Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Философские взгляды, понятие души у Аристотеля.
| Основные труды
| Главное философское произведение - "Метафизика". Кроме этого написал следующие работы: "Первая Аналитика", "Вторая Аналитика", Топика", "Органон", "Физика", "Метеорология", "О душе", "Никомахова этика", "Большая этика", "Политика", "Экономика".
| Душа
|
| Душа/тело
| «…душа есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнь»
Душа мыслилась Аристотелем как способ организации живого тела, действия которого носят целесообразный характер. Он считал душу присущей всем живым организмам (в том числе растениям) и подлежащей объективному, опытному изучению. Она не может существовать без тела и в то же время не является телом. Душу от тела отделить нельзя.
Хотя душа бестелесна, ее носителем является особое органическое вещество — пневма, которая у животных вырабатывается в крови. Орган души — сердце
«Душа ничего не испытывает без тела и не действует без него».
Все состояния души сопровождаются структурными проявлениями.
Единство души и тела означает необходимость воплощения принципа единства в самих методах исследования. Изучение души дело двух наук – естествоиспытателя и диалектика. Например, без психофизиологии нет гнева.
Орган мышления нус – часть души
| Виды (способности) души
| 1. Растительная (питание, рост, размножение)
2. Животная (движение, ощущения, стремления)
3. Разумная -> бессмертная, т.к. часть божественного ума
| Бессмертие души
| Форма не существует без вещи. Душа - форма, причина, энтелехия тела => не существует без него. Косяк только с разумным уровнем души, которая является бессмертной, т.к. часть божественного ума
| Способности души
| - познавательные.
- движущие. Что касается движущих, то тут, по ходу, надо рассказать про энтелехию, душу как цель и т.п. Затем про соотношение чувства и разума.
- чувства и аффекты.
| Изучение души
| Аристотель говорит о трудностях познания души. Свое учение рассматривает в процессе размышления о душе. Выбирает способ изучения души по отдельным способностям.
Этот способ воплотился в современной психологии в рассмотрении психики по отдельным процессам. Это заложил Аристотель. Хотя все пониманию, что и душа, и психика – нечто целостное.
| Познавательные процессы
|
| Ощущения
| 5 видов: слух, зрение, обоняние, вкус, осязание. Результат: конкретные свойства
Источник ощущения - внешнее воздействие. - воздействие извне на 5 внешних органов чувств; уподобление ощущения воспринимаемому объекту (подобно тому как воск принимает форму чего-то там).
6ое "Общее чувство" общее качество: движение, покой, фигура, число, форма, величина. Интеграция ощущения в единый (перц) образ. Благодаря общему чувству есть сознание того, что мы ощущаем
| Память
| Сохранение и воспроизведение ощущений – результат работы памяти. Различает три ее вида:
- низшая: сохранение ощущений в виде копий предметов (ею обладают все животные);
- собственно память: к образу присоединяется временная характеристика (у животных, обладающих способностью к восприятию времени);
- высшая память: при участии суждения (только человек). Активный, произвольный ее характер, поиск путем установления каких-либо отношений. (суждение - синтез)
| Воображение
| Воображение, или фантазия – процесс образования представлений (образов). Представление – это энергия чувственного органа без соответствующего воздействия извне.
В представлении содержания первоначальных, обусловливающих их впечатлений обобщаются. Животным оно заменяет мышление. Важность и для человека! Воображение составляет фундамент мышления.
Можно комбинировать и перекомбинировать
| Мышление
| МышлениеСоставление суждений, постижение общего. Оперирование понятиями!
Орган мышления нус – часть души, не прикрепленная ни к какому органу. При рождении ребенка нус вселяется в тело новорожденного, соединяясь с растительной и животными частями. Таким образом и происходит передача опыта, так как разумная часть души хранит все знания, существующие в нусе, т. е. всю культуру, накопленную человечеством к моменту рождения данного ребенка.
Аристотель различает высшее и низшее мышление.
1. низшее мышление: это мнения и предположения, в нем нет необходимости, оно ничего не исследует, не отвечает на вопрос «Почему?». Однако все равно необходимо в определенных ситуациях. Мнение (в отличие от воображения) связано с верой.
2. высшее мышление: постижение истины, основы вещей, высших принципов науки. В свою очередь разделяется на 3 типа: 1) рассуждающее, логическое, дискурсивное (заключение из имеющихся посылок); 2) интуитивное (умение находить посылки); 3) мудрость (наивысший тип).
В зависимости от того, на что направляется мышление, выделяются два типа ума:
- теоретический разум: это наука, познание сущего таким, какое оно есть, создание истины о вещах. Касается общего.
