Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Гуманистическая психология

Поиск

План семинара

1. Основные принципы гуманистической психологии.

2. Первые теории гуманистической психологии.

3. Теория А. Маслоу.

4. Теоретическая и психотерапевтическая концепция К. Роджерса.

5. Логотерапия В. Франкла.

 

Вопросы для осмысления

 

· Как бы вы сформулировали основные положения гуманистической психотерапии?

· Каковы особенности подхода к проблеме бессознательного в гуманистической психологии?

 

Тема для дискуссии

 

Почему гуманистическая психология получила название «третьего пути»?

 

Индивидуальное творческое задание

Сравните подход к проблеме психологической защиты в глубинной и гуманистической психологии.

Сделайте сообщение на тему «Учение о смысле жизни в теории В. Франкла».

 

Задания для самоконтроля:

1. Определите, представителями, каких направлений психологии являются авторы следующих высказываний. Прокомментируйте их суждения с точки зрения сходства и различия их научных взглядов. Выделите критерии, по которым вы проводили сравнение:

а) В. Франкл: Смысл не субъективен, человек не изобретает его, а находит в мире, в объективной действительности, при этом смысл требует своей реализации. Конечной причиной всегда является цель и смысл, и это утверждение должно в наше время обосновываться с научной позиции.

 

б) Д. Уотсон разработал программу экспериментальной этики, основанную на принципе практического контроля поведения детей и взрослых.

 

а) К. Роджерс: Цель, которой более всего хочет достигнуть человек, та цель, которую он сознательно или неосознанно преследует, состоит в том, чтобы стать самим собой.

 

б) У. Найссер рассматривает человека как активную систему, а процесс познания – как непрерывный процесс проверки когнитивных гипотез.

 

а) А. Маслоу: В каждом человеке заложена в виде особого инстинкта потребность в самоактуализации, высшим выражением которой служит особое переживание, подобное мистическому откровению, экстазу. Не от сексуальных травм, а от подавления этой витальной потребности возникают неврозы, душевные расстройства. Соответственно, и превращение ущербной личности в полноценную должно рассматриваться с точки зрения восстановления и развития высших форм мотивации, заложенных в природе человека.

 

б)Ж. Пиаже: принцип эгоцентризма (от лат. «эго» - «Я» и «центрум» - центр круга) царит над мыслью дошкольника. Он сосредоточен на своих позициях (интересах, влечениях) и не способен стать на позицию другого (децентрироваться), критически взглянуть на свои суждения со стороны. Этими суждениями правит «логика мечты», уносящая от реальности.

 

2. Раскройте суть темы «Основные теории гуманистической психологии» и установите соответствия.

 

Персоналии Движущие силы развития и структура личности Основные достижения
  А. Маслоу   «Я-концепция», в центре которой гибкая и адекватная самооценка   Логотерапия
  К. Роджерс   Учение о смысле жизни   Потребность в самоактуализации, механизмы идентификации и отчуждения
  В. Франкл   Иерархия потребностей, приоритет бытийных и др. потребностей   Конгруэнтность, личностно-ориентированная терапия

 

Литература для обязательного изучения:

1. *Ждан, А. Н. История психологии от античности к современности. [Текст]. – М., 2001. – С.434-401.

2. *Марцинковская, Т. Д., Ярошевский, М. Г. 100 выдающихся психологов мира. [Текст]. – М., 1995. – С.148-154, 194-198, 254-257.

3. Соколова, Е. Е. 13 диалогов о психологии. [Текст]. – М., 2003. – С. 423-471.

4. Хрестоматия по истории психологии [Текст] / под ред. П.Я. Гальперина и А. Н. Ждан. – М., 1980.

Дополнительная литература

 

1.*История зарубежной психологии [Текст]: Тексты. – М., 1986.

2. Маслоу, А. Психология бытия. [Текст]. – М., 1997.

3. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. [Текст]. – М., 1994.

4.Франкл, В. Человек в поисках смысла. [Текст]. – М., 1990.

5.*Ярошевский, М. Г. История психологии. От античности до середины ХХ века. [Текст]. – М., 1997.

 

 

Семинар № 9 - 10

 

Тема: Развитие отечественной психологии в XX-XXI веках

План семинара

1. Состояние психологического знания в России в начале ХХ века.

