Тема 9 Развитие психологических идей в России



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9 Развитие психологических идей в России



Практикум

 

1. При описании психологических идей в развитии отечественной научной мысли отмечается их самобытность, отличие от европейских представлений. В чем отражалась самобытность психологической мысли в XVIII в.? Радищев выделил обобщающую функцию мышления и его относительную свободу действовать независимо от других чувственных впечатлений. Также он представил оригинальные идеи взаимосвязи речи и мышления; роли памяти в жизнедеятельности человека; о свободе воли как возможности выбора из набора вариантов; взаимосвязи общественного и индивидуального в формировании характера человека и общественной сущности человека; об индивидуально-психологических различиях людей, особенностях их склонностей, потребностей и чувств. Оригинальные и конструктивные психологические идеи высказывались выдающимся просветителем XVIII в. как Григорий Саввич Сковорода (1722-1794). Он считал, что должен изучать свои природные склонности и делать это с помощью самопознания через наблюдение и опыт в разных аспектах - познание себя "как человека одинокого, от всех отличного", как человека "похожего на других людей", живущих на земле, как человека действующего и творящего. Таким образом, он вводит идею комплексного изучения человека, «в поиске своего призвания, соответствующего природным склонностям» (В.А.Кольцова). Таким образом, формирование и развитие психологического знания в России в XVIII в. шло не только в русле европейской психологической мысли, но в некоторых вопросах отражало социальной и исторической путь развития России. Данный аспект привел к появлению оригинальных концепций, развернутую систему воззрений на ключевые вопросы познания психического.    
2. Какие особенности состояния психологии в начале XX века заставили Л.С. Выготского увидеть ее кризис. В чем он видел исторический смысл кризиса в психологической науке? Анализируя пути развития психологии и причины ее кризиса в начале XX века, Выготский определил, что кризис имеет исторический смысл. Этот смысл, как считал Выготский, заключался в том, что распад психологии на отдельные направления, каждое из которых предполагает собственное, несовместимое с другими понимание предмета и методов психологии, закономерен. Преодоление этой тенденции к распаду науки на множество отдельных наук требует создания особой дисциплины "общей психологии" как учения об основных общих понятиях и объяснительных принципах, позволяющих этой науке сохранить свое единство. В таких целях философские принципы психологии должны быть перестроены и эта наука должна быть избавлена от спиритуалистических влияний, от версии, согласно которой главным методом в ней должно стать интуитивное понимание духовных ценностей, а не объективный анализ природы личности и ее переживаний.  
3. Назовите представителей гуманитарного и естественнонаучного направлений психологии в России. Дайте характеристику особенностей этих направлений. Естественные науки, - писал Н.Г. Чернышевский, - уже развились настолько, что дают много материалов для точного решения нравственных вопросов. Из мыслителей, занимавшихся нравственными науками, все передовые люди стали разрабатывать их при помощи точных приемов, подобных тем, по каким разрабатываются естественные науки. Главная задача психологии сводиться к выяснению причин и законов протекания психических процессов, которые сопряжены с деятельностью организма. Биологические и физиологические детерминанты определяют в основном психические и нравственные явления. При этом особенности личности определяются не только физиологическими процессами, но и потребностями, активной деятельностью человека, условиями жизни. продолжение в материалистической традиции философии А.И. Герценым, В.Г. Белинским. Н.А. Добролюбовым, Н.Г. Чернышевским. Их взгляды оказали непосредственное влияние на анатомов, физиологов, психиатров, которые оказались и первыми созидателями экспериментальной психологии в России. Важнейшим достижением академии явилось осуществление того комплексного, межкультурного подхода, о котором писали многие отечественные ученые – Кавелин, Веселовский, Ковалевский, Ключевский, Грот. Однако уникальность позиции ГАХНа проявилась не только в том, что она наиболее полно выразила антропологизм и стремление к универсализму, характерные для отечественной науки, но и в том, что в основу философских исследований бытия было положено изучение культуры, социального бытия, наиболее полным и окончательным выражением которого, по мнению Шпета, является искусство. Он считал, что будущее не только искусства, но и науки (в том числе философии, психологии, эстетики) – в межкультурном взаимодействии, на базе которого и будет сформировано новое понимание, новое качество и науки, и культуры, и жизни.  
