Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские взгляды, понятие души у Аристотеля.

Поиск
 
Основные труды Главное философское произведение - "Метафизика". Кроме этого написал следующие работы: "Первая Аналитика", "Вторая Аналитика", Топика", "Органон", "Физика", "Метеорология", "О душе", "Никомахова этика", "Большая этика", "Политика", "Экономика".
Душа  
Душа/тело «…душа есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнь» Душа мыслилась Аристотелем как способ организации живого тела, действия которого носят целесообразный характер. Он считал душу присущей всем живым организмам (в том числе растениям) и подлежащей объективному, опытному изучению. Она не может существовать без тела и в то же время не является телом. Душу от тела отделить нельзя. Хотя душа бестелесна, ее носителем является особое органическое вещество — пневма, которая у животных вырабатывается в крови. Орган души — сердце «Душа ничего не испытывает без тела и не действует без него». Все состояния души сопровождаются структурными проявлениями.   Единство души и тела означает необходимость воплощения принципа единства в самих методах исследования. Изучение души дело двух наук – естествоиспытателя и диалектика. Например, без психофизиологии нет гнева.   Орган мышления нус – часть души
Виды (способности) души 1. Растительная (питание, рост, размножение) 2. Животная (движение, ощущения, стремления) 3. Разумная -> бессмертная, т.к. часть божественного ума  
Бессмертие души Форма не существует без вещи. Душа - форма, причина, энтелехия тела => не существует без него. Косяк только с разумным уровнем души, которая является бессмертной, т.к. часть божественного ума  
Способности души - познавательные.   - движущие. Что касается движущих, то тут, по ходу, надо рассказать про энтелехию, душу как цель и т.п. Затем про соотношение чувства и разума. - чувства и аффекты.
Изучение души Аристотель говорит о трудностях познания души. Свое учение рассматривает в процессе размышления о душе. Выбирает способ изучения души по отдельным способностям. Этот способ воплотился в современной психологии в рассмотрении психики по отдельным процессам. Это заложил Аристотель. Хотя все пониманию, что и душа, и психика – нечто целостное.
Познавательные процессы  
Ощущения 5 видов: слух, зрение, обоняние, вкус, осязание. Результат: конкретные свойства Источник ощущения - внешнее воздействие. - воздействие извне на 5 внешних органов чувств; уподобление ощущения воспринимаемому объекту (подобно тому как воск принимает форму чего-то там). 6ое "Общее чувство" общее качество: движение, покой, фигура, число, форма, величина. Интеграция ощущения в единый (перц) образ. Благодаря общему чувству есть сознание того, что мы ощущаем  
Память Сохранение и воспроизведение ощущений – результат работы памяти. Различает три ее вида: - низшая: сохранение ощущений в виде копий предметов (ею обладают все животные); - собственно память: к образу присоединяется временная характеристика (у животных, обладающих способностью к восприятию времени); - высшая память: при участии суждения (только человек). Активный, произвольный ее характер, поиск путем установления каких-либо отношений. (суждение - синтез)
Воображение Воображение, или фантазия – процесс образования представлений (образов). Представление – это энергия чувственного органа без соответствующего воздействия извне. В представлении содержания первоначальных, обусловливающих их впечатлений обобщаются. Животным оно заменяет мышление. Важность и для человека! Воображение составляет фундамент мышления. Можно комбинировать и перекомбинировать
Мышление МышлениеСоставление суждений, постижение общего. Оперирование понятиями! Орган мышления нус – часть души, не прикрепленная ни к какому органу. При рождении ребенка нус вселяется в тело новорожденного, соединяясь с растительной и животными частями. Таким образом и происходит передача опыта, так как разумная часть души хранит все знания, существующие в нусе, т. е. всю культуру, накопленную человечеством к моменту рождения данного ребенка. Аристотель различает высшее и низшее мышление. 1. низшее мышление: это мнения и предположения, в нем нет необходимости, оно ничего не исследует, не отвечает на вопрос «Почему?». Однако все равно необходимо в определенных ситуациях. Мнение (в отличие от воображения) связано с верой. 2. высшее мышление: постижение истины, основы вещей, высших принципов науки. В свою очередь разделяется на 3 типа: 1) рассуждающее, логическое, дискурсивное (заключение из имеющихся посылок); 2) интуитивное (умение находить посылки); 3) мудрость (наивысший тип).   В зависимости от того, на что направляется мышление, выделяются два типа ума: - теоретический разум: это наука, познание сущего таким, какое оно есть, создание истины о вещах. Касается общего. - практический ум: направлен на деятельность; нормы и принципы действия, средства осуществления. Касается частного.
