Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. История психологии: общая характеристика, основные принципы и методы.

Поиск

УДК 15 (09)

И90

 

Составители:

А.А. Дьячук,

О.М. Миллер

 

 

И 90 История психологии: тетрадь для самостоятельной работы / сост. А.А. Дьячук, О.М. Миллер; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2008. – 44 с.

 

Предназначена только для учебных целей. УДК 15 (09)

© Красноярский государственный

педагогический университет

им. В.П. Астафьева, 2008

 

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ 1

Тема 1. История психологии: общая характеристика, основные принципы и методы.

Практикум.

 

1. Какое значение имеет историческое знание для понимания предмета психологии? Какие можно выделить функции истории психологии?    
2. Как понимается предмет истории психологии? Совпадает ли он с предметом психологии? Охарактеризуйте основные подходы к пониманию предмета психологии.  
3. Почему в изучении различных направлений важным становится знание индивидуальных особенностей ученого?    
4. Какую роль играют принципы познания исторического развития предмета психологии? Выделите основные принципы познания?  
5. Используемые историей психологии методы познания связаны со спецификой ее предмета. Каким образом история становления психологической мысли определяет используемые для ее познания методы? Охарактеризуйте основные методы психолого-исторического исследования.  
6. Назовите основные критерии периодизации истории психологии. С чем связано выделение критериев, построения различных периодизаций, схем развития психологии?    
7. Какие факторы определяют смену предмета психологии в историческом контексте.    

 

Литература

1. Кольцова В.А. О целостном подходе в историко-психологическом исследовании // Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990. С. 131-137.

2. Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. История психологии: теоретические и методологические проблемы исследований // Современная психология. М., 1999. С. 578-590.

3. Методологические проблемы историко-психологического исследования. - М., 2002.

4. Теплов Б.М. О некоторых общих вопросах разработки истории психологии // Б.М. Теплов. Избр. тр. М., 1985. С. 191-199.

Кун Т. Структура научных революций. – М.: АСТ, 2006

 

Тема2. Развитие психологической мысли в античности

Практикум.

1. В чем отличие анимистических представлений о душе от гилозоистических? Назовите философские системы, исходящие из гилозоизма.  
2. В чем заключается "сократический" метод? Почему этот метод называют методом диалектического познания?    
3. Охарактеризуйте особенности процесса познания в представлениях древнегреческих философов. Почему они считали, что в процессе познания восприятие дает "темное", а мышление "светлое" знание?    
4.Объясните, в чем причина разногласий Сократа и софистов во взглядах на нравственное воспитание человека. Почему Сократ выступал против утверждения Протагора: "Человек есть мера всех вещей"?    
5. Объясните, в чем заключается различие между концепциями представителей "природной" (Гераклит, Демокрит) и "культурной" (софисты, Сократ, Платон) ориентации в толковании души. Чем представление Аристотеля отличается от обеих перечисленных выше концепций?  
6. Представления античных авторов кажутся наивными, однако они сыграли важную роль в развитии психологических знаний. В чем, по Вашему мнению, заключается эта роль?    

 

Литература

 

1. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1939.

2. Фрейзер Д. Д. Золотая ветвь. Гл. 8. С. 66-67. М., 1980.

3. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней. М., 1995.

4. Аристотель. О душе // Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 1. М., 1976.

5. Платон. "Федон" Соч. в 3-х тт. М., 1968-1970.

6. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

 

Тема 3 Психологическая мысль в эпоху Средних веков

Практикум

1. Как изменились античные психологические представления с принятием христианства?  
2. Опишите особенности психологического знания в Средние века на этапах апологетики, патристики и схоластики. Какие изменения и на каком этапе развития психологического знания кажутся вам наиболее значительными?  
3. Что собой представляет "волюнтаризм" Блаженного Августина. Какова роль разума в познании истины в учении Блаженного Августина?    
4. Объясните суть "теории двух истин" (теории "двойственной истины"). Почему эта теория имела большое значение для развития научного знания?  
5. Что означает выражение "бритва Оккама"?  
6. Какова роль средневековых представлений в развитии психологической мысли?    

Литература

1. Августин А. Исповедь... // Богословские труды. Т. 19. М., 1978.

2. Августин А. О бессмертии души. М.: АСТ, 2004

3. Грановский Т. Д. Лекции по истории средневековья. М., 1964.

4. Ибн Сина. Канон врачебной науки. Ч.1. М., 1994.