4. Кто в отечественной психологии способствовал развитию экспериментальной психологии? Какую роль сыграли идеи М.И.Сеченова в становлении экспериментальной психологии? . В новых условиях идеи И.М. Сеченова, заложившего основы объективной психологии, разрабатывались И.П. Павловым, В.М. Бехтеревым, А.А. Ухтомским и другими исследователями. Впитав сеченовскую идею нераздельности организма и среды и сигнальной регуляции отношений между ними, Павлов изобрел множество экспериментальных моделей, на которых изучалось, каким образом организм приобретает новые формы поведения, перестраивает сложившиеся.    
5. Почему категория деятельности в отечественной психологии стала основной? Бехтерев отстаивал очень важную мысль о том, что во взаимоотношениях коллектива и личности приоритетной является именно личность, а не коллектив. Он выделил людей, склонных к коллективной или индивидуальной соотносительной деятельности, изучая, что происходит с личностью, когда она становится участником коллектива, и чем вообще реакция коллективной личности отличается от реакции отдельно взятой личности. В своих экспериментах, посвященных влиянию внушения на деятельность человека, Бехтерев впервые обнаружил такие явления, как конформизм, групповое давление. Доказывая, что развитие личности невозможно без коллектива, Бехтерев вместе с тем подчеркивал: влияние коллектива не всегда благотворно, ибо любой коллектив нивелирует личность, стараясь сделать ее шаблонным выразителем своей среды. Личная свобода и общественная необходимость, индивидуализация и социализация – две стороны общественного процесса, идущего по пути социальной эволюции. При этом самоопределение личности представлялось Бехтереву подвижным процессом, равнодействующая которого постоянно смещается то в одну, то в другую сторону. Таким образом, можно предположить, что и в русле школы Бехтерева зарождались основы еще одной отечественной теории личности, формирование которой было остановлено в самом начале.    
6. Как решалась С.Л. Рубинштейном проблема соотношения "внешнего" и "внутреннего" по отношению к сознанию? Почему к выдвинутому им принципу "единства сознания и деятельности" он через некоторое время добавляет принцип "внешнее действует через внутреннее"?   В центре интересов Рубинштейна выступают проблемы детерминации психических явлений, в связи с чем он разрабатывает новую концепцию объяснения детерминации, направленную против механистических взглядов. Согласно этой концепции внешние причины воздействуют на объект посредством внутренних условий, которые в свою очередь формируются в процессе взаимодействия человека с миром. Таким образом, С.Л.Рубинштейну принадлежит заслуга четкой постановки проблемы соотношения "внешнего" и "внутреннего", что сыграло важную роль в сформировании психологической мысли. Выдвинутый им принцип, согласно которому внешние воздействия вызывают эффект, лишь преломляясь сквозь внутренние условия, противостоял как представлениям о фатальной предопределенности активности со стороны внешних воздействий, так и истолкованию активности как особой силы, не зависящей от взаимодействия субъекта с предметной средой.  
7. Что означает "сдвиг мотива на цель" в теории деятельности А.Н. Леонтьева? Приведите примеры, с помощью которого можно продемонстрировать этот феномен. Леонтьев подчеркивал, что деятельность – особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему. Различие между деятельностью и действием он пояснял на следующем примере, Школьник читает книгу, чтобы сдать экзамен. Мотивом его деятельности может служить сдача экзамена, получение отметки, а действием усвоение содержания книги. Возможна, однако, ситуация, когда содержание само станет мотивом и увлечет учащегося настолько, что он сосредоточится на нем независимо от экзамена и отметки. Тогда произойдет "сдвиг мотива (сдача экзамена) на цель (решение учебной задачи)". Тем самым появится новый мотив. Прежнее действие превратится в самостоятельную деятельность.    
8. Какое значение имела Павловская сессия для развития отечественной психологии? В период, непосредственно предшествовавший революции в России, интересы Павлова устремляются к анализу движущих сил поведения, его мотивов. Он выступает с докладом о "рефлексе цели", "рефлексе свободы", говорит о "рефлексе рабства". Биологическое понятие о рефлексе (за которым стоял прочно испытанный в эксперименте физиологический механизм, детерминистски объяснивший взаимодействие организма со средой – поведение) Павлов "примерял" к социальным явлениям. Павлов впервые заговорил о рефлексах применительно к людям, имея, однако, в виду не объяснение их действий работой механизма, изученного на собаках, а энергию мотива. Ее нарастание у каждого русского человека представлялось ему фактором, который позволит покончить с дрянными историческими наносами. В 1916 году в докладе, обращенном к русскому учительству, Павлов призывал воздействовать на "опекаемую массу" во имя возрождения творческой силы народа. На протяжении десятилетий новаторские принципы объяснения поведения и его психической регуляции, разработанные Сеченовым и его последователями – Павловым, Бехтеревым, Ухтомским, Выготским и созданными ими школами, – существенно обогатили как теоретические представления о психике и закономерностях ее развития, так и практику обучения, воспитания, лечения. Глубокие преобразования испытал общий строй детерминистского объяснения психических функций, а также структуры личности в целом.  

