Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие эволюционных идей в биологии и их значение для психологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Революцию в психологическом мышлении произвело учение Чарльза Дарвина (1809 – 1882). Оно ознаменовало крутой поворот от механодетерминизма к биодетерминизму. Прежде всего, Ч.Дарвин указывал на естественный отбор как фактор выживания организмов в постоянно угрожающей их существованию внешней среде. Отмечал, что в ходе эволюции выживают те, кто смог наиболее эффективно приспособиться; выжившие в борьбе за существование передают свои свойства потомству. Поскольку естественный отбор отсекает всё ненужное для жизни, то он истребляет и психические функции, не способствующие приспособлению. Это побуждает рассматривать психику как элемент адаптации организма к внешней среде. Психика не могла более представляться изолированным "островом духа". В психологии фундаментальным становится соотношение "организм-среда", вместо отдельного организма. Это порождает новый системный стиль мышления, который в дальнейшем привёл к выводу, что предметом психологии должно быть не сознание индивида, а его поведение во внешней среде, изменяющей (детерминирующей) его психический склад. Понятие об индивидуальных вариациях является составной частью эволюционной теории Ч.Дарвина. Стало быть, к ним относятся и вариации в сфере психики. Это придало импульс разработке нового направления в психологии, предметом которого стало изучение индивидуальных различий между людьми, обусловленных законами наследственности. Позже оно превратилось в разветвлённую ветвь дифференциальной психологии. Кроме того, дарвинизм стимулировал изучение психики в животном мире, и стал основанием зоопсихологии, широкого изучения (с помощью объективных экспериментальных методов) механизмов психической регуляции поведения животных. Ч.Дарвин, анализируя инстинкты как побудительные силы поведения, подверг критике версию об их разумности. Вместе с тем им было подчёркнуто, что корни инстинктов уходят в историю вида, без них живой организм не может выжить; инстинкты тесно связаны с эмоциями. К их изучению Ч.Дарвин подошёл не с точки зрения их осознания субъектом, а опираясь на наблюдения за выразительными движениями, которые ранее имели практический смысл (например, сжатие кулаков и оскал зубов при аффекте гнева, что когда то эти агрессивные реакции означали готовность к борьбе). Естествоиспытатели додарвинистического периода считали чувства элементами сознания. По Дарвину, эмоции, захватывающие индивида, выступают в качестве феноменов, которые, хотя и являются психическими, однако первичны по отношению к его сознанию. Наибольший интерес вызывает книга Ч.Дарвина "Происхождение человека и половой подбор", изданная в 1872г. Одновременно с Ч.Дарвином идеи эволюционной психологии развивал английский философ Герберт Спенсер. В своём труде "Основы психологии" (1855г.) он определил жизнь как непрерывное приспособление "внутренних отношений к внешним". Основные положения его работы следующие. Происходящее внутри организма (стало быть, и сознание) может быть понято только в системе его отношений (адаптации) к внешней среде. Чтобы выжить, организм вынужден устанавливать связь между объектами этого мира и своими реакциями на них. Случайные, несущественные для выживания связи он игнорирует, а связи, необходимые для решения этой задачи, прочно фиксирует, сохраняет "про запас", на случай новых конфронтаций со всем, что может угрожать его существованию. Адаптация в данном случае означает не только приспособление к новым ситуациям органов чувств как источников информации о том, что происходит вовне (как, например, изменяется чувствительность глаза в темноте). Существует особый вид ассоциаций - между внутренними психическими образами и реализующими адаптацию целостного организма мышечными действиями. Так свершился крутой поворот в движении психологической мысли. Из "поля сознания" она устремилась в "поле поведения". Гипноз и внушение
В разграничении психики и сознания большое значение имели исследования гипноза. Основателем научной гипнологии следует считать португальского аббата Фариа, который впервые использовал методику словесного погружения в гипноз. Гипнотические сеансы приобрели в Европе большую популярность благодаря деятельности австрийского врача Франца Антона Месмера (1734-1815). Согласно его мистической теории, мир пронизан особой жидкостью - магнетическим флюидом (от лат. fluidus - текучий), обладающим целебной силой. Накапливаясь как в резервуарах у особенно одарённых для его восприятия личностях, магнетический флюид, по воззрениям Ф.А.Месмера, может передаваться больным через прикосновения и излечивать их. Позже английский врач Брэйд придал решающую роль в гипнозе психологическому фактору. С конца 70-х годов XIX века начинает изучать явления гипноза французский невропатолог Жан Мартен Шарко. Гипноз (от греч. hypnos - сон) не только демонстрировал факты психически регулируемого поведения с выключенным сознанием (поддерживая тем самым представление о бессознательной психике). Чтобы вызвать гипнотическое состояние, требовался "раппорт" - создание ситуации взаимодействия между врачом и пациентом. Обнаруженная при этом бессознательная психика, стало быть, социально-бессознательная, потому что она инициируется и контролируется человеком, который проводит гипноз.
