Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Когнитивная психология и процессы приобретения опыта.

Поиск

Когнитивнаяпсихологияи процессы приобретения опыта

Название этого направления произошло от англ. cognition — познание. При данном подходе, сфор­мировавшемся в 60-е гг. XX в., психологи возвра­тились к тематике ранних этапов, когда основной являлась проблема познания, а центральным по­нятием — понятие разум (или высшие психиче­ские процессы) (Смит Н., 2003). Речь идет пре­имущественно об античности и Новом времени, но с уверенностью можно сказать, что познаватель­ные процессы были ключевой темой психологии на протяжении всей истории ее развития.

В когнитивной психологии изучается то, как люди получают информацию о мире, каковы их представления об этой информации, как она хра­нится в памяти, преобразуется в знания и как эти

знания влияют на поведение человека. Когнитив­ная психология охватывает весь диапазон психи­ческих процессов — от ощущений и восприятий до внимания, памяти, формирования понятий, мыш­ления, воображения, речи, эмоций (Солсо Р., 1996).

Предшественниками создания когнитивной пси­хологии являлись Вундт и представители структу­рализма, экспериментально исследовавшие сенсор­ные процессы; американские функционалисты, искавшие ответы на вопрос о том, как психика по­могает адаптироваться к реальности; гештальтис-ты, изучавшие структуру проблемного поля, про­блемы восприятия и мышления.

Наиболее известным в этом ряду является швей­царский психолог Жан Пиаже (1896-1980). Пиа­же, биолог (орнитолог) по образованию, начал свои исследования детского мышления в 20-е гг. XX в. Работая ассистентом в психологической лаборато­рии в Сорбонне под началом А. Бине и проводя те­стирование интеллекта детей с помощью «метриче­ской шкалы интеллектуального развития», Пиаже обратил внимание не на успехи детей, а на типич­ные ошибки, которые совершали дети определен­ного возраста, отвечая на вопросы теста. Первые работы Пиаже посвящались исследованиям отдель­ных элементов детского мышления: «Речь и мыш­ление ребенка» (1923), «Суждение и умозаключе­ние у ребенка» (1924), «Представление ребенка о мире» (1926), «Физическая причинность у ребен­ка» (1927). Они написаны по результатам исследований спонтанных речевых реакций детей в сво­бодной беседе. На основе наблюдений и последу­ющих экспериментальных исследований детского мышления он создал концепцию интеллекта как инструмента поддержания равновесия индивида в среде, а также замечательную теорию этапов ког­нитивного развития детей (Пиаже Ж., 1969).

60-е гг. XX в. были периодом бурного развития вычислительной техники; на смену метафоре «ча­сы», характерной для XVII в., пришла метафора «компьютер» (Шульц Д., Шульц С., 1998); возник­ло понятие «информация» и попытки описать по­знавательную деятельность человека с помощью компьютера. Понятийный аппарат психологиина­полнился новыми терминами, такими как инфор­мационные входы и выходы, биты информации, ин­формационная емкость канала, помехи при передаче информации, человек как источник и получатель информации, обратная связь, искусственный интел­лект и др.

В атмосфере нового духовного климата зароди­лись новые теории, цель которых — изучение и опи­сание познавательных процессов человека с исполь­зованием новой терминологии.

Одним из первых психологов-когпитивистов был американский ученый Улърих Найссер (р. 1928), ко­торый сначала занимался физикой. Под влиянием книги К. Коффки «Принципы гештальтпсихоло-гии» Найссер продолжил образование у В. Келера и, защитив докторскую диссертацию, начал рабо тать под руководством А. Маслоу. В 1967 г. он вы­пустил книгу под названием «Когнитивная психо­логия», где дал определение нового подхода, а в один прекрасный момент обнаружил, что его назы-вают «отцом когнитивной психологии» (Шульц Д., Шульц С., 1998). Найссер определил познание как процесс, при помощи которого входящие сенсор­ные сигналы подвергаются трансформации, редук­ции, обработке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используются. В 1976 г. вышла в свет вторая крупная работа Найссера — «Познание и ре­альность» (русский перевод сделан в 1981 г.), где автор подверг резкой критике увлеченность аме­риканских психологов бихевиоризмом и высказал опасения относительно того, что в скором време­ни наука о поведении будет в большом масштабе использоваться в целях манипулирования людь­ми. В данной работе Найссер также обсудил тему экологической валидности психологических экс­периментов. Он писал о том, что в современных исследованиях когнитивных процессов обычно ис­пользуется абстрактный, дискретный стимульный материал, далекий от культуры и реальных обстоя­тельств повседневной жизни. Это несовпадение предъявляемых в эксперименте задач с теми, кото­рые приходится решать человеку в жизни, навело Найссера на мысль об «экологической инвалидно­сти» моделей современных экспериментов (Найс­сер У, 1981). Одно из основных понятий концеп­ции У. Найссера — понятие перцептивной схемы.

Под схемой он понимал внутреннюю структуру, ко­торая складывается у человека по мере накопления опыта и является средством избирательного извле­чения информации из внешнего мира; сама же структура изменяется под влиянием полученной информации. Найссер считал, что основным позна­вательным процессом является восприятие (пер­цепция), порождающее другие виды психической активности (базовый тезис эмпирической психоло­гии). С точки зрения биологии, схема — это часть нервной системы с ее периферическим и централь­ным звеньями. У организма имеется много схем, связанных друг с другом сложным образом. Напри­мер, мотивы — это тоже схемы, принимающие ин­формацию и направляющие действия.

