Раздел I. Введение. Психолгические знания в рамках учений о душе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Введение. Психолгические знания в рамках учений о душе



КИРОВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Социально-психологический факультет

Кафедра общей психологии

 

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

 

 

· Тематический план

· Учебная программа

· Планы семинарских занятий с заданиями для самоконтроля

· Темы контрольных и курсовых работ

· Вопросы для подготовки к экзамену (зачету)

· Тестовые задания для самоконтроля

· Рекомендуемая литература

 

 

КИРОВ 2015



Пояснительная записка

История психологии является составной частью цикла общепрофессиональных дисциплин, обязательных для подготовки специалистов-психологов в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

История психологии является фундаментальной, базовой отраслью психологической науки. Она имеет ключевое значение в формировании профессиональной культуры будущих специалистов.

История психологии – дисциплина теоретическая, что делает особенно значимыми ее связи с философией, историей и психологией. Знание истории психологии необходимо для понимания различных теорий и направлений современной психологии, путей и тенденций ее развития. Только включение в исторический контекст позволяет понять их сущность, выявив исходные позиции, оценив подлинную новизну, и осознать их исторический смысл.

Цель изучения курса: сформировать умение объективно оценивать современные психологические концепции с позиции истории психологии.

Для достижения данной цели студенты должны:

· овладеть знаниями об исторических условиях и закономерностях возникновения и развития психологических теорий;

· изучить взгляды выдающихся представителей мировой психологии;

· осознать роль личности, ее индивидуального пути в становлении психологии.

Курс «История психологии» состоит из трех разделов:

1. Введение. Психологические знания в рамках учений о душе.

2. Эволюция психологических знаний в рамках учений о сознании.

3. Становление и развитие психологии как самостоятельной науки.

Освоение содержания курса в процессе его изучения предполагает два уровня:

· Первый уровень – аудиторная работа студентов под руководством преподавателя на лекциях и семинарах.

· Второй уровень – самостоятельная работа студентов.

На лекционные занятия выносятся наиболее общие теоретические вопросы, которые являются основой для дальнейшей самостоятельной работы. Семинарские занятия помогут студентам глубже изучить содержание учебного материала, выработать собственную позицию в отношении каждой психологической теории и оценить вклад каждого ученого в становление и развитие психологии

Задача данного учебно-методического комплекса: способствовать оптимизации процесса самостоятельной работы студентов в ходе изучения курса.

Комплекс содержит рабочую программу курса, тематический план

(составленные на основе Государственного образовательного стандарта), планы семинарских занятий.

Помимо вопросов, которые предполагается рассмотреть в ходе семинара, в пособии имеются проблемные вопросы для осмысления, индивидуальные творческие задания, задания для самоконтроля, обозначены темы для дискуссии и термины, которые необходимо записать в психологический словарь. Списки обязательной и дополнительной литературы помогут студентам сориентироваться, где найти материал для подготовки к занятию. Предполагается обязательное выполнение всех видов заданий к каждому занятию. Прежде всего необходимо написать конспекты указанных первоисточников, затем сделать выписки из учебных пособий, рекомендованных в списке обязательной литературы, после чего выполнить все задания, предусмотренные данными рекомендациями. Желательно наличие развернутого плана ответа по каждому вопросу. Список дополнительной литературы предназначен для тех, кто хочет знать больше, и не ограничивается тем, что необходимо знать обязательно всем.

В ходе семинарских занятий предусмотрено заслушивание докладов с их последующим обсуждением, беседа по вопросам, заявленным в плане, дискуссии по темам, обозначенным в рекомендациях, совместное обсуждение выполнения заданий для самоконтроля, заслушивание отчетов о выполнении индивидуальных творческих заданий.

Текущая проверка качества усвоения знаний осуществляется в течение всего времени изучения курса посредством экспресс-опросов, терминологических диктантов, контрольных работ и в ходе межсессионной аттестации. Студенты заочного отделения пишут контрольную работу. Семестровый контроль предусматривает проведение зачета (конец 7 семестра) и экзамена по завершении изучения всего курса (в конце 8 семестра), которые проводятся в устной форме по вопросам, которые имеются в данных рекомендациях.

