Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие бессознательного впервые обосновано

Поиск

Бэкон

Декарт

Лейбниц

Локк

 

8. Идеи в сознании человека, по Дж. Локку, по своему происхождению:

только врожденные

только приобретенные

и врожденные и приобретенные

 

9. Лишь врожденные идеи дают человеку знания о сущности окружающего мира, утверждал:

Бэкон

Декарт

Локк

Гартли

 

10. Тело и душа есть свойства одной и той же субстанции – Природы, но они действуют независимо друг от друга, утверждал:

Гартли

Декарт

Лейбниц

Спиноза

11. Зависимость психики от телесных воздействий – иллюзия. Душа и тело совершают свои операции самостоятельно и автоматически, утверждал:

Гартли

Декарт

Лейбниц

Спиноза

12. Основой психической жизни является вибрация органов чувств, вибрация участков мозга, т.е. психика зависит от телесных воздействий, утверждал:

Гартли

Декарт

Лейбниц

Спиноза

 

13. В результате ассоциаций появляются неверные, ненадежные сочетания идей, как случайные и пассивные связи, свойственные в основном психической жизни душевнобольных и лишь отчасти здоровых людей, утверждал:

Д.Гартли

Д.Локк

Д.Пристли

Д.Юм

 

 

14. Ассоциации являются пассивным отражением нервных связей в мозгу, утверждал:

Д.Беркли

Д.Гартли

Д.Локк

Д.Юм

 

15.Расцвет ассоцианизма в XIX в. связан с идеями Томаса Брауна, выраженными в концепции:

ассоцианизма на эволюционной основе

внушения

умственной механики

умственной химии

 

16. Психологии нужно отказать в праве считаться наукой из-за преобладания в ней интроспекционизма, считал:

О.Конт

Джон Стюарт Милль

Г.Спенсер

 

17. Наряду с субъективной психологией должна существовать объективная психология, которая рассматривает поведение как совокупность нервно-мышечных приспособлений, полагал:

О.Конт

Джон Стюарт Милль

Г.Спенсер

 

18.Все психические явления выводятся из телесных; телесные изменения выступают объективными показателями психических явлений, утверждал:

К.Гельвеций

Дени Дидро

Э.Кондильяк

Ж.Ламетри

 

19."Случай" – лишь условие, эффект которого зависит от возможностей «человеческой машины» (телесной обусловленности), которая есть продукт естественной истории, в большой степени обусловленной социальными обстоятельствами, полагал:

К.Гельвеций

Дени Дидро

Э.Кондильяк

Ж.Ламетри

 

20. Заслуга в выделении потребностей как своеобразной стороны душевной жизни и подчеркивании их особой роли в поведении принадлежит:

А.Бену

П.Гольбаху

Ж.Ламетри

Г.Спенсеру

 

21. Сознание не как субстанцию, не как феномен, а как функцию телесного органа, впервые обсуждал:

Р.Декарт

П.Кабанис

Э.Кондильяк

Дж.Локк

 

22. Данные о таких проявлениях психической жизни, как юмор, язык в его отношении к мышлению с психологической точки зрения проанализировал:

Т.Вайц

Х.Вольф

И.Гербарт

М.Лацарус

 

23. Положение об активности как основной силе души, приведшее к становлению немецкой психологии способностей, выдвинул:

Т.Вайц

Х.Вольф

И.Гербарт

М.Лацарус

 

24. Термин «психология» стало общепринятым в Европе после выхода книг:

Х.Вольфа

Г.В.Ф. Гегеля

И.Г. Фихте

Ф.В. Шеллинга

 

 

25. Основные внутренние противоречия человека (природы и духа, сознательного и бессознательного, теоретического и практического, разума и нравственности) утрачивают свою противоположность в высшей целевой деятельности, утверждал:

Х.Вольф

Г.В.Ф. Гегель

Ф.В. Шеллинг

И.Г. Фихте

 

26. Основной психофизический закон - возрастанию силы раздражителя в геометрической прогрессии соответствует рост величины ощущения в арифметической прогрессии, открыл:

Э.Г. Вебер

Ф.Дондерс

Г.Т.Фехнер

Г.Гемгольц

 

27. Методы оценки времени реакции, использование хроноскопов, ставших главными в зарождающейся экспериментальной психологии, предложил использовать в психологии:

И.Мюллер

Ф.Дондерс

Г.Т.Фехнер

Г.Гемгольц

 

28. Оформление психологии как самостоятельной экспериментальной психологии связывают с именем:

