Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Развитие психологических идей в XVII векеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
План семинара 1. Френсис Бэкон и завершение этапа развития учения о душе. 2. Учение Декарта – переход от исследования души к сознанию. 3. Концепция индивидуального поведения в работе Спинозы «Этика». 4. Эмпиризм Т. Гоббса и Д. Локка. 5. Теория познания Готфрида Лейбница.
Вопросы для осмысления · В чем состоит суть разработки методологических проблем эмпирического познания психики в работах Ф. Бэкона? · Какие ассоциации вызывали у Бэкона муравьи, пауки и пчелы и почему? · В чем особенности подхода Р. Декарта к научному исследованию? · Каким образом решается проблема свободы воли в этике Спинозы? · Почему эмпиризм Дж. Локка называют ответом на «запросы времени»? · Какова роль Г. Лейбница в разработке методологических вопросов наук, и прежде всего психологии? · Выделите основные линии дискуссий Лейбница с Локком по психологическим вопросам. Тема для дискуссии Можем ли мы говорить о достоверности и объективности познания относительно теорий рационалистов и сенсуалистов?
Творческие индивидуальные задания к семинару · Сделайте сообщение на тему «Классификация наук Ф. Бэкона», указав психологическую основу, которую он определил как источник классификации наук. · Сделайте сообщение на тему «Классификация системы знаний Дж. Локка»
Задания для самоконтроля 1. Записать в словарь: дуализм, механодетерминизм (механисцизм), индуктивная логика (органон), рациональная интуиция, картезианство, ассоциация, перцепция, апперцепция. 2 Заполнить таблицу «Развитие психологии в Новое время»
Литература для обязательного изучения 1. *Марцинковская, Т. Д. Ярошевский, М. Г. 100 выдающихся психологов мира. [Текст]. М., 199. – С. 43-45, 87-92, 129-132, 137-141, 229-233. 2. *Петровский, А. В. Ярошевский, М. Г. История и теория психологии. [Текст]. Ростов-на-Дону. – С. 92-108. 3. Соколова, Е. Е. 13 диалогов о психологии. [Текст]. М., 2003. – С. 115-156. Дополнительная литература: 1. Бэкон, Ф. Сочинения [Текст]: в 2 т. – М., 1978. 2. Гоббс, Т. Избранные произведения [Текст]: в 2 т. – М., 1964. 3. Декарт, Р. Избранные произведения. [Текст]. М., 1950. 4. Ждан, А. Н. История психологии от античности к современности. [Текст]. – М., 2001. 5. Лейбниц, Г. Новые опыты о человеческом разуме. [Текст]. – М., Л., 1936. 6. Локк, Д. Избранные философские произведения. [Текст]: в 2 т. Т. 1. – М., 1980. 7. Спиноза, Б. Избранные произведения. [Текст]: в 2 т. – М., 1957. 8. Хрестоматия по истории психологии [Текст] / под ред. П.Я. Гальперина и А. Н. Ждан. М., 1980. 9. *Ярошевский, М. Г. История психологии. От античности до середины 20 века.[Текст]. – М., 1997.
Семинар № 3 Тема: Развитие психологических идей в XVIII – первой половине XIX века План семинара 1. Ассоцианизм – первая собственно психологическая школа: а) предпосылки формирования ассоциативной психологии; б) распространение принципа ассоциации на объяснение механизма восприятия пространства (Дж. Беркли); в) ассоциация как «преобладающая» связь идей в концепции Д. Юма; г) ассоциативная концепция Д. Гартли; д) «ментальная механика» Дж. Милля и его система воспитания; е) «ментальная химия» Д.С. Милля и начало кризиса ассоциативной психологии. 2. Французский эмпиризм: а) проблема соотношения внутренних условий и внешних причин функционирования психики в работах Ж. Ламетри; б) Э. Кондильяк о происхождении психических функций из опыта; в) К. Гельвеций и Д. Дидро о соотношении «внутренней организации» и «внешних условий» психического развития. 3. Психологические воззрения немецких ученых. 4. Психологические идеи М. Ломоносова, А. Радищева, русских просветителей, А. Герцена, Н. Добролюбова, Н. Чернышевского. Вопросы для осмысления
· Какие факторы способствовали развитию сенсуалистической психологии в XVIII веке? · Что стало объединяющей идеей для психологии эпохи Просвещения? · Какие идеи Локка были развиты в теории Беркли · Какова роль теории Гартли в развитии психологии? · Что общего в подходах Лейбница и Гербарта к содержанию психики? · Какие исследования теории рефлекса наполнили эту концепцию реальным содержанием?
Тема для дискуссии Почему два века «царствования» ассоцианизма завершились крахом данной школы? Задания для самоконтроля 1. Определите авторство следующих книг
2. Укажите, кому принадлежат следующие определения
3. Подберите к каждому понятию соответствующее ему определение, укажите фамилию ученого, который ввел это определение.
4. Подберите к каждому понятию соответствующее ему определение:
5. Раскройте суть темы «Развитие ассоцианизма в XVIII – XIX века» и установите соответствия.