В соответствии с требованиями Государственного стандарта в результате изучения курса студенты должны

· иметь представление об основных этапах развития психологии как науки, основных тенденциях и направлениях в современной психологической науке;

· знать содержание основных психологических учений и концепций, методологические основы школ и направлений психологической науки, историю изучения фундаментальных психологических проблем;

· уметь использовать знания по истории психологии для анализа изучаемых психологических явлений, правильной организации и выбора методов исследования, прогнозирования развития наблюдаемых психических явлений;

· иметь опыт самостоятельного анализа генезиса новых направлений и концепций современной психологической науки.

 

Программа курса

 

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ

 

Тема 11. Гештальтпсихология

Основные представители: М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер, К. Левин. Понятие гештальта. Законы восприятия фигуры и фона, транспозиции, прегнантности, константности, близости, амплификации, сходства и др. Целостный подход к психике. Стробоскопическое движение (фи – феномен). Понятие инсайта. Принцип изоморфности физических и психических явлений. Квазипотребность, жизненное пространство и психологическое поле. Эффект незавершенного действия Б. Зейгарник.

 

Тема 12. Бихевиоризм

Поведение как предмет психологического изучения. Исследования Э. Торндайка как естественно-научная основа бихевиоризма. Законы упражнения, готовности, ассоциативного сдвига. Д. Уотсон – основатель бихевиоризма. Взаимосвязь стимула и реакции как единицы поведения. Типы реакций.

 

Необихевиоризм. Когнитивный бихевиоризм Э. Толмена, гипотетико-дедуктивный бихевиоризм К. Хала, оперантный бихевиоризм Б. Скиннера, концеция Д. Миллера, Ю. Галантера и К. Прибрама. Социобихевиоризм.

 

Семинар № 1

Тема: Развитие психологии в рамках учений о душе

План семинара

1. Зарождение и развитие психологических идей в Древней Греции (Ионийская традиция: милетская и эфесская школы; италийская традиция: пифагорейский союз и элейская школа; атомистический материализм; классическая школа).

2. Эволюция психологических учений в период Древнего Рима (Академия Платона, перипатетики, эпикурейская школа, стоики, эклектизм).

3. Вклад в развитие естественно-научных основ психологии античных врачей (Алкмеона, Филопона, Гиппократа, Герофила, Эразистрата, Галена).

4. Проблемы психологии в Средние века. Дуализм эпохи.

5. Особенности психологических исследований в период апологетики, патристики и схоластики.

6. Синтез богословия и науки в учении Фомы Аквинского.

7. Особенности психологических исследований в эпоху Возрождения.

 

 

Вопросы для осмысления

· В чем сходство и различие в понятии аффекта у Демокрита, Аристотеля и стоиков?

· Что объединяет всех представителей арабской школы психофизиологии?

· Какие основные психологические проблемы решались учеными в период эллинизма?

· В чем состоит единство эмпирического и теоретического знания в учении Ф. Аквинского?

· Как вы объясните следующие высказывания:

Аристотель: «О человеке судят по его делам, а в аффекте оценивают манеру поведения».

Ф. Аквинский: «Человек соотнесен с Богом как с некоторой своей целью».

Р. Бэкон: «Имеются только два способа познания, а именно, с помощью доказательств и из опыта».

 

Тема для дискуссии

Почему обряды исповеди и покаяния появились в Средние века и как вы определяете их психологическую составляющую?

 

Творческие индивидуальные задания к семинару (распределяет староста):

 

· В чем состоит сходство и различие психологических концепций Платона и Аристотеля?

· Сделайте сообщение на тему «Модель возрастной периодизации Гиппократа».

 

Задания для самоконтроля

1. Заполните таблицу «Милетская и эфесская школы в античной
психологии».

 

Персоналии Даты жизни Взгляд на происхождение души Взгляд на проявление души Психические процессы и явления
Фалес        
Анаксимандр        
Анаксимен        
Гераклит        

 

2. Заполните таблицу по персоналиям античной психологии.