5. Степанянц М.Т. Арабская философия // Человек. Мыслители прошлого и настоящего его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.

6. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

7. Ерагина Л.М., Варьяш О.И. и др. Культура Западной Европы в эпоху Возрождения. М., 1996.

 

 

Реферативные задания к модулю 1

 

1. Методологические подходы в определении предмета истории науки.

2. Тенденции современного развития историко-психологических исследований.

3. Сопоставительный анализ психологических взглядов Аристотеля и Платона.

4. Характеристика эллинистической психологической мысли.

5. Рациональное философское мышление как достижение античных мыслителей.

6. Представление о человеке в античности.

7. Связь образа жизни и научных концепций в Древней Греции.

8. Вопросы этики в трудах античных мыслителей.

9. Блаженный Августин и значение его творчества для развития психологических идей.

10. Пьер Абеляр как исследователь жизненного пути человека.

11. Зарождение психофизиологии и дифференциальной психологии в Средневековье и в период Возрождения.

12. Понятие «карнавальной культуры», ее роль в развитии и коррекции личности средневекового человека.

13. Общая характеристика достижений духовной психологии.

14. Сравнительный анализ представлений о воли в период Античности и Средневековья.

15. Роджер Бэкон как основатель опытной науки.

16. Причины расцвета аристотелизма на арабском Востоке.

17. Психологическое наследие Ибн Сины.

18. Гуманистические идеи о человеке эпохи Возрождения.

19. Психологические идеи Леонардо да Винчи.

20. Психологические идеи в педагогических произведениях эпохи Возрождения.

 

Тестовые задания к модулю 1

 

1.Подход к пониманию предмета истории психологии с позиции науковедения (по В.А.Кольцовой и Ю.Н.Олейник), в котором научные идеи, взгляды, концепции и подходы того или иного ученого рассматриваются как основной фактор, определяющий научный прогресс:

интернальный

экстернальный

личностный

 

2. Подход к пониманию предмета истории психологии необходимо рассматривать в системе трех координат - когнитивной, социальной и личностной, утверждает:

Л.С. Выготский

Т. Кун

М.Г. Ярошевский

 

3. Метод историко-психологического исследования, направленный на выявление динамики, этапов, стадий трансформации психологического знания в контексте конкретного предмета историко-психологического исследования:

генетический

исторической реконструкции

сравнительно-сопоставительный (синхронистический)

структурно-функциональный

 

4. Метод моделирования и на его основе воссоздания целостной картины какого-либо процесса, явления, ситуации или периода путем детального и комплексного анализа частных составляющих этого целого:

генетический

исторической реконструкции

сравнительно-сопоставительный (синхронистический)

структурно-функциональный

 

5. По А.Н. Ждан этапы развития психологического знания выделены на основе:

анализа развития и становления научных школ

выделения картин мира

смены предмета психологии

взглядов на природу психического

 

6. В истории психологии С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин выделяют этапы развития психологического знания на основе:

анализа развития и становления научных школ

выделения картин мира

смены предмета психологии

взглядов на природу психического

 

7. Периодизация развития психологических представлений на основе анализа развития и становления научных школ возникла:

в V в.

в XVI в.

в XVIII в.

в XIX в.

 

8. Космос – вечно живой огонь, а душа — искорка от этого огня, утверждал:

Аристотель

Гераклит

Платон

Сократ

 

9. Первопричиной всего неисчерпаемого богатства мира Фалес считал:

воду

воздух

огонь

землю

 

10. Душа является источником нравственности человека, утверждал:

Аристотель

Гераклит

Демокрит

Сократ

11. В познании истины древнегреческие философы считали ведущим процесс:

восприятия

памяти

мышления

воображения

 

12. По Аристотелю, в душе можно выделить следующие ее части:

вожделеющая, мужественная, разумная

вожделеющая, страстная, разумная

растительная, животная, умственная

 

13. Истину нужно искать с помощью осознания того, что уже хранилось в душе, утверждал:

Аристотель

Платон

Протагор

Сократ

 

14. Человек есть мера всех вещей, поэтому добродетель – понятие относительное, полагал:

Аристотель

Платон

Протагор

Сократ

 

15. Знание не приобретается, а извлекается из души благодаря направленности воли, полагал:

Блаженный Августин

Фома Аквинский

Ибн-Сина

Уильям Оккам

16.Генезис психики по Блаженному Августину зависит от:

