Тема: основные идеи психоанализа и неопсихоанализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: основные идеи психоанализа и неопсихоанализа



План семинара

1. Проблема бессознательного в психологии.

2. Роль З. Фрейда в разработке проблемы бессознательного.

3. Неофрейдизм Г. Салливана и К. Хорни, концепция черт личности Г. Олпорта, персонология Г. Мюррея, эго-психология Э. Эриксона, гуманистический психоанализ Э. Фромма.

Вопросы для осмысления

· Каким образом в теории З. Фрейда взаимосвязаны сновидения и неврозы?

· Каковы результаты попыток экспериментального исследования основных положений фрейдовской концепции?

· Что представляет собой структура личности в теории Салливана?

· Каковы причины формирования невротической личности в теории К. Хорни?

· Какова этиология базальной тревоги в теории К. Хорни?

· Каково ваше отношение к основным механизмам развития и защиты в теории Э. Фромма и Э. Эриксона?

· По каким позициям велась критика психоанализа?

· Каков вклад психоанализа в психологию?

 

Творческие индивидуальные задания к семинару

Подготовить сообщения на темы:

 

1. «Психоаналитическое движение в России».

2. «Психоанализ: предшествующее влияние» (Философские концепции бессознательных психических феноменов: Аристотель, Лейбниц, Гербарт, Фехнер, Гартман; работы в в сфере психопатологии: Пинель, Месмер, Шарко, Жане, Брейер: работы в сфере естествознания: Дарвин, Мюллер; Работы в сфере медицины: Патце, Кроффт-Эбинг, Молль.

3. «Достоинства и недостатки психоанализа».

 

Задания для самоконтроля

1. Установите соответствия в таблице «Ошибочные действия»:

Вид ошибоч- ных дейст- вий   Содержание Определение (по Фрейду)
  Оговорки (в т.ч. описка)   Намерение маскируется под счастливой случайностью   Подавление имеющихся намерений что-либо сказать
  Действия «по ошибке»   Замена на основе словесной аналогии   То, что занимательно и интересно, заменяет чуждое и неинтересное. Остатки (предыдущих) мыслей затрудняют новое восприятие
  Отчитка   Когда желая что-либо сказать, кто-то вместо одного слова употребляет другое   В основе лежит желание, которому следовало бы отказать
  Забывание намерений   Забываются слишком важные впечатления, забывание которых прерывает связь событий, хорошо сохранившихся в памяти   Забывается то, что оставило глубокое неприятное впечатление
  Забывание впечатлений и переживаний   Кратковременное или длительное забывание того, о чем наверняка знаешь   Ассоциативное торможение связано с принципом неудовольствия, источником которого служит память
  Затеривание и запрятывание   Длительное или временное забывание имени   … если она испортилась, если вы намерены заменить ее лучшей, если она разонравилась, если она напоминает о чем-то неприятном
  Забывание имен собственных и иностранных названий   Небрежное отношение к вещам   Появляется тенденция противоположного характера, с которой связано нежелание выполнять действие

 

2. Установите соответствия в таблице

Защитный механизм Содержание защитного механизма личности   Пример защиты Способ преодоления
  Идентификация с кем-то или с чем-то   Движение мотива из сознания в подсознание или от «Эго» в «Оно» под влиянием «Супер – эго» - его контролирующей функции   Ошибочные действия, оговорки, ослышки   Протест, сопротивление, поиск себя
  Вытеснение   Идентификация с кем-то или с чем-то, находящимся вне психического   «Я как он, а не как я»   Осознание. Бдительность
  Проекция   Создание страданий, так как пережитое обращается против себя   Внутренняя тревога, беспокойство, чувство напряженности, легкая возбудимость, склонность к депрессии, нет легкости…   Самокритика. Внутренний диалог
  Образование симптомов   Появляется как следствие вытеснения. Вытесненное в подсознание содержание переносится на другого человека   Ревнивый человек видит в других свои вытесненные желания   Исследование причин, внешняя активность, самозащита, здоровая агрессивность
  Перенос   Пациент видит в терапевте родителя, возникает излишняя эмоциональная близость   «Он плохой, как и его отец». «Она во всем повторяет свою мать» (замещение отношений взрослых отношением к ребенку)   Сохранение выбранной цели
  Позитивный перенос   Освобождение от блокированных целей при помощи замещающего объекта внешнего мира, чтобы сохранить цели, но в другом виде   Лживость и месть вместо искренних чувств   Осознанность цели, альтруизм, воспитание индивидуального стержня
  Сублимация   Перевод напряжения в другое русло   Онанизм   Раскрепощение сексуальности и самозащиты
  Образование реакций   Неадекватная реакция на раздражительность   «Мое самочувствие улучшилось, и все благодаря вам»   Честность и выражение правдивых чувств и мыслей
  Уход, бегство   Создание дистанции (любыми способами) по отношению к реальности   Роль наблюдателя: «Я лучше посмотрю». Уход от неудач в другую деятельность, например, в общение, в семейную жизнь   Принятие реальности, контакт с ней
  Рационализация   Доступное пониманию человека оправдание какого-то своего поступка   Расслабление как смысл жизни или способ повысить самооценку, снизить чувствительность и фрустрации   Признание истинных мнений, желаний и чувств
  Оглушение   Огораживание – при помощи психофармакологии   «Не все так плохо, зато я…»   Бдительность, открытый анализ болезней и фрустрации
  Экранирование   Анестизирование – при помощи алкоголя   Смягчает симптомы психического напряжения – усталость, апатию и пр.   Работа с причинами. Приведение симптомов к их причинам
  Регресс   Объяснение, защита бессилием   «Я не могу иначе, я должен то, что должен»   Объяснение силой, доверие к своей силе, развитие инициативы
  Играние ролей   Контроль над чувствами   «Я не могу себе позволить, я буду выглядеть смешно или глупо»   Освобождение от ролевых стереотипов; мужество в разрушении ролевых игр
  Притупление чувствительности   Оправдание бессилия   Отказ от сопротивления. «Тут ничего «невозможно сделать»   Доверие к чувствам, развитие их