Развитие психиатрии и ее значение для психологии Древний период Первые попытки объяснить психические заболевания отмечаются в VI веке до н.э. Наиболее распространенной в этот период была мозговая теория душевных болезней, т.е. психические расстройства связывали с расстройством и заболевание головного мозга. Этой теории придерживались: Пифагор, Алкмеон, Гиппократ, Гален и др. Однако под влиянием Сократа и Платона, а позже Плотина и Августина, появляются попытки найти причины психических отклонений внутри самой душевной деятельности. Таким образом, наметилось 2 противоположных течения:
В области практической психиатрии особую роль сыграли некоторые указания древних врачей из школы психиков (особенно Цельса) по обращению с душевнобольными. В качестве мер излечения ими предлагались голод, избиения, цепи и т.п. Такие формы терапии стали в странах Западной Европы общепринятыми нормами обращения с душевнобольными вплоть до XIX столетия. Средневековый период Естественнонаучное объяснение психических болезней полностью сменяется мистическим. Душевные заболевания начинают рассматриваться как результат поселения в душу человека дьявола, как следствие колдовства. Для изоляции больных создавались специальные учреждения, похожие на тюрьмы, где их секли розгами, кололи иглами, и шпагами с целью изгнания из души дьявола. Издавалась специальная литература с указанием способов распознавания и истребления одержимых. XVI век Постепенно появлялись врачи, протестовавшие против подобного подхода. Среди них немецкий врач И.Вейер. Он твердо верил античному завету: в здоровом теле – здоровый дух, а значит, укрепляя тело, можно вылечить и душу. Прогрессивные взгляды выражали и итальянские врачи Монтанус, Веттори, Меркуриали, Платер и др. Платер утверждал, что мозг есть орудие мысли, и всякое его повреждение ведет к душевным извращениям. Излечивая мозг, можно устранять и психические отклонения. XVII век Психиатрия, как и другие науки, в это время испытывает сильное влияние материалистических тенденций Декарта и Бэкона. Психические заболевания связываются с расстройством нервной системы. Например, Ш.Ляпуа полагал, что в основе истерических припадков лежат процессы механического сжатия и расширения мозговых оболочек. XVIII век Центром научной психиатрии становится Франция. Реформатором французской психиатрии является Филипп Пинель. В основу его деятельности легли прогрессивные взгляды французских материалистов (Ж.Ламетри, П.Гольбаха, К.Гельвеция, П.Кабаниса). Он выдвинул принципы клинической психиатрии: уничтожение тюремных режимов, снятие с больных цепей и наручников, создание благоустроенных больниц, преобразование психиатрии в опытную науку. Пинель предпринял первое массовое обследование 200 больных, давшее возможность построить новую классификацию психических заболеваний. Она включала 5 основных видов психических расстройств: мания, мания без бреда, меланхолия, слабоумие и идиотизм. В основу классификации был положен психологический принцип, т.е. в учет принимались особенности нарушения интеллекта, чувств, воли. Пинель указывал 2 вида причин, вызывающих психические нарушения: o предрасполагающие (наследственные факторы и индивидуальные склонности к психозам); o производящие (физические травмы, органические нарушения мозга, моральные потрясения). В Англии реформатором психиатрии становится Д.Конолли, в Бельгии – Ж.Гислен. Развитие психиатрии в Германии характеризуется противоположными тенденциями. Начиная с Канта, психиатрия здесь выступает как придаток философии, она носит умозрительный характер, далекий от практики. Господствовал взгляд на душевные болезни, как собственные порождения духа, как результат злого начала в душе. Все телесные болезни относились на счет извращенного духа и злой воли. Это идеалистическое направление. Сторонники такого подхода (Гейнрот, Иделер, Бенеке и др.) предлагали применять механическую, болевую, тошнотворную и водную терапию. Считалось, что эти меры могут изгнать дурные идеи, перегруппировать представления и чувства, заменить безумные акты на разумные. Против такой терапии выступили представители соматического направления (Г.Гризингер и др.). Они считали, что в основе всякого психического заболевания лежат патологические процессы в головном мозге. Работа Гризингера «О психических рефлекторных актах» (1843) заложила основы рефлекторного направления в психиатрии. XIX век Под влиянием идей Ч.Дарвина внутри соматического направления в психиатрии начинает неоправданно переоцениваться роль наследственного фактора. Сильное влияние оказала теория дегенерации французского психиатра Б.Мореля. В своем «Трактате о вырождениях» (1857) он развивал положение о постоянном усилении болезненных свойств при передаче их от одного поколения к другому. Эта концепция получила поддержку и в Германии (Г.Шюле, К.Эббинг). Во французской психиатрии передовые позиции занимала школа Жана Мартина Шарко, где развивался соматический подход к душевным заболеваниям, внедрялась практика гуманного обращения с пациентами, интенсивно разрабатывались проблемы гипноза и внушения.