2. Развитие психологии в России в 20-30 годы. Идеологизация психологии.

3. Развитие психологии в годы войны и послевоенный период.

4. Психологические дискуссии после Великой Отечественной войны.

5. Развитие психологической науки в период со второй половины 60-х и до конца века.

6. Состояние и тенденции развития психологии России сегодня.

7. Поведенческое направление.

8. Культурно-историческая теория.

9. Развитие деятельностного подхода.

10. Комплексный и системный подход в отечественной психологии.

11. Теория планомерного формирования умственных действий.

 

Вопросы для осмысления

 

· Какие факторы оказали преимущественное влияние на развитие российской психологии?

· Существует ли марксистская психология?

· Какие проблемы были в центре внимания российских психологов на разных этапах развития науки?

· Каким образом изменение социальной ситуации повлияло на процесс формирования психологии в России?

· В чем проявилась специфика подхода к проблеме личности в российской психологии?

· В чем специфика отечественного подхода к проблеме поведения?

· В чем проявились достижения и недостатки педологии и психотехники?

 

Темы для дискуссии

В чем проявилось влияние ментальности на российскую психологию?

Российская и советская психология: общее и различия.

 

Индивидуальные творческие задания

1. Сделайте сообщения на тему: «Жизненный и творческий путь Л.С. Выготского», «Междисциплинарный подход в творчестве Л.С. Выготского»,
«Прикладной аспект в деятельности Л.С. Выготского», «Жизненный и творческий путь А.Н. Леонтьева».

 

2. Дайте развернутый письменный анализ одной из работ Л.С. Выготского по выбору:

· «К психологии и педагогике детской дефективности»

· «Психология искусства»

· «Сознание как проблема психологии поведения»

· «Исторический смысл психологического кризиса»

· «Проблема культурного развития ребенка»

· «К вопросу о многоязычии в детском возрасте»

· «Генетические корни мышления и речи»

· «Развитие активного внимания в детском возрасте»

· «Предыстория письменной речи»

· «Поведение животных и человека»

· «Инструментальный метод в психологии»

3. Дайте развернутый письменный анализ одной из работ А.Н. Леонтьева:

· «Избранные психологические произведения»

· «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста»

· «Очерки психологии детей»

· «Инженерная психология»

· «Потребности, мотивы, эмоции»

· «Основы теории речевой деятельности»

· «Деятельность, сознание, личность»

· «Восприятие и деятельность»

· «Практикум по психологии»

· «Философия психологии»

 

Задания для самоконтроля

 

1. Назовите ключевые понятия и положения теории Л.С. Выготского:

Л.С. Выготский строил философию человеческого развития (философскую антропологию) и онтологические конструкции на основе междисциплинарного пространства, с ориентацией на межпредметный характер.

 

- Изучая умственное развитие ребенка, Л.С. Выготский был приведен самой логикой своей работы к анализу того, как это развитие соотносится с обучением, и выработал собственное решение этого вопроса.

 

- По аналогии с орудиями труда, как детерминантой изменения не только внешней природы, но и самого человека, разрабатывалось понятие о культурных средствах как об особом психологическом инструменте, служащем средством превращения психики из природной (биологической) в культурную (историческую).

 

- У индивида из его первичных природных психических процессов (памяти, внимания ассоциативного мышления) возникает определенная, присущая только человеку система функций второго, социокультурного порядка.

 

- В работе «Мышление и речь» Выготский совместно с учениками разработал экспериментально обоснованную теорию, в которой исследовались основные стадии преобразования культурных значений в онтогенезе ребенка.

 

- Положение, согласно которому только то обучение является эффективным, которое забегает вперед развития, как бы тянет его за собой, выявляя возможности ребенка решить при участии педагога те задачи, с которыми он самостоятельно справиться не может.

 

Рабочий материал: культурно-историческая концепция, концепция о ЗБР, знак, учение о высших психических функциях, теорию умственного развития ребенка, положение о зоне ближайшего развития.

 

Литература для обязательного изучения

1. *Ждан, А. Н. История психологии от античности к современности. [Текст]. – М., 2001. – С.362-427.

2.* Марцинковская, Т. Д., Ярошевский, М. Г. 100 выдающихся психологов мира. [Текст]. – М., 1995. – С.13-17, 20-27, 31-36, 106-109, 132-135,146-148, 198-200, 209-211, 249-251.