Другим представителем когнитивной психоло­гии является Джордж Миллер (р. 1920), который начинал как специалист в области речевой комму­никации, а затем вместе со своим коллегой Джеро­мом Брунером создал Центр когнитивных исследо­ваний при Гарвардском университете. Миллер занимался компьютерным моделированием процес­са мышления, теорией информации и применени­ем статистических методов Для изучения процесса научения.

Гуманистическая психология.

Гуманистическая психология (от англ. humanistic psychology) - направление в западной, преимущественно американской, психологии, сформировшееся в 1960-х гг. XX в., в рамкахгуманистического подхода. Гуманистический подход появился как ответ и противопоставление административно-авторитарному, безличному подходу к человеку, господствовавшему в начале XX в[FN|ека|true]Смотри статью Н.И.Козлова Границы гуманистической психологии и требования психологии реалистической

[/FN]. С другой стороны, гуманистическая психология примкнула скорее к гуманитарному крылу в психологии и во многом противопоставила себя естественно-научному подходу.

Как-либо строгим образом взгляды и принципы гуманистической психоло[FN|гии|true]Истоки идей гуманистической психологии - в философских традициях гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современномэкзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.

[/FN] сформулировать сложно, гуманитарии не склонны к четким формулировкам. Тем не менее, ей близки взгляды, что человек целостен и должен изучаться в его целостности, каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев (case study) не менее оправдан, чем статистические обобщения. В сравнении с бихевиоризмом гуманистическая психология считает, что человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе. В отличие от психоанализа, от которого также происходило явное дистанцирование, взгляды гуманистической психологии на человека очень позитивны: согласно представлениям ее представителей, человек есть активное, интенциональное, творческое существо, обладающее потенциями к непрерывному развитию и самореализации, Близость к экзистенциализму выразилась в постулате, что человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека, при этом переживание человеком мира и себя в мире - главная психологическая реальность. Здесь, очевидно, гуманистическая психология примыкает к феноменологическому подходу, отстраняясь от подходаповеденческого.

В меньшей степени гуманистической психологии удалось противопоставить себя психотерапевтической работе: несмотря на призыв одного из ее основателей А. Маслоу изучать психологически здоровых, зрелых, творчески активных людей, основное приложение гуманистическая психология нашла все-таки в психотерапии. Основной областью практического приложения гуманистической психологии сегодня выступаетпсихотерапевтическая практика: недирективная психотерапия К.Роджерса (человеко-центрированный подход в психотерапии) и логотерапия В.Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем. Другая важная область практического приложения гуманистической психологии — гуманистическая педагогика, которая основана на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности↑. Третья область практического приложения гуманистической психологии — социально-психологический тренинг, одним из зачинателей которого был К.Роджерс.

Сегодня гуманистическая психология занимает важное и устойчивое место в западнойпсихологии; наметились тенденции частичной интеграции ее с др. школами и направлениями, в т. ч. с психоанализом и необихевиоризмом.

Гуманистическая психология и Синтон-подход

Вместе с Абрахамом Маслоу синтон-подход ставит своей задачей исследовать наивысшие уровни личностного развития и душевного здоровья, и самоактуализация личности есть одна из ценностей синтон-подхода. В Синтон-подходе реализуется предложенный Карлом Роджерсом взгляд, согласно которому наилучших результатов в личностном росте достигается при работе на позитиве, в формате поддержки лучших намерений и устремлений личности. Смотри→

Критика гуманистической психологии

Гуманистическая психология имеет своих критиков.

К.Бенсон показывает этноцентризм концепции самоактуализирующейся личности и скрытые аморальные последствия ее использования в культурах, отличных от западной. Его вывод: «Это акультурная, антиисторическая психология в полном самоуверенности полете под камуфляжем исторических ссылок» [Benson, 2001, с. 227].

Б.С.Братусь также считает, что гуманистическая психология, несмотря на свое название, внеморальна – это «психология самости как самоцели человека» [Братусь, 1997, с. 12]. Ссылаясь на В.Франкла, он подчеркивает, что «самоактуализация, направленная на самое себя, означает промах в главном», поскольку «центральной, смыслообразующей характеристикой человека является его способ отношения к другому человеку» [Братусь, 1997, с. 8].

Логотерапия.

Логотерапией называется психотерапия на основе психолого-антропологической модели, разработанной психиатром и неврологом Виктором Эмилем Франклом (1905 - 1997). Греческое слово «логос» используется в данном контексте в своём значении «смысл»; другиестоль же верные переводы этого термина – «слово» и «рациональный порядок» – мало помогут нам в объяснении основных положений логотерапии. В частности, логотерапевты не стараются убедить в чём-то клиента при помощи рациональных доводов, они помогают ему в определении его собственного индивидуального, особенного смысла.

 

Истоки логотерапии

История логотерапии восходит к 30-м годам двадцатого века. Отталкиваясь от таких направлений, как психоанализ Зигмунда Фрейда и индивидуальная психология Альфреда Адлера, Франкл разработал основы нового оригинального подхода, которые были им впервые опубликованы в 1938 году. Логотерапия, иногда ещё называемая «третьей венской психотерапевтической школой», сегодня представляет собой признанный на международном уровне эмпирически обоснованный психотерапевтический подход.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.79 (0.012 с.)