Начало формирования научной психиатрии в России – вторая половина XIX века. Основатель – И.М.Балинский (1827 – 1902). Он открыл первую в России кафедру и психиатрическую клинику в Петербурге (1867) Его дело продолжали ученики во главе с И.П.Мержеевским. Цикл исследований, проведенный ими, был посвящен изучению душевных болезней в связи с патологическими изменениями в мозге и в организме в целом. Мержеевский доказывал, что в возбужденном состоянии у пациентов происходят резкие сдвиги во всех показателях обмена. Отсюда был сделан вывод о нецелесообразности помещения больных в тесные и душные изоляторы. Это имело огромное практическое значение. Под руководством Мержеевского изучалось влияние различных вредных воздействий на нервную систему: голод, отравления фосфором, удаление щитовидной железы и др. В клинике было подготовлено свыше 30 диссертаций и 150 научных работ, обучено более 50 специалистов-психиатров. Это, несомненно, было большим вкладом в развитие отечественно психиатрии. Новые психиатрические центры были открыты в Казани, Москве, Харькове, Киеве. В Казанском университете была открыта кафедра психиатрии, которую с 1885 года возглавлял В.М.Бехтерев. Начало Московской психиатрической школы было положено А.Кожевниковым, который в 1837 году организовал психиатрическую клинику. Ее возглавил С.С.Корсаков. Он является вождем отечественного движения против всякого стеснения душевнобольных. Научная работа Корсакова о полиневротическом психозе принесла ему мировую известность. В ней он обосновал зависимость патопсихологических явлений от повреждений мозга и нервной системы вообще. Также знаменитыми русскими психиатрами являются П.И.Ковалевский, И.А.Сикорский, В.Ф.Чиж.
Итак, развитие психиатрии происходило в длительном противоборстве соматического и спиритуалистического направлений (борьба двух мировоззрений – материализма и идеализма). Но именно психосоматическая, психоневрологическая линия более способствовала развитию науки. Вопросы для самопроверки
Тема 9. Становление психологии как самостоятельной науки Первые программы построения психологии как самостоятельной науки
К 70-м годам прошлого века появилась потребность в том, чтобы разрозненные знания о психике для изучения объединить в особую научную дисциплину. Превращение психологии в самостоятельную науку стало возможно потому, что психология постепенно превращалась из науки описательной в науку экспериментальную. Начало в построении психологии как самостоятельной науки положили В.Вундт и Ф.Брентано. Вильгельм Вундт (1832 – 1920) организовал в Лейпциге первый психологический институт (1879г.). В связи с этим очень важным был выход в свет его труда "Основы физиологической психологии". В нём предметом психологии был признан "непосредственный опыт" - содержание сознания; главным методом - интроспекция (наблюдение субъекта за процессами в своём сознании, что требовало специальной длительной тренировки). Одновременно с В.Вундтом философ Франц Брентано (1838 – 1917) изложил программу изучения психологии в работе "Психология с эмпирической точки зрения" (1874г.). Согласно Ф.Брентано, область психологии - это не содержание сознания (ощущения, восприятия, мысли, чувства), а его акты, психические действия, благодаря которым оно появляется. Вне акта объект не существует. Акт, в свою очередь, предполагает «направленность на» – так называемую интенцию (intentio – цель, стремление, направленность сознания, воли, чувств на какой-либо предмет). Например, одно явление свет, другое - акт видения света. По мышлению философа, изучение актов и есть уникальная сфера психологии. Иван Михайлович Сеченов (1829 – 1905) в статье «Кому и как разрабатывать психологию» сформулировал задачу психологии: «Научная психология … не может быть ничем иным как рядом учений о происхождении психических деятельностей». Сеченов указывает на бесплодность интроспективного метода, т.к. явления сознания недоступны органам чувств. В основу же психологического познания он положил генетический метод – исследование развития сложных психических форм из элементарных. Главный материал для этого – развитие поведения ребёнка от простейших хватательных и глазодвигательных рефлексов до речемыслительных и нравственно-волевых актов. Для этого необходимо наблюдение за ребёнком. План разработки объективной психологии Сеченов выдвинул за 40 лет до так называемой бихевиористской революции, низвергшей сознание с пьедестала, на котором оно находилось в течение веков в качестве официального предмета психологического исследования. Сейчас зарубежные историки признают, что Сеченов первым произвёл этот переворот.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 983; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.141 (0.011 с.) |