3. Хрестоматия по истории психологии [Текст] / под ред. П.Я. Гальперина и А. Н. Ждан. – М., 1980.

Дополнительная литература:

 

1. Басов, М. Я. Избранные психологические произведения. [Текст]. – М., 1975.

2. Бехтерев, В. М. Объективная психология. [Текст]. – М., 1991.

3. *Блонский, П. П. Психология младшего школьника. [Текст]. – М., 1997.

4. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст]: в 6 т. – М., 1982.

5. Гальперин, П. Я. Введение в психологию. [Текст]. – М., 1976.

6. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения. [Текст]. – М., 1983.

7. Петровский, А. В. Вопросы теории и истории психологии. [Текст]. – М., 1984.

8. Петровский, А. В. Психология в России: ХХ век. [Текст]. – М., 2000.

9. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории [Текст] / под редакцией А.В. Брушлинского. – М., 1997.

10. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. [Текст]. – М., 1989.

11. Соколова, Е. Е. 13 диалогов о психологии. [Текст]. – М., 2003.

12. Ухтомский, А. А. Доминанта. [Текст]. – Л., 1966.

13. Ярошевский, М. Г. Выготский: В поисках новой психологии. [Текст]. – СПб., 1983.

14. Аристотель. О душе. [Текст]: Собр. соч. в 4 т. – М. 1976. – Т.1. С.369-448.

15. *Марцинковская, Т. Д., Ярошевский, М. Г. 100 выдающихся психологов мира. [Текст]. – М., 1995. – С. 10-13, 93-95, 99-106, 178-180, 181-183, 218-220, 304-307.

16. *Петровский, А. В. Ярошевский, М. Г. История и теория психологии. [Текст]. – Ростов-на-Дону. – С. 53-92.

17. Соколова, Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии. [Текст]. – М., 2003. – С. 56-66, 70-75.

 

Дополнительная литература

1. Аристотель. О душе. [Текст]: Собр. соч. в 4 т. – М., 1976. – Т.1. С. 369-448.

2. Богомолов, А. С. Античная философия. [Текст]. – М., 1985.

3. Васильева, Т. В. Афинская школа философии. [Текст]. – М., 1975.

4. Грановский, Т. Н. Лекции по истории средневековья. [Текст]. – М., 1964.

5. Виц, Б. Б. Демокрит. [Текст]. – М., 1979.

6. *Ждан, А. Н. История психологии от античности к современности. [Текст]. – М., 2001. – С.23-83.

7. Лосев, А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. [Текст]. – М., 2000.

8. Лурье, С. Я. Демокрит. [Текст]. – Л., 1970.

9. Материалисты Древней Греции [Текст] / под ред. М.А. Дынника. – М., 1955.

10. Соколов, В. В. Средневековая философия. [Текст]. – М., 1979.

11. Соколова, Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии. [Текст]. – М., 2003.

12. Трубецкой, С.Н. История древней философии. [Текст]. – М., 1977.

13. Хрестоматия по истории психологии [Текст] / под ред. П.Я. Гальперина и А. Н. Ждан. – М., 1980.

14. *Ярошевский, М. Г. История психологии. От античности до середины ХХ века. [Текст]. – М., 1997.

Литература

Учебные пособия

1. *Ждан, А. Н История психологии: от античности к современности. [Текст]. – М., 2001. (Базовый учебник).

2. История зарубежной психологии (30-60 годы ХХ века) [Текст]: Тексты / под ред. П. Я. Гальперина и А. Н. Ждан. – М., 1986.

3. *История психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х – середина 30-х годов ХХ века) [Текст]: Тексты / под ред. П. Я. Гальперина и А. Н. Ждан. – М., 1992.

4. Марцинковская, Т. Д. История психологии. [Текст]. – М., 2001.

5. *Марцинковская, Т. Д., Ярошевский, М. Г. 100 выдающихся психологов мира. [Текст]. – М., 1995.

6. Морозов, А. В. История психологии. [Текст]. – М., 2003.

7. Петровскийб А.В. Психология в России: ХХ век. [Текст]. – М., 2002.

8. *Петровский, А. В. Ярошевский, М. Г. История и теория психологии. Ростов-на-Дону,

9. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории [Текст] / под ред. А. В. Брушлинского. – М., 1997.