Персоналии Даты жизни Основные проблемы и понятия учения Учение о душе – это учение о… Аксиологическая ценность учения
Пифагор        
Демокрит        
Сократ        
Платон        
Аристотель        
Гиппократ        
Стоики        
Авиценна        
Августин        
Аквинский        
Р. Бэкон        
Л. да Винчи        
Б. Телезио        
Дж. Бруно        

3. Заполните таблицу «Развитие психологии в античности»:

 

О мире и душе
Материализм Идеализм
   
О познании
Сенсуализм Рационализм
   
О свободе и регуляции поведения
Эмоциональная регуляция Регуляция на основе разума
   
     

4. Записать в словарь: анимизм, архее, гилозоизм, атомизм, волюнтаризм, сакральность, апологетика, патристика, схоластика, томизм, рационализм, деизм, сенсуализм, номинализм.

 

Литература для обязательного изучения

 

1. Аристотель. О душе. [Текст]: собр. соч. в 4 т. М., 1976. - Т.1. С. 369-448.

2. *Марцинковская, Т. Д., Ярошевский, М. Г. 100 выдающихся психологов мира. [Текст]. – М., 1995. С. 10-13, 93-95, 99-106, 178-180, 181-183, 218-220, 304-307.

3. *Петровский, А. В. Ярошевский, М. Г. История и теория психологии. [Текст]. – Ростов-на-Дону. С. 53-92.

4. Соколова, Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии. [Текст]. – М., 2003. – С. 56-66, 70-75.

Дополнительная литература:

1. Аристотель. О душе. [Текст]: собр. соч. в 4 т. – М., 1976. – Т. 1. С. 369-448.

2. Богомолов, А. С. Античная философия. [Текст]. – М., 1985.

3. Васильева, Т. В. Афинская школа философии. [Текст]. – М., 1975.

4. Грановский, Т. Н. Лекции по истории средневековья. [Текст]. – М., 1964.

5. Виц, Б. Б. Демокрит. [Текст]. – М., 1979.

6. *Ждан, А. Н. История психологии от античности к современности. [Текст]. – М., 2001. – С. 23-83.

7. Лосев, А. Ф. Тахо-Годи, А. А. Платон. Аристотель. [Текст]. – М., 2000.

8. Лурье, С. Я. Демокрит. [Текст]. – Л., 1970.

9. Материалисты Древней Греции. [Текст] / под редакцией М.А. Дынника. – М., 1955.

10. Соколов, В. В. Средневековая философия. [Текст]. – М., 1979.

11. Соколова, Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии. [Текст]. – М., 2003.

12. Трубецкой, С. Н. История древней философии. [Текст]. – М., 1977.

13. Хрестоматия по истории психологии. [Текст] / под ред. П. Я. Гальперина и А. Н. Ждан – М., 1980.

14. *Ярошевский, М. Г. История психологии. От античности до середины XX века. [Текст]. – Москва. 1997.

Семинар № 2

План семинара

1. Френсис Бэкон и завершение этапа развития учения о душе.

2. Учение Декарта – переход от исследования души к сознанию.

3. Концепция индивидуального поведения в работе Спинозы «Этика».

4. Эмпиризм Т. Гоббса и Д. Локка.

5. Теория познания Готфрида Лейбница.

 

Вопросы для осмысления

· В чем состоит суть разработки методологических проблем эмпирического познания психики в работах Ф. Бэкона?

· Какие ассоциации вызывали у Бэкона муравьи, пауки и пчелы и почему?

· В чем особенности подхода Р. Декарта к научному исследованию?

· Каким образом решается проблема свободы воли в этике Спинозы?

· Почему эмпиризм Дж. Локка называют ответом на «запросы времени»?

· Какова роль Г. Лейбница в разработке методологических вопросов наук, и прежде всего психологии?

· Выделите основные линии дискуссий Лейбница с Локком по психологическим вопросам.

Тема для дискуссии

Можем ли мы говорить о достоверности и объективности познания относительно теорий рационалистов и сенсуалистов?

 

Творческие индивидуальные задания к семинару

· Сделайте сообщение на тему «Классификация наук Ф. Бэкона», указав психологическую основу, которую он определил как источник классификации наук.

