Взгляд Виктора Франкла на природу человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взгляд Виктора Франкла на природу человека



В логотерапии основной мотивационной силой человека считается стремление к смыслу. Согласно антропологии Виктора Франкла, человек в любом состоянии и любой ситуации стремится к смыслу, обоснованности своего существования в соотнесённости с другими людьми и миром. Виктор Франкл представил трёхмерную модель личности, содержащую в горизонтальной плоскости два измерения – физическое и психическое, а в вертикальной плоскости – духовное (= ноэтическое – термин, введённый Франклом, дабы избежать религиозных коннотаций), в которой все три измерения образуют нераздельное целое.

Духовное в человеке – это его особенность, то, что отличает его от животных. Динамика духовного измерения противостоит гомеостатическим процессам, создавая постоянное напряжение между уже достигнутым и тем, что ещё необходимо осуществить – напряжение, поддерживающее направленность на воплощение ценностей и осуществления смысла. По Франклу, психическое здоровье возможно, когда существует некое напряжение между человеком с одной стороны и находящимся вовне смыслом, который ему предстоит осуществить, с другой. Быть человеком означает, в сущности, быть открытым чему-то вовне, чему-то отличному от того, что ты есть сам по себе.

Согласно Виктору Франклу, человек – существо свободное, ответственное и духовное. К сфере духовного можно отнести стремление к смыслу, свободу выбора, интенциональность, креативность, способность любить, интуицию и вдохновение, идеи и идеалы, ответственность, совесть, юмор.

 

Основания логотерапии

Согласно психотерапевтическому кредо Виктора Франкла, человек никогда не сводится к своему симптому, своей болезни. В своей работе «Человек в поисках смысла» Франкл формулирует своё кредо следующим образом на примере работы с душевнобольными:
«Никакие мыслимые обстоятельства не могут настолько ограничить человека, чтобы лишить его свободы на сто процентов. Поэтому хоть какая-то свобода, как бы она ни была ограничена, остается у человека в случаях невроза или даже психоза. В самом деле, сокровенная сердцевина личности пациента не затрагивается даже тяжелыми психозами.

Итак, логотерапевт всегда видит в человеке «нечто большее», стремится установить контакт с тем ядром, «которое не болеет», и помочь клиенту осознать свои возможности и ресурсы.

Подход Франкла основывается на трёх философско-психологических концептах, а именно:
- свобода воли
- воля к смыслу
- смысл жизни

Свобода воли

Согласно логотерапии, люди обусловлены не полностью, у них сохраняется базовая свобода для принятия решений и способность занять позицию по отношению к внутренним (психологическим) и внешним (биологическим и социальным) условиям. Свобода определяется здесь как пространство для формирования своей жизни в рамках заданных возможностей. Свобода проистекает из духовной сферы человека, понимаемой как человеческая составляющая, лежащая превыше телесного и психического. Как духовные существа люди не просто реагируют на стимулы, но обладают определённой независимостью и способны проактивно формировать свою собственную жизнь.

Человеческая свобода играет важную роль в психотерапии, предоставляя пространство для автономного действия даже тем клиентам, что страдают телесными и духовными заболеваниями. И именно этот ресурс позволяет клиентам справиться с симптомами и вернуть контроль над своей жизнью и способность к самоопределению.

Воля к смыслу

Люди не просто свободны, они свободны для чего-то – а именно, чтобы достичь определённых целей. Стремление к смыслу рассматривается как первичная мотивационная сила в человеке. Не имея возможности реализовать в жизни свою «волю к смыслу», человек переживает глубочайшее чувство бессмысленности и пустоты. Фрустрация экзистенциальной потребности в осмысленных целях влечёт за собой агрессию, зависимости, депрессию и суицидальное поведение, а также может вызвать или обострить психосоматические заболевания и невротические расстройства.

Логотерапия помогает клиенту распознать и устранить факторы, мешающие ему преследовать в своей жизни осмысленные цели. У клиента развивается чуткость для восприятия возможностей смысла, однако логотерапевт не указывает ему на конкретные цели. Роль логотерапевта – сопровождать клиента, помогая ему в реализации тех возможностей смысла, которые тот обнаружил сам.