 

Литература

1. Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков. М., 1947.

2. Кольцова В.А. Вклад М.В. Ломоносова в развитие отечественной психологической науки (к 275-летию со дня рождения) // Психол. журн. № 6. 1986.

3. Кузьмин Е.С., Якунин В.А. Развитие психологии в XVIII-XIX веках. Л.: ЛГУ, 1982.

4. Радищев А.Н. О человеке, его смертности и бессмертии // А.Н. Радищев. Избранные философские сочинения. Госполитиздат, 1949.

5. Психологическая мысль в России: век Просвещения. СПб., Алетейя, 2001.

 

6. История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. М., 1990.

7. Из истории русской гуманистической мысли. М., 1993.

8. Павлов И. П. Мозг и психика. М.-Воронеж, 1996.

9. Бехтерев В. М. Объективная психология. М., 1991

10. Сеченов И. М. Психология поведения. М.-Воронеж, 1997.

11. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. М., 1992.

12. Эткинд А. Эрос невозможного: история психоанализа в России. СПб., 1994, 1993.

13. Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь (серия "Психологи Отечества"), М.; Воронеж, 1996.

14. Басов М.Я. Избр. психолог. произв. М., 1975.

15. Будилова Е. А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М., 1983.

 

16. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. - М.-Воронеж, 1998.

17. Психологическая наука в России ХХ столетия. М., ИПАН, 1997.

18. Выготская Г.Л., Лифанова Т.М. Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность Штрихи к портрету. М., 1996.

19. Лурия А.Р. Этапы пройденного пути: Научная биография. М., 1982.

20. Корнилов К.Н. Естественно-научные предпосылки психологии. М.- Воронеж, 1999.

21. Мясищев В. Н. Психология отношений. М.-Воронеж, 1996.

22. Узнадзе Д. Н. Теория установки. М.-Воронеж, 1997.

23. Брушлинский А.В. Первая психологическая лаборатория в системе Академии наук СССР // Психол. журн. М., 1995. Т.16, № 3. С.53-60.

24. Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки. Воспоминания. Материалы. М., 1989.

25. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: к 100-летию со дня рождения. М., 1989.

26. Лейбин В. Фрейд. Психоанализ и современная западная философия. М., 1990.

27. Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. Работа советских психологов в годы Великой отечественной войны // Психол. журн. 1995. Т.16, № 3. С. 3-12.

28. Зинченко В. П., Моргунов Е. М. Очерки российской психологии. М., 1995.

Реферативные задания к модулю 3

 

1. Сравнительный анализ структурализма и функционализма в психологии.

2. Особенности изучения мышления в ассоциативной психологии и Вюрцбургской школе.

3. Особенности исследования патологических отклонений в психике во французской психологической школе.

4. Педологическое движение в Европе и Америке.

5. Вклад Ф.Гальтона в развитие дифференциальной психологии.

6. Развитие психотехники.

7. Причины становления зоопсихологии и ее роль в развитии психологии.

8. Роль культуры в развитии национального характера. Психология народов (по работам Вундта, Лацаруса, Штейнталя, Шпета).

9. Основные подходы к проблеме личности и общества.

10. Антропологический принцип в отечественной науке: история, идеи, представители

11. Общая характеристика к изучению психики в Чикагской и Колумбийской школах.

12. Общенаучная и социо-культурная ситуация возникновения методологического кризиса в психологии конца XIX - начала XX в.

13. Анализ методологического кризиса в психологии Л.С. Выготским и С.Л.Рубинштейном.

14. Особенности формирования поведения в стимульном и оперантном подходе.

15. Возможности и границы управления поведением в бихевиоризме.

16. Рефлексология как наука о поведении человека: история формирования и ключевые положения

17. Проблема инсайта и ее подход в изучении гештальт-психологии.

18. Значение теории «психологического поля» К.Левина для современной психологии личности.

19. Особенности экспериментальной ситуации в школе К.Левина.

20. Предпосылки возникновения психоанализа.

21. Сравнительный анализ подхода к типологии человека в теориях К.Г.Юнга и А.Адлера.