В.Вундта

Ф.Брентано

Ч.Дарвина

Г.Эббингауза

 

29. Новое понимание организма и развития (выделение индивидуальных вариаций, в которых важная роль отводится наследственности) и представление о психике как инструменте адаптации развивал:

Ч.Дарвин

Ф.Галль

Ф.Гальтон

Г.Фехнер

 

30. Построение двух ветвей психологии - физиологической, или экспериментальной (основной метод получения данных), и социальной, или культурно-исторической (основным методом которой является анализ продуктов человеческого духа) включала программа:

Ф.Брентано

В.Вундта

В.Дильтея

И.М.Сеченова

 

31. «Интенциональность», понимаемая как направленность сознания, стала исходным понятием для построения предмета психологии в программе, предложенной:

Ф.Брентано

В.Вундтом

В.Дильтеем

И.М.Сеченовым

 

 

32. Психология как наука о личности должна стать описательной психологией, опирающейся не на эксперимент, а на метод понимания, для которого характерен целостный подход к человеку, раскрывающий структуру его душевной жизни в единстве аффекта, интеллекта и воли, утверждал:

Ф.Брентано

В.Вундт

В.Дильтей

И.М.Сеченов

 

33. Способ исследования, ориентированный на открытие общих законов, справедливых для любого частного случая:

идеографический

номотетический

субъективный

интроспективный

 

34. Психология, обращенная к духовности, к индивидуальности человека, его уникальности и выстраивании связей с культурным пластом:

естественнонаучная

объективная

понимающая

экспериментальная

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ 3

Тема 7 Развитие основных психологических школ и отраслей психологии на рубеже XIX - XX вв.

Практикум

 