10. Соколова, Е. Е. 13 диалогов о психологии. [Текст]. – М., 2003.

11. Хрестоматия по истории психологии [Текст] / под ред. П. Я. Гальперина и А. Н. Ждан. – М., 1980.

12. Шульц, Д., Шульц, С. История современной психологии. [Текст]. – СПб., 2002.

13. *Якунин В.А. История психологии. СПб. 1998.

14. *Ярошевский, М. Г. История психологии. От античности до середины ХХ века. [Текст]. – М., 1997.

15. Ярошевский, М. Г. Выготский: В поисках новой психологии. [Текст]. – СПб., 1993.

 

Дополнительная литература

1. Альбуханова, К. А. Психология и сознание личности.

2. Амонашвили, Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям.

3. Андреева, Г. М. Социальное познание: проблемы и перспективы.

4. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания.

5. Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров.

6. Берштейн, Н. А. Биомеханика и физиология движений.

7. Бехтерев, В. М. Проблемы развития и воспитания человека.

8. Блонский, П. П. Психология младшего школьника.

9. Богданов, А. А. Познание с исторической точки зрения.

10. Бодалев, А. А. Психология общения.

11. Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение.

12. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности.

13. Выготский, Л. С. Психология развития как феномен культуры.

14. Вагнер, В. А. Сравнительная психология.

15. Гальперин, П. А. Психология как объективная наука.

16. Гуревич, К. М. Проблемы дифференциальной психологии.

17. Зейгарник, Б. В. Психология личности: норма и патология.

18. Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание.

19. Зинченко, В. П. Образ и деятельность.

20. Каптерев, П. Ф. Детская и педагогическая психология.

21. Климов, Е. А. Психология профессионала.

22. Кон, И. С. Социологическая психология.

23. Корнилов, К. Н. Естественно-научные предпосылки психологии.

24. Крутецкий, В. А. Психология математических способностей школьников.

25. Ланге, Н. Н. Психологический мир.

26. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия.

27. Леонов, А. Н. Эволюция психики.

28. Лесгафт, П. Ф. Психология нравственного и физического воспитания.

29. Лисина, М. Н. Общение, личность и психика ребенка.

30. Ломов, Б. Ф. Системность в психологии.

31. Мерлин, В. С. Психология индивидуальности.

32. Мясищев, В. Н. Психология отношений.

33. Небылицын, В. Д. Проблема психологии индивидуальности.

34. Нечаев, А. П. Психология и школа.

35. Ошанин, Д. А. Предметное действие и оперативный образ.

36. Павлов, И. П. Мозг и психика.

37. Пономарев, Я. А. Психология творения.

38. Рубцов, В. В. Основы социально-генетической психологии.

39. Сеченов, И. М. Психология поведения.

40. Страхов, И. В. Психология литературного творчества.

41. Славина, Л. С. Трудные дети.

42. Теплов, Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий.

43. Узнадзе, Д. Н. Теория установки.

44. Шадриков, В. Д. Способности человека.

45. Фельдштейн, Д. И. Психология развивающейся личности.

46. Шеварев, П. А. Теория обобщенных ассоциаций в психологии.

47. Шпет, Г. Г. Психология социального бытия.

48. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах.

49. Якобсон, П. М. Психология чувств и мотиваций.

50. Ярошевский, М. Г. Наука о поведении

Темы контрольных и курсовых работ

 

1. История развития основных принципов психологии (системности, детерминизма, развития).

2. Основы материалистического учения о душе в античности.

3. Сравнительный анализ подхода к проблеме познания у Платона и Аристотеля.

4. Сравнительный анализ понимания функций и содержания души в идеалистических и материалистических психологических концепциях ученых Древней Греции.

5. Сравнительный анализ к проблеме воли в теориях стоиков, Эпикура и Аристотеля.

6. Сравнительная характеристика номинализма и реализма.

7. Сравнительный анализ исповеди Августина и Абеляра.

8. Общая характеристика достижений в духовной психологии.

9. Зарождение психофизиологии и дифференциальной психологии в Средневековье и в период Возрождения.

10. Особенности психологических исследований в ранней и поздней схоластике.

11. Синтез богословия и науки в учении Ф. Аквинского.

12. Особенности психологических исследований в эпоху Возрождения.

13. Ф. Бэкон как родоначальник эмпиризма.