6. Записать в словарь: ассоцианизм, позитивизм, ментальная механика, ментальная химия, ментальная биология. Литература для обязательного изучения: 1. Гельвеций, К. «Об уме» [Текст] / Антология мировой философии: в 4 т. – М., 1980. – Т. 2. С. 621-635. 2. Кондильяк, Э. Б. Трактат об ощущениях [Текст] / Э. Кондильяк. Соч. в 3 т. – М., 1982. С.189-399. 3. Ламетри, Ж. О. Трактат о душе: Естественная история души. [Текст]: Сочинения. – М., 1983. – С. 58-143. 4. *Марцинковская, Т. Д., Ярошевский, М. Г. 100 выдающихся психологов мира. [Текст]. – М., 1995. – С. 18-20, 45-46, 72-75, 78-81157-159, 227-229. 5. *Петровский, А. В. Ярошевский, М. Г. История и теория психологии. [Текст]. – Ростов-на-Дону. – С.108-137. 6. Соколова, Е. Е. 13 диалогов о психологии. [Текст]. М., 2003. – С. 115-156. 7. Юм, Д. Сокращенное изложение «Трактата о человеческой природе» [Текст] / Д. Юм. Сочинения: в 2 т. – М., 1966. Т.1. С. 789-810.
Дополнительная литература
1. Беркли, Дж. Опыт новой теории зрения. [Текст] /Дж. Беркли. Сочинения. – М., 1978. – С. 49-136. 2. Богуславский, В.М. Ламетри. [Текст]. – М., 1977. (или Богуслав- ский, В. М. Ученый, мыслитель, борец [Текст] / Ж. О. Ламетри. Сочинения. – М., 1983. – С. 3-57). 3. Богуславский, В. М. Этьенн бонно де Кондильяк [Текст]. – М., 1984. 4. Быховский, Б. Э. Джорж Беркли. [Текст]. – М., 1970. 5. Гартли, Д. Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях [Текст] /Английские материалисты XVIII века. Собр. произв.: в 3 т. – М., 1967. – Т. 2. С. 193-371. 6. *Ждан, А. Н. История психологии от античности к современности. [Текст]. – М., 2001. 7. Зенгер, С. Дж. Ст. Милль, его жизнь и произведения. [Текст]. – СПб. 8. Нарский, И. С. Дэвид Юм. [Текст]. – М., 1973. 9. Спенсер, Г. Основания психологии. [Текст]. – М., 1988. 10. Хрестоматия по истории психологии [Текст] / под ред. П.Я. Гальперина и А. Н. Ждан. – М., 1980. 11. Юм, Д. Сокращенное изложение «Трактата о человеческой природе» [Текст] / Д. Юм. Сочинения: в 2 т. – М., 1966. – Т.1. С. 789-810. 12. *Ярошевский, М. Г. История психологии. От античности до середины ХХ века. [Текст]. – М., 1997.
Семинар № 4
Тема: Развитие психологии как самостоятельной науки До «открытого кризиса» План семинара 1. Развитие естествознания и естественно-научные основы выделения психологии в самостоятельную науку: · Развитие физиологии (нервно-мышечной физиологии, физиологии органов чувств, физиологии головного мозга). · Возникновение психофизики и психометрии. · Эволюционная теория Ч. Дарвина. 2. Первые программы построения психологической науки (В. Вундта, Ф. Брентано, И. Сеченова). 3. Психологические школы в конце XIX – начале XX века: структурализм, функционализм, вюрцбургская школа. 4. Развитие экспериментальной психологии. 5. Развитие отраслей психологии.
Вопросы для осмысления · В чем состоит отличие в понимании предмета, методов и задач психологии в программах В. Вундта, И. Сеченова и Ф. Брентано? · Каковы основные отличия во взглядах европейских и американских функционалистов на функции сознания? · Почему именно в этот период идет активное развитие различных отраслей психологии? Задания для самоконтроля 1. Кому из ученых принадлежат следующие открытия?
2. Определите авторство следующих книг:
3. Записать в словарь: психофизика, психометрия, структурализм, функционализм, интенция, поток сознания. Литература для обязательного изучения 1.* Ждан, А. Н. История психологии от античности к современности. [Текст]. – М., 2001. С.183-219. 2. *Марцинковская, Т. Д., Ярошевский, М. Г. 100 выдающихся психологов мира. [Текст]. – М., 1995. – С. 40-42, 65-69, 85-87, 96-99, 209-211, 235-237, 252-253. 3.* Петровский, А. В. Ярошевский, М. Г. История и теория психологии. [Текст]. – Ростов-на-Дону. – С.138-155.
Дополнительная литература 1. * Великие психологи. [Текст]. – Ростов-на-Дону, 2000. (О Вундте) 2. Вундт, В. Очерк психологии. [Текст]. – СПб., 1987. 3. Дарвин, Ч. Происхождение видов. [Текст]. – М., 1987. 4. Джемс, В. Психология. [Текст]. – М., 1991. 5. *Ждан, А. Н. История психологии от античности к современности. [Текст]. – М., 2001. 6. Рибо, Т. Современная германская психология. [Текст]. – СПб. 7. Хрестоматия по истории психологии. [Текст] / под ред. П.Я. Гальперина и А. Н. Ждан. – М., 1980. 8. *Ярошевский, М. Г. История психологии. От античности до середины ХХ века. [Текст]. – М., 1997.
Семинар № 5
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.246 (0.011 с.) |