Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Развитие психологических идей в XVII веке

Поиск

План семинара

1. Френсис Бэкон и завершение этапа развития учения о душе.

2. Учение Декарта – переход от исследования души к сознанию.

3. Концепция индивидуального поведения в работе Спинозы «Этика».

4. Эмпиризм Т. Гоббса и Д. Локка.

5. Теория познания Готфрида Лейбница.

 

Вопросы для осмысления

· В чем состоит суть разработки методологических проблем эмпирического познания психики в работах Ф. Бэкона?

· Какие ассоциации вызывали у Бэкона муравьи, пауки и пчелы и почему?

· В чем особенности подхода Р. Декарта к научному исследованию?

· Каким образом решается проблема свободы воли в этике Спинозы?

· Почему эмпиризм Дж. Локка называют ответом на «запросы времени»?

· Какова роль Г. Лейбница в разработке методологических вопросов наук, и прежде всего психологии?

· Выделите основные линии дискуссий Лейбница с Локком по психологическим вопросам.

Тема для дискуссии

Можем ли мы говорить о достоверности и объективности познания относительно теорий рационалистов и сенсуалистов?

 

Творческие индивидуальные задания к семинару

· Сделайте сообщение на тему «Классификация наук Ф. Бэкона», указав психологическую основу, которую он определил как источник классификации наук.

· Сделайте сообщение на тему «Классификация системы знаний Дж. Локка»

 

Задания для самоконтроля

1. Записать в словарь: дуализм, механодетерминизм (механисцизм), индуктивная логика (органон), рациональная интуиция, картезианство, ассоциация, перцепция, апперцепция.

2 Заполнить таблицу «Развитие психологии в Новое время»

О мире и душе
Материализм Дуализм Идеализм
           
О познании
Сенсуализм Рационализм
   
О свободе и регуляции поведения
Эмоциональная регуляция Регуляция на основе рефлекса
     
       

Литература для обязательного изучения

1. *Марцинковская, Т. Д. Ярошевский, М. Г. 100 выдающихся психологов мира. [Текст]. М., 199. – С. 43-45, 87-92, 129-132, 137-141, 229-233.

2. *Петровский, А. В. Ярошевский, М. Г. История и теория психологии. [Текст]. Ростов-на-Дону. – С. 92-108.

3. Соколова, Е. Е. 13 диалогов о психологии. [Текст]. М., 2003. – С. 115-156.

Дополнительная литература:

1. Бэкон, Ф. Сочинения [Текст]: в 2 т. – М., 1978.

2. Гоббс, Т. Избранные произведения [Текст]: в 2 т. – М., 1964.

3. Декарт, Р. Избранные произведения. [Текст]. М., 1950.

4. Ждан, А. Н. История психологии от античности к современности. [Текст]. – М., 2001.

5. Лейбниц, Г. Новые опыты о человеческом разуме. [Текст]. – М., Л., 1936.

6. Локк, Д. Избранные философские произведения. [Текст]: в 2 т. Т. 1. – М., 1980.

7. Спиноза, Б. Избранные произведения. [Текст]: в 2 т. – М., 1957.

8. Хрестоматия по истории психологии [Текст] / под ред. П.Я. Гальперина и А. Н. Ждан. М., 1980.

9. *Ярошевский, М. Г. История психологии. От античности до середины 20 века.[Текст]. – М., 1997.

 

Семинар № 3

Тема: Развитие психологических идей в XVIII – первой половине

XIX века

План семинара

1. Ассоцианизм – первая собственно психологическая школа:

а) предпосылки формирования ассоциативной психологии;

б) распространение принципа ассоциации на объяснение механизма восприятия пространства (Дж. Беркли);

в) ассоциация как «преобладающая» связь идей в концепции Д. Юма;

г) ассоциативная концепция Д. Гартли;

д) «ментальная механика» Дж. Милля и его система воспитания;

е) «ментальная химия» Д.С. Милля и начало кризиса ассоциативной психологии.

2. Французский эмпиризм:

а) проблема соотношения внутренних условий и внешних причин функционирования психики в работах Ж. Ламетри;

б) Э. Кондильяк о происхождении психических функций из опыта;

в) К. Гельвеций и Д. Дидро о соотношении «внутренней организации» и «внешних условий» психического развития.

3. Психологические воззрения немецких ученых.

4. Психологические идеи М. Ломоносова, А. Радищева, русских просветителей, А. Герцена, Н. Добролюбова, Н. Чернышевского.

Вопросы для осмысления

 

· Какие факторы способствовали развитию сенсуалистической психологии в XVIII веке?

· Что стало объединяющей идеей для психологии эпохи Просвещения?

· Какие идеи Локка были развиты в теории Беркли

· Какова роль теории Гартли в развитии психологии?

· Что общего в подходах Лейбница и Гербарта к содержанию психики?

· Какие исследования теории рефлекса наполнили эту концепцию реальным содержанием?

 

Тема для дискуссии

Почему два века «царствования» ассоцианизма завершились крахом данной школы?

