Как можно объяснить наличие различных направлений исследования в школе бихевиоризма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как можно объяснить наличие различных направлений исследования в школе бихевиоризма.



Каковы возможности и границы управления поведением в бихевиоризме?

 

Творческие индивидуальные задания для студентов

· Сделайте сообщение на тему: «Достоинства и недостатки бихевиоризма».

 

Задания для самоконтроля

1. Определите, кому из авторов принадлежат следующие утверждения:

Положение Персоналии
  Положительное подкрепление для модификации поведения является более эффективным, чем наказание  
  Необходимое поведение может быть достигнуто при «закреплении» определенных связей в нервной системе  
  Люди могут учиться на чужом опыте  
  Психическое есть процесс реакций живых существ, которые могут быть зафиксированы объективными средствами  
  Побуждение определяется как стимул, возникающий в результате такого состояния, которое инициирует или активизирует поведение  
  Субъективные переживания и ожидания, которые являются внутренними когнитивными состояниями, определяют, какое влияние окажут на нас внешние факторы  
  Любое поведение направлено на достижение цели  

2. Определите, представителями каких направлений психологии являются авторы следующих высказываний. Прокомментируйте их суждения с точки зрения сходства и различия их научных взглядов. Выделите критерии, по которым было проведено сравнение:

 

а) Дж. Уотсон предлагал «выбросить за борт», как пережиток алхимии и астрологии, все понятия субъективной психологии сознания и перевести их на язык объективно наблюдаемых реакций живых существ на раздражители.

 

б) З. Фрейд считал, что бессознательное является источником инстинктивного заряда, прежде всего сексуального, и закрыто от сознания в силу запретов, налагаемых обществом. Сознательное содержит социальные нормы и запреты, которые находятся в постоянном конфликте с бессознательным и подавляют его сексуальные влечения.

 

а) Э. Торндайк: В органическом мире выживает лишь тот, кому удается, «пробуя и ошибаясь», отобрать наиболее выгодный вариант реакции их многих возможных.

 

б) Д. Гартли высказал предположение, что повторяемость впечатлений является достаточным основание для возникновения ассоциаций.

 

а) А. Бандура ввел понятие эффективность личности как чувства самоуважения, самооценки и компетентности личности при решении жизненных проблем. Напротив, люди с низкой личной эффективностью при столкновении с жизненными ситуациями чувствуют свою беспомощность; они считают, что у них слишком мало или совсем нет сил, чтобы повлиять на сложившуюся ситуацию. Такие люди уверены, что от них ничего не зависит.

 

б) А. Адлер выделил как фактор развития личности чувство неполноценности, порождаемое, в частности, телесными дефектами. Как реакция на чувство, возникает стремление к его компенсации и сверхкомпенсации с тем, чтобы добиться превосходства над другими. В «комплексе неполноценности» скрыт источник неврозов.

 

а) Кульминацией длительного исследования Б. Скиннера стало утверждение, что люди по существу подобны машинам. Поведение является детерминируемым и подчиняется определенным законам, а то, что делает человек, является результатом определенных условий, и если эти условия станут известны, то вполне можно предвидеть до некоторой степени и действия.

 

б) К. Хорни главную причину возникновения неврозов предлагала искать в социальном окружении человека, негативном воздействии на него цивилизации. Распад старых ценностей и зарождение новых на фоне разнообразных жизненных укладов становятся факторами, тормозящими выбор человеком определенных ориентаций. Это способствует возникновению внутриличностных конфликтов, не осознаваемых личностью.

3. Раскройте суть темы «Основные теории бихевиоризма» и установите соответствия.

Персоналии Предмет и задачи исследования Основные результаты
  Э. Торндайк   Экспериментальное исследование условий и динамики научения путем анализа способов решения задачи в проблемном ящике   Внутренняя переменная, опосредующая связь S-R, понятие о когнитивных картах и латентном обучении
  Д. Уотсон   Изучение деятельности системы организм-среда, формирование целостного, молярного подхода к проблеме поведения   Доказательство прижизненности образования основных знаний, умений, переживаний человека и возможности повлиять на их содержание
  Э. Толмен   Изучение поведения, анализ формирования путем образования связи S-R. Наблюдения за естественным становлением поведения, эмоций, понятий, речи   Законы образования коннекции (связи), т. е. законы научения. Метод обучения путем проб и ошибок
  К. Халл   Разработка методов целенаправленного обучения, управления и коррекции поведения. Изучение оперантного поведения   Законы оперантного обучения, программированное обучение, методы коррекции поведения
  Б. Скиннер   Формирование гипотетико-дедуктивного подхода к изучению поведения, анализу факторов, влияющих на характер связи S-R   Понятие первичного и вторичного подкрепления, закон редукции напряжения
  Д. Мид   Исследование социального научения, изучение механизмов формирования социального поведения и подражания, а также способов коррекции поведения   Понятие косвенного подкрепления, раскрытие роли модели подражания, исследование самоэффективности, влияющей на регуляцию персонального поведения
  А. Бандура   Исследование социальных взаимодействий, лежащих в основе образования «Я»   Понятие роли и системы ролей как основы личности, раскрытие роли игры и ожиданий окружающих в становлении «Я»

 

4. Записать в словарь: бихевиоризм, коннекция, научение, когнитивная карта, латентное обучение, оперантное поведение, социальное научение, самоэффективность.

Литература для обязательного изучения

1. *Ждан, А. Н. История психологии от античности к современности. [Текст]. – М., 2001. – С.286-300.

2. *История зарубежной психологии [Текст]: тексты. – М., 1986. С. 60-95.

3. *Марцинковская, Т. Д., Ярошевский, М. Г. 100 выдающихся психологов мира. [Текст]. – М., 1995. – С.156-157, 212-215, 237-241, 246-249, 271-274.

4. *Петровский, А. В. Ярошевский, М. Г. История и теория психологии. [Текст]. – Ростов-на-Дону, 1996. – С.153-155.

Дополнительная литература

 

1. История зарубежной психологии [Текст]: Тексты. – М. 1986.

2. Соколова, Е. Е. 13 диалогов о психологии. [Текст]. – М., 2003.

3. Торндайк, Э. Принципы обучения, основанные на психологии. Москва. 1929.

4. Торндайк, Э. Процесс учения у человека. [Текст]. – М., 1935.

5. Уотсон, Д. Психология как наука о поведении. [Текст]. – Одесса, 1925.

6. Хрестоматия по истории психологии [Текст] / под ред. П.Я. Гальперина и А. Н. Ждан. – М., 1980.

7. *Ярошевский, М. Г. История психологии. От античности до середины ХХ века. [Текст]. – М., 1997.

 

Семинар № 8

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.50.83 (0.007 с.)