Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 13. Гуманистическая психология

Поиск

 

Основные представители: Ш. Бюлер, К. Гольдштейн, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Р. Мей. Основные принципы гуманистической психологии. Свобода и ответственность. Самоактуализация (самореализация). Уникальность отдельной личности. Творческое начало в человеке. Г. Олпорт о личности как целостной системе. Концепция потребностей А. Маслоу. Черты самоактуализирующейся личности. «Я-концепция» К. Роджерса. Факторы, влияющие на формирование «Я-концепции». Недирективная (или клиент-центрированная) психотерапия.

 

 

Тема 14. Когнитивная психология

Основные представители: Д. Бродбент, С. Стенберг, У. Найссер, Д. Брунер, Р. Аткинсон, Д. Келли, Ф. Хайдер, Г. Келли, Л. Фестингер, Х. Маркус, Р. Зайонц и др. Признание решающей роли знаний в поведении человека. Относительность представлений человека о мире. Модель переработки информации. Компьютерная метафора. Прототипы, скрипты, схемы. Теория личностных конструктов Д. Келли. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Теория каузальной атрибуции (Ф. Хайдер, Г. Келли, Э. Джонсон и др.). Социально-когнитивная теория А. Бандуры и теория социального научения Д. Роттера.

 

Тема 15. Развитие отечественной психологии в XX-XXI веках

Идеология и психология. Реактология К. Корнилова. Психотехника и педология. Психологические взгляды М. Басова и П. Блонского. Концепция установки Д. Узнадзе. Культурно-историческая Л.С. Выготского. Деятельностный подход в психологии С. Л. Рубинштейна. Теория деятельности А.Н. Леонтьева. Комплексный подход в психологии Б. Ананьева. Исследования Б. Теплова и В. Небылицына. Концепция поэтапного формирования умственных действий П. Гальперина. Экспериментальные исследования отечественных психологов во второй половине XX века. Развитие новых отраслей психологии: социальной психологии, психологии личности, космической психологии, нейропсихологии, патопсихологии, психосемантики и др. Системный подход в отечественной психологии. Методологический кризис 90-х годов XX века в отечественной психологии и поиск новых путей ее развития. Общая характеристика современного состояния отечественной психологии.

 

Тема 16. Культурно-исторический подход в психологии

Сущность культурно-исторической теории в психологии. Генезис высших психических функций человека. Механизм интериоризации. Инструментальный подход к изучению психики. Понятие «психологического орудия». Концепция психологических систем, динамики их развития и взаимодействия. Зона ближайшего развития в онтогенетическом развитии ребенка. Культурно-историческая концепция сущности сознания. Соотношение роли «натурального» и «культурного» развития в формировании психики человека. Культурно-исторический подход в современной психологии.

 

Тема 17. Деятельностный подход в психологии

Понятие «деятельность» как объяснительный принцип в психологии. Психическое как деятельность и как процесс. Деятельностный подход к развитию психики у животных и человека. Основные этапы развития психики

животных. Общественно-историческая концепция сознания человека. Единство деятельности и сознания у человека. Личностный подход к психике человека. Детерминанты развития психики человека. Человек как субъект деятельности. Деятельностный подход в современной психологии.

 

 

3. Планы семинарских занятий

Семинар № 1

Тема: Развитие психологии в рамках учений о душе

План семинара

1. Зарождение и развитие психологических идей в Древней Греции (Ионийская традиция: милетская и эфесская школы; италийская традиция: пифагорейский союз и элейская школа; атомистический материализм; классическая школа).

2. Эволюция психологических учений в период Древнего Рима (Академия Платона, перипатетики, эпикурейская школа, стоики, эклектизм).

3. Вклад в развитие естественно-научных основ психологии античных врачей (Алкмеона, Филопона, Гиппократа, Герофила, Эразистрата, Галена).

4. Проблемы психологии в Средние века. Дуализм эпохи.

5. Особенности психологических исследований в период апологетики, патристики и схоластики.

6. Синтез богословия и науки в учении Фомы Аквинского.

7. Особенности психологических исследований в эпоху Возрождения.

 

 

Вопросы для осмысления

· В чем сходство и различие в понятии аффекта у Демокрита, Аристотеля и стоиков?