14. Развитие психологии в рамках философского учения о сознании Р. Декарта.

15. Концепция индивидуального поведения в работе Спинозы «Этика».

16. Достоверность и объективность познания в теориях рационалистов и сенсуалистов XVII века.

17. Характерные особенности подхода к проблеме психики в немецкой психологии.

18. Зарождение ассоцианистической психологии, её роль в становлении психологической науки.

19. Влияние эволюционной теории Ч. Дарвина на психологию.

20. Ментальный подход к проблеме ассоциаций Д. Юма, Д. Гартли, Д. Милля и Дж. С. Милля.

21. Положительное и отрицательное влияние позитивизма на развитие психологии.

22. Поиски объективного метода исследования психики во второй половине XIX века.

23. Сравнительный анализ подходов к построению психологии в структурализме, функционализме и описательной психологии.

24. Американский и европейский функционализм: общее и различия.

25. Особенности исследования патологических отклонений в психике во французской психологической школе.

26. Описательная и объяснительная психология: достоинства и недостатки.

27. Сравнительный анализ подхода к научению в теориях Д. Уотсона и Э. Толмена.

28. Необихевиоризм и его научные подходы.

29. Оперантный бихевиоризм Б. Скиннера.

30. Вклад гештельтпсихологии в развитии психологии.

31. Ортодоксальность и творчество в теории З. Фрейда.

32. Психоаналитическое движение в России.

33. Вклад психоанализа в психологию.

34. Достижения и недостатки психоаналитического движения.

35. Концепция межличностной психиатрии Д. Салливена.

36. Эго-психология Э. Эриксона.

37. Гуманистический психоанализ Э. Фромма.

38. Особенности подхода к проблеме бессознательного в гуманистической психологии.

39. Самоактуализация и её значение в концепциях А. Маслоу и К. Роджерса.

40. Экзистенциональные потребности в концепциях Э. Фромма и В. Франкла.

41. Теория интеллекта в когнитивной психологии.

42. Проблема обучения в теории Ж. Пиаже: достоинства и недостатки.

43. Становление культурно-исторической психологии в России Л.С. Выготский и современность.

44. Естественно-научное направление в работах В. Бехтерева, И. Сеченова, И. Павлова.

45. Роль социальной ситуации в развитии российской психологии во второй половине XIX века.

46. Специфика становления психологии в России.

47. Наука о поведении – русский путь.

 

Вопросы к зачету

 

1. Предмет и задачи истории психологии; функции истории психологии в современной психологической науке.

2. Первые психологически теории античности.

3. Классические школы периода античности.

4. Аристотель - создатель первого систематического учения о психике.

5. Психологически концепции эллинизма.

6. Основные достижения античных врачей в исследовании мозга, органов чувств и темперамента.

7. Общая характеристика эпохи средневековья.

8. Развитие психологических знаний в средневековой Европе.

9. Развитие психологических знаний в учениях мыслителей Арабского Востока.

10. Томизм Фомы Аквинского.

11. Психологические теории позднего средневековья и эпохи Возрождения.

12. Френсис Бэкон – основоположник английского эмпиризма.

13. Общая характеристика психологии Нового времени.

14. Психологические взгляды Рене Декарта.

15. Учение Бенедикта Спинозы.

16. Учение Томаса Гоббса.

17. Джон Локк и его взгляды на ассоциации.

18. Монадология Готфрида Вильгельма Лейбница.

19. Общая характеристика психологии XVIII века.

20. Английский ассоцианизм XVIII века.

21. Французский эмпиризм XVIII века.

22. Психологические воззрения немецких ученых.

23. Психологические идеи М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева и русских просветителей.

24. Первый этап развития ассоцианизма в начале XIX века (Томас Браун и Джеймс Милль).

25. Второй этап развития ассоцианизма в XIX веке (Джон Стюарт Милль).

26. Третий этап развития ассоцианизма в XIX веке (Александр Бэн и Герберт Спенсер).

27. Развитие эмпирической психологии в трудах Иоганна Фридриха Гербарта.

28. Психологические воззрения А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского.

29. Естественно – научные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку.

30. Первые программы построения психологической науки.

31. Развитие экспериментальной психологии в Германии до периода «открытого кризиса».

32. Развитие экспериментальной психологии в Англии.