1. В чем заключается основное отличие структурализма и функционализма? Как Вы полагаете, представлено ли структурное направление в современной психологии? В истории психологии мы изучаем не саму психическую реальность, которая является предметом собственно психологии, а представления о ней на разных этапах развития психологической науки. Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что основной закономерностью развития психологических научных знаний является борьба идей. Один из примеров такого противостояния – соперничество структурализма и функционализма на рубеже прошлых веков.   Структурализм и функционализм – это исторически первые системы психологии, за ними последовали бихевиоризм, гештальт-психология, психоанализ. Система в психологии определяется как организация и интерпретация данных и теорий с использованием специальных допущений (постулатов), дефиниций и методологических предпочтений Последние три системы до сих пор оказывают влияние на современную психологию, а первые две – имеют преимущественно историческое значение, хотя в несколько «разбавленном» виде структурализм проявляется и в наши дни.   Истоки структурализма в психологии связывают с именем В. Вундта, основателя первой психологической лаборатории. Американская версия структурализма – это в первую очередь Э. Титченер. И Вундт, и Титченер ставили перед собой цель покомпонентного анализа сознательного опыта с помощью доведенной до совершенства формы интроспекции.   Функционализм же возник и развивался по существу как антитеза структурализму; Функционализм отводил первостепенную роль приобретенным привычкам, позволяющим организму успешно адаптироваться к окружающей среде и эффективно функционировать. Главный вопрос, на который пытались найти ответ функционалисты, - какова функция или цель любого поведенческого акта.    
2. Охарактеризуйте особенности европейского и американского функционализма. Разработка европейской функциональной психологии было, вслед за Брентано, продолжено Карлом Штумпфом (1848 - 1936). Собственным предметом психологии Штумпф считал функции (или акты в терминологии Брентано). При рассмотрении психического он различает психические функции и содержание (продукт функций). Одно независимо от другого, при изменении одного меняется и второй. Однако задача психологии состоит в изучении функций. В дальнейшем Штумпф проводит классификацию функции и выделяет интеллектуальные и эмотивные (аффективные).   Когда говорят о функциональной психологии, то в первую очередь имеют в виду американское направление, где она стала самостоятельным направлением, - функционализмом. Основоположником является Вильям Джемс (Джеймс) (1842 - 1910). Основные положения своих представлений о психологии он изложил в «Принципах психологии» (1890), который послужил основой для многих американских концепций психического и сделал популярной психологию в Америке. Одной из основных проблем его исследования становится сознание. Анализируя данные, получаемые при самонаблюдении, выводит концепцию потока сознания. «Сознание не является разрубленным на куски. В сознании нет ничего жестко зафиксированного, оно течет. «Река» или «поток» - вот метафоры, которые описывают его самым естественным образом» (В.Джемс). Тем самым он оспаривает атомистическое рассмотрение сознания, считает неправильным рассматривать психическую жизнь как перетасовку и ассоциацию одних и тех же идей.  
3. Как Вы полагаете, почему в рамках американского функционализма появляется бихевиоральное направление? требованием функционалистов было не ограничиваться только областью сознания, но рассматривать целостный организм в единстве разума и тела. Джеймс Энджелл считал, что психология не может ограничиться областью сознания, т.к. организм действует как психофизическое целое. То есть фактической разницы между сознанием и движением, с точки зрения адаптации к среде нет. В связи с этим данных метода интроспекции было недостаточно, считал необходимым ввести метод наблюдения и генетический метод. Со временем данная школа стала местом, где появился бихевиоризм в лице Дж.Уотсона, ученика Энджелла. Однако теоретическая неопределенность понятия функция, выделение разных функций, сложность объективного психологического анализа этих функций с помощью тех методов, которые тогда существовали. Это во многом определило позицию последователей – бихевиористов.  
4. Какое значение для развития психологического знания имеют эксперименты, проводимые в Вюрцбургкой школе? Какие основные открытия были сделаны Кюльпе и его сотрудниками? Эксперименты Вюрцбургской школы показали, что испытуемый при выполнении заданий совершает умственные операции, которые он обычно не осознает. Поэтому Кюльпе доработал метод интроспекции до систематической экспериментальной интроспекции, в результате проведения которого было установлено, что мысль несводима к ощущениям и ее можно описать через оперирование значениями, «идеи Платона или монады Лейбница, могут мыслиться непосредственно, без того, чтобы можно было образовать о них наглядные представления» (О.Кюльпе). Тем самым в содержание сознания были введены новые феномены – умственные образы.    
5. В чем особенность французской экспериментальной психологии? Почему представители французской психологической школы большую роль уделяли исследованию личности? . Несмотря на то, что Рибо содействовал внедрению основных направлений английской и немецкой психологии, он считал, что необходимо изучать человека в целом. Поэтому психология во Франции обратилась к изучению высших процессов и личности. Можно выделить следующие основные вопросы, которые интересовали французских ученых. Проблема содержания и структуры личности привела к выделению роли культуры и социальной среды в процессе развития человека. Интерес к аномальным явлениям психической реальности, к болезням личности, психическим заболеваниям привел к постановке вопроса о роли неосознаваемых мотивов человека в его поведение, а также к вопросу о способах лечения этих заболеваний (гипноз и внушение).  
6. Какое значение для понимания психического имеют исследования, поведенные в рамках французской социологической школы? Значение французской социологической школы заключается в отстаивании идеи о социальной природе психики, выдвижении нового – исторического – подхода к ее исследованию. Проблема преобразования человеческой психики в ходе исторического развития общества получила последующее развитие как во французской науке (К. Леви-Стросс, А. Валлон, историческая психология И. Мейерсона), так и в других странах.    
7. Объясните, с чем связано появление на рубеже XIX-XX вв. появление и бурное развитие различных отраслей психологии. В конце XIX в. появилось осознание и необходимость применения психологии для решения прикладных задач. Изменившаяся ситуация в педагогической системе, развитие всеобщего образования, создали основу для развития возрастной психологии. В то время она была тесно связана с педологией – наукой о целостном изучении ребенка Многие из экспериментальных исследований тесно смыкались с практикой и становились частью ряда областей прикладной психологии. разрабатывались проблемы профессионального утомления, профориентации, профотбора, психологии воздействия, в том числе средствами рекламы и др. В психотехнике по-новому выступил принцип практики: она ставила перед психологией запросы, задавая перспективу ее методологических основ; и методических приемов. Одним из важных результатов данного направления явилось создание многочисленных тестовых процедур и других методических приемов. Установки, заданные гуманитарным направлением в психологии, приводили к развитию исследований психологии народов, сравнительно-культурной психологии. Данное направление было обозначено позже как этническая психология. Задача ее состояла в изучении систематических связей между психологическими и культурными переменными при сравнении этнических общностей Обсуждаются и вопросы, связанные с социальной психологией. Появляется много трудов, исследований, направленных на изучение групповой динамики, влияние других на мнение и поведение человека    

 

Литература

 

1. Джемс У. Психология. М., 1991.

2. История зарубежной психологии. Тексты. М., МГУ, 1986.

3. История психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х - середина 30-х годов XX в.): Тексты. М., 1992.

4. Лихи Т. История современной психологии. СПб., 2003.

5. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М., 1999.

6. Психология индивидуальных различий: Тексты./Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1982.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.198 (0.011 с.)