Задания для самоконтроля

1. Определите авторство следующих книг

 

Название книги Автор
  «Опыт о человеческом разумении» (1689 г.)  
  «Трактат о началах человеческого знания» (1710 г.)  
  «Система логики» (т. 1-2, 1843 г.)  
  Трактат «Мысли о воспитании» (1693 г.)  
  «Угнетение женщин» (1869 г.)  
  «Трактат о человеческой природе» (1739 г.)  
  «Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях»  

 

2. Укажите, кому принадлежат следующие определения

 

Определение Персоналии
  Английский философ, основатель либерализма, основоположник ассоциативной психологии, разработал эмпирическую теорию познания  
  Английский философ, епископ в Клойне (Ирландия)  
  Шотландский философ, историк, экономист, разрабатывал теорию ассоциации идей  
  Английский философ и врач, один из основоположников ассоциативной психологии  
  Английский философ, историк и экономист  
  Английский философ, экономист, основатель английского позитивизма  

 

3. Подберите к каждому понятию соответствующее ему определение, укажите фамилию ученого, который ввел это определение.

Понятие Определение Персоналии
  Закон сходства   Чем более близки идеи в пространстве и времени, тем с большей вероятностью между ними возникают ассоциации     Дж. С. Милль
  Закон смежности   Чем более сходны идеи между собой, тем с большей вероятностью между ними возникают ассоциативные связи     Дж. С. Милль
  Закон повторяемости   Весь мир представляет собой не более чем несколько субъективное, психическое явление     Д. Милль
  Ментализм   Чем чаще 2 идеи встречаются вместе, тем более велика вероятность образования между ними ассоциативной связи     Д. Гартли
  Ментальная химия   Представление о том, что сложные идеи, возникающие из соединения ряда простых психических элементов, обладают новыми качествами, несводимыми к качествам элементов. Синтез простых идей порождает нечто большее, чем просто их сумму       Д. Юм
  Творческий синтез   Сложные идеи не есть только суммирование нескольких простых идей – в процессе синтеза всегда возникает новое качество     Д. Юм

 

4. Подберите к каждому понятию соответствующее ему определение:

Понятие Определение
  Учение, признающее действительными только те явления и факты, которые поддаются наблюдению
  Философское учение, утверждающее, что все события во Вселенной могут быть объяснены в физических терминах, как различные проявления материи и ее свойств
  Философская позиция, объявляющая единственным источником познания наблюдение за природой, эмпирический опыт
  Концепция, согласно которой сложные идеи образуются путем соединения или ассоциаций простых идей.

 

5. Раскройте суть темы «Развитие ассоцианизма в XVIII – XIX века» и установите соответствия.

 

Персоналии Предмет психологии Содержание психики Метод исследования
  Д. Гартли   Сознание   Ощущения, представления. Чувства. Фактически содержание психики, в которое входили 2 круга (большой и малый) и бессознательные элементы, было шире, чем предмет психологии   Логика
  Д. Беркли Д. Юм Д. Милль   Ассоциации между внешним и внутренним   Элементы психики (ощущения, представления, чувства), психические процессы   Интроспективное изучение динамики представлений
  Д. Милль   Перцепция и апперцепция   Ощущения, представления, чувства   Интроспекция
  И.Ф. Гербарт   Сознание   Элементы психики (ощущения, представления, чувства) и акты поведения   Интроспекция
  А. Бэн   Связь сознания и поведения   Сознательные, смутные и бессознательные представления, имеющие разную силу, длительность и связь с прошлым опытом   Изучение проб и ошибок при переходе от спонтанного к волевому поведению
  Г. Спенсер   Сознание   Психические процессы и акты поведения   Интроспекция и наблюдение

6. Записать в словарь: ассоцианизм, позитивизм, ментальная механика,

ментальная химия, ментальная биология.

Литература для обязательного изучения:

1. Гельвеций, К. «Об уме» [Текст] / Антология мировой философии: в 4 т. – М., 1980. – Т. 2. С. 621-635.

2. Кондильяк, Э. Б. Трактат об ощущениях [Текст] / Э. Кондильяк. Соч. в 3 т. – М., 1982. С.189-399.

3. Ламетри, Ж. О. Трактат о душе: Естественная история души. [Текст]: Сочинения. – М., 1983. – С. 58-143.

4. *Марцинковская, Т. Д., Ярошевский, М. Г. 100 выдающихся психологов мира. [Текст]. – М., 1995. – С. 18-20, 45-46, 72-75, 78-81157-159, 227-229.

5. *Петровский, А. В. Ярошевский, М. Г. История и теория психологии. [Текст]. – Ростов-на-Дону. – С.108-137.

6. Соколова, Е. Е. 13 диалогов о психологии. [Текст]. М., 2003. – С. 115-156.

7. Юм, Д. Сокращенное изложение «Трактата о человеческой природе» [Текст] / Д. Юм. Сочинения: в 2 т. – М., 1966. Т.1. С. 789-810.