 

3. Установите соответствие (по Г. Салливану)

 

Стадия Новообразования
  Младенчество   Дружба
  Детство   Ребенок различает реальность и фантазии
  Ювенильная эра   Овладение языком и синтаксической организацией переживаний
  Пред-юность   Оформляется полный «комплект» межличностных отношений, развивается опыт
  Ранняя юность   Кормление дает ребенку его первый межличностный опыт
  Поздняя юность   Развитие паттерна гетеросексуальной активности

 

4. Установите соответствие (по Э. Эриксону)

Стадия Возраст Психосо циальный кризис Причина кризиса Сильная сторона Установка  
  Орально-сенсорная   1-3 года   Инициативность – вина   Суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития эго     Надежда   Я – то, за что несу ответственность
  Мышечно-анальная   20-25лет   Базальное доверие – базальное недоверие   Ребенок перестает быть центром внимания матери   Сила воли   Я – то, что ощущаю и чувствую
  Локомоторно-генитальная   6-12 лет   Автономия – стыд и сомнения   Чрезмерный посторонний контроль и одновременная потеря самоконтроля   Компетентность   Я – то, что я могу
  Латентная   3-6 лет   Эго-идентичность – ролевое смешение   Подавление инициативы, самостоятельность в действиях и одновременная потеря ответственности за себя и мир вокруг   Верность   Я – то, что я буду
  Подростковая   26-64 года   Интимность – изоляция   Зависимость чувства компетентности от успеваемости, сомнение в своих способностях и одновременная потеря веры в свою способность эффективно функционировать в существующем мире.   Цель   Я – то, что есть моя миссия
  Ранняя зрелость   12-19 лет   Трудолюбие – неполноценность   Интеграция многочисленных образов «Я» в личную идентичность, видение идеального образа своего будущего и, как результат, внутренний конфликт, поиск смысла жизни   Любовь   Я – то, что совершенствую
  Средняя зрелость   65 лет -смерть   Эго-интеграция – отчаяние   Излишняя поглощенность собой (как попытка проверить свою идентичность) и, как результат, социальный вакуум   Мудрость   Я – то, что я совершил в жизни
  Поздняя зрелость   Рождение- 1 год   Продуктивность – застой   Утрата продуктивности и, как результат, ощущение бессмысленности жизни   Забота   Я – то, чему я научился

 

Литература для обязательного изучения

 

1. *Ждан, А. Н. История психологии от античности к современности. [Текст]. – М., 2001 С. 318-331, 336-349.

2. *История психологии. Тексты [Текст] / под ред. П.Я. Гальперина и А.Н. Ждан. – М., 1992. С.260-343.

3. *Марцинковская, Т. Д., Ярошевский, М. Г. 100 выдающихся психологов мира. [Текст]. – М., 1995. – С.164-166, 201-203, 257-265, 265-271, 275-279.

4. *Петровский, А. В. Ярошевский, М. Г. История и теория психологии [Текст]. – Ростов-на-Дону, 1996. - С.155-157, 172-173, 184-210.

5. Хрестоматия по истории психологии. [Текст] / под ред. П.Я. Гальперина и А. Н. Ждан. – М., 1980.

Дополнительная литература:

1. *Великие психологи. [Текст]. – Ростов-на-Дону, (о Фрейде и Салливане).

2. Лейбин, В. М. Зигмунд, Фрейд, психоанализ и русская мысль. [Текст]. – М., 1994.

3. Фрейд, З. Введение в психоанализ [Текст]: лекции. – М., 1991.

4. Фрейд, З. «Я» и «Оно». [Текст]. – Тбилиси, 1991. – Т.1, 2.

5. Фромм, Э. Иметь или быть [Текст]. – М., 1998.

6. Хорни, К. Собрание сочинений [Текст]: в 3 т. – М., 1997. – Т.1. Психология женщины. Невротическая личность нашего времени.

7. *Ярошевский, М. Г. История психологии. От античности до середины ХХ века. [Текст]. – М., 1997.

Семинар № 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.12 (0.016 с.)