Согласно Левину, все формы поведения могут быть описаны с помощью подобных схем. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Согласно Левину, все формы поведения могут быть описаны с помощью подобных схем.



Значение гештальтпсихологии

В чем же причина, что гештальтизм перестал соответствовать новым научным запросам? Скорее всего, основная причина в том, что психические и физические явления в гештальтпсихологии рассматривались по принципу параллельности, вне причинной связи. Гештальтизм претендовал на общую теорию психологии, но на самом деле его достижения касались исследования одной из сторон психического, на которую указывала категория образа. При объяснении же явлений, которые не могли быть представлены в категории образа, возникали огромные трудности.

Гештальтпсихология не должна была разъединять образ и действие, образ у гештальтистов выступал в виде сущности особого рода, подчиненной собственным законам. Методология, основанная на феноменологической концепции сознания, стала препятствием для подлинно научного синтеза этих двух категорий.

Гештальтисты поставили под сомнение принцип ассоциации в психологии, но их ошибка была в том, что они разорвали анализ и синтез, т.е. оторвали простое от сложного. Некоторые гештальтпсихологи даже отрицали вообще ощущение как явление.

Но гештальтпсихология привлекла внимание к вопросам восприятия, памяти, продуктивного, творческого мышления. В исследованиях гештальпсихологов было открыто более ста закономерностей зрительного восприятия: апперцепция (зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека), взаимодействие фигуры и фона, целостность и структурность восприятия, прегнантность (стремление к простоте и упорядоченности восприятия), константность восприятия (постоянство образа предмета несмотря на изменение условий его восприятия), феномен "близости" (тенденция к объединению элементов, смежных во времени и пространстве), феномен "замыкания" (тенденции к заполнению пробелов между элементами воспринимаемой фигуры).

Вопросы для самопроверки

 

  1. Какие законы восприятия были открыты в гештальтпсихологии?
  2. Как объясняется в гештальтпсихологии психическое развитие?
  3. Опишите процесс мышления с точки зрения гештальтпсихологов.
  4. Какова роль инсайта в творческом мышлении?
  5. В чем сущность понятия «психологического поля»?
  6. Чем различаются волевое и полевое поведение?
  7. Какие закономерности групповой динамики открыл К.Левин?

 

Тема 14. История гуманистической психологии

Истоки и общие положения гуманистического направления в психологии

Гуманистическая психология – это ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы на изучение смысловых структур человека. В качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов ХХ века и получила название «третьей силы» в психологии, т.к. протестовала против бихевиоризма, роботизирующего человека, и психоанализа с его мрачным пессимизмом, безнадежностью и ориентированностью на прошлое.

Гуманистическая психология смотрит на человека с надеждой и оптимизмом. Она верит в то, что любой человек обладает потенциалом здорового творческого роста. Неудачи в реализации этого потенциала связаны с влиянием родительского воспитания, обучения и иных социальных прессов. Тем не менее, этот вредный эффект может быть преодолен, если индивид примет на себя ответственность за собственную жизнь.

В качестве основных предметов анализа в гуманистической психологии выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

Истоки идей гуманистической психологии – в философских традициях гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, а также в восточных философско-религиозных системах.

Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках.

  1. Человек целостен, и должен изучаться в целостности.
  2. Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи, т.к. каждый человек уникален.
  3. Человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире является главной психологической реальностью.
  4. Человек открыт для развития и самореализации, которые являются частью его природы.
  5. Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе.

 

Основные представители гуманистической психологии

Абрахам Маслоу (1908 – 1970). По мнению Маслоу, психоанализ обедняет наше представление о человеке, сосредоточившись на больных людях и болезненных проявлениях личности. Бихевиоризм фактически сводит жизнедеятельность к манипуляциям и тем самым низводит человека до уровня стимульно-реактивного механизма. Маслоу призывал изучать собственно человеческое в человек е.

Попытки Маслоу гуманизировать психологию встречали ожесточенное отвержение со стороны большинства коллег, придерживавшихся бихевиористской ориентации, ведущие психологические журналы отвергали любые его рукописи на протяжении ряда лет.

С точки зрения Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации. Это стремление к максимальному раскрытию своих способностей и задатков выступает наивысшей человеческой потребностью. Но для того, чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. Высшая природа человека опирается на его низшую природу, нуждаясь в ней как в основании, и рушится без этого основания.

Интересный аспект теории Маслоу – комплекс Ионы. Комплекс Ионы – это нежелание человека реализовать свои природные способности. Подобно тому, как библейский Иона пытался уклониться от ответственной роли пророка, многие люди также избегают ответственности, опасаясь в полной мере использовать свой потенциал. Они предпочитают ставить перед собой мелкие, незначительные цели, не стремятся к серьезным жизненным успехам. Насыщенная, полнокровная жизнь многим представляется невыносимо трудной. Корни комплекса Ионы можно усмотреть в том, что люди бояться изменить свое неинтересное, ограниченное, но налаженное существование, боятся потерять контроль над тем, что уже есть.

Термин «самоактуализация» использовался еще К.Юнгом. По Юнгу, это означало конечную цель развития личности, достижение ею единства на базе наиболее полной дифференциации и интеграции различных ее сторон. Весьма близки к идее самоактуализации также концепции «стремления к превосходству» и «творческого Я» А.Адлера.

К сожалению, концепция Маслоу никак не подкреплялась экспериментально. Автор не приводит никаких статистических данных, напротив, постоянно пользуется расплывчатыми формулами «вероятно», «наверное», «судя по всему». Сам Маслоу считал свой подход не альтернативой традиционному, естественнонаучному подходу, а дополнением к нему.

В поздних своих работах Маслоу существенно модифицировал свою концепцию мотивации и личности. Он фактически отказался от многоступенчатой пирамиды потребностей. Все человеческие потребности он подразделил на:

  • низшие – «дефицитарные» - продиктованные недостачей чего-либо и потому насыщаемые;
  • высшие – «бытийные» - ориентированные на развитие и рост, а, следовательно, ненасыщаемые.

Экзистенциальная психология

Кроме того, на принципах гуманистической психологии основано направление «Экзистенциальная психология». Ее представителями являются Л.Бинсвангер, М.Босс, Е.Минковски, Р.Мэй, В.Франкл, Дж.Бьюдженталь, И Ялом. Здесь выделяется следующий ряд проблем: жизни и смерти, свободы и ответственности, общения и одиночества, смысла и бессмысленности существования. Считается, что конкретный человек имеет уникальный личный опыт, который не может быть сведен к универсальным правилам. На основе данных теоретических посылок развивается экзистенциальная психотерапия, направленная на восстановление аутентичности личности, которая достигается за счет глубинной личностной рефлексии.

 

Вопросы для самопроверки

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.005 с.)