22. Проблема идентичности и ее место в современной психологии.

23. Основные подходы к проблеме защитных механизмов (психоанализ и гуманистическая психология).

24. Основные вехи формирования и развития психоанализа в России.

25. Э. Фромм и его "гуманистический психоанализ".

26. Особенности французского психоанализа.

27. Самоактуализирующаяся личность: особенности и пути формирования

28. Особенности к проблеме бессознательного в гуманистической психологии.

29. Исследования познания в традиционном и когнитивном подходах.

30. Значение Женевской школы в развитии психологии.

31. Теория личностных конструктов Д. Келли.

32. Значение для психологической науки монографии И. Сеченова «Рефлексы головного мозга».

33. В.М. Бехтерев как основоположник отечественной научной психологии

34. Основные этапы в развитии отечественной психотехники и психотехнического движения и их характеристика.

35. Основные этапы в развитии отечественной педологии и педологического движения и их характеристика.

36. Становление культурно-исторической психологии в России.

37. Формирование и развитие деятельностного подхода как основного методологического принципа отечественной психологии (М. Басов, С. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).

38. Дискуссия о предмете психологии в отечественной науке в 60-е гг. XX в.

39. Разработка проблем дифференциальной психофизиологии в отечественной психологии

40. Б.Г. Ананьев и его идея комплексного человекознания.

41. Нейропсихология в ее историческом развитии.

42. Харьковская школа психологии.

43. С.Л.Рубинштейн как теоретик и организатор психологической науки.

44. Д.Н.Узнадзе как основатель грузинской школы психологии.

45. Современные проблемы психологии.

Тестовые задания к модулю 3

 

1.Сознание представляет собой упорядоченную структуру, состоящую из отдельных элементов, механически сцепленных между собой, считал:

М.Вертгеймер

В.Джемс

Э.Титченер

Дж.Уотсон

 

2. Сознание не является разрубленным на куски. В сознании нет ничего жестко зафиксированного, оно течет. «Река» или «поток» - вот метафоры, которые описывают его самым естественным образом, утверждал:

М.Вертгеймер

В.Джемс

Э.Титченер

Дж.Уотсон

 

3. Сознание должно быть исключено из предмета изучения психологии, потому как его невозможно объективно изучить, считал:

М.Вертгеймер

В.Джемс

Э.Титченер

Дж.Уотсон

 

4. Человек - это система, занятая активными поисками сведений и переработкой информации: перекодирование в другую форму, отбор определенной информации для дальнейшей переработки или исключение некоторую информацию из системы, утверждается представителями:

бихевиоризма

Вюрцбургской школы

гештальт-психологии

когнитивной психологии

 

5.Поведение представляет собой систему реакций организма на внешние и внутренние стимулы; новые реакции образуются путем слепых проб и ошибок, утверждается представителями:

бихевиоризма

Вюрцбургской школы

гештальт-психологии

когнитивной психологии

 

6. Тестовые процедуры изучения мышления, в частности выявление умственного возраста в сравнении с хронологическим, создали представители:

Вюрцбургской школы

генетической психологии

дифференциальной психологии

французской социологической школы

 

7. Решение задачи – активный процесс, в основе которого лежит особый психологический механизм: установка и детерминирующая тенденция; они придают мышлению целенаправленный характер, утверждали представители:

Вюрцбургской школы

гештальтпсихологии

генетической психологии

французской психологической школы

 

8. Психическое развитие – это стадиальное развитие интеллекта, утверждают представители:

психоаналитического направления

генетической психологии

педологии

французской социологической школы

 

9. Существует два типа мышления: первобытное и логическое (современный тип); эти типы мышления не сменяют друг друга, а сосуществуют - в ходе исторического развития изменяется соотношение между первобытным (пралогическим) и логическим мышлением, утверждают представители:

Вюрцбургской школы

генетической психологии

дифференциальной психологии

французской социологической школы

 

10. Положение об оперантном виде поведения, когда реакция не вызывается стимулом, а выделяется организмом, а подкрепление реакции становится средством формирования нового поведения, разработал:

Э.Толмен

Э.Торндайк

Б.Скиннер

Дж.Уотсон

 

 

11. Под поведением нужно понимать объективно наблюдаемую систему реакций организма на внешние и внутренние стимулы, посредством которых индивид приспосабливается к среде, утверждает:

В.Джемс

К.Левин

Б.Скиннер

Дж.Уотсон

 