Божественной воли

внешних воздействий

врожденной активности

воспитания

 

17.Есть только одна истина – религиозная, разум должен служить ей так же истово, как и религиозное чувство, утверждал:

Пьер Абеляр

Фома Аквинский

Ибн-Сина

Уильям Оккам

 

18. Идея о возможности регулировать внутренние психические состояния человека путем воздействия на его внешнее поведение распространилась в Европе благодаря учению:

Блаженного Августина

Фомы Аквинского

Ибн-Сины

Уильяма Оккама

19. Религиозные догматы не могут быть основаны на разуме, утверждал:

Блаженный Августин

Фома Аквинский

Уильям Оккам

Пьер Абеляр

 

20. Общие понятия существуют реально как духовные сущности, как реальные прообразы единичных вещей, утверждали:

номиналисты

приверженцы теории двух истин

реалисты

 

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ 2

Тема 4. Психологическая мысль в Новое время

Практикум.

 

1.Возникновение каких научных теорий послужило основанием для того, чтобы XVII век в истории науки стали называть периодом научной революции?    
2.Что отличает рациональное от эмпирического направления в науке? Что сближает эти подходы к научному познанию?  
3.Как идеи И.Ньютона повлияли на понимание человеческого поведения? В каких положениях учений Р.Декарта, Д.Гартли, Б.Спинозы проявляются детерминистские идеи Ньютона?    
4.Опишите представления Декарта о содержании сознания, какие идеи дают человеку знания о сущности окружающего мира, могут помочь в познании объективных законов окружающего мира. Раскройте понятие «рациональная интуиция».    
5.Какие рассуждения привели Декарта к знаменитому афоризму: «Мыслю, следовательно, существую». Как вы можете проинтерпретировать призыв Декарта: «Подвергай все сомнению!»?    
6.Какие идеи Декарта были продолжены в исследованиях и теории Ивана Петровича Павлова?    
7. Назовите отличия в учениях Декарта и Лейбница. Какие идеи Лейбница изменили и расширили представление о психическом?  
8. Как соотнесены эмоции, свобода (личности и воли) и необходимость в учении Б.Спинозы?  

 

Литература

1. Бэкон Ф. Новый Органон. М., 1938.

2. Виндельбанд В. История философии. М., 1997.

3. Декарт Р. Страсти души // Р. Декарт. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1989.

4. Гартли Д. Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях // Английские материалисты XVIII века / Собр. произв.: В 2 т. Т. 2. М., 1967.

5. Гоббс Т. Левиафан. М., 1936.

6. Лейбниц Г.В. Монадология // Г.В. Лейбниц. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1982.

7. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Дж. Локк. Соч.: В 3 т. Т.1. М., 1985.

8. Спиноза Б. Этика. М., 1936.

9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб, 2007.

 

Практикум

1. Как Вы думаете, почему при изучении психического сначала обратились к разложению сознания на элементы и построению их связей?    
2. Выделите особенности понимания ассоциации на различных этапах развития ассоциативной психологии. С чем связаны новые трактовки в понимании ассоциации?    
3. Что отличается французскую школу от других направлений понимания психического, представленных в данное время?  
4. Почему немецкую психологию называли психологией способностей? Совпадает ли понятие «способность», предложенное немецкими мыслителями с современным пониманием?  
5. Какие виды психологии были выделены Х.Вольфом и как они был развиты в последующем психологической мыслью?    
6. Какие новые характеристики представлений были введены И.Гербартом? Каким образом это способствовало дальнейшему развитию психологии?    
7. Почему этот период называют периодом развития предмета психологии в естественнонаучном знании?  
8. Выделите, какие идеи представителей Нового времени сыграли значимую роль в развитии психологического знания в XVIII – XIX вв.    

 

Литература

1. Кондильяк К. Трактат об ощущениях: В 2 ч. М., 1982.

2. Ламетри Ж. Трактат о душе: Естественная история души // Ж.О. Ламетри. Соч. М., 1983.

3. Ламетри Ж. Человек-машина // Соч. М., 1983.

4. Гельвеций В.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М., 1938.

5. Юм Д. Трактат о человеческой природе, или попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам // Д. Юм. Трактат о человеческой природе. Соч.: В 2 т. М., 1995.

6. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1984.