· Сделайте сообщение на тему «Классификация системы знаний Дж. Локка»

 

Задания для самоконтроля

1. Записать в словарь: дуализм, механодетерминизм (механисцизм), индуктивная логика (органон), рациональная интуиция, картезианство, ассоциация, перцепция, апперцепция.

2 Заполнить таблицу «Развитие психологии в Новое время»

О мире и душе
Материализм Дуализм Идеализм
           
О познании
Сенсуализм Рационализм
   
О свободе и регуляции поведения
Эмоциональная регуляция Регуляция на основе рефлекса
     
       

Литература для обязательного изучения

1. *Марцинковская, Т. Д. Ярошевский, М. Г. 100 выдающихся психологов мира. [Текст]. М., 199. – С. 43-45, 87-92, 129-132, 137-141, 229-233.

2. *Петровский, А. В. Ярошевский, М. Г. История и теория психологии. [Текст]. Ростов-на-Дону. – С. 92-108.

3. Соколова, Е. Е. 13 диалогов о психологии. [Текст]. М., 2003. – С. 115-156.

Дополнительная литература:

1. Бэкон, Ф. Сочинения [Текст]: в 2 т. – М., 1978.

2. Гоббс, Т. Избранные произведения [Текст]: в 2 т. – М., 1964.

3. Декарт, Р. Избранные произведения. [Текст]. М., 1950.

4. Ждан, А. Н. История психологии от античности к современности. [Текст]. – М., 2001.

5. Лейбниц, Г. Новые опыты о человеческом разуме. [Текст]. – М., Л., 1936.

6. Локк, Д. Избранные философские произведения. [Текст]: в 2 т. Т. 1. – М., 1980.

7. Спиноза, Б. Избранные произведения. [Текст]: в 2 т. – М., 1957.

8. Хрестоматия по истории психологии [Текст] / под ред. П.Я. Гальперина и А. Н. Ждан. М., 1980.

9. *Ярошевский, М. Г. История психологии. От античности до середины 20 века.[Текст]. – М., 1997.

 

Семинар № 3

XIX века

План семинара

1. Ассоцианизм – первая собственно психологическая школа:

а) предпосылки формирования ассоциативной психологии;

б) распространение принципа ассоциации на объяснение механизма восприятия пространства (Дж. Беркли);

в) ассоциация как «преобладающая» связь идей в концепции Д. Юма;

г) ассоциативная концепция Д. Гартли;

д) «ментальная механика» Дж. Милля и его система воспитания;

е) «ментальная химия» Д.С. Милля и начало кризиса ассоциативной психологии.

2. Французский эмпиризм:

а) проблема соотношения внутренних условий и внешних причин функционирования психики в работах Ж. Ламетри;

б) Э. Кондильяк о происхождении психических функций из опыта;

в) К. Гельвеций и Д. Дидро о соотношении «внутренней организации» и «внешних условий» психического развития.

3. Психологические воззрения немецких ученых.

4. Психологические идеи М. Ломоносова, А. Радищева, русских просветителей, А. Герцена, Н. Добролюбова, Н. Чернышевского.

Вопросы для осмысления

 

· Какие факторы способствовали развитию сенсуалистической психологии в XVIII веке?

· Что стало объединяющей идеей для психологии эпохи Просвещения?

· Какие идеи Локка были развиты в теории Беркли

· Какова роль теории Гартли в развитии психологии?

· Что общего в подходах Лейбница и Гербарта к содержанию психики?

· Какие исследования теории рефлекса наполнили эту концепцию реальным содержанием?

 

Тема для дискуссии

Почему два века «царствования» ассоцианизма завершились крахом данной школы?