Чувства и аффекты В концепции Аристотеля чувства рассматриваются в тесной связи с деятельностью: они сопровождают деятельность и являются ее источником. Описывает чувства удовольствия и неудовольствия как показатели беспрепятственного протекания или нарушения протекания душевных и телесных процессов. Идея двойной регуляции поведения – эмоциями и разумом. Сдержанно оценивает телесные удовольствия, но тем не менее высоко оценивает роль чувств в жизни человека, призывает не ограничиваться лишь удовольствиями высшего порядка. Типа, они придают полноту жизни. Подробно анализирует аффекты (влечение, гнев (стремление к наказанию, неудовольствие), страх, отвага, злоба, радость, любовь, ненависть, тоска, зависть, жалость). В отличие от чувств аффекты как наиболее сильные и ярко выраженные виды эмоций мало поддаются рациональному осмыслению, и потому с ними очень сложно бороться. Аффект, по мнению Аристотеля, всегда приводит к спонтанному поведению либо к изменению ранее планировавшегося действия, поэтому последствия аффекта могут быть самыми разрушительными для человека. Аффект – страдательное состояние, вызванное каким-либо воздействием, возникает без намерения и обдумывания. Сопровождается телесными изменениями. Рационализм: решающим компонентом аффекта является представление. Сами по себе аффекты не являются ни добродетелями, ни пороками - о человеке следует судить по его делам, а аффект лишь определяет манеру поведения. Был против подавления аффектов (аффект необходим для подвига, например), следует лишь соблюдать меру, соразмерность аффекта причине. Он считал, что поступок всегда сопряжен с аффектом, причем каждой ситуации соответствует оптимальная аффективная реакция на нее. Когда она избыточна либо недостаточна, люди поступают дурно. Правильный способ реагирования необходимо вырабатывать опытом, изучением других и самого себя, упорным трудом. Идея о том, что разумная регуляция, практическое мышление дают возможность, поняв собственные чувства, выработать в себе определенные правила поведения, воспитать себя собственными поступками. Учение о катарсисе – очищении от аффектов. (Идею очищения, опорожнения заимствовал от Гиппократа). Заключается в эмоциональном переживании под влиянием искусства. Страстям и аффектам противопоставлял устойчивость характера. Характер выражает сущность человека; не является природным свойством, а складывается под влиянием опыта.
Воля не все произвольные действия являются волевыми. Волевым является лишь то действие, в основе которого лежит разумное стремление. Это стремление называется намерением и является результатом тщательного взвешивания мотивов (делиберации). Волевые действия направлены на будущее и в них есть разумный расчет. То есть, в их основе – стремление и разум. Человек размышляет о цели: достижима ли она, каковы возможные последствия. Поэтому воля неотделима от разума! Волевое действие является свободным, и в нашей власти совершать как благородные, так и постыдные поступки – их психологический механизм одинаков.   Воля характеризуется Аристотелем как процесс, имеющий общественную природу, так как принятие решений связано с представлением человека о своем долге, своих обязанностях.  
Воспитание Подчеркивал, что знание как таковое само по себе не делает человека нравственным. Нравственное поведение формируется в реальных поступках. Поэтому так важно с раннего детства направлять поведение ребенка, формируя не только его действия, но и отношение к ним. Не менее важны индивидуальный, а не усредненный подход к обучению и воспитанию, учет всего комплекса индивидуальных особенностей человека.   Добродетели не даются нам от природы, но мы от имеем возможность приобрести их. Вообще все, что мы имеем от природы, мы первоначально получаем лишь в виде возможностей и впоследствии преобразуем их в действительность.     Надо формировать способность к разумным поступкам.  
Добродетель Добродетель - это середина в страстях и поступках I. Мужество (не боится хорошей (достойной, напр. на поле боя, смерти) - между страхом (боится смерти) и отвагой (не боится смерти) Мужество бывает гражданское (настоящее), которое происходит от стремления к чести. Выбирает смерть, чтоб не запятнать честь; опытное, которое есть у наемников, не боятся, т.к. знают что делать, но боятся, когда что-то не по плану; яростное - под влиянием гнева; самонадеяное переоценка сил; неведают об опасности. II. Благоразумие недо- бесчувственность, пере- распущенность III. Щедрость недо- скупость (приобретает и не дает), пере- мотовство (дает, но не приобретает) IV. Имущество в целом: великолепие: не скупится на дары, убранство... недо- мелочность, пере- безвкусная пышность V. Величавость (достоен великого и считает так) недо- бесчестие (принижение себя), пере- спесь VI. Скромность недо- нечестолюбие, пере- честолюбие VII. Ровность. недо- безгневность, пере- гневливость VIII. Правдивость недо- притворство, пере- хвастовство IX. Остроумие недо- неотесанность, пере- шутовство X. Дружелюбие недо- зловредность, пере- подхалим


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.56.125 (0.011 с.)