 

 

Практикум

1. Становление психологии как экспериментальной науки связано с успехами других дисциплин. Выделите, какие дисциплины сыграли значимую роль в становлении психологии как самостоятельной науки. Какие знания повлияли на понимание предмета психологии.    
2. Почему проблема метода стала основной в середине XIX в. и сыграла огромную роль в построении психологии как научной дисциплины?  
3. Как Вы полагаете, почему одна из первых проблем, которая решалась в психологи, - это соотношение психических и физических явлений?    
4. Какое значение имело построение «личного уравнения» для понимания психического?    
5. С чем связано появление сразу нескольких альтернативных вариантов построения психологии как науки?    
6. Чем можно объяснить появление двух различных психологий в концепции В. Вундта, В. Дильтея и др.? Как Вы думаете, почему в XIX в. получает широкое развитие психология народов?  
7. Эксперименты, проведенные Г. Эббингаузом, рассматривают как первые психологические эксперименты. Что позволяет их отнести к таковым?  

 

Литература

1. Каннабих Ю. История психиатрии. М., 1994.

2. Кузьмин Е.С., Якунин В.А. Развитие психологии внутри естествознания. Л., 1985.

3. Ланге Н.Н. Гельмгольц как психолог // Вопр. психол. № 2. 1963.

4. Лихи Т. История современной психологии. СПб., 2003.

5. Спенсер Г. Основания психологии. М., 1998.

6. Гальтон Ф. Наследственность таланта, его законы и последствия. М., 1996.

7. Вундт В. Проблемы психологии народа // Преступная толпа. М., 1998.

8. Дильтей В. Описательная психология. – СПб.: Алейтея, 2001.

9. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. // Психология. – М., 2005

Реферативные задания к модулю 2

1. Подход к проблеме познания в сенсуализме и рационализме.

2. Декарт и Гоббс - сходство и различие психологических идей.

3. Учение о страстях Декарта: основные идеи и их обоснование.

4. Психофизическая проблема в трудах мыслителей в Новое время.

5. Влияние Ньютона на развитие научного познания.

6. Виды познания в работах Дж.Локка.

7. Психологическое наследие французских энциклопедистов

8. Научные идеи Д. Гартли и их значение в развитии психологического знания

9. Особенности ассоциативной психологии в XVIII в.

10. Влияние позитивизма на развитие психологии.

11. Роль эволюционной теории Ч.Дарвина в развитии психологии.

12. Особенности немецкой психологической школы.

13. Творческое наследие Гегеля и его значение для развития психологического знания.

14. Предпосылки оформления психологии как самостоятельной науки в анатомо-физиологических и медицинских науках.

15. Значение экспериментальных методов в становлении и формировании психологии как самостоятельной научной дисциплины.

16. Развитие метода интроспекции.

17. Основные вехи и представители экспериментальной психофизиологии конца XIX в.

18. История формирования и развития психофизики.

19. Вклад Спенсера в развитие ассоцианистской теории и психологии как науки.

20. Физиологические открытия И.М. Сеченова и их значение для психологии.

21. История создания первых экспериментально-психологических лабораторий в России.

22. Экспериментальные исследования памяти Г.Эббингауза.

23. Сопоставительный анализ программ развития психологии в конце XIX в.

24. Дискуссия между М.И.Сеченовым и К.Д.Кавелиным о природе психического.

25. Описательная и объяснительная психология. Основные методологические принципы.

Тестовые задания к модулю 2

 

1. Направление в теории познания, утверждающее разум решающим и даже единственным источником истинного знания:

номинализм

рационализм

реализм

эмпиризм

 

2. Философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником знаний:

номинализм

рационализм

реализм

эмпиризм

 

3. Рационализм новоевропейской научности традиционно связывается с философской традицией:

Аристотеля

Демокрита

Платона

Сократа

4. Толчок развитию эмпиризма как научного движения в Новое время дал:

Бэкон

Декарт

Лейбниц

Ньютон

 

5. Понятие рефлекса в науку ввел:

Бэкон

Декарт

Лейбниц

Ньютон

 

6. Идеи Бэкона развивал в своих работах:

Декарт

Лейбниц

Локк

Ньютон

 

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ 3

Практикум

 

