Кун Т. Структура научных революций. – М.: АСТ, 2006 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кун Т. Структура научных революций. – М.: АСТ, 2006



 

Тема2. Развитие психологической мысли в античности

Практикум.

1. В чем отличие анимистических представлений о душе от гилозоистических? Назовите философские системы, исходящие из гилозоизма.  
2. В чем заключается "сократический" метод? Почему этот метод называют методом диалектического познания?    
3. Охарактеризуйте особенности процесса познания в представлениях древнегреческих философов. Почему они считали, что в процессе познания восприятие дает "темное", а мышление "светлое" знание?    
4.Объясните, в чем причина разногласий Сократа и софистов во взглядах на нравственное воспитание человека. Почему Сократ выступал против утверждения Протагора: "Человек есть мера всех вещей"?    
5. Объясните, в чем заключается различие между концепциями представителей "природной" (Гераклит, Демокрит) и "культурной" (софисты, Сократ, Платон) ориентации в толковании души. Чем представление Аристотеля отличается от обеих перечисленных выше концепций?  
6. Представления античных авторов кажутся наивными, однако они сыграли важную роль в развитии психологических знаний. В чем, по Вашему мнению, заключается эта роль?    

 

Литература

 

1. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1939.

2. Фрейзер Д. Д. Золотая ветвь. Гл. 8. С. 66-67. М., 1980.

3. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней. М., 1995.

4. Аристотель. О душе // Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 1. М., 1976.

5. Платон. "Федон" Соч. в 3-х тт. М., 1968-1970.

6. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

 

Тема 3 Психологическая мысль в эпоху Средних веков

Практикум

1. Как изменились античные психологические представления с принятием христианства?  
2. Опишите особенности психологического знания в Средние века на этапах апологетики, патристики и схоластики. Какие изменения и на каком этапе развития психологического знания кажутся вам наиболее значительными?  
3. Что собой представляет "волюнтаризм" Блаженного Августина. Какова роль разума в познании истины в учении Блаженного Августина?    
4. Объясните суть "теории двух истин" (теории "двойственной истины"). Почему эта теория имела большое значение для развития научного знания?  
5. Что означает выражение "бритва Оккама"?  
6. Какова роль средневековых представлений в развитии психологической мысли?    

Литература

1. Августин А. Исповедь... // Богословские труды. Т. 19. М., 1978.

2. Августин А. О бессмертии души. М.: АСТ, 2004

3. Грановский Т. Д. Лекции по истории средневековья. М., 1964.

4. Ибн Сина. Канон врачебной науки. Ч.1. М., 1994.

5. Степанянц М.Т. Арабская философия // Человек. Мыслители прошлого и настоящего его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.

6. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

7. Ерагина Л.М., Варьяш О.И. и др. Культура Западной Европы в эпоху Возрождения. М., 1996.

 

 

Реферативные задания к модулю 1

 

1. Методологические подходы в определении предмета истории науки.

2. Тенденции современного развития историко-психологических исследований.

3. Сопоставительный анализ психологических взглядов Аристотеля и Платона.

4. Характеристика эллинистической психологической мысли.

5. Рациональное философское мышление как достижение античных мыслителей.

6. Представление о человеке в античности.

7. Связь образа жизни и научных концепций в Древней Греции.

8. Вопросы этики в трудах античных мыслителей.

9. Блаженный Августин и значение его творчества для развития психологических идей.

10. Пьер Абеляр как исследователь жизненного пути человека.

11. Зарождение психофизиологии и дифференциальной психологии в Средневековье и в период Возрождения.

12. Понятие «карнавальной культуры», ее роль в развитии и коррекции личности средневекового человека.

13. Общая характеристика достижений духовной психологии.

14. Сравнительный анализ представлений о воли в период Античности и Средневековья.

15. Роджер Бэкон как основатель опытной науки.

16. Причины расцвета аристотелизма на арабском Востоке.

17. Психологическое наследие Ибн Сины.