Смысл жизни

Логотерапия основана на идее о том, что смысл является объективной реальностью. Согласно логотерапии, человек призван, реализуя свои свободу и ответственность, сделать лучшее возможное из самого себя и окружающего мира посредством распознавания и реализации смысла каждой конкретной ситуации. В данном контексте абсолютно необходимо подчеркнуть, что возможности смысла, объективные по природе, связаны с конкретными ситуациями и людьми и потому находятся в постоянном изменении. Таким образом, логотерапия не претендует на то, чтобы провозгласить некий общий смысл жизни. Вместо этого клиент обретает помощь на пути к большей открытости и гибкости, которые помогут ему сделать свою повседневную жизнь более осмысленной.

 

Применение логотерапии

Логотерапия успешно применяется как в качестве отдельного независимого подхода, так и в сочетании с другими направлениями, как в индивидуальной, так и в групповой психотерапевтической работе, а также в педагогике. Она доказала свою эффективность в кризисной превенции, интервенции и поственции, при профилактике агрессивного поведения и депрессии, а также суицидального поведения, при работе со всеми видами неврозов, в частности, с ОКР, тревожно-фобическими расстройствами и сексуальными неврозами, при сопровождении психиатрических больных (в сотрудничестве с врачом-психиатром). Особое место занимает логотерапия в системе паллиативной помощи. Хороших успехов удалось достичь при логотерапевтической работе с заключёнными.

Психогенетика.

Психогенетика - наука, раздел психологии, использующий данные генетики и генеалогический метод. Предметом психогенетики является взаимодействие наследственности - и среды в формировании межиндивидуальной вариантности психологических свойств человека (когнитивных и двигательных функций, темперамента). В последние годы активно развиваются две отрасли психогенетики: генетическая психофизиология, исследующая наследственные и средовые детерминанты биоэлектрической активности мозга, и генетика индивидуального развития. Основными методами психогенетики являются: популяционный, генеалогический, метод приемных детей — и метод близнецов. Полученные в психогенетике данные говорят в пользу того, что индивидуальные особенности психики — определяются наследственностью в значительной степени.

Методы психогенетики

Методы психогенетики — методы, позволяющие определить влияние наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических особенностей человека.

Наиболее информативным является метод близнецов. Он основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) — неидентичный; при этом члены близнецовых пар любого типа должны иметь сходную среду воспитания. Тогда большее внутрипарное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака. Существенное ограничение этого метода состоит в том, что сходство собственно психологических признаков монозиготных близнецов может иметь и негенетическое происхождение.

Генеалогический метод — исследование сходства между родственниками в разных поколениях. Для этого необходимо точное знание ряда признаков прямых родственников по материнской и отцовской линиям и охват возможно более широкого круга кровных родственников; возможно также использование данных по достаточному числу разных семей, позволяющему выявить сходство родословных. Этот метод применим главным образом в медицинской генетике и антропологии. Однако сходство поколений по психологическим признакам может объясняться не только генетической их передачей, но и социальной преемственностью.

Популяционный метод позволяет изучать распространение отдельных генов или хромосомных аномалий в человеческих популяциях. Для анализа генетической структуры популяции необходимо обследовать большую группу лиц, которая должна быть репрезентативной, т. е. представительной, позволяющей судить о популяции в целом. Этот метод также более информативен при изучении различных форм наследственной патологии. Что же касается анализа наследуемости нормальных психологических признаков, то данный метод, взятый изолированно от других методов психогенетики, надежных сведений не дает, ибо различия между популяциями в распределении той или иной психологической особенности могут вызываться социальными причинами, обычаями и т. д.

Метод приемных детей — сопоставление сходства по какому-либо психологическому признаку между ребенком и его биологическими родителями, с одной стороны, ребенком и воспитавшими его усыновителями — с другой.

Методы предполагают обязательную статистическую обработку, специфическую для каждого метода. Наиболее информативные способы математического анализа требуют одновременного использования по крайней мере двух первых методов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.007 с.)