33. Структурализм и функционализм.

34. «Открытый кризис» в психологии.

 

Вопросы для подготовки к экзамену

 

1. Предмет и задачи истории психологии; функции истории психологии в современной психологической науке.

2. Психологические взгляды в Древней Греции и в Древнем Риме.

3. Развитие психологии в учениях мыслителей Арабского Востока, средневековой Европы и эпохи Возрождения.

4. Общая характеристика психологии в Новое время.

5. Психологические концепции в учениях XVII века (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза).

6. Психологическое содержание учений Т. Гоббса, Д. Локка и Г. Лейбница.

7. Английская ассоциативная психология XVIII века (Д. Беркли, Д. Юм, Д. Гартли).

8. Развитие ассоцианизма в XIX веке (Т. Браун, Д. Милль, Д. С. Милль, А. Бэн, Г. Спенсер.

9. Предмет и методы эмпирической психологии сознания (Ф. Герберт и его ученики).

10. Психологические взгляды А. Герцена, Н. Добролюбова, Н. Чернышевского.

11. Естественнонаучные основы выделения психологии в самостоятельную науку. Первые программы построения психологии как самостоятельной науки (В. Вунд, Ф. Брентано, И.М. Сеченов).

12. Развитие экспериментальной психологии в Германии.

13. Структурализм и функционализм в американской психологии.

14. «Открытый кризис» в психологии, его причины, периодизация, условия, характер.

15. Описательная психология.

16. Французская социологическая школа.

17. Поведение как предмет изучения в бихевиоризме Э. Торндайка и Э. Уотсона.

18. Необихевиоризм Э. Толмана, К. Халла, Б. Скиннера.

19. Глубинная психология. Понятие «бессознательного» в психоанализе З. Фрейда.

20. Индивидуальная психология А. Адлера.

21. Аналитическая психология К. Юнга.

22. Развитие психоаналитических идей в неофрейдизме.

23. Основные концепции гештальтпсихологии.

24. Основные теории когнитивной психологии.

25. Гуманистическая психология: основные представители и идеи.

26. Гуманистическая психология К. Роджерса.

27. Проблема самоактуализации личности в психологическом учении А. Маслоу.

28. Логотерапия С. Франкла.

29. Отечественная психологическая мысль на рубеже XIX – XX веков.

30. Возникновение и становление советской психологии.

31. Развитие психологии в годы войны и послевоенный период.

32. Развитие психологии в 60 – 80 годы XX века.

33. Культурно – историческая концепция Л. Выготского.

34. Психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева.

35. Деятельностный подход в психологической теории С.Л. Рубинштейна.

36. Теория поэтапного формирования умственной деятельности П.Я. Гальперина.

37. Теория установки Д.Н. Узнадзе.

38. Развитие зарубежной психологии на рубеже XX – XXI веков.

39. Развитие российской психологии на рубеже XX – XXI веков.

40. Имя в психологии.

 

Итоговый тест по истории психологии

 

1. Психология как самостоятельная наука возникла:

· Во второй половине XIX века

· В начале XX века

· В античные времена

 

2. Предмет психологии:

· Наука о душе

· Наука о поведении

· Наука о всестороннем развитии психики

 

3. Наблюдение, объектом которого являются психические состояния, действия самого субъекта, носит название:

· Естественный эксперимент

· Самонаблюдение

· Социометрия

· Валидность

 

4. В рамках какой традиции философских исследований развивались психологические идеи:

· Материалистической

· Идеалистической

 

5. Кто впервые определил сознание как критерий психики:

· Дж. Беркли

· Р. Декарт

· Б. Спиноза

 

6. Термин «психология» был введен:

· В античные времена

· В XVI веке

· В XIX веке

 

7. Кто впервые ввел термин «психология»:

· Ф. Бекон

· Б. Спиноза

· Т. Гоббс

 

8. Эмпирическая психология в философских учениях представлена:

· Ф. Бэконом, Дж. Локком

· Дж. Беркли, Д. Юмом

· В. Вундтом

 

9. Представители эмпирической психологии за основу брали:

· Опыт внутренний

· Опыт внешний

· Ассоциацию

 

10. В психологию понятие бессознательного ввел:

· Д. Гартли

· Т. Гоббс

· Г. Лейбниц

 

11. Против отождествления психики с сознанием выступил:

