Развитие эволюционных идей в биологии и их значение для психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие эволюционных идей в биологии и их значение для психологии



 

Революцию в психологическом мышлении произвело учение Чарльза Дарвина (1809 – 1882). Оно ознаменовало крутой поворот от механодетерминизма к биодетерминизму. Прежде всего, Ч.Дарвин указывал на естественный отбор как фактор выживания организмов в постоянно угрожающей их существованию внешней среде. Отмечал, что в ходе эволюции выживают те, кто смог наиболее эффективно приспособиться; выжившие в борьбе за существование передают свои свойства потомству. Поскольку естественный отбор отсекает всё ненужное для жизни, то он истребляет и психические функции, не способствующие приспособлению. Это побуждает рассматривать психику как элемент адаптации организма к внешней среде.

Психика не могла более представляться изолированным "островом духа". В психологии фундаментальным становится соотношение "организм-среда", вместо отдельного организма. Это порождает новый системный стиль мышления, который в дальнейшем привёл к выводу, что предметом психологии должно быть не сознание индивида, а его поведение во внешней среде, изменяющей (детерминирующей) его психический склад.

Понятие об индивидуальных вариациях является составной частью эволюционной теории Ч.Дарвина. Стало быть, к ним относятся и вариации в сфере психики. Это придало импульс разработке нового направления в психологии, предметом которого стало изучение индивидуальных различий между людьми, обусловленных законами наследственности. Позже оно превратилось в разветвлённую ветвь дифференциальной психологии.

Кроме того, дарвинизм стимулировал изучение психики в животном мире, и стал основанием зоопсихологии, широкого изучения (с помощью объективных экспериментальных методов) механизмов психической регуляции поведения животных.

Ч.Дарвин, анализируя инстинкты как побудительные силы поведения, подверг критике версию об их разумности. Вместе с тем им было подчёркнуто, что корни инстинктов уходят в историю вида, без них живой организм не может выжить; инстинкты тесно связаны с эмоциями. К их изучению Ч.Дарвин подошёл не с точки зрения их осознания субъектом, а опираясь на наблюдения за выразительными движениями, которые ранее имели практический смысл (например, сжатие кулаков и оскал зубов при аффекте гнева, что когда то эти агрессивные реакции означали готовность к борьбе). Естествоиспытатели додарвинистического периода считали чувства элементами сознания. По Дарвину, эмоции, захватывающие индивида, выступают в качестве феноменов, которые, хотя и являются психическими, однако первичны по отношению к его сознанию. Наибольший интерес вызывает книга Ч.Дарвина "Происхождение человека и половой подбор", изданная в 1872г.

Одновременно с Ч.Дарвином идеи эволюционной психологии развивал английский философ Герберт Спенсер. В своём труде "Основы психологии" (1855г.) он определил жизнь как непрерывное приспособление "внутренних отношений к внешним". Основные положения его работы следующие. Происходящее внутри организма (стало быть, и сознание) может быть понято только в системе его отношений (адаптации) к внешней среде. Чтобы выжить, организм вынужден устанавливать связь между объектами этого мира и своими реакциями на них. Случайные, несущественные для выживания связи он игнорирует, а связи, необходимые для решения этой задачи, прочно фиксирует, сохраняет "про запас", на случай новых конфронтаций со всем, что может угрожать его существованию. Адаптация в данном случае означает не только приспособление к новым ситуациям органов чувств как источников информации о том, что происходит вовне (как, например, изменяется чувствительность глаза в темноте). Существует особый вид ассоциаций - между внутренними психическими образами и реализующими адаптацию целостного организма мышечными действиями. Так свершился крутой поворот в движении психологической мысли. Из "поля сознания" она устремилась в "поле поведения".

Гипноз и внушение

 

В разграничении психики и сознания большое значение имели исследования гипноза. Основателем научной гипнологии следует считать португальского аббата Фариа, который впервые использовал методику словесного погружения в гипноз. Гипнотические сеансы приобрели в Европе большую популярность благодаря деятельности австрийского врача Франца Антона Месмера (1734-1815). Согласно его мистической теории, мир пронизан особой жидкостью - магнетическим флюидом (от лат. fluidus - текучий), обладающим целебной силой. Накапливаясь как в резервуарах у особенно одарённых для его восприятия личностях, магнетический флюид, по воззрениям Ф.А.Месмера, может передаваться больным через прикосновения и излечивать их. Позже английский врач Брэйд придал решающую роль в гипнозе психологическому фактору. С конца 70-х годов XIX века начинает изучать явления гипноза французский невропатолог Жан Мартен Шарко.

Гипноз (от греч. hypnos - сон) не только демонстрировал факты психически регулируемого поведения с выключенным сознанием (поддерживая тем самым представление о бессознательной психике). Чтобы вызвать гипнотическое состояние, требовался "раппорт" - создание ситуации взаимодействия между врачом и пациентом. Обнаруженная при этом бессознательная психика, стало быть, социально-бессознательная, потому что она инициируется и контролируется человеком, который проводит гипноз.