Задания для самоконтроля

1. Определите авторство следующих книг

 

Название книги Автор
  «Опыт о человеческом разумении» (1689 г.)  
  «Трактат о началах человеческого знания» (1710 г.)  
  «Система логики» (т. 1-2, 1843 г.)  
  Трактат «Мысли о воспитании» (1693 г.)  
  «Угнетение женщин» (1869 г.)  
  «Трактат о человеческой природе» (1739 г.)  
  «Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях»  

 

2. Укажите, кому принадлежат следующие определения

 

Определение Персоналии
  Английский философ, основатель либерализма, основоположник ассоциативной психологии, разработал эмпирическую теорию познания  
  Английский философ, епископ в Клойне (Ирландия)  
  Шотландский философ, историк, экономист, разрабатывал теорию ассоциации идей  
  Английский философ и врач, один из основоположников ассоциативной психологии  
  Английский философ, историк и экономист  
  Английский философ, экономист, основатель английского позитивизма  

 

3. Подберите к каждому понятию соответствующее ему определение, укажите фамилию ученого, который ввел это определение.

Понятие Определение Персоналии
  Закон сходства   Чем более близки идеи в пространстве и времени, тем с большей вероятностью между ними возникают ассоциации     Дж. С. Милль
  Закон смежности   Чем более сходны идеи между собой, тем с большей вероятностью между ними возникают ассоциативные связи     Дж. С. Милль
  Закон повторяемости   Весь мир представляет собой не более чем несколько субъективное, психическое явление     Д. Милль
  Ментализм   Чем чаще 2 идеи встречаются вместе, тем более велика вероятность образования между ними ассоциативной связи     Д. Гартли
  Ментальная химия   Представление о том, что сложные идеи, возникающие из соединения ряда простых психических элементов, обладают новыми качествами, несводимыми к качествам элементов. Синтез простых идей порождает нечто большее, чем просто их сумму       Д. Юм
  Творческий синтез   Сложные идеи не есть только суммирование нескольких простых идей – в процессе синтеза всегда возникает новое качество     Д. Юм

 

4. Подберите к каждому понятию соответствующее ему определение:

Понятие Определение
  Учение, признающее действительными только те явления и факты, которые поддаются наблюдению
  Философское учение, утверждающее, что все события во Вселенной могут быть объяснены в физических терминах, как различные проявления материи и ее свойств
  Философская позиция, объявляющая единственным источником познания наблюдение за природой, эмпирический опыт
  Концепция, согласно которой сложные идеи образуются путем соединения или ассоциаций простых идей.

 

5. Раскройте суть темы «Развитие ассоцианизма в XVIII – XIX века» и установите соответствия.

 

Персоналии Предмет психологии Содержание психики Метод исследования
  Д. Гартли   Сознание   Ощущения, представления. Чувства. Фактически содержание психики, в которое входили 2 круга (большой и малый) и бессознательные элементы, было шире, чем предмет психологии   Логика
  Д. Беркли Д. Юм Д. Милль   Ассоциации между внешним и внутренним   Элементы психики (ощущения, представления, чувства), психические процессы   Интроспективное изучение динамики представлений
  Д. Милль   Перцепция и апперцепция   Ощущения, представления, чувства   Интроспекция
  И.Ф. Гербарт   Сознание   Элементы психики (ощущения, представления, чувства) и акты поведения   Интроспекция
  А. Бэн   Связь сознания и поведения   Сознательные, смутные и бессознательные представления, имеющие разную силу, длительность и связь с прошлым опытом   Изучение проб и ошибок при переходе от спонтанного к волевому поведению
  Г. Спенсер   Сознание   Психические процессы и акты поведения   Интроспекция и наблюдение

6. Записать в словарь: ассоцианизм, позитивизм, ментальная механика,

ментальная химия, ментальная биология.

Литература для обязательного изучения:

1. Гельвеций, К. «Об уме» [Текст] / Антология мировой философии: в 4 т. – М., 1980. – Т. 2. С. 621-635.

2. Кондильяк, Э. Б. Трактат об ощущениях [Текст] / Э. Кондильяк. Соч. в 3 т. – М., 1982. С.189-399.

3. Ламетри, Ж. О. Трактат о душе: Естественная история души. [Текст]: Сочинения. – М., 1983. – С. 58-143.

4. *Марцинковская, Т. Д., Ярошевский, М. Г. 100 выдающихся психологов мира. [Текст]. – М., 1995. – С. 18-20, 45-46, 72-75, 78-81157-159, 227-229.

5. *Петровский, А. В. Ярошевский, М. Г. История и теория психологии. [Текст]. – Ростов-на-Дону. – С.108-137.