12. Комплекс важнейших понятий, характеризующих поведение, связанных с достижением целей: целевая структура и целевые уровни индивида, реальные и идеальные цели, уровень притязаний, поиск успеха и стремление избежать неудачи и др., ввел в психологию:

З.Фрейд

К.Левин

В.Келер

А.Адлер

 

13. Основатель психотехники, разрабатывавший проблемы профессионального утомления, профориентации, профотбора, психологии воздействия:

В.Джемс

Э.Дюркгейм

Г.Мюнстерберг

С.Холл

 

14. Данная статья явилась началом оформления гештальтпсихологии:

Экспериментальные исследования видимого движения

Некоторые задачи гештальтпсихологии

О гештальттеории

Принципы гештальтпсихологии

 

15. Основные теоретические положения педологии представил:

В.Джемс

Э.Дюркгейм

Г.Мюнстерберг

С.Холл

 

15. Содержанием и сущностью бессознательного являются влечения; основные влечения – это сексуальное влечение (либидо) и влечение к смерти (мортидо), утверждал:

А.Адлер

З.Фрейд

К.Юнг

Э.Эриксон

 

16. Развивая идеи Эго-психологии, соединил психоаналитический подход с идеями гуманистической психологии, что выразилось в идее о важности осознания и сохранения идентичности с собой и с обществом, цельности личности:

К.Юнг

А.Фрейд

К.Хорни

Э.Эриксон

 

17. В качестве базисного мотива человека выступает смысл, ибо именно поиск смысла является признаком подлинно человеческого бытия, утверждал:

К.Роджерс

Дж.Мид

К.Юнг

В.Франкл

 

18. Теорию полноценно функционирующей творческой личности и соответствующую ей личностно-ориентированную психотерапию разработал:

К.Роджерс

Дж.Мид

К.Юнг

В.Франкл

 

19. В качестве критериев построения типологии личности ввел психические функции и направленность энергии, расширил понимание либидо до диффузной творческой силы, проявляющейся разными путями:

К.Роджерс

Дж.Мид

К.Юнг

В.Франкл

 

20. Основателем Института экспериментальной психологии является:

И.П. Павлов

А.А. Ухтомский

Г.И. Челпанов

Г.Г. Шпет

 

21.Предметом психологии является "чистое" сознание, структура которого определяется духовными сущностями, утверждал:

В.М.Бехтерев

И.П.Павлов

А.А.Ухтомский

Г.И.Челпанов

 

22. Понятие о доминанте разработал:

В.М.Бехтерев

И.П.Павлов

А.А.Ухтомский

Г.И.Челпанов

23. Психология должна анализировать все звенья единого и целостного психического акта: его возникновение под влиянием внешних воздействий (начальное звено), интеграцию психики в центральном звене рефлекса и внешнее выражение психического акта в виде определенной двигательной или речевой реакции (завершающее звено), утверждал в программе построения психологии:

Г.Г.Шпет

И.М.Сеченов

К.Н.Корнилов

А.Н.Леонтьев

 

24. Термин «деятельность», в котором стало возможным объединить и то, что осознает субъект (сознание – традиционный предмет спиритуалистической психологии), и то, что проявляется в его внешних действиях (поведение – предмет естественнонаучной психологии) введен в отечественную психологию:

М.Я.Басовым

Л.С. Выготским

А.Н. Леонтьевым

С.Л.Рубинштейном

 

25.Психологические орудия, благодаря которым качественно меняется структура душевной жизни человека по Л.С. Выготскому:

орудия труда

духовные сущности

знаки (слово)

мышление

 

26. Основной принцип советской психологии - принцип единства сознания и деятельности, сформулировал:

М.Я.Басов

Л.С. Выготский

А.Н. Леонтьев

С.Л.Рубинштейн

 

ДЛЯ ЗАМЕТОК

Дьячук Анна Анатольевна

Миллер Ольга Михайловна

 

История психологии

Тетрадь для самостоятельной работы

 

Корректор Ж. В. Козуница

Верстка Е.Г. Одноколова

 

660049, г. Красноярск, ул. А. Лебедевой, 89.

Редакционно-издательский отдел КГПУ им. В.П. Астафьева,

22-12-89

 

Подписано в печать 05.05.08. Формат 60х84 1/8. Бумага тип. № 1.

Усл.печ.л. 2,75. Тираж 100 экз.

 

Отпечатано ИПК КГПУ им. В.П. Астафьева

Т. 23-48-60

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.64.36 (0.062 с.)