Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. История психологии как наукаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Психологическое познание столь же древне, как и сам человек. Первая система психологических понятий изложена в трактате Аристотеля «О душе». Но в те времена психологии как отдельной науки еще не было. Психологами называли знатоков души, человеческих страстей и характеров. Научное же знание отличается от житейского тем, что оно, опираясь на силу абстракции и человеческого опыта, открывает законы, которые правят миром. Как самостоятельная наука психология сложилась только к середине XIX века. Это вовсе не значит, что в предшествующие эпохи представления о психике (душе, сознании, поведении) были лишены научности. Длительное время психология считалась философской (и богословской) дисциплиной. Иногда она фигурировала под другими названиями. Ее называли ментальной философией (ментальный – от лат. mental – психический), душесловием, пневматологией (от греч. pneuma – дыхание). Было бы, однако, ошибочно искать корни психологии в одной философии. Концентрация психологических знаний происходила на многих участках интеллектуальной работы человечества. Информацию о прошлом психологии хранят не только сменявшие друг друга философские системы, но и естественные науки: в особенности биология, а также медицина, педагогика, социология. Веками осознавались проблемы, изобретались гипотезы, строились концепции, готовившие почву для современной науки о психической организации человека.
В отличие от предмета психологии, в истории психологии изучается не сама психическая реальность, но представления о ней, какими они были на разных этапах поступательного развития науки. Задачей истории психологии является анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике. Знания, полученные в ходе обычной практической деятельности, религиозные представления о психике, результаты других ненаучных способов умственной деятельности при этом не рассматриваются. За всю историю развития психологических знаний известны три определения предмета психологии: как науки о душе, о сознании, о поведении. Современная постановка проблемы предмета психологии была намечена в отечественной психологии и развита в советский период. Ее основу составляют положения о роли деятельности в формировании психических свойств и процессов человека и животных. Если в целом история свидетельствует о неуклонном прогрессе психологических знаний, то на отдельных отрезках пути ее развития положение является более сложным. Не всегда то знание, которое появилось позже, оказывалось одновременно и более содержательным, прогрессивным во всех аспектах; нередко в новой концепции отбрасывалось то положительное, что было в старой. Развитие науки, в том числе и психологии, не линейный, а очень сложный процесс, на пути которого возможны зигзаги, неузнавание открытий, возвраты к уже пройденным решениям, «топтание на месте», кризисы. Явления, с которыми имеет дело психология, часто превосходят физические по сложности и возможности познания. Великий физик Эйнштейн, знакомясь с опытами великого психолога Пиаже, заметил, что изучение физических проблем – это детская игра сравнительно с загадками детской игры.
Периодизация истории психологии В своем развитии психология прошла несколько этапов. Донаучный период заканчивается примерно в VII-VI вв. до н.э., т.е. до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами). Второй – научный - период начинается на рубеже VII-VI вв. до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а потому он получил условное название философского периода. Также несколько условно устанавливается и его длительность - до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения собственно психологической терминологии, отличающейся от принятой в философии или естествознании. В связи с условностью периодизации развития психологии, естественной практически для любого исторического исследования, возникают некоторые разночтения при установлении временных границ отдельных этапов. Иногда появление самостоятельной психологической науки связывают со школой В.
Движущие силы и причины исторического развития психологических идей Как и всякая другая наука, психология обладает лишь относительной самостоятельностью, а психологи как ученые «находятся под господствующим влиянием экономического развития». Сложные отношения науки и общества охарактеризовал Л.С.Выготский: «Закономерность в смене и развитии идей, возникновение и гибель понятий, даже смена классификаций и т.п. – все это может быть объяснено на почве связи данной науки - с общей социально-культурной подпочвой эпохи; - с общими условиями и законами научного познания; - с теми объективными требованиями, которые предъявляет к научному познанию природа изучаемых явлений на данной стадии их исследования». Анализ развития исторических знаний требует изучения историческогофона. Социальные условия в значительной степени влияют на выбор проблемы, а также на характер ее решения. Так, анализируя творчество З.Фрейда, К.Нири пришел к выводу: «Толкование сновидений» является главным источником сведений о тех социальных и политических впечатлениях, которые с раннего возраста формировали мышление и мировоззрение создателя психоанализа». История психологии должна также учитывать особую ситуацию в науке в изучаемый период. Влияния математики, физики, астрономии, языкознания, физиологии, биологии, логики и других наук на психологию разнообразны. o В рамках этих наук накапливались знания о психических явлениях (например, изучение проблемы связи мышления и языка в трудах лингвистов А.Потебни, В.Гумбольта). o В психологии использовались методы этих наук (в частности, эксперимент был заимствован В.Вундтом из физиологии органов чувств, психофизики и психометрии). o Использовалась научная методология (например, развитие механики в XVII – XVIII вв. обусловило возникновение механистической модели поведения животных и т. п.).
Методы истории психологии История психологии имеет междисциплинарный характер. Некоторые из ее методов и методик заимствованы из гражданской истории, науковедения, философии науки. А) Основным методом истории психологии является теоретическая реконструкция, описание и критический анализ научных систем прошлого психологического знания. Как уже отмечалось, история психологии имеет дело с развитием знания в социальном контексте. Опасность здесь заключается в том, что нельзя допускать крен в социологический анализ. В отечественной психологической литературе последних лет такая опасность обнаружилась при рассмотрении психологии 20-х гг., судеб отдельных ученых. Б) Одним из направлений научного исследования может быть научная школа. Изучение научных школ является важным источником понимания механизма развития науки, поскольку позволяет раскрыть самую деятельность по производству знаний в контексте межличностных отношений, характер научного общения внутри коллектива школы, включая и столкновение различных мнений, взаимную критику и т.п. В) В истории психологии применяется метод интервьюирования. Он представляет собой беседу по заранее составленному исследователем перечню вопросов, направленных на получение материалов в соответствии с конкретной задачей исследования. Примерами использования этого метода в истории психологии являются беседы американского психолога Р.Ивенса с К.Юнгом, Э.Фроммом и др. Из отечественных исследователей этим методом пользовались В.Умрихин, Н.А.Даниличева. Г) Биографический и автобиографический методы воссоздают атмосферу реальной жизни, являются источником знаний о духовном развитии ученого, этапах его научного труда. Д) Анализ научных ссылок, т.е. установление частоты цитирования научных трудов, производится с целью получения сведений о связях между научными направлениями, о переднем крае науки и тенденциях ее развития. Но этот прием может использоваться только в сочетании с другими методами, т.к. его применение ограничено.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.135.201 (0.011 с.) |