6. Соколова, Е. Е. 13 диалогов о психологии. [Текст]. М., 2003. – С. 115-156.

7. Юм, Д. Сокращенное изложение «Трактата о человеческой природе» [Текст] / Д. Юм. Сочинения: в 2 т. – М., 1966. Т.1. С. 789-810.

 

Дополнительная литература

 

1. Беркли, Дж. Опыт новой теории зрения. [Текст] /Дж. Беркли. Сочинения. – М., 1978. – С. 49-136.

2. Богуславский, В.М. Ламетри. [Текст]. – М., 1977. (или Богуслав- ский, В. М. Ученый, мыслитель, борец [Текст] / Ж. О. Ламетри. Сочинения. – М., 1983. – С. 3-57).

3. Богуславский, В. М. Этьенн бонно де Кондильяк [Текст]. – М., 1984.

4. Быховский, Б. Э. Джорж Беркли. [Текст]. – М., 1970.

5. Гартли, Д. Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях [Текст] /Английские материалисты XVIII века. Собр. произв.: в 3 т. – М., 1967. – Т. 2. С. 193-371.

6. *Ждан, А. Н. История психологии от античности к современности. [Текст]. – М., 2001.

7. Зенгер, С. Дж. Ст. Милль, его жизнь и произведения. [Текст]. – СПб.

8. Нарский, И. С. Дэвид Юм. [Текст]. – М., 1973.

9. Спенсер, Г. Основания психологии. [Текст]. – М., 1988.

10. Хрестоматия по истории психологии [Текст] / под ред. П.Я. Гальперина и А. Н. Ждан. – М., 1980.

11. Юм, Д. Сокращенное изложение «Трактата о человеческой природе» [Текст] / Д. Юм. Сочинения: в 2 т. – М., 1966. – Т.1. С. 789-810.

12. *Ярошевский, М. Г. История психологии. От античности до середины ХХ века. [Текст]. – М., 1997.

 

Семинар № 4

 

Тема: Развитие психологии как самостоятельной науки

До «открытого кризиса»

План семинара

1. Развитие естествознания и естественно-научные основы выделения психологии в самостоятельную науку:

· Развитие физиологии (нервно-мышечной физиологии, физиологии органов чувств, физиологии головного мозга).

· Возникновение психофизики и психометрии.

· Эволюционная теория Ч. Дарвина.

2. Первые программы построения психологической науки (В. Вундта, Ф. Брентано, И. Сеченова).

3. Психологические школы в конце XIX – начале XX века: структурализм, функционализм, вюрцбургская школа.

4. Развитие экспериментальной психологии.

5. Развитие отраслей психологии.

 

Вопросы для осмысления

· В чем состоит отличие в понимании предмета, методов и задач психологии в программах В. Вундта, И. Сеченова и Ф. Брентано?

· Каковы основные отличия во взглядах европейских и американских функционалистов на функции сознания?

· Почему именно в этот период идет активное развитие различных отраслей психологии?

Задания для самоконтроля

1. Кому из ученых принадлежат следующие открытия?

 

Научные открытия Персоналии
  Математически обосновал закон сохранения энергии (1847 г.)  
  Разработал термодинамическую теорию химических процессов  
  Заложил основы вихревого движения жидкости и аномальной дисперсии  
  Автор основополагающих трудов по физиологии слуха и зрения  
  Обнаружил и измерил теплообразование в мышцах, изучил процесс сокращения мышц  
  Измерил скорость распространения нервного импульса  
  Способствовал развитию в психологии точных методов измерения  
  Открыл закон, устанавливающий связь между мозгом и телом  
  Его опыты стали первым экспериментальным подтверждением теории порога  

2. Определите авторство следующих книг:

Название книги Автор
  Физиологическая оптика  
  Элементы психофизики  
  О происхождении видов  
  Биографический очерк о развитии ребенка  

3. Записать в словарь: психофизика, психометрия, структурализм, функционализм, интенция, поток сознания.

Литература для обязательного изучения

1.* Ждан, А. Н. История психологии от античности к современности. [Текст]. – М., 2001. С.183-219.