· Ф. Бэкон

· Г. Лейбниц

· Д. Юм

 

12. Кем было введено понятие «апперцепция»:

· Д. Юмом

· Г. Лейбницем

 

13. К представителям ассоциативной психологии относятся:

· А. Радищев, Ж. Ламетри, Г. Гегель

· Д. Гартли, Д. Юм, Дж. Беркли

· И. Фихте, Э. Кондильяк

 

14. Основателем психологии как самостоятельной науки считается:

· В. вундт

· Г. Фехнер

· Т. Браун

15. Одна из школ современной зарубежной психологии, использующая для объяснения сложных психических явлений принцип их целостности, носит название:

· Функционализм

· Гештальтпсихология

· Психоанализ

· Бихевиоризм

 

16. Одна из школ современной зарубежной психологии, описывающая «психический аппарат как разноуровневую систему, состоящую из трех уровней:

· Функционализм

· Гештальтпсихология

· Психоанализ

· Бихевиоризм

· Рефлексология

 

17. Направление в психологии, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения:

· Функционализм

· Гештальтпсихология

· Бихевиоизм

· Рефлексология

 

18. Бихевиоризм – это направление психологии, берущее за основу исследования:

· Поведение

· Бессознательное

· Возникающий в процессе мышления образ

 

19. Приоритетным направлением в развитии психологии в конце XIX – начале XX века в России считалось:

· Описательная (идеалистическая) психология

· Эмпирическая (интроспективная) психология

· Экспериментальная психология

 

20. Психотехника в России развивалась как наука:

· О научной организации труда

· О восприятии

· О рефлексах

21. Педология – это наука:

· О воспитании

· Об образовании

· О научной организации труда

22. Основой изучения психоанализа являются:

· Сновидения

· Бессознательное

· Архетипы

 

23. Автором «теории поля» был:

· Э. Торндайк

· Ж. Пиаже

· К. Левин

· В. Вундт

 

24. Кто является основоположником психоанализа:

· Э. Фромм

· З. Фрейд

· К. Юнг

 

25. Психоанализ в России:

· Не получил никакого распространения

· Получил широкое распространение

· Получил критическую оценку

26. Кто является основоположником культурно-исторической психологии в России:

· А.Н. Леонтьев

· Л.С. Выготский

· А.Р. Лурия

 

27. Деятельностный подход в психологии разрабатывался в рамках:

· Материалистического направления развития науки

· Идеалистического направления развития науки

 

28. Автором теории высших психических функций являлся:

· П.К. Анохин

· Н.А. Бернштейн

· Л.С. Выготский

· С.Л. Рубинштейн

 

29. Гуманистическая психология – это психология:

· Клиентоцентрированная терапия

· Психология «гештальт-образов»

· Психология бессознательного

 

30. Трансперсональная психология – это психология:

· Трансперсональных переживаний

· Голографического метода интроспекции психологических явлений

· Перинатального периода развития человека.

 

 

Справочный материал по персоналиям

 