1. В чем заключается основное отличие структурализма и функционализма? Как Вы полагаете, представлено ли структурное направление в современной психологии? В истории психологии мы изучаем не саму психическую реальность, которая является предметом собственно психологии, а представления о ней на разных этапах развития психологической науки. Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что основной закономерностью развития психологических научных знаний является борьба идей. Один из примеров такого противостояния – соперничество структурализма и функционализма на рубеже прошлых веков.   Структурализм и функционализм – это исторически первые системы психологии, за ними последовали бихевиоризм, гештальт-психология, психоанализ. Система в психологии определяется как организация и интерпретация данных и теорий с использованием специальных допущений (постулатов), дефиниций и методологических предпочтений Последние три системы до сих пор оказывают влияние на современную психологию, а первые две – имеют преимущественно историческое значение, хотя в несколько «разбавленном» виде структурализм проявляется и в наши дни.   Истоки структурализма в психологии связывают с именем В. Вундта, основателя первой психологической лаборатории. Американская версия структурализма – это в первую очередь Э. Титченер. И Вундт, и Титченер ставили перед собой цель покомпонентного анализа сознательного опыта с помощью доведенной до совершенства формы интроспекции.   Функционализм же возник и развивался по существу как антитеза структурализму; Функционализм отводил первостепенную роль приобретенным привычкам, позволяющим организму успешно адаптироваться к окружающей среде и эффективно функционировать. Главный вопрос, на который пытались найти ответ функционалисты, - какова функция или цель любого поведенческого акта.    
2. Охарактеризуйте особенности европейского и американского функционализма. Разработка европейской функциональной психологии было, вслед за Брентано, продолжено Карлом Штумпфом (1848 - 1936). Собственным предметом психологии Штумпф считал функции (или акты в терминологии Брентано). При рассмотрении психического он различает психические функции и содержание (продукт функций). Одно независимо от другого, при изменении одного меняется и второй. Однако задача психологии состоит в изучении функций. В дальнейшем Штумпф проводит классификацию функции и выделяет интеллектуальные и эмотивные (аффективные).   Когда говорят о функциональной психологии, то в первую очередь имеют в виду американское направление, где она стала самостоятельным направлением, - функционализмом. Основоположником является Вильям Джемс (Джеймс) (1842 - 1910). Основные положения своих представлений о психологии он изложил в «Принципах психологии» (1890), который послужил основой для многих американских концепций психического и сделал популярной психологию в Америке. Одной из основных проблем его исследования становится сознание. Анализируя данные, получаемые при самонаблюдении, выводит концепцию потока сознания. «Сознание не является разрубленным на куски. В сознании нет ничего жестко зафиксированного, оно течет. «Река» или «поток» - вот метафоры, которые описывают его самым естественным образом» (В.Джемс). Тем самым он оспаривает атомистическое рассмотрение сознания, считает неправильным рассматривать психическую жизнь как перетасовку и ассоциацию одних и тех же идей.  
3. Как Вы полагаете, почему в рамках американского функционализма появляется бихевиоральное направление? требованием функционалистов было не ограничиваться только областью сознания, но рассматривать целостный организм в единстве разума и тела. Джеймс Энджелл считал, что психология не может ограничиться областью сознания, т.к. организм действует как психофизическое целое. То есть фактической разницы между сознанием и движением, с точки зрения адаптации к среде нет. В связи с этим данных метода интроспекции было недостаточно, считал необходимым ввести метод наблюдения и генетический метод. Со временем данная школа стала местом, где появился бихевиоризм в лице Дж.Уотсона, ученика Энджелла. Однако теоретическая неопределенность понятия функция, выделение разных функций, сложность объективного психологического анализа этих функций с помощью тех методов, которые тогда существовали. Это во многом определило позицию последователей – бихевиористов.  