2. *Марцинковская, Т. Д., Ярошевский, М. Г. 100 выдающихся психологов мира. [Текст]. – М., 1995. – С. 40-42, 65-69, 85-87, 96-99, 209-211, 235-237, 252-253.

3.* Петровский, А. В. Ярошевский, М. Г. История и теория психологии. [Текст]. – Ростов-на-Дону. – С.138-155.

 

Дополнительная литература

1. * Великие психологи. [Текст]. – Ростов-на-Дону, 2000. (О Вундте)

2. Вундт, В. Очерк психологии. [Текст]. – СПб., 1987.

3. Дарвин, Ч. Происхождение видов. [Текст]. – М., 1987.

4. Джемс, В. Психология. [Текст]. – М., 1991.

5. *Ждан, А. Н. История психологии от античности к современности. [Текст]. – М., 2001.

6. Рибо, Т. Современная германская психология. [Текст]. – СПб.

7. Хрестоматия по истории психологии. [Текст] / под ред. П.Я. Гальперина и А. Н. Ждан. – М., 1980.

8. *Ярошевский, М. Г. История психологии. От античности до середины ХХ века. [Текст]. – М., 1997.

 

Семинар № 5

План семинара

1. Проблема бессознательного в психологии.

2. Роль З. Фрейда в разработке проблемы бессознательного.

3. Неофрейдизм Г. Салливана и К. Хорни, концепция черт личности Г. Олпорта, персонология Г. Мюррея, эго-психология Э. Эриксона, гуманистический психоанализ Э. Фромма.

Вопросы для осмысления

· Каким образом в теории З. Фрейда взаимосвязаны сновидения и неврозы?

· Каковы результаты попыток экспериментального исследования основных положений фрейдовской концепции?

· Что представляет собой структура личности в теории Салливана?

· Каковы причины формирования невротической личности в теории К. Хорни?

· Какова этиология базальной тревоги в теории К. Хорни?

· Каково ваше отношение к основным механизмам развития и защиты в теории Э. Фромма и Э. Эриксона?

· По каким позициям велась критика психоанализа?

· Каков вклад психоанализа в психологию?

 

Творческие индивидуальные задания к семинару

Подготовить сообщения на темы:

 

1. «Психоаналитическое движение в России».

2. «Психоанализ: предшествующее влияние» (Философские концепции бессознательных психических феноменов: Аристотель, Лейбниц, Гербарт, Фехнер, Гартман; работы в в сфере психопатологии: Пинель, Месмер, Шарко, Жане, Брейер: работы в сфере естествознания: Дарвин, Мюллер; Работы в сфере медицины: Патце, Кроффт-Эбинг, Молль.

3. «Достоинства и недостатки психоанализа».

 

Задания для самоконтроля

1. Установите соответствия в таблице «Ошибочные действия»:

Вид ошибоч- ных дейст- вий   Содержание Определение (по Фрейду)
  Оговорки (в т.ч. описка)   Намерение маскируется под счастливой случайностью   Подавление имеющихся намерений что-либо сказать
  Действия «по ошибке»   Замена на основе словесной аналогии   То, что занимательно и интересно, заменяет чуждое и неинтересное. Остатки (предыдущих) мыслей затрудняют новое восприятие
  Отчитка   Когда желая что-либо сказать, кто-то вместо одного слова употребляет другое   В основе лежит желание, которому следовало бы отказать
  Забывание намерений   Забываются слишком важные впечатления, забывание которых прерывает связь событий, хорошо сохранившихся в памяти   Забывается то, что оставило глубокое неприятное впечатление
  Забывание впечатлений и переживаний   Кратковременное или длительное забывание того, о чем наверняка знаешь   Ассоциативное торможение связано с принципом неудовольствия, источником которого служит память
  Затеривание и запрятывание   Длительное или временное забывание имени   … если она испортилась, если вы намерены заменить ее лучшей, если она разонравилась, если она напоминает о чем-то неприятном
  Забывание имен собственных и иностранных названий   Небрежное отношение к вещам   Появляется тенденция противоположного характера, с которой связано нежелание выполнять действие

 

2. Установите соответствия в таблице



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.194 (0.175 с.)