 

Развитие психиатрии и ее значение для психологии

Древний период

Первые попытки объяснить психические заболевания отмечаются в VI веке до н.э. Наиболее распространенной в этот период была мозговая теория душевных болезней, т.е. психические расстройства связывали с расстройством и заболевание головного мозга. Этой теории придерживались: Пифагор, Алкмеон, Гиппократ, Гален и др.

Однако под влиянием Сократа и Платона, а позже Плотина и Августина, появляются попытки найти причины психических отклонений внутри самой душевной деятельности. Таким образом, наметилось 2 противоположных течения:

  • Органическое (школа соматиков)
  • Психическое (школа психиков).

В области практической психиатрии особую роль сыграли некоторые указания древних врачей из школы психиков (особенно Цельса) по обращению с душевнобольными. В качестве мер излечения ими предлагались голод, избиения, цепи и т.п. Такие формы терапии стали в странах Западной Европы общепринятыми нормами обращения с душевнобольными вплоть до XIX столетия.

Средневековый период

Естественнонаучное объяснение психических болезней полностью сменяется мистическим. Душевные заболевания начинают рассматриваться как результат поселения в душу человека дьявола, как следствие колдовства. Для изоляции больных создавались специальные учреждения, похожие на тюрьмы, где их секли розгами, кололи иглами, и шпагами с целью изгнания из души дьявола. Издавалась специальная литература с указанием способов распознавания и истребления одержимых.

XVI век

Постепенно появлялись врачи, протестовавшие против подобного подхода. Среди них немецкий врач И.Вейер. Он твердо верил античному завету: в здоровом теле – здоровый дух, а значит, укрепляя тело, можно вылечить и душу.

Прогрессивные взгляды выражали и итальянские врачи Монтанус, Веттори, Меркуриали, Платер и др. Платер утверждал, что мозг есть орудие мысли, и всякое его повреждение ведет к душевным извращениям. Излечивая мозг, можно устранять и психические отклонения.

XVII век

Психиатрия, как и другие науки, в это время испытывает сильное влияние материалистических тенденций Декарта и Бэкона. Психические заболевания связываются с расстройством нервной системы. Например, Ш.Ляпуа полагал, что в основе истерических припадков лежат процессы механического сжатия и расширения мозговых оболочек.

XVIII век

Центром научной психиатрии становится Франция. Реформатором французской психиатрии является Филипп Пинель. В основу его деятельности легли прогрессивные взгляды французских материалистов (Ж.Ламетри, П.Гольбаха, К.Гельвеция, П.Кабаниса). Он выдвинул принципы клинической психиатрии: уничтожение тюремных режимов, снятие с больных цепей и наручников, создание благоустроенных больниц, преобразование психиатрии в опытную науку.

Пинель предпринял первое массовое обследование 200 больных, давшее возможность построить новую классификацию психических заболеваний. Она включала 5 основных видов психических расстройств: мания, мания без бреда, меланхолия, слабоумие и идиотизм. В основу классификации был положен психологический принцип, т.е. в учет принимались особенности нарушения интеллекта, чувств, воли.

Пинель указывал 2 вида причин, вызывающих психические нарушения:

o предрасполагающие (наследственные факторы и индивидуальные склонности к психозам);

o производящие (физические травмы, органические нарушения мозга, моральные потрясения).

В Англии реформатором психиатрии становится Д.Конолли, в БельгииЖ.Гислен.

Развитие психиатрии в Германии характеризуется противоположными тенденциями. Начиная с Канта, психиатрия здесь выступает как придаток философии, она носит умозрительный характер, далекий от практики. Господствовал взгляд на душевные болезни, как собственные порождения духа, как результат злого начала в душе. Все телесные болезни относились на счет извращенного духа и злой воли. Это идеалистическое направление. Сторонники такого подхода (Гейнрот, Иделер, Бенеке и др.) предлагали применять механическую, болевую, тошнотворную и водную терапию. Считалось, что эти меры могут изгнать дурные идеи, перегруппировать представления и чувства, заменить безумные акты на разумные.

Против такой терапии выступили представители соматического направления (Г.Гризингер и др.). Они считали, что в основе всякого психического заболевания лежат патологические процессы в головном мозге. Работа Гризингера «О психических рефлекторных актах» (1843) заложила основы рефлекторного направления в психиатрии.

XIX век

Под влиянием идей Ч.Дарвина внутри соматического направления в психиатрии начинает неоправданно переоцениваться роль наследственного фактора. Сильное влияние оказала теория дегенерации французского психиатра Б.Мореля. В своем «Трактате о вырождениях» (1857) он развивал положение о постоянном усилении болезненных свойств при передаче их от одного поколения к другому. Эта концепция получила поддержку и в Германии (Г.Шюле, К.Эббинг).

Во французской психиатрии передовые позиции занимала школа Жана Мартина Шарко, где развивался соматический подход к душевным заболеваниям, внедрялась практика гуманного обращения с пациентами, интенсивно разрабатывались проблемы гипноза и внушения.