 

Дополнительная литература

 

1. Беркли, Дж. Опыт новой теории зрения. [Текст] /Дж. Беркли. Сочинения. – М., 1978. – С. 49-136.

2. Богуславский, В.М. Ламетри. [Текст]. – М., 1977. (или Богуслав- ский, В. М. Ученый, мыслитель, борец [Текст] / Ж. О. Ламетри. Сочинения. – М., 1983. – С. 3-57).

3. Богуславский, В. М. Этьенн бонно де Кондильяк [Текст]. – М., 1984.

4. Быховский, Б. Э. Джорж Беркли. [Текст]. – М., 1970.

5. Гартли, Д. Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях [Текст] /Английские материалисты XVIII века. Собр. произв.: в 3 т. – М., 1967. – Т. 2. С. 193-371.

6. *Ждан, А. Н. История психологии от античности к современности. [Текст]. – М., 2001.

7. Зенгер, С. Дж. Ст. Милль, его жизнь и произведения. [Текст]. – СПб.

8. Нарский, И. С. Дэвид Юм. [Текст]. – М., 1973.

9. Спенсер, Г. Основания психологии. [Текст]. – М., 1988.

10. Хрестоматия по истории психологии [Текст] / под ред. П.Я. Гальперина и А. Н. Ждан. – М., 1980.

11. Юм, Д. Сокращенное изложение «Трактата о человеческой природе» [Текст] / Д. Юм. Сочинения: в 2 т. – М., 1966. – Т.1. С. 789-810.

12. *Ярошевский, М. Г. История психологии. От античности до середины ХХ века. [Текст]. – М., 1997.

 

Семинар № 4

 

Тема: Развитие психологии как самостоятельной науки

До «открытого кризиса»

План семинара

1. Развитие естествознания и естественно-научные основы выделения психологии в самостоятельную науку:

· Развитие физиологии (нервно-мышечной физиологии, физиологии органов чувств, физиологии головного мозга).

· Возникновение психофизики и психометрии.

· Эволюционная теория Ч. Дарвина.

2. Первые программы построения психологической науки (В. Вундта, Ф. Брентано, И. Сеченова).

3. Психологические школы в конце XIX – начале XX века: структурализм, функционализм, вюрцбургская школа.

4. Развитие экспериментальной психологии.

5. Развитие отраслей психологии.

 

Вопросы для осмысления

· В чем состоит отличие в понимании предмета, методов и задач психологии в программах В. Вундта, И. Сеченова и Ф. Брентано?

· Каковы основные отличия во взглядах европейских и американских функционалистов на функции сознания?

· Почему именно в этот период идет активное развитие различных отраслей психологии?

Задания для самоконтроля

1. Кому из ученых принадлежат следующие открытия?

 

Научные открытия Персоналии
  Математически обосновал закон сохранения энергии (1847 г.)  
  Разработал термодинамическую теорию химических процессов  
  Заложил основы вихревого движения жидкости и аномальной дисперсии  
  Автор основополагающих трудов по физиологии слуха и зрения  
  Обнаружил и измерил теплообразование в мышцах, изучил процесс сокращения мышц  
  Измерил скорость распространения нервного импульса  
  Способствовал развитию в психологии точных методов измерения  
  Открыл закон, устанавливающий связь между мозгом и телом  
  Его опыты стали первым экспериментальным подтверждением теории порога  

2. Определите авторство следующих книг:

Название книги Автор
  Физиологическая оптика  
  Элементы психофизики  
  О происхождении видов  
  Биографический очерк о развитии ребенка  

3. Записать в словарь: психофизика, психометрия, структурализм, функционализм, интенция, поток сознания.

Литература для обязательного изучения

1.* Ждан, А. Н. История психологии от античности к современности. [Текст]. – М., 2001. С.183-219.

2. *Марцинковская, Т. Д., Ярошевский, М. Г. 100 выдающихся психологов мира. [Текст]. – М., 1995. – С. 40-42, 65-69, 85-87, 96-99, 209-211, 235-237, 252-253.

3.* Петровский, А. В. Ярошевский, М. Г. История и теория психологии. [Текст]. – Ростов-на-Дону. – С.138-155.

 

Дополнительная литература

1. * Великие психологи. [Текст]. – Ростов-на-Дону, 2000. (О Вундте)

2. Вундт, В. Очерк психологии. [Текст]. – СПб., 1987.

3. Дарвин, Ч. Происхождение видов. [Текст]. – М., 1987.

4. Джемс, В. Психология. [Текст]. – М., 1991.

5. *Ждан, А. Н. История психологии от античности к современности. [Текст]. – М., 2001.

6. Рибо, Т. Современная германская психология. [Текст]. – СПб.

7. Хрестоматия по истории психологии. [Текст] / под ред. П.Я. Гальперина и А. Н. Ждан. – М., 1980.

8. *Ярошевский, М. Г. История психологии. От античности до середины ХХ века. [Текст]. – М., 1997.

 

Семинар № 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.246 (0.011 с.)