· Что объединяет всех представителей арабской школы психофизиологии?

· Какие основные психологические проблемы решались учеными в период эллинизма?

· В чем состоит единство эмпирического и теоретического знания в учении Ф. Аквинского?

· Как вы объясните следующие высказывания:

Аристотель: «О человеке судят по его делам, а в аффекте оценивают манеру поведения».

Ф. Аквинский: «Человек соотнесен с Богом как с некоторой своей целью».

Р. Бэкон: «Имеются только два способа познания, а именно, с помощью доказательств и из опыта».

 

Тема для дискуссии

Почему обряды исповеди и покаяния появились в Средние века и как вы определяете их психологическую составляющую?

 

Творческие индивидуальные задания к семинару (распределяет староста):

 

· В чем состоит сходство и различие психологических концепций Платона и Аристотеля?

· Сделайте сообщение на тему «Модель возрастной периодизации Гиппократа».

 

Задания для самоконтроля

1. Заполните таблицу «Милетская и эфесская школы в античной
психологии».

 

Персоналии Даты жизни Взгляд на происхождение души Взгляд на проявление души Психические процессы и явления
Фалес        
Анаксимандр        
Анаксимен        
Гераклит        

 

2. Заполните таблицу по персоналиям античной психологии.

Персоналии Даты жизни Основные проблемы и понятия учения Учение о душе – это учение о… Аксиологическая ценность учения
Пифагор        
Демокрит        
Сократ        
Платон        
Аристотель        
Гиппократ        
Стоики        
Авиценна        
Августин        
Аквинский        
Р. Бэкон        
Л. да Винчи        
Б. Телезио        
Дж. Бруно        

3. Заполните таблицу «Развитие психологии в античности»:

 

О мире и душе
Материализм Идеализм
   
О познании
Сенсуализм Рационализм
   
О свободе и регуляции поведения
Эмоциональная регуляция Регуляция на основе разума
   
     

4. Записать в словарь: анимизм, архее, гилозоизм, атомизм, волюнтаризм, сакральность, апологетика, патристика, схоластика, томизм, рационализм, деизм, сенсуализм, номинализм.

 

Литература для обязательного изучения

 

1. Аристотель. О душе. [Текст]: собр. соч. в 4 т. М., 1976. - Т.1. С. 369-448.

2. *Марцинковская, Т. Д., Ярошевский, М. Г. 100 выдающихся психологов мира. [Текст]. – М., 1995. С. 10-13, 93-95, 99-106, 178-180, 181-183, 218-220, 304-307.

3. *Петровский, А. В. Ярошевский, М. Г. История и теория психологии. [Текст]. – Ростов-на-Дону. С. 53-92.

4. Соколова, Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии. [Текст]. – М., 2003. – С. 56-66, 70-75.

Дополнительная литература:

1. Аристотель. О душе. [Текст]: собр. соч. в 4 т. – М., 1976. – Т. 1. С. 369-448.

2. Богомолов, А. С. Античная философия. [Текст]. – М., 1985.

3. Васильева, Т. В. Афинская школа философии. [Текст]. – М., 1975.

4. Грановский, Т. Н. Лекции по истории средневековья. [Текст]. – М., 1964.

5. Виц, Б. Б. Демокрит. [Текст]. – М., 1979.

6. *Ждан, А. Н. История психологии от античности к современности. [Текст]. – М., 2001. – С. 23-83.

7. Лосев, А. Ф. Тахо-Годи, А. А. Платон. Аристотель. [Текст]. – М., 2000.

8. Лурье, С. Я. Демокрит. [Текст]. – Л., 1970.

9. Материалисты Древней Греции. [Текст] / под редакцией М.А. Дынника. – М., 1955.

10. Соколов, В. В. Средневековая философия. [Текст]. – М., 1979.

11. Соколова, Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии. [Текст]. – М., 2003.

12. Трубецкой, С. Н. История древней философии. [Текст]. – М., 1977.

13. Хрестоматия по истории психологии. [Текст] / под ред. П. Я. Гальперина и А. Н. Ждан – М., 1980.

14. *Ярошевский, М. Г. История психологии. От античности до середины XX века. [Текст]. – Москва. 1997.

Семинар № 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.95.167 (0.008 с.)