4. Какое значение для развития психологического знания имеют эксперименты, проводимые в Вюрцбургкой школе? Какие основные открытия были сделаны Кюльпе и его сотрудниками? Эксперименты Вюрцбургской школы показали, что испытуемый при выполнении заданий совершает умственные операции, которые он обычно не осознает. Поэтому Кюльпе доработал метод интроспекции до систематической экспериментальной интроспекции, в результате проведения которого было установлено, что мысль несводима к ощущениям и ее можно описать через оперирование значениями, «идеи Платона или монады Лейбница, могут мыслиться непосредственно, без того, чтобы можно было образовать о них наглядные представления» (О.Кюльпе). Тем самым в содержание сознания были введены новые феномены – умственные образы.    
5. В чем особенность французской экспериментальной психологии? Почему представители французской психологической школы большую роль уделяли исследованию личности? . Несмотря на то, что Рибо содействовал внедрению основных направлений английской и немецкой психологии, он считал, что необходимо изучать человека в целом. Поэтому психология во Франции обратилась к изучению высших процессов и личности. Можно выделить следующие основные вопросы, которые интересовали французских ученых. Проблема содержания и структуры личности привела к выделению роли культуры и социальной среды в процессе развития человека. Интерес к аномальным явлениям психической реальности, к болезням личности, психическим заболеваниям привел к постановке вопроса о роли неосознаваемых мотивов человека в его поведение, а также к вопросу о способах лечения этих заболеваний (гипноз и внушение).  
6. Какое значение для понимания психического имеют исследования, поведенные в рамках французской социологической школы? Значение французской социологической школы заключается в отстаивании идеи о социальной природе психики, выдвижении нового – исторического – подхода к ее исследованию. Проблема преобразования человеческой психики в ходе исторического развития общества получила последующее развитие как во французской науке (К. Леви-Стросс, А. Валлон, историческая психология И. Мейерсона), так и в других странах.    
7. Объясните, с чем связано появление на рубеже XIX-XX вв. появление и бурное развитие различных отраслей психологии. В конце XIX в. появилось осознание и необходимость применения психологии для решения прикладных задач. Изменившаяся ситуация в педагогической системе, развитие всеобщего образования, создали основу для развития возрастной психологии. В то время она была тесно связана с педологией – наукой о целостном изучении ребенка Многие из экспериментальных исследований тесно смыкались с практикой и становились частью ряда областей прикладной психологии. разрабатывались проблемы профессионального утомления, профориентации, профотбора, психологии воздействия, в том числе средствами рекламы и др. В психотехнике по-новому выступил принцип практики: она ставила перед психологией запросы, задавая перспективу ее методологических основ; и методических приемов. Одним из важных результатов данного направления явилось создание многочисленных тестовых процедур и других методических приемов. Установки, заданные гуманитарным направлением в психологии, приводили к развитию исследований психологии народов, сравнительно-культурной психологии. Данное направление было обозначено позже как этническая психология. Задача ее состояла в изучении систематических связей между психологическими и культурными переменными при сравнении этнических общностей Обсуждаются и вопросы, связанные с социальной психологией. Появляется много трудов, исследований, направленных на изучение групповой динамики, влияние других на мнение и поведение человека    