- практический ум: направлен на деятельность; нормы и принципы действия, средства осуществления. Касается частного.
| Чувства и аффекты
| В концепции Аристотеля чувства рассматриваются в тесной связи с деятельностью: они сопровождают деятельность и являются ее источником. Описывает чувства удовольствия и неудовольствия как показатели беспрепятственного протекания или нарушения протекания душевных и телесных процессов. Идея двойной регуляции поведения – эмоциями и разумом.
Сдержанно оценивает телесные удовольствия, но тем не менее высоко оценивает роль чувств в жизни человека, призывает не ограничиваться лишь удовольствиями высшего порядка. Типа, они придают полноту жизни.
Подробно анализирует аффекты (влечение, гнев (стремление к наказанию, неудовольствие), страх, отвага, злоба, радость, любовь, ненависть, тоска, зависть, жалость). В отличие от чувств аффекты как наиболее сильные и ярко выраженные виды эмоций мало поддаются рациональному осмыслению, и потому с ними очень сложно бороться. Аффект, по мнению Аристотеля, всегда приводит к спонтанному поведению либо к изменению ранее планировавшегося действия, поэтому последствия аффекта могут быть самыми разрушительными для человека. Аффект – страдательное состояние, вызванное каким-либо воздействием, возникает без намерения и обдумывания. Сопровождается телесными изменениями.
Рационализм: решающим компонентом аффекта является представление.
Сами по себе аффекты не являются ни добродетелями, ни пороками - о человеке следует судить по его делам, а аффект лишь определяет манеру поведения. Был против подавления аффектов (аффект необходим для подвига, например), следует лишь соблюдать меру, соразмерность аффекта причине. Он считал, что поступок всегда сопряжен с аффектом, причем каждой ситуации соответствует оптимальная аффективная реакция на нее. Когда она избыточна либо недостаточна, люди поступают дурно. Правильный способ реагирования необходимо вырабатывать опытом, изучением других и самого себя, упорным трудом. Идея о том, что разумная регуляция, практическое мышление дают возможность, поняв собственные чувства, выработать в себе определенные правила поведения, воспитать себя собственными поступками.
Учение о катарсисе – очищении от аффектов. (Идею очищения, опорожнения заимствовал от Гиппократа). Заключается в эмоциональном переживании под влиянием искусства.
Страстям и аффектам противопоставлял устойчивость характера. Характер выражает сущность человека; не является природным свойством, а складывается под влиянием опыта.
| Воля
| не все произвольные действия являются волевыми. Волевым является лишь то действие, в основе которого лежит разумное стремление. Это стремление называется намерением и является результатом тщательного взвешивания мотивов (делиберации). Волевые действия направлены на будущее и в них есть разумный расчет. То есть, в их основе – стремление и разум. Человек размышляет о цели: достижима ли она, каковы возможные последствия. Поэтому воля неотделима от разума! Волевое действие является свободным, и в нашей власти совершать как благородные, так и постыдные поступки – их психологический механизм одинаков.
Воля характеризуется Аристотелем как процесс, имеющий общественную природу, так как принятие решений связано с представлением человека о своем долге, своих обязанностях.
| Воспитание
| Подчеркивал, что знание как таковое само по себе не делает человека нравственным. Нравственное поведение формируется в реальных поступках. Поэтому так важно с раннего детства направлять поведение ребенка, формируя не только его действия, но и отношение к ним. Не менее важны индивидуальный, а не усредненный подход к обучению и воспитанию, учет всего комплекса индивидуальных особенностей человека.
Добродетели не даются нам от природы, но мы от имеем возможность приобрести их. Вообще все, что мы имеем от природы, мы первоначально получаем лишь в виде возможностей и впоследствии преобразуем их в действительность.
Надо формировать способность к разумным поступкам.
| Добродетель
| Добродетель - это середина в страстях и поступках
I. Мужество (не боится хорошей (достойной, напр. на поле боя, смерти) - между страхом (боится смерти) и отвагой (не боится смерти)
Мужество бывает гражданское (настоящее), которое происходит от стремления к чести. Выбирает смерть, чтоб не запятнать честь; опытное, которое есть у наемников, не боятся, т.к. знают что делать, но боятся, когда что-то не по плану; яростное - под влиянием гнева; самонадеяное переоценка сил; неведают об опасности.
II. Благоразумие недо- бесчувственность, пере- распущенность
III. Щедрость недо- скупость (приобретает и не дает), пере- мотовство (дает, но не приобретает)
IV. Имущество в целом: великолепие: не скупится на дары, убранство...
недо- мелочность, пере- безвкусная пышность
V. Величавость (достоен великого и считает так) недо- бесчестие (принижение себя), пере- спесь
VI. Скромность недо- нечестолюбие, пере- честолюбие
VII. Ровность. недо- безгневность, пере- гневливость
VIII. Правдивость недо- притворство, пере- хвастовство
IX. Остроумие недо- неотесанность, пере- шутовство
X. Дружелюбие недо- зловредность, пере- подхалим
|
|