 

Начало формирования научной психиатрии в России – вторая половина XIX века. Основатель – И.М.Балинский (1827 – 1902). Он открыл первую в России кафедру и психиатрическую клинику в Петербурге (1867) Его дело продолжали ученики во главе с И.П.Мержеевским. Цикл исследований, проведенный ими, был посвящен изучению душевных болезней в связи с патологическими изменениями в мозге и в организме в целом. Мержеевский доказывал, что в возбужденном состоянии у пациентов происходят резкие сдвиги во всех показателях обмена. Отсюда был сделан вывод о нецелесообразности помещения больных в тесные и душные изоляторы. Это имело огромное практическое значение.

Под руководством Мержеевского изучалось влияние различных вредных воздействий на нервную систему: голод, отравления фосфором, удаление щитовидной железы и др. В клинике было подготовлено свыше 30 диссертаций и 150 научных работ, обучено более 50 специалистов-психиатров. Это, несомненно, было большим вкладом в развитие отечественно психиатрии.

Новые психиатрические центры были открыты в Казани, Москве, Харькове, Киеве. В Казанском университете была открыта кафедра психиатрии, которую с 1885 года возглавлял В.М.Бехтерев. Начало Московской психиатрической школы было положено А.Кожевниковым, который в 1837 году организовал психиатрическую клинику. Ее возглавил С.С.Корсаков. Он является вождем отечественного движения против всякого стеснения душевнобольных. Научная работа Корсакова о полиневротическом психозе принесла ему мировую известность. В ней он обосновал зависимость патопсихологических явлений от повреждений мозга и нервной системы вообще.

Также знаменитыми русскими психиатрами являются П.И.Ковалевский, И.А.Сикорский, В.Ф.Чиж.

 

Итак, развитие психиатрии происходило в длительном противоборстве соматического и спиритуалистического направлений (борьба двух мировоззрений – материализма и идеализма). Но именно психосоматическая, психоневрологическая линия более способствовала развитию науки.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие исследования положили начало психофизике?
  2. Как психофизика повлияла на развитие психологии?
  3. Какое значение для психологии имели исследования Гельмгольца, посвященные скорости распространения нервных импульсов?
  4. В чем суть основного психофизиологического закона?
  5. Как повлияла психометрия на развитие экспериментальной психологии?
  6. Разработку каких новых направлений в психологии стимулировала эволюционная теория Дарвина?
  7. Каково значение развития психиатрии для психологии?

Тема 9. Становление психологии как самостоятельной науки

Первые программы построения психологии как самостоятельной науки

 

К 70-м годам прошлого века появилась потребность в том, чтобы разрозненные знания о психике для изучения объединить в особую научную дисциплину. Превращение психологии в самостоятельную науку стало возможно потому, что психология постепенно превращалась из науки описательной в науку экспериментальную. Начало в построении психологии как самостоятельной науки положили В.Вундт и Ф.Брентано.

Вильгельм Вундт (1832 – 1920) организовал в Лейпциге первый психологический институт (1879г.). В связи с этим очень важным был выход в свет его труда "Основы физиологической психологии". В нём предметом психологии был признан "непосредственный опыт" - содержание сознания; главным методом - интроспекция (наблюдение субъекта за процессами в своём сознании, что требовало специальной длительной тренировки).

Одновременно с В.Вундтом философ Франц Брентано (1838 – 1917) изложил программу изучения психологии в работе "Психология с эмпирической точки зрения" (1874г.). Согласно Ф.Брентано, область психологии - это не содержание сознания (ощущения, восприятия, мысли, чувства), а его акты, психические действия, благодаря которым оно появляется. Вне акта объект не существует. Акт, в свою очередь, предполагает «направленность на» – так называемую интенцию (intentio – цель, стремление, направленность сознания, воли, чувств на какой-либо предмет).

Например, одно явление свет, другое - акт видения света. По мышлению философа, изучение актов и есть уникальная сфера психологии.

Иван Михайлович Сеченов (1829 – 1905) в статье «Кому и как разрабатывать психологию» сформулировал задачу психологии: «Научная психология … не может быть ничем иным как рядом учений о происхождении психических деятельностей».

Сеченов указывает на бесплодность интроспективного метода, т.к. явления сознания недоступны органам чувств. В основу же психологического познания он положил генетический метод – исследование развития сложных психических форм из элементарных. Главный материал для этого – развитие поведения ребёнка от простейших хватательных и глазодвигательных рефлексов до речемыслительных и нравственно-волевых актов. Для этого необходимо наблюдение за ребёнком.

План разработки объективной психологии Сеченов выдвинул за 40 лет до так называемой бихевиористской революции, низвергшей сознание с пьедестала, на котором оно находилось в течение веков в качестве официального предмета психологического исследования. Сейчас зарубежные историки признают, что Сеченов первым произвёл этот переворот.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 815; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.03 с.)