиноза различает сущность и существование. Сущность – это характеристика вещи, то, без чего вещь перестает быть тем же самым. Существование – это есть она или нет. Сущность субстанции несет в себе свое существование. Таким образом преодолевается разрыв между физическим (существованием) и метафизическим (сущностью). Согласно Спинозе, физическое подчиняется метафизическому. Сущность субстанции отражается в ее коренных свойствах – атрибутах. Из всех атрибутов нашему ограниченному разумению открыты только 2 – протяженность и мышление. Каждая вещь как частичка субстанции (ее модус) также имеет эти 2 атрибута: мышление и протяженность. Под атрибутом протяженности мы видим вещь как тело; со стороны мышления она выступает как идея этой вещи, душа вещи. Таким образом, душа и тело составляют один и тот же индивидуум (мыслящее тело) и строго соответствуют друг другу, и в этом соответствии неотделимы друг от друга. Человек – особо сложная модификация атрибутов мышления и протяжения, модусов души и тела. Система Спинозы – материалистический монизм. Субстанция протяженна и она же может мыслить. Нет особой духовной субстанции. Однако проблему материи и мышления Спиноза не смог разрешить до конца. Возникают трудности с ответами на такие вопросы: всякое ли проявление субстанции имеет душу? какова функция психики? и др.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 –1716) – немецкий философ-идеалист, математик, физик, изобретатель, юрист, историк, языковед. Мироздание Лейбниц мыслил в виде грандиозного механизма, первичными элементами которого являются неделимые и замкнутые в себе центры жизненных сил. Таким образом, не разделяя положения Спинозы о единой субстанции, Лейбниц говорил о существовании множества субстанций, названных им монадами (от греч. «монос» - «единое»). Монада – простая субстанция, которая входит в состав сложных, (простая, значит не имеющая частей) – атом природы, элемент вещей. Основными свойствами монады является восприятие (перцепция) и стремление. Лейбниц подчеркивал, что перцепцию следует отличать от сознания (апперцепции). Он считал ошибочным не признавать неосознаваемые восприятия (как это делали картезианцы). Тем самым представление о психическом расширялось, т.к. в его сферу включалось не только сознание, но и бессознательное. Введенное Лейбницем понятие апперцепции имело продолжение в немецкой философии и психологии (И.Кант, И.Гербарт, В.Вундт). Душа в теории Лейбница – это тоже монада, которая отличается более отчетливым восприятием и памятью. Человеческая душа представляет собой высший уровень развития монад. Поскольку монады отличаются друг от друга, и не существует 2-х совершенно тождественных монад, то и души людей отличаются друг от друга, делая каждого конкретного человека уникальным и неповторимым. Монада всегда остается неизменной и независимой замкнутой единицей, которая, по определению Лейбница, «не имеет окон». Поэтому внешнее влияние на самоопределение человека невозможно. (Такая точка зрения характерна для представителей феноменологии (Э.Гуссерль) и частично экзистенциализма). Эта точка зрения стала одной из самых дискутируемых в ходе развития социально-психологических исследований. Вместе с тем Лейбниц не отрицал связь монады с окружающей действительностью. Он говорил о том, что монада представляет собой «живое зеркало Вселенной». Основой этой связи является восприятие, которое активно и субъективно, т.к. каждой монаде присущи стремление (активность) и индивидуальность. Одним из важнейших открытий Лейбница было положение о том, что субъективность познания есть результат не пассивного усвоения материала, но активного его постижения. Поэтому собственная точка зрения не противоречит истинности понятий, объективности знаний (как это считали большинство философов, начиная с Демокрита). Это позволило Лейбницу сделать вывод о принципиальной познаваемости мира. В своих воззрениях на проблемы познания Лейбниц стоял на позициях рационализма. Он выделял 3 вида идей (понятий), или 3 ступени познания: - понятия, образующиеся на основе данных органов чувств (или чувственное познание) – это знания об отдельных качествах предметов – цвет, звук, запах и т.д.; - одновременно чувственные и умопостигаемые понятия - открывают связи и отношения, строятся на основе обобщения данных органов чувств; - умопостигаемые понятия (или рациональная интуиция), которые не нуждаются в опоре на чувственное восприятие – это знания о всеобщем и необходимом. Лейбниц подчеркивал, что бессознательную часть души можно познать только интуицией, а не логическим мышлением. Таким образом, была введена связь между интуицией и мистикой, которая стала доминирующей во многих направлениях психологии. Обращаясь к вопросу о взаимосвязи души и тела, Лейбниц подверг критике взгляды Декарта о возможности их взаимного влияния. Он считал, что душа и тело совершенно не зависят друг от друга и функционируют по разным законам – позиция психофизического параллелизма. Но они действуют так, что создается впечатление их взаимосвязи. Объясняется это не законами природы, а божественной мудростью, которая проявилась в «предустановленной гармонии» между психическим и физическим. Душа и тело подобны паре часов, которые в любых условиях показывают одно и то же время, хотя и движутся независимо. Согласно Лейбницу, все в мире подчиняется закону непрерывности. Природа не делает скачков. Неорганическое и органическое, растение и животное, животное и человек лишь кажутся противоположностями. При ближайшем же рассмотрении они оказываются соседними ступенями, связанными между собой непрерывным прогрессом. Этот общий закон Лейбниц применяет и к душевной жизни. Она также непрерывна. Наряду с ясно сознаваемыми (апперцептируемыми) восприятиями в душе есть бесчисленные малозаметные восприятия, «которые недостаточно выделяются, чтобы их можно было осознать или вспомнить,… мы мыслим одновременно о множестве вещей, но обращаем внимание на наиболее выделяющиеся мысли». Сознание не отличается от бессознательного какой-то особенной сущностью, в душе происходят постоянные переходы сознательных представлений в бессознательные и обратно.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.28.185 (0.015 с.) |