18. Гуманистические идеи о человеке эпохи Возрождения.

19. Психологические идеи Леонардо да Винчи.

20. Психологические идеи в педагогических произведениях эпохи Возрождения.

 

Тестовые задания к модулю 1

 

1.Подход к пониманию предмета истории психологии с позиции науковедения (по В.А.Кольцовой и Ю.Н.Олейник), в котором научные идеи, взгляды, концепции и подходы того или иного ученого рассматриваются как основной фактор, определяющий научный прогресс:

интернальный

экстернальный

личностный

 

2. Подход к пониманию предмета истории психологии необходимо рассматривать в системе трех координат - когнитивной, социальной и личностной, утверждает:

Л.С. Выготский

Т. Кун

М.Г. Ярошевский

 

3. Метод историко-психологического исследования, направленный на выявление динамики, этапов, стадий трансформации психологического знания в контексте конкретного предмета историко-психологического исследования:

генетический

исторической реконструкции

сравнительно-сопоставительный (синхронистический)

структурно-функциональный

 

4. Метод моделирования и на его основе воссоздания целостной картины какого-либо процесса, явления, ситуации или периода путем детального и комплексного анализа частных составляющих этого целого:

генетический

исторической реконструкции

сравнительно-сопоставительный (синхронистический)

структурно-функциональный

 

5. По А.Н. Ждан этапы развития психологического знания выделены на основе:

анализа развития и становления научных школ

выделения картин мира

смены предмета психологии

взглядов на природу психического

 

6. В истории психологии С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин выделяют этапы развития психологического знания на основе:

анализа развития и становления научных школ

выделения картин мира

смены предмета психологии

взглядов на природу психического

 

7. Периодизация развития психологических представлений на основе анализа развития и становления научных школ возникла:

в V в.

в XVI в.

в XVIII в.

в XIX в.

 

8. Космос – вечно живой огонь, а душа — искорка от этого огня, утверждал:

Аристотель

Гераклит

Платон

Сократ

 

9. Первопричиной всего неисчерпаемого богатства мира Фалес считал:

воду

воздух

огонь

землю

 

10. Душа является источником нравственности человека, утверждал:

Аристотель

Гераклит

Демокрит

Сократ

11. В познании истины древнегреческие философы считали ведущим процесс:

восприятия

памяти

мышления

воображения

 

12. По Аристотелю, в душе можно выделить следующие ее части:

вожделеющая, мужественная, разумная

вожделеющая, страстная, разумная

растительная, животная, умственная

 

13. Истину нужно искать с помощью осознания того, что уже хранилось в душе, утверждал:

Аристотель

Платон

Протагор

Сократ

 

14. Человек есть мера всех вещей, поэтому добродетель – понятие относительное, полагал:

Аристотель

Платон

Протагор

Сократ

 

15. Знание не приобретается, а извлекается из души благодаря направленности воли, полагал:

Блаженный Августин

Фома Аквинский

Ибн-Сина

Уильям Оккам

16.Генезис психики по Блаженному Августину зависит от:

Божественной воли

внешних воздействий

врожденной активности

воспитания

 

17.Есть только одна истина – религиозная, разум должен служить ей так же истово, как и религиозное чувство, утверждал:

Пьер Абеляр

Фома Аквинский

Ибн-Сина

Уильям Оккам

 

18. Идея о возможности регулировать внутренние психические состояния человека путем воздействия на его внешнее поведение распространилась в Европе благодаря учению:

Блаженного Августина

Фомы Аквинского

Ибн-Сины

Уильяма Оккама

19. Религиозные догматы не могут быть основаны на разуме, утверждал:

Блаженный Августин

Фома Аквинский

Уильям Оккам

Пьер Абеляр

 

20. Общие понятия существуют реально как духовные сущности, как реальные прообразы единичных вещей, утверждали:

номиналисты

приверженцы теории двух истин

реалисты

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.50 (0.022 с.)