 

Литература

 

1. Джемс У. Психология. М., 1991.

2. История зарубежной психологии. Тексты. М., МГУ, 1986.

3. История психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х - середина 30-х годов XX в.): Тексты. М., 1992.

4. Лихи Т. История современной психологии. СПб., 2003.

5. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М., 1999.

6. Психология индивидуальных различий: Тексты./Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1982.

 

Практикум

 

1.Закономерно ли, на Ваш взгляд, сосуществование многих направлений и школ в психологии? Что является объективным основанием для отдельных течений в психологии? Чем определяется доминирование в обществе определенного психологического направления или школы? Этот период начинается с середины 30-х гг. нашего века и продолжается по настоящее время. Его характерным признаком является отсутствие общей психологической теории и сомнение в возможности когда-либо ее создать. Однако данный кризис необходимо понимать как кризис методологических оснований, а не самой дисциплины, науки. Предложенные в этот период концепции и теории внесли достаточно большой вклад в развитие психологии, позволили увидеть и разработать много интересных методов и средств изучения явлений. И этот период можно назвать одним из самых плодотворных в развитии психологии. Таким образом, фактически к 20 гг. XX в. психология разделилась на отдельные школы, которые по-разному выстраивали свои концепции о содержании и структуре психического. В этот момент появились три ведущих направления – бихевиоризм, гештальтпсихология и глубинная психология.    
2. Как вы считаете, почему Дж.Уотсон отказывается от сознания как предмета психологии? Какие теоретические основания стоят за этим положением? Психология получит право называться наукой, если выработает объективный метод. Поэтому предметом бихевиоризма он провозгласил изучение поведения объективным путем, а его целью - служение практике. От слова «поведение» и произошло название данного направления (по англ. behavior). Даная концепция исключила сознание из предмета изучения психологии, потому как его невозможно объективно изучить. И в наблюдении не открывается ничего такого, что моно было бы назвать сознанием (Дж.Уотсон). Изменение поведения отождествлялось с развитием психики. Это положение привело к рассмотрению социального фактора, окружающей среды как ведущего в процессе генезиса. Работы Уотсона показали, что в психике практически нет врожденных актов, на нескольких врожденных рефлексах выстраивается все поведение человека. Новые реакции, полученные в ходе закрепления, называются навыками. Навыки образуются путем слепых проб и ошибок и представляют собой неуправляемый процесс. Здесь один из возможных путей выдается за единственный и обязательный.    
3. Можно ли бессознательные процессы рассматривать как часть сознания? Соотнесите представления о сознании, выдвинутые мыслителями Нового времени, и основными направлениями в психологии в нач. ХХ в. Источником предположений о бессознательном стало изучение фактов, которые являются нормальными проявлениями душевной жизни, но не поддаются сознательному контролю (забывчивость, описки, сновидения, ошибочные поступки). Оно сами открываются сознании, а их причины нет. Придерживаясь позиции психологического детерминизма, Фрейд (Рис 25) полагает наличие психологической структуры, проявлением которой и являются данные факты. И называет ее бессознательным. Вопрос о содержании и сущности бессознательного привел к выделению влечений, с которыми наше социализированное сознание не может примириться, вытесненное из сознания как недопустимое па своей природе. Основными из этих влечений считает сексуальное влечение (либидо) и под влиянием событий первой мировой войны добавляет влечение к смерти (мортидо). Они исходный момент душевной жизни и истинная психическая реальность. , Эрик Эриксон (1901 -1980) (Рис 28) соединил психоаналитический подход с идеями гуманистической психологии, в идеи о важности осознания и сохранения идентичности с собой и с обществом, ее цельность. Данное направление приобрело широкую известность во всем мире, повлияло на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные с человеком. В этом направлении впервые были исследованы и описаны структура и этапы становления личности, раскрыты движущие силы и механизмы личностного развития, разработаны методы диагностики и коррекции эмоционально-потребностной сферы челове    
4. Что нового внесла гештальтпсихология в понимание функционирования психических процессов? Как можно объяснить феномен инсайта? Работы гештальтпсихологов заложили новые подходы к разнообразным проблемам - восприятия, мышления, потребностей и волевых действий, аффектам, личности. В решении вопросов восприятия и мышления открыли много закономерностей и богатый феноменологический материал. Открытое Кёлером и Вертгеймером (Рис 23) явление «инсайта» (от англ. insight – озарение) как переструктурирования ситуации, объединения условий в некоторую структуру, соответствующую проблемной ситуации выявило активность человека при решении задач. Человек не приспосабливается к ситуации, не производит бесконечный поиск правильного решения, а активно преобразует дискретные события и придает им смысл.  
5. Почему гуманистическая психология получила название «третьего пути»? Как понимается человек в данном направлении? Критическое отношение к положениям бихевиоризма и психоанализа привело к появлению в США «Третьей силы» - гуманистической психологии. Это направление заявило о себе в 60-е гг., хотя ее основные методологические положения начинают фомироваться в 40-е гг. на основе школы экзистенциализма. Основные положения нового направления – гуманистической школы психологии личности сформулировал Гордон Олпорт (1897 - 1967). (Рис 29) Было представлено новое понимание личности как открытой и саморазвивающейся системой, важность для развития контактов с окружающими людьми. В основе развития человеческой личности лежит потребность взорвать равновесие и, достичь новых вершин, потребность саморазвития. Каждый совершающий выбор индивидуум наделен ответственностью за развитие системы ценностей, которая будет служить для него направляющей силой в достижении осмысленной и полноценной жизни. Это достижение они назвали самореализацией, или самоактуализацией. Гуманистическая психология впервые обратила внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны в поведении человека, но и на позитивные стороны личности. Она обратилась к человеку в его уникальности и сделала предметом исследования личную сферу, субъективность, признавая свободу выбора. Человек избирает свой жизненный путь и принимает на себя ответственность за свою самость и свои достижения в жизни. Данное направление является и в настоящее время одной из наиболее значительных психологических школ.  
6. При описании человека в когнитивной психологии используется, так называемая, «компьютерная метафора». Как Вы думаете, какие теоретические основания стоят за этим? В когнитивной психологии решающую роль играет система когнитивных реакций, которые связаны и с внешними стимулами и с внутренними переменными. Человек представлен в этой концепции как система, занятая активными поисками сведений и переработкой информации: перекодирование в другую форму, отбор определенной информации для дальнейшей переработки или исключение некоторую информацию из системы. В это же время ши<


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.157 (0.021 с.)