Имя в мировой психологии  
Фалес 645-547 гг. до н.э. Родоначальник европейской науки, выдвинул идеи о первичности объективной реальности по отношению к нашим чувствам; о чувствах человека как первичном источнике информации об окружающем мире т его законах; о душе как движущем начале; о материальном субстрате душевных явлений: о всеобщем одушевлении материи и способности души к подвижности
Пифагор 571-497 гг. до н.э. Основатель одной из самых авторитетных школ античного мира; выдвинул идею о количественной закономерности природы и ее единства, а значит, и душевных проявлений; о душе как числе – «гармонии музыки»
Гераклит 520-460 гг. до н.э. Основоположник диалектики; считал, что в основе мироздания, человека и его души лежит объективный закон – логос; душа в его понимании есть единство противоположностей, сочетающее в себе влажное и огненное
Зенон 490-430 гг. до н.э. Утверждал идею иллюзорности чувственного многообразия мира; применял метод анализа явлений «от противного», связанный с разрешением противоречий, возникающих при отображении процессов движения (ощущения, восприятия, мышления)
Эмпедокл 490-430 гг. до н.э. Основатель италийской медицинской школы; попытался материалистически решить вопрос о происхождении органической целесообразности; автор учения об эволюции органического мира на основе естественного отбора
Демокрит 460 г. до н.э. Один из основателей атомистической картины мира; создатель «теории истечений» как оригинальной концепции познания; ввел понятие первичных и вторичных качеств; понимал душу как источник активности и энергии тела
Сократ 470-399 гг. до н.э. Считал, что главное в психологическом учении – этические вопросы и направленность исследования «внутрь себя», изучение структуры души; утверждал познаваемость только души человека, а в качестве блага – знание
Платон 427-347 гг. до н.э. Основатель объективного идеализма и психологии; понимал под душой не только идею, но и цель вещи; выделял структуру и иерархию душ, обосновывал их активность и бессмертие; исследовал познавательные процессы; сформулировал идею о внутреннем конфликте души
Аристотель 384-322 гг. до н.э. Создатель первого систематического учения о психике; главный психологический труд – трактат «О душе»; разработал психологические концепции познания, аффектов, способностей, мышления, разума
Эпикур 341-270 гг. до н.э. Продолжил материалистические традиции античной психологии; исследовал проблемы познания, истины и ее критериев; развил древние нравственно-психологические представления
Теофраст 370-285 гг. до н.э. Отец ботаники; высказал ценные суждения о физиологических явлениях: усталости, головокружении, выделении пота, параличе; основой познания он считал опыт; в трактате «Характеристики» выделяет 30 видов характера человека
Зенон (стоик) 226-264 гг. до н.э. Основатель стоицизма; в учении о стадиях эволюции мира продолжил традиции античного атомизма; жизнь – бесконечно повторяющиеся циклы, над которыми властвуют 2 начала: закономерность и рок; душа человека со смертью отделяется от него, переставая быть носителем личностных свойств
Марк Аврелий Антоний 121-180 гг. Римский император, стоик; противопоставлял душу и тело: «все человеческое есть дым, ничто», люди – «мухи однодневки»; время человеческой жизни – миг; ее сущность – вечное течение; ощущение – смутно; строение всего тела – бренно; душа – неустойчива…»
Марк Тулий Цицерон 106-43 гг. до н.э. Выдающийся ученый эллинизма и Древнего Рима; человек отличается от животного целесообразной деятельностью в силу наличия у него разумной души; сущность души человека - в интеллектуальной деятельности; благо состоит в возможном усовершенствовании души и тела
Алкмеон 6-5 век до н.э. Древнегреческий врач-пифагореец, один из первых приверженцев «мозго-центрической» теории – локализации мыслительной деятельности человека в головном мозгу
Гален 2 век до н.э. Обобщил опыт античных медиков, биологов и философов; стоял на позиции дифференциации и связи «психических» функций различных телесных органов; проводил исследования регуляции движения и органов чувств
Августин Блаженный 254-430 гг. Автор учения, ознаменовавшего переход от античной средневековой христианской традиции в науке о душе; основоположник учения волюнтаризма, утверждающего в качестве основы души волю человека
Ибн – Рушд 1126-1198 гг. «Великий комментатор» учения Аристотеля; разрабатывал психофизиологическую проблему; изучал зависимость восприятия от свойств нервной системы; по-новому интерпретировал учение о двух истинах (разумного знания и религиозного), которые не противоречат друг другу и которые нельзя смешивать
Ибн - Сина (Авиценна) 980-1037 гг. Выдвинул идею зависимости психики от головного мозга; разрабатывал проблемы возрастной психологии, психофизиологии эмоциональных состояний и ряда других отраслей
Ибн Аль – Хайсам (Альгазен) 965-1039 гг. Разработал концепцию механизма психической жизни – зрительного ощущения; первый обратил внимание на длительность психических процессов; возвел психологические знания на уровень естественнонаучных законов (оптики в зрительном восприятии)
Фома Аквинский 1225-1274 гг. Схоластик, основатель томизма, система которого стала ведущим направлением католицизма; решал задачу обоснования религиозного мировоззрения, утверждая вечность и, в то же время, земное происхождение бога; душа определяется им как единственная субстанция, которая первична и не зависит от человека
Роджер Бэкон 1214-1292 гг. Английский философ и естествоиспытатель; главным условием построения новой научной системы считал преодоление схоластических предрассудков; целью всех наук считал увеличение власти человека над природой; во взглядах на душу и психику отвергает их особую субстанциальность
Уильям Оккам 1285-1349 гг.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 693; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.83 (0.013 с.)