Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 13. Гуманистическая психологияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные представители: Ш. Бюлер, К. Гольдштейн, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Р. Мей. Основные принципы гуманистической психологии. Свобода и ответственность. Самоактуализация (самореализация). Уникальность отдельной личности. Творческое начало в человеке. Г. Олпорт о личности как целостной системе. Концепция потребностей А. Маслоу. Черты самоактуализирующейся личности. «Я-концепция» К. Роджерса. Факторы, влияющие на формирование «Я-концепции». Недирективная (или клиент-центрированная) психотерапия.
Тема 14. Когнитивная психология Основные представители: Д. Бродбент, С. Стенберг, У. Найссер, Д. Брунер, Р. Аткинсон, Д. Келли, Ф. Хайдер, Г. Келли, Л. Фестингер, Х. Маркус, Р. Зайонц и др. Признание решающей роли знаний в поведении человека. Относительность представлений человека о мире. Модель переработки информации. Компьютерная метафора. Прототипы, скрипты, схемы. Теория личностных конструктов Д. Келли. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Теория каузальной атрибуции (Ф. Хайдер, Г. Келли, Э. Джонсон и др.). Социально-когнитивная теория А. Бандуры и теория социального научения Д. Роттера.
Тема 15. Развитие отечественной психологии в XX-XXI веках Идеология и психология. Реактология К. Корнилова. Психотехника и педология. Психологические взгляды М. Басова и П. Блонского. Концепция установки Д. Узнадзе. Культурно-историческая Л.С. Выготского. Деятельностный подход в психологии С. Л. Рубинштейна. Теория деятельности А.Н. Леонтьева. Комплексный подход в психологии Б. Ананьева. Исследования Б. Теплова и В. Небылицына. Концепция поэтапного формирования умственных действий П. Гальперина. Экспериментальные исследования отечественных психологов во второй половине XX века. Развитие новых отраслей психологии: социальной психологии, психологии личности, космической психологии, нейропсихологии, патопсихологии, психосемантики и др. Системный подход в отечественной психологии. Методологический кризис 90-х годов XX века в отечественной психологии и поиск новых путей ее развития. Общая характеристика современного состояния отечественной психологии.
Тема 16. Культурно-исторический подход в психологии Сущность культурно-исторической теории в психологии. Генезис высших психических функций человека. Механизм интериоризации. Инструментальный подход к изучению психики. Понятие «психологического орудия». Концепция психологических систем, динамики их развития и взаимодействия. Зона ближайшего развития в онтогенетическом развитии ребенка. Культурно-историческая концепция сущности сознания. Соотношение роли «натурального» и «культурного» развития в формировании психики человека. Культурно-исторический подход в современной психологии.
Тема 17. Деятельностный подход в психологии Понятие «деятельность» как объяснительный принцип в психологии. Психическое как деятельность и как процесс. Деятельностный подход к развитию психики у животных и человека. Основные этапы развития психики животных. Общественно-историческая концепция сознания человека. Единство деятельности и сознания у человека. Личностный подход к психике человека. Детерминанты развития психики человека. Человек как субъект деятельности. Деятельностный подход в современной психологии.
3. Планы семинарских занятий Семинар № 1 Тема: Развитие психологии в рамках учений о душе План семинара 1. Зарождение и развитие психологических идей в Древней Греции (Ионийская традиция: милетская и эфесская школы; италийская традиция: пифагорейский союз и элейская школа; атомистический материализм; классическая школа). 2. Эволюция психологических учений в период Древнего Рима (Академия Платона, перипатетики, эпикурейская школа, стоики, эклектизм). 3. Вклад в развитие естественно-научных основ психологии античных врачей (Алкмеона, Филопона, Гиппократа, Герофила, Эразистрата, Галена). 4. Проблемы психологии в Средние века. Дуализм эпохи. 5. Особенности психологических исследований в период апологетики, патристики и схоластики. 6. Синтез богословия и науки в учении Фомы Аквинского. 7. Особенности психологических исследований в эпоху Возрождения.
Вопросы для осмысления · В чем сходство и различие в понятии аффекта у Демокрита, Аристотеля и стоиков? · Что объединяет всех представителей арабской школы психофизиологии? · Какие основные психологические проблемы решались учеными в период эллинизма? · В чем состоит единство эмпирического и теоретического знания в учении Ф. Аквинского? · Как вы объясните следующие высказывания: Аристотель: «О человеке судят по его делам, а в аффекте оценивают манеру поведения». Ф. Аквинский: «Человек соотнесен с Богом как с некоторой своей целью». Р. Бэкон: «Имеются только два способа познания, а именно, с помощью доказательств и из опыта».
Тема для дискуссии Почему обряды исповеди и покаяния появились в Средние века и как вы определяете их психологическую составляющую?
Творческие индивидуальные задания к семинару (распределяет староста):
· В чем состоит сходство и различие психологических концепций Платона и Аристотеля? · Сделайте сообщение на тему «Модель возрастной периодизации Гиппократа».
Задания для самоконтроля 1. Заполните таблицу «Милетская и эфесская школы в античной
2. Заполните таблицу по персоналиям античной психологии.
3. Заполните таблицу «Развитие психологии в античности»:
4. Записать в словарь: анимизм, архее, гилозоизм, атомизм, волюнтаризм, сакральность, апологетика, патристика, схоластика, томизм, рационализм, деизм, сенсуализм, номинализм.
Литература для обязательного изучения
1. Аристотель. О душе. [Текст]: собр. соч. в 4 т. М., 1976. - Т.1. С. 369-448. 2. *Марцинковская, Т. Д., Ярошевский, М. Г. 100 выдающихся психологов мира. [Текст]. – М., 1995. С. 10-13, 93-95, 99-106, 178-180, 181-183, 218-220, 304-307. 3. *Петровский, А. В. Ярошевский, М. Г. История и теория психологии. [Текст]. – Ростов-на-Дону. С. 53-92. 4. Соколова, Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии. [Текст]. – М., 2003. – С. 56-66, 70-75. Дополнительная литература: 1. Аристотель. О душе. [Текст]: собр. соч. в 4 т. – М., 1976. – Т. 1. С. 369-448. 2. Богомолов, А. С. Античная философия. [Текст]. – М., 1985. 3. Васильева, Т. В. Афинская школа философии. [Текст]. – М., 1975. 4. Грановский, Т. Н. Лекции по истории средневековья. [Текст]. – М., 1964. 5. Виц, Б. Б. Демокрит. [Текст]. – М., 1979. 6. *Ждан, А. Н. История психологии от античности к современности. [Текст]. – М., 2001. – С. 23-83. 7. Лосев, А. Ф. Тахо-Годи, А. А. Платон. Аристотель. [Текст]. – М., 2000. 8. Лурье, С. Я. Демокрит. [Текст]. – Л., 1970. 9. Материалисты Древней Греции. [Текст] / под редакцией М.А. Дынника. – М., 1955. 10. Соколов, В. В. Средневековая философия. [Текст]. – М., 1979. 11. Соколова, Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии. [Текст]. – М., 2003. 12. Трубецкой, С. Н. История древней философии. [Текст]. – М., 1977. 13. Хрестоматия по истории психологии. [Текст] / под ред. П. Я. Гальперина и А. Н. Ждан – М., 1980. 14. *Ярошевский, М. Г. История психологии. От античности до середины XX века. [Текст]. – Москва. 1997. Семинар № 2
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.40.121 (0.008 с.) |